Московский городской суд в составе судьи Дорохиной Е.М., при секретаре Ходукиной Н.В., с участием прокурора Слободина А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2515/2019 по административному исковому заявлению ПАО "МОЭСК" о признании не действующими отдельных положений приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28.11.2014 г. Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28.11.2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 02.12.2014 г. в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1 постановления (в первоначальной редакции) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2018 г. N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28.11.2014 г. N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 01.01.2019 г. (далее - Перечень на 2019 год).
Под пунктом 24413 Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 г. N 700-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 27.11.2018 г. N 1425-ПП (по состоянию на 1 января 2019 года) включено здание с кадастровым номером ***.
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным иском к Правительству Москвы о признании не действующим с 01.01.2019 г. пункта 24413 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 27.11.2018 г. N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28.11.2014 г. N 700-ПП".
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что является собственником объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером ***, - которое согласно оспариваемому пункту было включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, в связи с чем налоговое бремя административного истца существенно увеличилось. Между тем, названное строение не подлежало включению в Перечень, как не отвечающее критериям, которые определены ст. 1.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и положениями ст. 378.2 НК РФ, поскольку оно расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещения деловых и торговых центров, и поскольку оно фактически использовалось и используется для производственных целей - для размещения сотрудников Московских кабельных сетей.
Представитель административного истца - Богадеев А.В. в суд явился, заявленное требование поддержал и указал, что его доверитель является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе на территории города Москвы; что в спорном здании расположена ремонтно-производственная база филиала Новая Москва (Московский район электрических сетей (РЭС) филиала Новая Москва), где располагаются производственные и вспомогательные помещения (склады, раздевалки, вентиляционные камеры и пр.), а также кабинеты для обслуживающего персонала филиала Новая Москва).
Представитель административного ответчика Правительства Москвы - Тетерина Е.В. в суд явилась, против удовлетворения заявленного требования возражала, поддержала письменные возражения (л.д 120-125) и указала, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, его нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и каких-либо прав и законных интересов административного истца не нарушает. Представитель указала также, что при наличии акта от 17.10.2018 г. о фактическом использовании принадлежащего истцу здания у ее доверителя имелись все основания для его включения в Перечень на 2019 год.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Слободина А.С, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд считает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон ( части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20.12.2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 НК РФ объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Применительно к налогу на имущество организаций объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса ( пункт 1 статьи 374 НК РФ).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом в пункте 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона города Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При наличии одного из приведенных условий, объект недвижимости признается административно-деловым центром, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Включение спорного здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, затрагивает права административного истца в сфере экономической деятельности и предоставляет ему право на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта в силу части 1 статьи 208 КАС РФ.
На основании исследованных доказательств судом установлено, что административный истец является собственником отдельно стоящего нежилого здания с кадастровым номером ***.
Названное здание размещено на земельном участке с кадастровым номером ***, который был предоставлен административному истцу на основании договора аренды от *** для строительства ремонтно-производственной базы (л.д. 22-35), и разрешенный вид использования которого был уточнен на основании распоряжения Администрации Ленинского муниципального района Московской области N 198-р/о от 01.06.2011 (л.д. 37) и установлен как: под размещение ремонтно-производственной базы, соответственно, вид разрешенного использования земельного участка основанием для включения спорного здания в Перечень на 2019 год являться не мог.
Согласно документам, представленным административным истцом, здание используется обслуживающим персоналом Московских кабельных сетей.
Основным видом деятельности административного истца является осуществление эффективного функционирования объектов распределительного электросетевого комплекса, что отражено в его Уставе (л.д.93-118); доказательств в подтверждение ведения административным истцом иной деятельности по месту нахождения спорного нежилого здания в суд представлено не было, напротив, из представленных административным истцом документов следует, что названное здание в юридически значимый период использовалось им по прямому назначению - для размещения сотрудников и оборудования, предназначенного для обеспечения эксплуатации кабельных сетей, а также для размещения иных служб, обеспечивающих производственную деятельность, включая технические.
Данных о передаче помещений в здании в аренду сторонним организациям по состоянию на дату принятия постановления Правительства Москвы N 1425-ПП от 27.11.2018 г. и по состоянию на дату введения в его действие не имеется; расположенные в здании помещения не имеют самостоятельного офисного и делового значения, не предназначены для производства какой-либо продукции и осуществления самостоятельной коммерческой деятельности.
