СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н,
судей Жуковской С.В, Ушаковой Л.В,
при секретаре Тырышкиной Н.Н,
рассмотрела в судебном заседании 03 июня 2019 года дело по апелляционной жалобе Кутькин А.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 марта 2019 года, которым
исковые требования ООО "Газпром трансгаз Ухта" к Кутькин А.В. о сносе строений удовлетворены,
возложена обязанность на Кутькин А.В. произвести снос дома, двух сараев, туалета, бани, ограждения, расположенных на земельном участке с кадастровым номером "Номер обезличен" по адресу: "Адрес обезличен" в зоне минимальных расстояний от оси газопровода-отвода "Микунь-Сыктывкар".
взысканы с Кутькин А.В. в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" в лице Филиала Микуньского Линейного производственного управления магистральных газопроводов судебные расходы по уплате госпошлины в размере 6 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Жуковской С.В, объяснения представителя третьего лица ПАО "Сбербанка России" Катышева А.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "Газпром трансгаз Ухта" обратилось в суд с иском к Кутькин А.В. о сносе строений на земельном участке "Номер обезличен", указав в обоснование требований, что расположение данных строений в 150 метровой зоне минимальных расстояний от оси газопровода-отвода "Микунь-Сыктывкар" представляет опасность для эксплуатации газопровода и создает реальную угрозу жизни и здоровью людей.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Ответчик Кутькин А.В, третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства и постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Кутькин А.В. не согласен с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Третьим лицом ПАО "Сбербанк России" представлен письменный отзыв на апелляционной жалобу, в котором ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица ПАО "Сбербанка России" настаивал на отмене решения суда.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Согласно ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Как установлено судом первой инстанции, решением исполнительного комитета Сыктывкарского городского совета депутатов трудящихся от 14 января 1971 года N 23 Микуньскому районному управлению строящихся северных газопроводов и газодобывающих предприятий "Севергазцентр" был предоставлен земельный участок площадью 49,7 га для строительства газопровода полосой шириной 20 м и полосой шириной 6 м в постоянное пользование по всей длине трассы.
Магистральный газопровод Микунь-Сыктывкар давлением 52 кгс/см? диаметром трубы 530 мм 1 класса опасности и 4 степени сложности 30 сентября 1971 года был окончен строительством и введен в эксплуатацию без каких-либо отметок о нарушении норм соблюдения расстояний охранных зон. С указанного момента владельцем магистрального газопровода Микунь-Сыктывкар в органах инвентаризации г. Сыктывкара зарегистрировано Микуньское линейное производственное управление магистральных газопроводов предприятия "Севергазцентр" (в последующем - "ООО "Севергазпром", ООО "Газпром трансгаз Ухта").
Обслуживание газопровода осуществляет Микуньское линейное производственное управление магистральных газопроводов (Микуньское ЛПУМГ) ООО "Газпром трансгаз Ухта) силами которого было произведено закрепление всей трассы опознавательными знаками, информирующими о нахождении газопровода и с указанием его характеристик.
Газопровод-отвод "Микунь-Сыктывкар" принадлежит на праве собственности ОАО "Газпром" (запись в ЕГРП "Дата обезличена" за "Номер обезличен") (л.д. 13), которое по договору аренды имущества N 01/1600-Д-19/16 от 30 ноября 2015 года предоставило его ООО "Газпром трансгаз Ухта" за плату во временное владение и пользование (инвентарный номер объекта: 038421).
В ходе производственного контроля за эксплуатацией газопровода ООО "Газпром трансгаз Ухта" выявлено, что в зоне минимальных расстояний от оси газопровода данного опасного объекта располагается объект недвижимости - земельный участок по адресу: "Адрес обезличен". На земельном участке имеются строения.
По данным Управления Росреестра по РК кадастровый номер земельного участка "Номер обезличен", адрес: "Адрес обезличен".
В соответствии с актом обследования, составленным 18 июля 2016 года специалистами ООО "Кадастровый Центр "Интеграция", на указанном земельном участке в зоне минимальных расстояний от оси газопровода-отвода "Микунь-Сыктывкар" расположены следующие строения: дом деревянный на расстоянии 116,0 м. до оси газопровода; сарай деревянный на расстоянии 91,1 м. до оси газопровода; сарай деревянный на расстоянии 98,3 м. до оси газопровода; ограждение на расстоянии 66,6 м. до оси газопровода; туалет на расстоянии 89,2 м. до оси газопровода; баня деревянная на расстоянии 88,3 м. до оси газопровода
На основании договора купли-продажи от "Дата обезличена" собственником земельного участка и расположенных на нем строений является Кутькин А.В.
Удовлетворяя исковые требования ООО "Газпром трансгаз Ухта", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что строения на земельном участке ответчика расположены с нарушением требований земельного законодательства, СНиП 11-45-75 "Нормы проектирования магистральных трубопроводов", Правил охраны магистрального газопровода, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 12 апреля 1979 года, а также действующих в настоящее время строительных норм и правил в зоне минимально допустимых расстояний от оси газопровода, создают угрозу жизни и здоровью граждан, и поэтому подлежат сносу.
