Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С,
судей Раскатовой Н.Н, Шипиковой А.Г,
при секретаре Солдатовой И.М,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобеистца Левшина В.В.нарешение Пресненскогорайонного суда г. Москвы от 12 декабря 2018года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Левшина В*В* к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья, признании права на включение в список имеющих право на получение социальной выплаты по категории инвалиды в г. Москве, обязании включить в список - отказать,
УСТАНОВИЛА:
ЛевшинВ.В.обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья, признании права на включение в список имеющих право на получение социальной выплаты по категории инвалиды в г. Москве, обязании включить в список.
Исковые требования мотивированы тем, что 22 мая 1998 года после получения производственной травмы на предприятии и установления второй группы инвалидности истец Левшин В.В. был поставлен на учёт и внесён в общереспубликанский список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г..Воркуты по категории "инвалиды" за счёт средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом N125-ФЗ от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N879. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации МО ГО "***" (протокол от 26 ноября 2004 года N47, утвержденным распоряжением администрации МО ГО "***" от 26 ноября 2004 года N1836) истец был снят с учета в связи с выездом на постоянное место жительство в ***, где истцу также не было предоставлено жилье и не предоставлялись средства для его приобретения из федерального бюджета. 21.10.2016 года из письменного ответа МО ГО "***" истец узнал, что снят с учета в связи с выездом в другую местность. В этой связи истец обратился по месту своего жительства, а именно в Департамент городского имущества г..Москвы с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в городе Москве, так как ранее так и не получил субсидий. 03 сентября 2017 года Левшиным В.В. был получен письменный отказ Департамента городского имущества г..Москвы с указанием на то, что истец проживает в городе Москве менее 10 лет и неверным порядком подачи заявления.
Полагая свои права нарушенными, истец просил суд признать его право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории инвалиды за счет средств федерального бюджета, признать право истца на включение в список граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по месту жительства в г..Москве по категории инвалиды с учетом даты постановки на учет 22 мая 2008 года в г..***, обязать ответчика включить истца в списки граждан имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья.
Истец Левшин В.В. в судебное заседание суда первой инстанции явился, требования иска просил удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Алексанян А. А. в судебное заседание явилась, предоставила отзыв на исковое заявление, в котором просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Третье лицо Левшина О. В. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, в своей апелляционной жалобе просит истец ЛевшинВ.В.
В заседание судебной коллегии участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Проверив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец Левшин В.В. с 07 мая 2013 года зарегистрирован по месту жительства по адресу: ***, где совместно с супругой Л* занимает однокомнатную квартиру площадью жилого помещения 33,4 кв.м, принадлежащую на праве собственности Левшину В.В. и Л*.
22 июня 2017 года истец обратился в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением по вопросу включения в подпрограмму предоставления социальной выплаты из федерального бюджета на строительство и либо приобретение жилого помещения как лицу, выехавшему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
ПисьмомДепартамента городского имущества г. Москвы от 03 августа 2017 года NДГИ-ГР-63103/17-1 истцу былоразъяснено, что в соответствии с требованиями действующего законодательства необходимым критерием для постановки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья является отсутствие у гражданина жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий, тогда как истец проживает в г.Москве с 2013 года и на основании договора купли-продажи имеет в собственности совместно с супругой Л* однокомнатную квартиру, общей площадью 33,4 кв.м, нуждающимся в жилых помещениях не признан. Одновременно Департамент также разъяснил, что для принятия решения по жилищному вопросу истца в форме распоряжения ему необходимо обратиться с заявлением в Многофункциональный центр предоставления государственных услуг города Москвы с заявлением и пакетом документов в соответствии с Регламентом рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом РФ, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 07.04.2011 года N 115-ПП.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", п. 2 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года за N 879, Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, Регламентом рассмотрения заявлений граждан об участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 11 мая 2010 года N 388-ПП, а также положениями ст.ст. 7, 8 и 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", оценил представленные в материалы дела доказательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, так как они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с п. 2 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года за N879 регистрация и постановка на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, производится по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета.
На основании ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", право на получение жилищных субсидий из федерального бюджета имеют граждане Российской Федерации, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года (и выехавшие из указанных районов не ранее 01 января 1992 года), имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получившие субсидии на эти цели.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", в соответствии с которыми право на получение социальной выплаты имеют, в том числе, граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Исходя из положений вышеприведенных норм для участия в программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" необходимо быть признанным в установленном на территории субъекта Российской Федерации порядке нуждающимся в жилом помещении. В городе Москве основания и порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях регулируются Законом города Москвы N 29 от 14 июня 2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". В силу ст.11 Закона города Москвы N 29 от 14 июня 2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные заявителем к заявлению, и документы, полученные уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по межведомственным запросам, которые подтверждают наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее - заявитель). Форма заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
Заявление подается в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы по месту жительства заявителя либо через многофункциональный центр предоставления государственных услуг (далее - многофункциональный центр). Порядок взаимодействия уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы и многофункционального центра определяется заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений, поданных их законными представителями.
С заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
Заявитель вправе представить иные документы, свидетельствующие о его жилищной обеспеченности, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые, по его мнению, могут повлиять на решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На дату обращения истца с заявлением к ответчику действовал Регламент рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 07 апреля 2011 года N 115-ПП, которым в том числе были утверждены форма и перечень документов, прилагаемых к заявлению, а также порядок их подачи в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 23 апреля 2014 года N 219-ПП через Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных Левшиным В.В. требований, суд первой инстанции объективно не установилсо стороны ответчика нарушений жилищных прав истца, поскольку в представленном в материалы дела ответе Департамента городского имущества г.Москвы истцу было разъяснено, что для участия в программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" необходимо быть признанным нуждающимся в жилом помещении в установленном местным законодательством порядке, между тем Левшин В.В. с приложением необходимых для рассмотрения данного вопроса документов в Департамент городского имущества г.Москвы не обращался, доказательств обратного в материалы дела не представил.
Более того, как следует из материалов дела,истец проживает на территории города Москвы с 2013 года и совместно с супругой Левшиной О.В. является собственником жилого помещения, общей площадью 33,4 кв.м, соответственно, уровень обеспеченности истца площадью жилых помещений составляет более учетной нормы (10 кв.м.).
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о нарушении судом норм материального права судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку таких нарушений судом при разрешении спора не допущено. Ссылок на новые имеющие значения для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, а также доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалобе не содержит, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке судебная коллегия не усматривает.
Разрешая спор, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам по делу, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 12 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Левшина В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.