Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе
председательствующего Поникаровской Н.В.
судей Харитоненко Н.В, Коноваленко А.Б.
при секретаре Мазяр К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги" на решение Московского районного суда г. Калининграда от 04 декабря 2018 г, которым
исковые требования Калининградского транспортного прокурора удовлетворены.
ОАО "Российские железные дороги" запрещено выполнение строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства "Строительство ЛЭП-10 кВт ПЭ на участке ст. Гурьевск-Новый - ст. Полесск" Калининградской железной дороги до устранения нарушений градостроительного законодательства, а именно: до получения в установленном законом порядке разрешения на строительство, положительного заключения государственной экспертизы.
Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В, объяснения представителя ОАО "РЖД" Сбоевой Т.И, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Мосальской В.О, просившей оставить решение суда без изменения, мнения судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Калининградский транспортный прокурор обратился в суд с виском в интересах неопределенного круга лиц в сфере безопасности движения на железнодорожном транспорте, указав, что в связи с обращением Управления ФСБ России по Калининградской области от 22.02.2018 Калининградской транспортной прокуратурой совместно с Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Центральное управление Ростехнадзора) в апреле-мае 2018 года проведена проверка исполнения требований градостроительного законодательства при осуществлении строительства на объекте капитального строительства "Строительство ЛЭП-10 кВ ПЭ на участке ст. Гурьевск-Новый - ст. Полесск" Калининградской железной дороги.
В ходе проведенной проверки установлено, что ОАО "Российские железные дороги" в Калининградской области осуществляет строительство ЛЭП-10 кВ ПЭ на участке ст. Гурьевск-Новый-ст.Полесск.
Из справки Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 мая 2018 г. следует, что по результатам исследования проектной документации, договора строительного подряда, протокола обследования, положительного заключения негосударственной экспертизы, технических условий ОАО "Янтарьэнерго" для присоединения к электрическим сетям комплекс работ по строительству Объекта включает в себя:
-строительство одноцепной воздушной линии ЛЭП-19 кВ ПЭ на железобетонных опорах на участке ст. Гурьевск-Новый - ст. Полесск, на ст. Полесск и ст. Гурьевск-Новый предусмотрены питающие пункты 15 кВ/10кВ/0,4кВ с переводом всех существующих нагрузок подлежащей демонтажу КТП-44-02;
Прокладку кабельной линии НН 0,4 кВ по проектируемым кабельным трассам к ВРУ ж/д вокзалов ст. Гурьевск-Новый и ст. Полесск от питающего пункта 15кВ/10кВ. В ВРУ предусмотрен автоматический выключатель с тока отсечки 100А;
Прокладку кабельной линии 0,4 кВ от проектируемых МТЖП 10/10/0,4 кВ по проектируемой трассе до РЩ СЦБ и освещение переезда;
Установку КТП для электроснабжения остановочных пунктов, станций, переездов от проектируемой ЛЭП-10 кВ ПЭ;
Установку разъединителей с моторным приводом;
Пункты секционирования на ст. Гурьевск-Новый-ст. Полесск оп. Добрино;
Монтаж КТП-25/10/0,4кВ модуля ТУ на оп. Добрино;
Электроосвещение переездов.
Максимальная мощность ст. Гурьевск -180 кВт. Категория вторая. Протяженность ЛЭП - 10 кВ продольного электроснабжения - 34,610 км, в том числе 31,600 км - воздушная, 0,304 - кабельная. Протяженность питающих ЛЭП -15 кВ - 3,070 км, в том числе 2,766 воздушной линии, 0,304 - кабельной. Всего запроектирована 371 железобетонная опора для 1-кВ и 43 железобетонных опор для 15 кВ. Площадка строительства составляет 200 га вдоль железнодорожного полотна в полосе отвода.
Пунктом 4 части 5 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на строительство выдается в случае строительства, реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Требованиями ч.ч. 3.4, 4.1 ст. 49 ГрК РФ установлено, что проектная документация всех объектов, указанных в п. 5.1 ст. 6 ГрК РФ, объектов, строительство, реконструкция... подлежит государственной экспертизе и проводится федеральным органом исполнительной власти.