Указанный вывод суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, нормам материального права и является верным.
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно п. 3 названной статьи право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Земельное законодательство относит земельные участки под объектами системы газоснабжения к землям транспорта.Согласно ст. 106 Земельного кодекса РСФСР, введенного в действие с 1 декабря 1970 года и утратившего силу в 1991 году, порядок пользования землями транспорта и установление на них зон с особыми условиями землепользования определялся положениями об этих землях, утверждаемыми Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.
В соответствии с п. 4 Положения о землях транспорта, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 8 января 1981 года N 24, размещение сооружений, устройств и других объектов транспорта на предоставленных предприятиям, учреждениям и организациям транспорта землях, расположенных в пределах населенных пунктов, производится по согласованию с соответствующими исполнительными комитетами Советов народных депутатов.
В целях обеспечения нормальной эксплуатации сооружений, устройств и других объектов транспорта на указанных землях устанавливаются охранные зоны, в которых вводятся особые условия землепользования и запрещается без письменного согласия предприятий, учреждений и организаций транспорта всякого рода строительные, монтажные и горные работы постоянного и временного характера (пункты 8, 10 Постановления).
Согласно п. 11 указанного постановления в целях обеспечения безопасности строительными нормами и правилами устанавливаются необходимые расстояния от сооружений, устройств и других объектов транспорта до населенных пунктов, промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, отдельных зданий и сооружений.
В соответствии со ст. 83 Земельного кодекса РСФСР, введенного в действие в 1991 году и утратившего силу с 29 октября 2001 года, в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов на землях транспорта устанавливались зоны с особыми условиями использования земель. Предприятия, учреждения и организации, в интересах которых устанавливались такие зоны, были обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками. Земельные участки, на которых устанавливались указанные зоны, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымались, но в их пределах вводился особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон (в частности, запрещалось строительство зданий, сооружений и иных строений).
Согласно статье 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" под охранной зоной газопровода понимается зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Пунктом 23 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Совмина СССР от 12 апреля 1979 года N 341, установлено, что строительство жилых массивов (населенных пунктов), промышленных и сельскохозяйственных предприятий, отдельных зданий, строений (жилых и нежилых) и сооружений может производиться в районе нахождения трубопроводов при строгом соблюдении минимальных расстояний от оси трубопровода (от его объектов) до строений и сооружений, предусмотренных соответственно строительными нормами и правилами по проектированию магистральных трубопроводов, утвержденными Госстроем СССР, и правилами проектирования и строительства магистральных трубопроводов для транспортировки жидкого аммиака, утверждаемыми соответствующими министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госстроем СССР.
При рассмотрении соответствующими органами ходатайств о предоставлении земельных участков для указанных целей места расположения объектов строительства должны предварительно согласовываться с предприятиями (организациями), эксплуатирующими трубопроводы.
Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики России от 29 апреля 1992 года, Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 года N 9, предусмотрено установление на землях транспорта охранных зон для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки).
Пунктом 4.4 Правил установлен запрет на возведение любых построек и сооружений в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта.
Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, Правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Согласно СНиП 11-45-75 "Нормы проектирования магистральных трубопроводов", утвержденным постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 29 августа 1975 года N 142, а затем - СНиП 2.05.06-85, утвержденным постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 18 марта 1985 года N 30, минимальное расстояние от оси магистрального газопровода первого класса условным диаметром от 300 мм до 600 мм до городов и других населенных пунктов, садоводческих и дачных поселков составляет 150 м в обе стороны от оси магистрального газопровода (пункт 1 Таблицы 4 СНиП 2.05.06-85).
Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс РФ дополнен главой XIX "Зоны с особыми условиями использования территорий" (статьи 104-107).
Согласно ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктов) относится к зонам с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, в котором, в том числе должны быть определены: срок, на который устанавливаются указанные зоны; требования к предельным размерам указанных зон и (или) правила определения размеров зон.
На момент рассмотрения данного дела Положение об охранной зоне газопроводов Правительством РФ не принято.
Статьей 28 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" установлено, что владельцы земельных участков, прилегающих к объектам систем газоснабжения, при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
В соответствии со ст. 32 указанного Федерального закона здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Анализ вышеизложенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств свидетельствуют о том, что поскольку спорные строения, возведенные без оформления разрешительной документации и являющиеся самовольными, находятся в 150-метровой зоне минимально допустимых расстояний, в пределах которой расположение садоводческих коллективов с садовыми домиками запрещено, и, учитывая, что нахождение спорных строений вблизи газопровода угрожает жизни и здоровью людей, то судом обоснованно принято решение о сносе данных строений.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения не содержат, правильности выводов суда не опровергают, фактически сводятся к несогласию ответчика с оценкой судом установленных обстоятельств и представленных доказательств, в связи с чем не могут повлечь отмену решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кутькин А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.