Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в
составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Рачиной К.А, Дегтеревой О.В.
при секретаре Завалишиной Н.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ-ГУ ПФР N2 по г. Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда города Москвы от 04 декабря 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования К. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N2 по городу Москве и Московской области о признании решения незаконным, досрочном назначении страховой пенсии по старости - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N2 по городу Москве и Московской области в части с 01.09.2008г. по 12.10.2008г, с 18.10.2008г. по 13.03.2013г. в должности заместителя директора по УВР в ГОУ г. Москвы Центр образования N***.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N2 по городу Москве и Московской области включить в специальный стаж К. периоды работы, дающие право на назначение досрочной страховой пенсии по старости:
С 01.09.2008г. по 12.10.2008г, с 18.10.2008г. по 13.03.2013г. в должности заместителя директора по УВР в ГОУ г. Москвы Центр образования N***.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N2 по городу Москве и Московской области назначить К. досрочную страховую пенсию по старости с 13.10.2017г.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
УСТАНОВИЛА:
К. обратилась в суд с иском к ГУ - ГУ ПФР РФ N2 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, ссылаясь на то, что 13.10.2017г. она обратилась за назначением досрочной страховой пенсии по старости, в назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия требуемого стажа. Полагая свои права нарушенными, истец обратился в суд с требованиями о признании за ней права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" и о включении в подсчет специального стажа период работы с 01.09.2008г. по 13.03.2013г. Также истец просила суд назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения с соответствующим заявлением, а именно с 13.10.2017г.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме; представитель ответчика в суде возражал против удовлетворения требований истца по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого как неправильного, просит в апелляционной жалобе ответчик и рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие истца и ответчика в суд не поступало, документов, подтверждающих уважительность причин неявки в суд не представлено, явку в судебное заседание своего представителя истец на обеспечила, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определиларассмотреть апелляционную жалобу истца в отсутствие истца и представителя ответчика.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста ( подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица ( часть 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии ( часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) ( часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 г. N 781).
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены должность учителя, а также должность заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила от 29 октября 2002 г. N 781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей - директора (начальника, заведующего), а также заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом - установлены пунктом 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781.
Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа, в частности в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в том числе в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Такое право имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований. Периоды их работы после 1 сентября 2000 г. по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы ( пункт 4 Правил от 29 октября 2002 г. N 781). Работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в школах всех наименований засчитывается в специальный стаж независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы ( подпункт "б" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 13.10.2017г. по п.п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением N180000000795/2389271/17 от 20.03.2018г. и повторно решением N568 от 04.04.2018г, в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, поскольку с учетом включенных ответчиком периодов ее работы стаж истца на соответствующих работах, составил 20 лет 07 месяцев 06 дней, что не соответствует требуемому стажу 25 лет, предусмотренному пп. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Так, в специальный стаж истцу не включены периоды ее работы: с 01.09.2008г. по 13.03.2013г, так как не определен тип образовательного учреждения, предусмотренного Списком N781.
В обоснование требований истец указывала, что она в спорные периоды фактически работала в школе и осуществляла педагогическую деятельность, считает, что спорные периоды должны быть включены в педагогический стаж и назначена досрочная страховая пенсия по старости.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, истец была принята на работу на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе с 01.09.2008г. (Приказ о приеме на работу от 30.08.2008г. N 6-к) в ГОУ Центр образование N***, ранее средняя общеобразовательная школа, и данное учреждение связано с образовательной деятельностью по основным программам начального, общего и среднего (полного) общего образования, и в настоящее время ГБОУ города Москвы "Школа N***" лицензия от 24.06.2015г. За указанный период независимо от наименования учреждения и его правового статуса истец фактически осуществляла трудовые функции и обязанности заместителя директора по УВР на 1,0 ставку и учителя математики, то есть, в должности, непосредственно связанной с педагогической деятельностью, работала в образовательном учреждении для детей.
Рассматривая заявленные требования в части обязания ответчика включить в подсчет специального стажа истца указанный период, суд, оценив собранные по делу доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, в том числе, принимая во внимание приведенные нормы законодательства, разъяснения, содержащиеся в п.16 и п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N30 от 11.12.2012г. "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", установил, что истец фактически осуществляла свою педагогическую деятельность, что подтверждено представленными суду доказательствами: трудовая книжка истца, акт Документальной проверки сведений о специальном стаже застрахованного лица от 22.11.2017г.; справка для оформления пенсии за выслугу лет от 09.10.2017г.; копии лицензий ГОУ Центра образования N1440 N031163 от 13.04.2012г, N036291 от 24.06.2015г, N003792 от 10.08.2015г, N008728 от 20.04.2007г, N010446 от 13.07.2010г, копия свидетельства ГОУ Центра образования N1440 N011940 от 18.06.2012г, приказ о приеме на работу N6-к от 30.08.2008г, суд пришел к правильному выводу о том, что спорные периоды ответчика следует обязать включить в подсчет специального стажа истца, так как за указанный период истец фактически осуществляла трудовые функции в должности заместителя директора по УВР и обязанности учителя математики, то есть в должности, непосредственно связанной с педагогической деятельностью, работала в образовательном учреждении для детей полный рабочий день на полную ставку, а наименование должности и учреждения предусмотрены Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002г.
На дату обращения истца в пенсионные органы - 13.10.2017г, специальный стаж истца, с учетом периодов, включенных в подсчет специального стажа пенсионными органами 20 лет 07 мес. 06 день, и спорных периодов с 01.09.2008г. по 12.10.2008г, с 18.10.2008г. по 13.03.2013г. в должности заместителя директора по УВР в ГОУ г. Москвы Центр образования N1440 - 04 года 06 месяцев 06 дней, включенных судом в подсчет специального стажа истца, составил более требуемых 25 лет, следовательно, решение суда в части обязания ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 13.10.2017г. подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы, что спорные периоды не могут быть включены истцу в стаж на соответствующих видах работ, по причине того, что вид учреждения, в котором работала истец в период с 01.09.2008г. по 13.03.2013г. (ГОУ г. Москвы N***) не соответствует его типу, предусмотренному Списком N781, поскольку подпунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка N781 в рамках типа общеобразовательных учреждений предусмотрен "Центр образования" и данный список содержит исчерпывающий перечень учреждений должностей педагогических работников и расширительному толкованию не подлежит, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку суд пришел к выводу о том, что в указанный период истец фактически осуществляла свою работу в общеобразовательном учреждении, фактически работа протекала в школе, что предусмотрено Списком, утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г, в связи с чем суд верно обязал ответчика включить данный период в подсчет специального стажа истца. Судебная коллегия в целом соглашается с выводом суда первой инстанции, так как не доверять доказательствам, представленным истцом, у суда оснований не имелось. При этом, судебная коллегия принимает во внимание тот факт, что периоды работы в этом учреждении до 30.08.20098г, и с 14.03.2013 г. в связи с переименованием учреждения ответчиком включены в подсчет специального стажа истца.
Другие доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и ответчиком не опровергнуты.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда города Москвы от 04 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-ГУ ПФР N2 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.