Однако в нарушение установленных требований законодательства строительство ЛЭП осуществляется ответчиком без разрешения на строительство и без проведения государственной экспертизы.
Прокурор указывал, что несоблюдение ответчиком требований градостроительного законодательства ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в том числе, пассажиров, пользующихся услугами перевозки на железнодорожном транспорте, работников железной дороги и иных лиц, находящихся в непосредственной близости к территории строительства объекта, может повлечь причинение вреда имуществу граждан и юридических лиц, окружающей среде.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор просил запретить открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" выполнение строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства "Строительство ЛЭП-10 кВт ПЭ на участке ст. Гурьевск-Новый - ст. Полесск" Калининградской железной дороги до устранения указанным юридическим лицом нарушений градостроительного законодательства, а именно: до получения в установленном законом порядке разрешения на строительство, положительного заключения государственной экспертизы.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД", не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе прокурору в иске, полагая, что суд неверно установилобстоятельства дела, ошибся в применении материального закона и пришел к необоснованному выводу о необходимости получения для строительства ЛЭП разрешения на строительство и положительного заключения государственной экспертизы.
Указывает в жалобе, что строительство объекта "Строительство ЛЭП-10 кВ ПЭ на участке ст.Гурьевск-Новый-ст.Полесск" спроектировано в полосе отвода железнодорожных путей, т е. предусмотрено в рамках ранее проведенного межевания земельного участка, и согласуется с разрешенным видом использования земельного участка.
Кроме того, объект строительства ЛЭП предусматривает сооружение линии электропередачи и установку оборудования, обеспечивающего электроснабжение потребляющих энергопринимающих устройств, предназначенных для приема электрической энергии низкого напряжения для устройства сигнализации, централизации, автоблокировки, освещения, то есть является сооружением вспомогательного характера и в силу положений п.3 ч.17 ст.51 ГрК РФ не требует получения разрешения на строительство.
.
Объект строительства - ЛЭП, являясь линейным объектом, напряжением до 10Кв, не требует получения разрешения на строительство и в соответствии с п.5 ст.15 Закона Калининградской области N 89 "О градостроительной деятельности на территории Калининградской области".
Ссылаются на то, что те обстоятельства, которые явились основания для заявления прокурором иска, а именно ссылки на положения п.7 ч.1 ст.48.1 Градостроительного кодекса РФ и доводы об отнесении объекта ЛЭП к опасным, технически сложным объектам не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
Пунктом 4 части 5 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.02.2012 N 92 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства" таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривалось ответчиком, что ОАО "Российские железные дороги" (далее "РЖД") выполняет строительные работы на объекте строительства "Строительство ЛЭП-10 кВ ПЭ на участке ст. Гурьевск-Новый - ст. Полесск" Калининградской железной дороги (далее - Объект ЛЭП).
Из справки Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 мая 2018 года следует, что по результатам исследования проектной документации, договора строительного подряда от 20.09.2017, протокола обследования от 28.02.2018, положительного заключения негосударственной экспертизы N 2-1-10325-16 от 14.09.2016 АНО "ЭКСКО", технических условий N Z-975/12 от 17.04.2012 и N Z-972/12 от 17.04.2012 ОАО "Янтарьэнерго" для присоединения к электрическим сетям комплекс работ по строительству Объекта ЛЭП включает в себя
- строительство одноцепной воздушной линии ЛЭП-19 кВ ПЭ на железобетонных опорах на участке ст. Гурьевск-Новый - ст. Полесск, на ст. Полесск и ст. Гурьевск-Новый предусмотрены питающие пункты 15кВ/10кВ/0,4кВ с переводом всех существующих нагрузок подлежащей демонтажу КТП-44-02;
- прокладку кабельной линии НН 0,4 кВ по проектируемым кабельным трассам к ВРУ ж/д вокзалов ст. Гурьевск-Новый и ст. Полесск от питающего пункта 15кВ/10кВ. В ВРУ предусмотрен автоматический выключатель с током отсечки 100А;
- прокладку кабельной линии 0,4 кВ от проектируемых МТЖП 10/10/0,4 кВ по проектируемой трассе до РЩ СЦБ и освещение переезда;
- установку КТП для электроснабжения остановочных пунктов, станций, переездов от проектируемой ЛЭП-10 кВ ПЭ;
- установку разъединителей с моторным приводом;
- пункты секционирования на ст. Гурьевск-Новый - ст. Полесск оп. Добрино;
- монтаж КТП-25/10/0,4 кВ модуля ТУ на оп. Добрино;
- электроосвещение переездов.
