Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 октября 2019 г. N 5-АПА19-97 настоящее решение оставлено без изменения
Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Комаровой Е.Д. с участием прокурора Слободина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1961/2019 по административному исковому заявлению ООО "ФИНТЕКА" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1 постановления (в первоначальной редакции) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2019 года.
По состоянию на 01 января 2019 года в пункт 11534 оспариваемого Перечня включено здание с кадастровым номером *** по адресу: ***. В пункт 11522 оспариваемого Перечня включено здание с кадастровым номером *** по адресу: ***.
Административный истец, являясь собственником зданий, обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании данных пунктов постановления Правительства Москвы N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" по состоянию на 01 января 2019 года.
Административные исковые требования мотивированы тем, что здания расположены на земельных участках, вид разрешенного использования которых не предусматривает размещение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; фактически здания также не используется для указанных целей, помещения в зданиях предназначены для складских целей; включение данных зданий в Перечень неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
В судебном заседании представители административного истца административные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы в судебном заседании против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив оспариваемые административным истцом положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании стороны полномочия Правительства Москвы по изданию оспариваемого в части нормативного правового акта не оспаривали.
Проанализировав положения действующего законодательства, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта.
Так, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ( пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов ( пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Таким уполномоченным органом на основании пункта 1 статьи 44 Устава города Москвы, утвержденного Московской городской Думой 28 июня 1995 года, пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" является Правительство Москвы, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Москвы.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" оспариваемое постановление N 700-ПП подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы".
Таким образом, суд считает, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года, а также последующие изменяющие его акты введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
Оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права административного истца в части уплаты налога на имущество организаций, объектом налогообложения по которому в силу пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ является движимое и недвижимое имущество, а налоговая база отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость.
На основании статьи 383 Налогового кодекса РФ и статьи 3 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на административном истце лежит обязанность по уплате налога на имущество за 2017 год в отношении спорных зданий исходя из их кадастровой стоимости.
Соответственно, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права административного истца как налогоплательщика, и он вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
Согласно пункту 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действующей с 01 января 2017 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона города Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом, под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При наличии одного из приведенных условий объект недвижимости признается административно-деловым центром, уплата налога в отношении него осуществляется исходя из кадастровой стоимости.
Судом установлено, что административный истец является собственником здания площадью 714,7 кв.м. с кадастровым номером *** по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16 мая 2014 года. Назначение здания в свидетельстве указано как складское. Данное здание включено в оспариваемый Перечень под пунктом 11534.
Также административный истец является собственником здания площадью 847,5 кв.м. с кадастровым номером *** по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16 мая 2014 года Назначение здания в свидетельстве указано как складское. Данное здание включено в оспариваемый Перечень под пунктом 11522.
Исходя из пояснений представителя Правительства Москвы, оба здания включены в оспариваемый Перечень по критерию вида разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены.
Как указал административный ответчик, здания расположены на земельных участках с кадастровыми номерами ***, ***, каждый из которых на начало налогового периода 2019 года имел вид разрешенного использования "участки размещения промышленно-производственных объектов: объекты размещения промышленных предприятий (1.2.9); объекты размещения складских предприятий (1.2.9); объекты размещения офисных помещений, деловых центров с несколькими функциями (1.2.7); объекты размещения организаций розничной торговли непродовольственными группами товаров (1.2.5). Поскольку один из видов разрешенного использования земельных участков предполагает размещение на них торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, включение зданий, расположенных на данных земельных участках в оспариваемое в части постановление Правительства Москвы N 700-ПП, по мнению административного ответчика, является обоснованным.
Суд не может согласиться с указанным выводом, поскольку он сделан без учета фактических обстоятельств, свидетельствующих о расположении зданий на земельном участке, образованном в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ***.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 28 мая 2012 года Департаментом земельных ресурсов города Москвы было принято Распоряжение N 2260 "О разделе земельного участка с кадастровым номером *** с сохранением в измененных границах", которым была утверждена схема расположения земельных участков на кадастровой карте территории согласно приложению N 1 к указанному Распоряжению, образованных путем раздела земельного участка на два участка с сохранением земельного участка с кадастровым номером *** в измененных границах. Для вновь образованного в результате раздела земельного участка адресный ориентир был установлен как ***, Вновь образованному земельному участку определен вид разрешенного использования: объекты размещения складских предприятий (1.2.9).
При исполнении Распоряжения обнаружена опечатка в части написания кадастрового номера земельного участка, вместо указанного в нем несуществующего кадастрового номера *** следовало указать номер***. Данные обстоятельства исключили возможность исполнения Распоряжения и своевременную постановку вновь образованного земельного участка на кадастровый учет.
Распоряжение было отменено по заявлению собственника нежилых зданий, расположенных на земельном участке, Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 20 декабря 2016 года N 39522, которым повторно была утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории согласно приложению, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером *** на два участка с сохранением земельного участка с кадастровым номером *** в измененных границах. Установлен адрес вновь образованного в результате раздела земельного участка: ***, с видом его разрешенного использования - склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9).
Данные обстоятельства установлены Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 13.08.2018 N 5-АПГ18-55, которым отменено решение Московского городского суда от 19.02.2018г. и признаны недействующими пункты 10204, 10193 Перечня на 2017 год, в который включены спорные здания административного истца.
До настоящего времени каких-либо изменений в отношении Распоряжения Департамента не производилось, оно не отменялось, не изменялось, является действующим.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что на момент утверждения оспариваемого в части Перечня на 2019 год указанное выше Распоряжение Департамента действовало, суд приходит к выводу, что земельные участки, на которых расположены спорные здания, имели вид разрешенного использования "объекты размещения складских предприятий" (1.2.9).
К коду 1.2.9 Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39, относят земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Следовательно, данный вид разрешенного использования земельного участка исключает возможность размещения на нем объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП, которым утверждены Правила землепользования и застройки в городе Москве, вновь образованный земельный участок расположен в границах территориальной зоны, для которой установлен вид разрешенного использования производственная деятельность (6.0) и обеспечение научной деятельности (3.9).
Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Поскольку на дату внесения объектов недвижимости в оспариваемый Перечень действовало Распоряжение Департамента, предусматривающее для вновь образованного земельного участка, на котором располагаются нежилые здания, вид разрешенного использования "объекты размещения складских предприятий", оснований для включения зданий в оспариваемый Перечень не имелось.
Кроме того, административным истцом в материалы дела представлены акты Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, составленные по состоянию 30 августа 2017 года в отношении спорных зданий, согласно выводам которых данные здания полностью используются под склады, не связанные с торговлей.
Из представленных в материалы дела фотоснимков следует, что в настоящее время здания требуют проведения капитального ремонта, функционально не пригодны для использования по какому-либо назначению.
Учитывая, что административным ответчиком не представлено убедительных доказательств, свидетельствующих о том, что на момент включения зданий в оспариваемые пункты Перечня они были предназначены для использования или фактически использовались в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
На основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, разрешая вопрос о распределении судебных расходов, понесенных по делу, взыскивает с Правительства Москвы в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим с 1 января 2019 года пункты 11534, 11522 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29.11.2018г. N 1425-ПП.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ООО "ФИНТЕКА" расходы по уплате госпошлины в размере 4 500 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.