Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Седалищев А.Н., рассмотрев жалобу заместителя министра финансов РС (Я) - Никоновой О.П. на решение судьи Верховного Суда РС (Я) от 29 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя главы по социальной политике МР "Вилюйский улус (район" - Т.В.Ф.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2018 г. заместитель главы по социальной политике МР "Вилюйский улус (район)" Т.В.Ф. привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Решением Якутского городского суда РС(Я) от 19 октября 2018 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2018 года постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2018 г. и решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2018 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события правонарушения.
Не согласившись с судебными актами, заместитель министра финансов РС (Я) обратилась в порядке ст. 30.12 КоАП РФ в Верховный Суд РС (Я) с жалобой, в которой просит отменить решение судьи Верховного Суда РС (Я) от 29 ноября 2018 года с оставлением в силе решения городского суад от 19 октября 2018 года.
Изучив материалы дела, а также доводы, изложенные в жалобе, обоснованность и законность вынесенного судебного постановления, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
В соответствии с п.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно ст.38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Из ст. 162 Бюджетного кодекса РФ следует, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по итогам выездной проверки соблюдения финансовым органом, главными распорядителями, получателями средств бюджета Муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами за 2016-2017 годы в Муниципальном районе "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) выявлен факт нецелевого использования средств субсидии на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы" на сумму 664 116.33 руб.
Так, в нарушение ст. 38, п. 3 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ. ст. 53 Жилищного кодекса РФ. пп. 6 и 7 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы", утвержденного постановлением Правительства PC (Я) от 09.04.2016 N 95, п. 3.2.11 и п. 3.2.13 Соглашения о реализации подпрограммы от 16.05.2017 года N... -ГП/17-МС допущено нецелевое использование субсидии на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья на сумму 664 116,33 руб, а именно допущено нецелевое использование социальной выплаты молодой семье Ф.И.А, не имеющей правовых оснований для ее получения в 2017 году в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий путем прекращения перед тем, как получить социальную выплату, имеющихся прав собственности на объекты недвижимого жилого имущества общей площадью 45,55 кв.м.
Таким образом, из содержания протокола об административном правонарушении следует, что нецелевое расходование бюджетных средств, выделенных в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы", утвержденного постановлением Правительства PC (Я) от 09.04.2016 N 95, п. 3.2.11 и п. 3.2.13 Соглашения о реализации подпрограммы от 16.05.2017 года N... -ГП/17-МС, по мнению должностного лица, выразилось в выплате бюджетных средств на приобретение жилья молодой семье Филипповых, жилищное условие которых не позволяло включить их в число участников указанной подпрограммы.
Из приведенных выше норм права в их совокупности следует, что нецелевым расходованием бюджетных средств является расходование бюджетных средств с нарушением бюджетного или иного законодательства, определяющего цели расходования этих средств. При этом субъектом таких нарушений признается лицо, которое относится к числу участников бюджетных правоотношений.
Из материалов настоящего дела следует, что бюджетные средства, в нецелевом расходовании которых обвиняется лицо, привлекаемое к административной ответственности, были направлены на те цели, на которые они были предусмотрены на приобретение жилья молодой семьей Филипповых. Нарушение в данном случае было допущено комиссией по распределению жилищных субсидий МР "Вилюйский улус (район) РС (Я)" на стадии формирования списка молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках указанной подпрограммы, согласно Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат.
Следовательно, события, изложенные в протоколе об административном правонарушении, а именно выделение социальной выплаты молодой семье Филипповых бюджетных средств на приобретение жилья с нарушением Порядка его выплаты, а не с нарушением бюджетного законодательства, неправильно квалифицировано как нецелевое расходование бюджетных средств.
Исследовав и оценив в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ материалы административного дела и иные доказательства, представленные при рассмотрении заявления, судья пришел к правильному выводу, что денежные средства из субсидии были направлены на предоставление социальной выплаты молодой семье Филипповых, при этом в материалах дела отсутствуют доказательства направления бюджетных средств на иные цели, чем предусмотрено подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы" и Соглашения о реализации подпрограммы от 16.05.2017 года N... -ГП/17-МС.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция пришла к правильному выводу о том, что в действиях должностного лица - заместителя главы по социальной политике МР "Вилюйский улус (район)" Т.В.Ф. отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
Пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусматривает в качестве обстоятельства, исключающего производство по делу об административном правонарушении, отсутствие события административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2018 года об отмене постановления должностного лица надзорного органа и решения городского суда с принятием нового решения о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения в отношении Т.В.Ф. вынесено законно и обосновано.
Доводы жалобы основаны на расширительном толковании норм права, что недопустимо, а потому не могут быть приняты судом.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену состоявшихся по делу актов, не установлено.
Оснований для отмены постановления должностного лица от 06.08.2013, решения судьи от 27.09.2013 и направлении дела на новое рассмотрение, в том числе и по доводам протеста, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении жалобы заместителя министра финансов РС (Я) - Никоновой О.П. - отказать.
Решение судьи Верховного Суда РС (Я) от 29 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя главы по социальной политике МР "Вилюйский улус (район" - Т.В.Ф. - оставить без изменения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) п\п А.Н. Седалищев
Копия верна:
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) А.Н. Седалищев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.