Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 августа 2019 г. N 5-АПА19-76 настоящее решение оставлено без изменения
Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Комаровой Е.Д. с участием прокурора Слободина С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2627/2019 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "МОЭСК" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1 постановления (в первоначальной редакции) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2019 года.
По состоянию на 01 января 2019 года в пункт 22833 оспариваемого Перечня включено здание с кадастровым номером *** площадью 2 923,5 кв.м. по адресу: ***.
Административный истец, являясь собственником здания, обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании данного пункта постановления Правительства Москвы N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" по состоянию на 01 января 2019 года.
Административные исковые требования мотивированы тем, что здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; фактически здание также не используется для указанных целей, в здании располагается Управление кабельных сетей Северо-Западного округа и девятнадцатый ремонтно-эксплуатационный район УКС СЗО, а также иные службы МКС, обеспечивающие передачу электроэнергии; включение данного здания в Перечень неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы в судебном заседании против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив оспариваемые административным истцом положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании стороны полномочия Правительства Москвы по изданию оспариваемого в части нормативного правового акта не оспаривали.
Проанализировав положения действующего законодательства, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта.
Так, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ( пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов ( пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Таким уполномоченным органом на основании пункта 1 статьи 44 Устава города Москвы, утвержденного Московской городской Думой 28 июня 1995 года, пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" является Правительство Москвы, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Москвы.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" оспариваемое постановление N 700-ПП подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы".
Таким образом, суд считает, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года, а также последующие изменяющие его акты введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
Оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права административного истца в части уплаты налога на имущество организаций, объектом налогообложения по которому в силу пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ является движимое и недвижимое имущество, а налоговая база отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость.
На основании статьи 383 Налогового кодекса РФ и статьи 3 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на административном истце лежит обязанность по уплате налога на имущество организаций за 2019 год в отношении спорного здания исходя из его кадастровой стоимости.
Соответственно, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права административного истца как налогоплательщика, и он вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
Согласно пункту 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действующей с 01 января 2017 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона города Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом, под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При наличии одного из приведенных условий объект недвижимости признается административно-деловым центром, уплата налога в отношении него осуществляется исходя из кадастровой стоимости.
Судом установлено, что административный истец является собственником здания с кадастровым номером *** площадью 2 923,5 кв.м. по адресу: ***, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права от 29.09.2009г.
Из пояснений административного ответчика и представленных им в материалы дела возражений, следует, что здание включено в оспариваемый пункт постановления на основании статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и статьи 1.1. Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" исходя из критерия фактического использования на основании акта Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 17 июля 2018 года N 9092084/ОФИ, выводы которого содержат утверждение о том, что здание фактически используется для размещения офисов.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Согласно пункту 4.6 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2012 года N 184-ПП, Госинспекция является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности.
Пунктами 3.4 - 3.5 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного здания, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования. По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования работник Госинспекции, уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Госинспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов.
Из представленного в материалы дела акта фактического обследования здания от 17 июля 2018 года N 9092084/ОФИ следует, что 100% общей площади здания фактически используется для размещения офисов.
Анализируя акт обследования N 9092084/ОФИ, суд полагает, что он не отвечает требованиям статей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства, предъявляемым к доказательствам, составлен с нарушением порядка, установленного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
Из содержания акта следует, что он был составлен без доступа в спорное здание, при этом, причины, по которым проверяющие не смогли получить доступ в здание, в акте не изложены. Приложением к акту Госинспекции является фототаблица фасада здания, однако представленные фотснимки не дают объективных оснований для отнесения здания к коммерческим объектам.
Вывод об отнесении 100% площади здания к офисным сделан на основе экспликации к поэтажному плану, из которой видно, что в составе площадей имеются кабинеты, однако само по себе наименование "кабинет" не означает, что указанное помещение является офисом по смыслу, придаваемому налоговым законодательством для целей налогообложения.
В нарушение пункта 3.6 Порядка в акте отсутствуют сведения, подтверждающие фактическое использование здания, не указаны какие-либо выявленные признаки размещения офисов, приложенные фотографии фасада здания не подтверждают фактическое использование более 20% помещений в здании для размещения офисов.
Иных доказательств помимо акта обследования N 9092084/ОФИ, свидетельствующих о законности включения спорного здания в Перечень, административным ответчиком не представлено, тогда как обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213).
По запросу суда в материалы дела административным истцом представлены документы о фактическом использовании здания с кадастровым номером *** площадью 2 923,5 кв.м. по адресу: ***.
Установлено, что в спорном здании на дату утверждения Перечня и в настоящее время размещаются Управление кабельных сетей Северо-Западного округа и девятнадцатый ремонтно-эксплуатационный район УКС СЗО (пункт 20 Перечня подразделений филиала МКС).
В соответствии с Положением об Управлении кабельных сетей и Положении о ремонтно-эксплуатационном районе, утвержденных Приказом Московских кабельных сетей от 19.11.2015г, основными задачами Управления кабельных сетей являются: обеспечение с помощью мобильных бригад бесперебойного и качественного электроснабжения потребителей, подключенных к сетям района; оформление технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям филиала; участие в метрологическом обеспечении; ввод и освоение новых мощностей.
В соответствии с выпиской БТИ из технического паспорта в здании располагаются производственные и вспомогательные помещения (склады, раздевалки, вентиляционные камеры и пр.), а также кабинеты для обслуживающего персонала. В здании находятся кабинеты начальника управления, мастеров участка, электромонтеров, иных служб ремонта сетевого оборудования. Для доступа в здание введен пропускной режим, на первом этаже размещено помещение охраны.
Приказом N 211 от 14.03.2016 утверждена инструкция о пропускном и внутриобъектовом режимах в Московских высоковольтных сетях - филиале ПАО "МОЭСК".
Разделом 9 Правил внутреннего трудового распорядка в ПАО "МОЭСК" предусмотрено, что в целях создания условий для безопасного функционирования Общества и обеспечения безопасности работников, а также в целях соблюдения норм трудового права в отношении работников, в Обществе устанавливается пропускной и внутриобъектовый режим, проход работников на территорию осуществляется по документам, дающим на это право, для чего работодатель представляет работникам соответствующие удостоверения при заключении трудового договора.
Таким образом, спорное здание целиком используется для размещения подразделений (спецслужб) филиала МКС, по существу представляет собой инфраструктуру энергетического предприятия, оказывающего услуги по передаче электрической энергии.
Объекты электросетевого хозяйства (здания, сооружения) не относятся к объектам торговли, в отношении которых установлены особенности исчисления налоговой базы в соответствии со ст.378.2 НК РФ.
Административным ответчиком не представлено доказательств того, что нежилые помещения в данном здании имеют самостоятельное офисное назначение и не предназначены для обслуживания инфраструктуры энергетического предприятия.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что здание, включенное в Перечень на 2019 год под пунктом 22833 не отвечает признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов, взыскать с Правительства Москвы в пользу административного истца в счет возмещения расходов по государственной пошлине, оплаченной при подаче административного иска в суд, 4 500 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим с 1 января 2019 года пункт 22833 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 27.11.2018г. N 1425-ПП.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу публичного акционерного общества "МОЭСК" расходы по уплате госпошлины в размере 4 500 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.