Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 августа 2019 г. N 5-АПА19-73 настоящее решение отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующими пунктов 10324 и 10329 Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП. Пункты 10324 и 10329 Перечня признаны не действующими с 1 января 2019 г.
Московский городской суд в составе
судьи Басырова И.И,
с участием прокурора Лазаревой Е.И,
при секретаре Кахно М.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1655/2019 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика" о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2018 N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" Приложение 1 к постановлению изложено в новой редакции, действующей, с 1 января 2019 года, тем самым, Правительством Москвы утверждён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2019 года (далее - перечень на 2019 год). Постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29.11.2017, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 1, том 2, том 3, том 4, том 5.
В перечень, действующий с 1 января 2019 года, пунктами 10275, 10276, 10278, 10324, 10253, 10255, 10256, 10264, 10329, 11233 включены следующие здания: с кадастровым номером 77:03:0003013:1010, расположенное по адресу: г. Москва, ул. М. Семеновская, д. 28,стр. 11; с кадастровым номером 77:03:0003013:1012, расположенное по адресу: г. Москва, ул. М. Семеновская, д. 28, стр. 14; с кадастровым номером 77:03:0003013:1013, расположенное по адресу: г. Москва, ул. М. Семеновская, д. 28,стр. 12; с кадастровым номером 77:03:0003013:1053, расположенное по адресу: г. Москва, ул. М. Семеновская, д. 28,стр. 8; с кадастровым номером 77:03:0003013:1085, расположенное по адресу: г. Москва, ул. М. Семеновская, д. 28; с кадастровым номером 77:03:0003013:1086, расположенное по адресу: г. Москва, ул. М. Семеновская, д. 28, стр. 2; с кадастровым номером 77:03:0003013:1088, расположенное по адресу: г. Москва, ул. М. Семеновская, д. 28, стр. 4; с кадастровым номером 77:03:0003013:1162, расположенное по адресу: г. Москва, ул. М. Семеновская, д. 28, стр. 18; с кадастровым номером 77:03:0003013:3616, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Измайловская, д. 5А; с кадастровым номером 77:03:0005015:1087, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Измайловская, д. 121.
Открытое акционерное общество "Московская шерстопрядильная фабрика" (далее ОАО "Московская шерстопрядильная фабрика") обратилось в Московский городской суд с исковыми требованиями о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в части пунктов 10275, 10276, 10278, 10324, 10253, 10255, 10256, 10264, 10329, 11233 перечня на 2019 год.
В обоснование заявленных требований ОАО "Московская шерстопрядильная фабрика" указало на то, что вид разрешенного использования земельных участков, на котором расположены здания, не предусматривает размещение на них исключительно торговых объектов, офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и бытового обслуживания, а фактически здания используются под производственные и образовательные цели. В связи с этим, по мнению стороны административного истца, отсутствуют основания для включения зданий в перечень на 2019 года исходя из положений статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций".
Представитель ОАО "Московская шерстопрядильная фабрика" по доверенности Лемберг Е.М. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, правомочия Правительства Москвы на принятие обжалуемого нормативного правового акта не оспаривала.
Представитель Правительства Москвы по доверенности Борисова К.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления, указав на то, что здания были включены в перечень на 2019 года на основании пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" в связи с видом разрешенного использования земельных участков на котором расположены здания, так как, вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположены здания, предусматривает размещение на них торговых объектов, офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, именно данный критерий явился основанием для принятия оспариваемых положений нормативного правового акта. Доводы ответчика о фактическом использовании зданий правового значения, по мнению стороны ответчика, не имеют, поскольку данный критерий при включении зданий в оспариваемые пункты нормативного правового акта не учитывался.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И, полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежат следующие здания: с кадастровым номером 77:03:0003013:1010, расположенное по адресу: г. Москва, ул. М. Семеновская, д. 28,стр. 11; с кадастровым номером 77:03:0003013:1012, расположенное по адресу: г. Москва, ул. М. Семеновская, д. 28, стр. 14; с кадастровым номером 77:03:0003013:1013, расположенное по адресу: г. Москва, ул. М. Семеновская, д. 28,стр. 12; с кадастровым номером 77:03:0003013:1053, расположенное по адресу: г. Москва, ул. М. Семеновская, д. 28,стр. 8; с кадастровым номером 77:03:0003013:1085, расположенное по адресу: г. Москва, ул. М. Семеновская, д. 28; с кадастровым номером 77:03:0003013:1086, расположенное по адресу: г. Москва, ул. М. Семеновская, д. 28, стр. 2; с кадастровым номером 77:03:0003013:1088, расположенное по адресу: г. Москва, ул. М. Семеновская, д. 28, стр. 4; с кадастровым номером 77:03:0003013:1162, расположенное по адресу: г. Москва, ул. М. Семеновская, д. 28, стр. 18; с кадастровым номером 77:03:0003013:3616, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Измайловская, д. 5А; с кадастровым номером 77:03:0005015:1087, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Измайловская, д. 121.
