Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Гордеевой О.В, Михайловой Р.Б,
при секретаре Черевичной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-645/2018 по административному исковому заявлению Сафи Межган, действующей в интересах несовершеннолетних: Сафи Зохал, Сафи Бахрам, Сафи Мина, Сафи Ася, к Департаменту образования города Москвы, директору ГБОУ г.Москвы "Школа N1021", руководителю ГБОУ г.Москвы "Школа N 1352" о признании незаконными действий (бездействия), обязании зачислить в образовательное учреждение по месту проживания
по апелляционной жалобе представителя административного истца Сафи Межган по доверенности Красовой М.С. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 24 октября 2018 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, объяснения представителя административного истца по доверенности Красовой М.С, возражения представителей административных ответчиков Департамента образования города Москвы, директора ГБОУ г.Москвы "Школа N1021", руководителя ГБОУ г.Москвы "Школа N 1352" по доверенностям Ряскина В.В, Коновалова А.М, Никитушкиной Т.А, Глашкиной Т.С, представителя заинтересованного лица Прокурора города Москвы по доверенности Бокова Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сафи Межган, действующая в интересах своих несовершеннолетних детей Сафи Зохал, Сафи Бахрам, Сафи Мина, Сафи Ася, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту образования города Москвы, директору ГБОУ г.Москвы "Школа N1021", руководителю ГБОУ г.Москвы "Школа N 1352", в котором просила признать незаконными действия (бездействие) административных ответчиков, указывая на то, что дети вместе с ней вынуждены были покинуть Исламскую Республику Афганистан, прибыли в Российскую Федерацию, проживают в настоящее время в Москве без регистрации по месту жительства или пребывания, ранее проживали в г. Мурманске; подача заявлений о приеме в школу через официальный портал Мэра Москвы https://www.mos.ru/ невозможна по причине отсутствия регистрации в г. Москве; в октябре 2017 года истец обратилась с заявлениями о приеме в школы, ответ ГБОУ г. Москвы "Школа N 1352" ей не предоставлен, а ответ из ГБОУ г. Москвы "Школа N 1021" дан не посуществу поставленных в обращении вопросов; дети в школу не зачислены; действия (бездействие) ответчиков противоречат законодательству о правовом положении иностранных граждан и образовании, устанавливающему, что единственным основанием к отказу в приеме в школу является отсутствие в ней свободных мест, нарушают права детей на получение образования; административный истец просила суд обязать восстановить право детей на получение образования, устранить допущенное нарушение, зачислить детей в образовательное учреждение по месту проживания.
Дело рассматривалось судом неоднократно.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 24 октября 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Сафи Межган было отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца по доверенности просит об отмене указанного судебного акта как незаконного, утверждая о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным ответчиком руководителем ГБОУ г.Москвы "Школа N 1352" представлены возражения.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Красовой М.С, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснившей, что в настоящее время дети административного истца обучаются в школе в городе Москве, возражения представителей административных ответчиков Департамента образования города Москвы, директора ГБОУ г.Москвы "Школа N1021", руководителя ГБОУ г.Москвы "Школа N 1352" по доверенностям Ряскина В.В, Коновалова А.М, Никитушкиной Т.А, Глашкиной Т.С, а также представителя заинтересованного лица Прокурора города Москвы по доверенности Бокова Р.К, полагавших решение суда законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 54, 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенной о времени и месте рассмотрения дела, не просившей об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд исходил из того, что указанная совокупность обстоятельств по административному делу не установлена; права заявителя и ее детей на образование оспариваемыми действиями (бездействием) административных ответчиков нельзя полагать нарушенными, требующими их судебного восстановления; поведение административных ответчиков соответствовало нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения.
Оснований не согласиться с данными выводами у судебной коллегии не имеется, они являются мотивированными, подтверждаются совокупностью собранных по административному делу доказательств.
Так, применительно к части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что Сафи Межган является матерью несовершеннолетних детей Сафи Зохала, Сафи Бахрама, Сафи Мины, Сафи Аси.
Административный истец в октябре 2017 года обратилась с заявлениями в ГБОУ г.Москвы "Школа N 1021" и ГБОУ г.Москвы "Школа N 1352" о зачислении ее несовершеннолетних детей в данные общеобразовательные учреждения с приложением справок о рассмотрении миграционным органом московского региона заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (л.д. 16-17, 11-12). Также 25 октября 2017 года административный истец обратилась с заявлением об оказании содействия в зачислении детей в вышеуказанные образовательные учреждения в Департамент образования города Москвы (л.д. 13-14).
Обращения были рассмотрены, ответы направлены заявителю на указанный в обращениях адрес; в ответах ГБОУ г.Москвы "Школа N 1352" сообщено о необходимости обращения законного представителя детей с необходимыми документами к администрации школы (л.д. 28-37); в ответе ГБОУ г.Москвы "Школа N 1021" разъяснено о порядке зачисления детей в образовательные организации, подведомственные Департаменту образования города Москвы, на основании заявлений родителей с представлением необходимого комплекта документов (л.д. 9-10).
Департамент образования города Москвы в ответе от 28 ноября 2017 года сообщил заявителю о том, что зачисление детей в образовательную организацию города Москвы регламентирован Порядком приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 N 32. Гражданину может быть отказано в зачислении в образовательную организацию при отсутствии свободных мест.
Зачисление детей в образовательные организации города Москвы осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей; по информации, содержащейся в Комплексной информационной системе "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде", активных заявлений Сафи Межган о приеме в образовательную организацию города Москвы ее несовершеннолетних детей не зарегистрировано (л.д. 15).
Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33); гарантирует право на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (части 1 и 2 статьи 43).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который предусматривает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения с подготовкой ответа по существу поставленных вопросов.