В соответствии с выпиской БТИ из технического паспорта, а также паспортом на здание, составленным *** (л.д. 81-92) в здании располагаются производственные (кабинеты мастеров, диспетчера, персонала) и вспомогательные помещения (склады, раздевалки, сушилки, вентиляционные камеры и пр.).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.11.2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй НК РФ" постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 г. N 257-ПП утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Согласно пункту 4.6 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 г. N 184-ПП, Госинспекция является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности.
Пунктами 3.4- 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного здания, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования работник Госинспекции, уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Госинспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов. В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и (или) нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
Следовательно, Государственная инспекция по недвижимости города Москвы наделена правом на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от права собственности.
Согласно пункту 2.4. Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, в целях подготовки к проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда Госинспекция использует информацию, содержащуюся в государственном кадастре недвижимости, документы технического учета (инвентаризации) и (или) сведения о таком учете (инвентаризации) и иные документы, полученные в установленном порядке от органов исполнительной власти, в том числе Департамента городского имущества города Москвы, подведомственных органам исполнительной власти организаций.
Согласно представленному административным ответчиком акту о фактическом использовании спорного нежилого здания N *** (л.д. 134-154), 71,79% общей площади здания используется для целей налогообложения в соответствии со ст. 378.2 НК РФ, - что противоречит в том числе названным выше документам технического учета.
Кроме того, в данном акте в нарушении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 г. N 257-ПП, не указано о выявленных признаках размещения офисов. Наличие фотографий не опровергает доводы административного истца о размещении в здании управлений и подразделений филиала ПАО "МОЭСК", составляющих единую структуру подразделений электросетевой организации, обеспечивающих основной вид деятельности - оказание услуги по передаче электрической энергии на территории города Москвы и Московской области.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не доказан факт использования ПАО "МОЭСК" 20% и более площади здания под размещение офисов, следовательно, вышеуказанный акт N *** не может являться безусловным доказательством обоснованного включения здания в Перечень на 2019 год.
Таким образом, из анализа представленных доказательств по делу следует, что спорный объект недвижимости представляет собой здание, составляющее инфраструктуру энергетического предприятия, которое используется обслуживающим персоналом филиала ПАО "МОЭСК", в нем располагаются управления и подразделения этого юридического лица.
Оценив представленные доказательства в совокупности, исходя из того, что административным ответчиком не представлено доказательств, объективно подтверждающих, что в указанном здании в спорный налоговый период более 20 процентов от общей площади, занято под размещений офисов, что подразумевает осуществление самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности, суд приходит к выводу о законности заявленных административным истцом требований.
Следовательно, рассматриваемое здание не может быть отнесено к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку не соответствуют критериям, установленным ст. 378.2. НК РФ и ст. 1.1 Закона г. Москвы "О налоге на имущество организаций", пункт 24413 Перечня подлежит признанию недействующим.
Согласно части 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что здание с кадастровым номером *** не отвечает признакам административно-делового и (или) торгового центров по смыслу пунктов 3, 4 статьи 378.2 НК РФ и пунктов 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 г. N 64.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что на момент внесения в постановление Правительства Москвы от 28.11.2014 г. N 700-ПП изменений постановлением Правительства Москвы от 27.11.2018 г. N 1425-ПП и утверждения оспариваемого пункта 24413 приложения 1, указанное выше нежилое здание не отвечало критериям, установленным пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций".
На основании изложенного оспариваемый пункт 24413 Перечня на 2019 год "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" признается несоответствующим положениям пункта 3 статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций".
Пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ предусмотрено, что суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым удовлетворить заявленные административным истцом требования в полном объеме.
Определяя момент, с которого указанный правовой акт признается недействующим, суд учитывает, что постановления Правительства Москвы от 27.11.2018 г. N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28.11.2014 г. N 700-ПП", которым в Перечень на 2019 год включен оспариваемый пункт, было введено в действие с 01.01.2019 г.
С учетом изложенного и в соответствии с положениями статей 3, 215 КАС РФ суд считает необходимым признать не действующим пункт 24413 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 27.11.2018 г. N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28.11.2014 г. N 700-ПП", с 01.01.2019 г.
Ввиду удовлетворения заявленных административных исковых требований и на основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ и п. 6 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере ***.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать не действующим с 01 января 2019 года пункт 24413 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ПАО "МОЭСК" *** рублей в счет возмещения судебных расходов.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда Е.М. Дорохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.