Согласно примечанию к приложению N 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП здания (строения, сооружения), включенные в настоящий перечень, относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с положениями статей 373, 374 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество организаций являются организации, имеющие недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 13 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации организация в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и кадастровой стоимости (одной четвертой кадастровой стоимости) этого имущества.
С учетом положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 3 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на административном истце лежит обязанность по уплате налога за налоговые периоды 2019 года в отношении указанных нежилых зданий.
Соответственно, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права ОАО "Московская шерстопрядильная фабрика" как налогоплательщика, а административный истец вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление (в том числе в оспариваемой редакции) подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Стороны также не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Исходя из положений статьи 375, подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в настоящей статье термина - "административно-деловой центр", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом в силу положений указанной статьи фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1 000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
5) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
6) нежилых помещений, находящихся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Закона, если назначение таких помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Системный анализ этих положений федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1.1. Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", позволяет сделать вывод о том, что по общим правилам такое условие как предназначение здания (строения, сооружения) для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения на территории г. Москвы как субъекта Российской Федерации основанием для признания объекта недвижимого имущества объектом налогообложения, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, не является.
На территории г. Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Проверяя оспариваемые пункты на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Из отзыва Правительства Москвы и пояснений представителя ответчика, данных в судебном заседании, следует, что здания включены в оспариваемый перечень на 2019 года только на основании вида разрешенного использования земельных участков, на котором расположены указанные нежилые здания.
Согласно договору аренды земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 77:03:0005015:7 от 24.11.1992 г, с учетом дополнительного соглашения от 04.07.2017 г. он предоставлен административному истцу для целей эксплуатации зданий под офисные и образовательные цели в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка.
Девять спорных зданий - с кадастровыми номерами: 77:03:0003013:1010, 77:03:0003013:1012, 77:03:0003013:1013, 77:03:0003013:1053, 77:03:0003013:1085, 77:03:0003013:1086, 77:03:0003013:1088, 77:03:0003013:1162, 77:03:0003013:3616 (здания 1-9) расположены на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0003013:4113, с видом разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности (1.2.9), земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли (1.2.5)".
Согласно сведениям ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 77:03:0003013:4113, данный вид разрешенного использования земельного участка был присвоен и внесен до утверждения оспариваемого перечня на 2019 год и до начала налогового периода 2019 года.
Здание с кадастровым номером 77:03:0003013:1087 (здание 10) расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0005015:7, с видом разрешенного использования "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); образование и просвещение (3.5) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17)".
Согласно сведениям ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 77:03:0005015:7, данный вид разрешенного использования земельного участка был присвоен и внесен до утверждения оспариваемого перечня на 2019 год и начала налогового периода 2019 года.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу пункта 3.2 постановления Правительства Москвы от 28.04.2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" для определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка разрешенное использование данного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Из сравнительного анализа положений ст. 378.2 НК РФ и Методических указаний следует, что виды разрешенного использования, указанные для налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, соответствуют видам разрешенного использования: 1.2.5 "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания"; 1.2.7 "земельные участки, предназначенные для офисных зданий делового и коммерческого назначения".
Один из видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003013:4113, на котором расположены девять спорных зданий, соответствует коду 1.2.5 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, что позволяет размещать на нем объекты торговли.
Один из видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005015:7, на котором расположено десятое здание, соответствует коду 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, такой вид позволяет размещать на нем офисы.
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположены указанные здания, предусматривают размещение объектов торговли и офисов, вследствие чего данные десять зданий обоснованно включены в оспариваемый перечень на 2019 год.
Довод административного истца о том, что все спорные здания не подлежали включению в перечень на 2019 год, поскольку фактически не используются для размещения офисов и торговых объектов, не может явиться основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку согласно положениям ст. 378.2 НК РФ для отнесения объекта недвижимого имущества к торговым объектам и объектам для размещения офисов достаточно соответствия такого объекта одному из указанных в ней условий, а в данном случае, таким условием являлся один из видов разрешенного использования земельных участков, на которых расположены спорные здания.
Соответственно все десять исследуемых зданий отвечают признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база должна быть определена исходя из кадастровой стоимости, и, как следствие, они обоснованно они включены в перечень на 2019 год, соответственно, требования административного истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика" о признании недействующими с момента принятия пунктов 10275, 10276, 10278, 10324, 10253, 10255, 10256, 10264, 10329, 11233 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 27.11.2018 N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда Басыров И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.