Реализация права на образование регламентирована Федеральным законом от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с нормами которого право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств; в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, независимо от места жительства. Реализация указанного права путем создания соответствующих социально-экономических условий обеспечивается субъектами Российской Федерации.
Город Москва в рамках своих полномочий обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по созданию условий для реализации права жителей Москвы на образование. Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего и среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, а также организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Прием граждан в образовательные организации, реализующие основные образовательные программы общего образования, на территории Российской Федерации, в том числе города Москвы, регламентируется Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 N 32, согласно которому Правила приема в конкретную образовательную организацию на обучение устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией самостоятельно. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. Прием граждан осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г..N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032). Организация может осуществлять прием указанного заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются сведения о ребенке (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) ребенка; дата и место рождения ребенка; фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителей (законных представителей) ребенка; адрес места жительства ребенка, его родителей (законных представителей); контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка.
Для приема в образовательную организацию родители дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя, свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории; родители (законные представители) детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка. Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык. Копии предъявляемых при приеме документов хранятся в образовательной организации на время обучения ребенка.
В целях реализации Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" на основании постановления Правительства Москвы от 10.07.2013 N447-ПП создана Комплексная система "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" (далее - КИС "ГУСОЭВ").
Зачисление детей в образовательные организации города Москвы осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей), зарегистрировавших электронное заявление в автоматизированной информационной системе с использованием Портала (www.mos.ru), при предъявлении в образовательную организацию документов, определенных вышеназванным порядком и подтверждающих сведения, указанные в заявлении.
При подаче заявителем электронного заявления на сайт mos.ru в автоматическом режиме с помощью межведомственного электронного взаимодействия осуществляется проверка сведений, указанных в электронном заявлении. Если данные не подтверждены в ходе межведомственной проверки, заявитель информируется о необходимости предоставить документы, подтверждающие указанные сведения, в течение 20 календарных дней. Заявление регистрируется в электронном реестре заявлений после подтверждения указанных сведений.
КИС "ГУСОЭВ" является государственной информационной системой порода Москвы, предназначенной для предоставления услуг в сфере образования и исполнения государственных функций в сфере образования, в том числе в электронной форме. Государственная информационная система города Москвы функционирует в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
КИС "ГУСОЭВ" обеспечивает прием и обработку запросов (заявлений) о предоставлении услуг в сфере образования и автоматически выстраивает очередность детей в электронном виде с учетом их возраста, приоритетов и имеющихся льгот.
В КИС "ГУСОЭВ" регистрируются электронные заявления на детей, зарегистрированныхорганами регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания на территории города Москвы. Заявление регистрируется родителями самостоятельно на сайте mos.ru в разделе "Услуги и сервисы" (https://www.mos.ru/services).
В Письме Минобразования РФ от 21.03.2003 N 03-51-57ин/13-03 "Рекомендации по организации приема в первый класс" Минобразования России обращено внимание на то, что лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на устройство детей в государственное или муниципальное общеобразовательное учреждение наравне с гражданами Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают их обучение в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждениях (на основании Закона Российской Федерации от 21.11.2002 N 15-П "О вынужденных переселенцах"; Федерального закона от 07.11.2000 N 135-ФЗ "О беженцах"). Прием детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев может осуществляться на основании записи детей в паспорте родителей (законных представителей) и их письменного заявления с указанием адреса фактического проживания без учета наличия или отсутствия регистрационных документов.
Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правом на получение образования наравне с гражданами Российской Федерации на основании Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Не оспаривается, что истец обращалась к административным ответчикам с заявлениями о зачислении детей в школу, указав на невозможность подать заявление через Портал государственных и муниципальных услуг, так как у детей нет регистрации в городе Москве; вместе с тем, обращения административного истца по своей сути и содержанию заявлениями о приеме детей в образовательное учреждение в соответствии с Порядком не являлись, необходимые оригиналы документов для этого в образовательные организации не представлялись; указанные обращения рассмотрены административными ответчиками в пределах компетенции по существу поставленных в них вопросов с подробным разъяснением последовательности действий заявителя в целях приема детей в образовательные организации (необходимости подачи соответствующего заявления родителем с указанием необходимых и предусмотренных Порядком сведений о ребенке, обязательном представлении вышепоименованных оригиналов документов); ответы на обращения направлены административному истцу.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает незаконных решений, действий (бездействия) административных ответчиков, напротив, полагая, что последние в рассматриваемых правоотношениях действовали без нарушения прав и интересов административного истца, его несовершеннолетних детей, в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с нормативными правовыми актами; обращения административного истца рассмотрены по существу и в установленные сроки; оснований полагать, что административными ответчиками нарушено право на образование, иным образом созданы препятствия к его осуществлению, не имеется; данное право носит заявительный характер, может быть реализовано истцом в установленном порядке.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства представитель заявителя пояснила, что в настоящее время дети обучаются в школах города Москвы.
При таких данных, судебная коллегия находит верными выводы суда первой инстанции отказавшего в удовлетворении требований административного истца. Решение суда является законным и обоснованным, принято в соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется, по сути, они повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, которая получила надлежащую оценку и с учетом вышеизложенного является несостоятельной, поскольку основана на неверном толковании заявителем приведенных им в апелляционной жалобе положений действующего законодательства, ошибочном понимании сути рассматриваемых правоотношений. Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, незаконных, нарушающих права заявителя и его несовершеннолетних детей, действий (бездействия) административных ответчиков в ходе судебного разбирательства не установлено.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований к отмене или изменению решения суда не установлено, заявителем жалобы не приведено. У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, принятого с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 24 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Сафи Межган по доверенности Красовой М.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.