Максимальная мощность ст. Гурьевск - 180 кВт. Категория вторая. Протяженность ЛЭП - 10 кВ продольного электроснабжения - 34,610 км, в том числе 31,600 км - воздушная, 0,304 км - кабельная. Протяженность питающих ЛЭП - 15 кВ - 3,070 км, в том числе 2,766 км воздушной линии, 0,304 - кабельной. Всего запроектирована 371 железобетонная опора для 10 кВ и 43 железобетонных опор для 15 кВ. Площадка строительства составляет 200 га. Сроки проведения работ в соответствии с проектом организации строительства в соответствии с календарным графиком производства работ - один год.
Согласно протоколу обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от 28.02.2018, составленному УФСБ России по Калининградский области с участием представителей ОАО "РЖД", на участке местности от станции Гурьевск-Новое до станции Полесск вдоль железнодорожного полотна обнаружено четыре питающих модуля (два - 15 кВ и два - 10 кВ), расположенные на 50 км ПК-8, а с 50 км ПК-8 до 51 км установлены 24 железобетонные стойки (опоры). Факт выполнения строительно-монтажных работ на Объекте установлен в ходе выезда на место строительства 28.02.2018. В ходе исследования по направлению ст. Полесск - Гурьевск-Новый установлено, что в полосе отвода выполнен монтаж высоковольтной линии электропередач ВЛ-10 кВ с 50 км по 18 км в части установки 61 железобетонной стойки (опоры) без монтажа провода с крепежной арматурой.
В ходе проверки заказчиком ОАО "РЖД" представлено положительное заключение проектной документации объекта капитального строительства "Строительство ЛЭП-10 кВ ПЭ на участке ст. Гурьевск-Новый - ст. Полесск" Калининградской железной дороги негосударственной экспертизы N 2-1-1-0325-16 от 14.09.2016, выполненное АНО "ЭКСКО".
Разрешение на строительство Объекта заказчиком ОАО "РЖД" не представлено.
Принимая по делу решение и удовлетворяя заявленный прокурором иск, суд первой инстанции, установив обстоятельства дела и руководствуясь приведенными в решении нормами Градостроительным кодекса РФ в их взаимосвязи с положениями Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Технического регламента Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" правильно исходил из того, что возводимый ответчиком объект ЛЭП является объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта и в этой связи в силу прямого указания закона для его строительства требуется получение разрешения на строительство и положительное заключение государственной экспертиз.
Такие выводы суда первой инстанции признаются судебной коллегией правильными, поскольку они основаны на совокупности исследованных судом доказательств, подтверждены материалами дела и соответствуют закону.
Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, подробно приведены в решении и возражений со стороны апелляционной инстанции не вызывают.
Пунктом 4 части 5 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.02.2012 N 92 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства" таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 312-ФЗ) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" под инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования понимается транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 710 утвержден Технический регламент Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (далее - Технический регламент), который распространяется на инфраструктуру железнодорожного транспорта, в том числе общего и необщего пользования.
Объектом технического регулирования настоящего технического регламента ТС является инфраструктура железнодорожного транспорта, которая включает в себя:
а) подсистемы инфраструктуры железнодорожного транспорта, в том числе железнодорожное электроснабжение;
б) составные части подсистем и элементы составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта по перечню согласно приложению N 1 (также системы, обустройства и оборудование устройств электроснабжения на перегонах и станциях).
В статье 2 Технического регламента под железнодорожным электроснабжением понимается подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств, обеспечивающих электроснабжение потребляющих электроэнергию подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также электроснабжение тягового подвижного состава на электрифицированных железных дорогах.
Кроме того, в этой же статье Технического регламента указано, что инфраструктура железнодорожного транспорта - технологический комплекс, включающий в себя подсистемы инфраструктуры железнодорожного транспорта, составные части подсистем и элементы составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, обеспечивающие функционирование этого комплекса. Объект инфраструктуры железнодорожного транспорта - составная часть подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта или совокупность составных частей ее подсистем.
Государственная экспертиза проектной документации производится в соответствии с законодательством государств- членов ТС.
По мнению органа государственной власти - Департамента разрешительной деятельности и контроля Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, уполномоченного к выдаче разрешений на строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, ОАО "РЖД" осуществляет устройство электроснабжения, входящего в состав инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (Письмо от 03.04.2019 г. N 11822-ВА/03).
Приведенные выше нормативные положения с достаточной определенностью относят устройства электроснабжения железнодорожного транспорта, в том числе и возводимая ответчиком ЛЭП, к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта, а доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неправильном толковании приведенных выше нормативных положений действующего законодательства.
То обстоятельство, что в силу изменений, внесенных в п.7 ст. 48,1 Градостроительного кодекса РФ возводимый ответчиком объект (линия электропередач с максимальным напряжением в точке присоединения -15кВ) не отнесена к особо опасным, технически сложным объектам, не исключает по смыслу положений п. 4 части 5 статьи 51 ГрК РФ обязанность получения разрешения на строительство в отношении возводимого ответчиком объекта, в любом случае относящегося к объекту инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Исходя из буквального толкования п.4 ч.5 ст. 51 ГрК РФ, получение разрешения на строительство требуется не только в отношении технически сложных и опасных объектов, а любых объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Нельзя признать обоснованной и ссылку подателя жалобы на нормы Закона Калининградской области N 89 от 05.07.2017 г. "О Градостроительной деятельности на территории Калининградской области" (п.5 ст.15), а также часть 1 ст.51 Грк РФ, положения которых, по мнению ответчика, предоставляют возможность осуществления строительства линейного объекта - линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ в полосе отвода железнодорожных путей, то ест без подготовки документации по проекту планировки территории, без получения разрешения на строительство.
Между тем указанные положения предусматривают общие случаи строительства (реконструкции) линейных объектов, в том числе линий электропередачи напряжением до 35 кВ.
В рассматриваемом же случае, несмотря на то, что возводимый ответчиком объект представляет собой линейный объект - линию электропередачи до 35 кВ и возводится в полосе отвода железной дороги, применению подлежит специальная норма Градостроительного кодекса РФ (п5 ст.51), регулирующая вопросы получения разрешения на строительство в отношении специфических объектов, либо объектов, строительство которых осуществляется на особых территориях, к числу которых отнесены, например, гидротехнические сооружения 1 и 2 классов, аэропорты и иные объекты инфраструктуры воздушного транспорта, объекты обороны безопасности, а также объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Нельзя согласиться и с позицией ОАО "РЖД" о том, что получение разрешения в данном случае не требуется, поскольку возводимый линии ЛЭП относятся к сооружениям вспомогательного характера (п.3 ч.17 ст.51 ГрК РФ).
Инфраструктура (как понятие) представляет собой комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, осуществляющих и обеспечивающих функционирование системы.
Таким образом, линии ЛЭП, действительно, предназначены для обеспечения функционирования системы железнодорожного транспорта общего пользования, поскольку являются частью его инфраструктуры.
Между тем, поскольку положения п.4 ч.5 ст. 51 ГрК РФ предусматривают необходимость получения разрешения на строительство всех объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, вспомогательный характер таких объектов инфраструктуры в данном случае значения не имеет и положения п.3 ч.17 ст. 51 ГР К РФ применению не подлежат.
Доводы стороны ответчика в указанной части основаны на неправильном применении норм материального прав и не учитывают специфику строительства объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, для которых предусмотрен специальный порядок получения разрешения на строительство.
При таком положении приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут повлиять на правильность выводов суда о необходимости получения ОАО "РЖД" при возведении объекта ЛЭП-1-кВ ПЭ на участке ст. Гурьевск-Новый-ст.Полесск" разрешения на строительство и заключения государственной и законность принятого решения о запрете строительства до устранения нарушений.
Принятое судом решение основано на правильно установленных судом обстоятельствах дела и требований действующего законодательства в связи с чем является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда г. Калининграда от 04 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.