Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия г. Москвы ФИО на постановление судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 29 октября 2018 г., которым производство по делу об административном правонарушении по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
30 августа 2018 г. советником отдела государственного надзора инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия г. Москвы в отношении ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России составлен протокол об административном правонарушении по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Савеловский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Начальник инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия г. Москвы ФИО обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит отменить постановление судьи по делу об административном правонарушении, указывая на его незаконность и необоснованность.
Представитель ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
Представитель Мосгорнаследия ФИО в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя Мосгорнаследия ФИО, прихожу к следующим выводам.
Частью 18 ст. 19.5 КоАП РФ установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч руб.
Согласно протоколу об административном правонарушении по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ФГКУ "Центральное ТУИО", 25 января 2018 г. Мосгорнаследие вынесло в отношении ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России предписание N ПР-АТС-22/2018 о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Дом Скакового общества, 1905г.", который находиться на праве оперативного управления у ФГКУ "Центральное ТУИО".
Пунктом 1 данного предписания и п. 1 раздела АСТ на ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России возложена обязанность в срок до 01 августа 2018 г. на основании задания Мосгорнаследия на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выводов и рекомендаций инженерно-технического обследования разработать проектную документацию по сохранению объекта и приспособлению помещений для современного использования и согласовать в установленном порядке.
Вместе с тем, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России требований названного предписания не исполнило, проинформировав Мосгорнаследие о перенаправлении АТС и предписания для исполнения в профильные Департаменты Министерства обороны Российской Федерации.
По состоянию на 08 августа 2018 г. задания на разработку научно-проектной документации для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия не выдавались, проектная документация по сохранению объекта на согласование в Мосгорнаследие не поступала.
Прекращая производство по настоящему делу в отношении ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда исходил из вывода о том, что в действиях (бездействии) ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России отсутствует вина, поскольку ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России не вправе осуществлять непредусмотренную уставом деятельность, а вопросами содержания и ремонта объектов культурного наследия вправе заниматься лишь Департамент культуры Минобороны России.
Вместе с тем с данным выводом судьи районного суда нельзя согласиться, поскольку выводы судьи об освобождении ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России от административной ответственности по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ не основаны на материалах дела и требований действующего законодательства.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При проверке дела об административном правонарушении по поступившей жалобе, установлено, что указанные требования закона судьей районного суда нарушены, требования ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении соблюдены не были.
Статьей 10 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закон г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26) предусмотрено, что предписания государственного органа охраны памятников в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности, которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
Согласно п. 2 ст. 22 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные настоящим Законом, нормативными правовыми актами и охранными документами; выполнять предписания уполномоченного органа по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников.
Пользователь земельного участка, на котором (в котором) расположены недвижимые памятники истории и культуры, несет ответственность за их целостность и сохранность и имеет право на льготы по арендной плате за данный участок и на иные льготы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы (п. 3 ст. 22).
Как усматривается из материалов настоящего дела, объект культурного наследия регионального значения "Дом Скакового общества, 1905г." находится во владении у ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России на праве оперативного управления (л.д. 78).
Пунктом 19 Устава ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России установлено, что учреждение осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил.
К основной деятельности ФГКУ "Центральное ТУИО", в том числе, отнесен контроль за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил.
Из п. 25 Устава ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России следует, что имущество учреждения формируется, в том числе за счет имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Пунктом 31 Устава ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России на учреждение возложена обязанность исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 25 января 2018 г. Мосгорнаследие вынесло в отношении ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России предписание N ПР-АТС-22/2018 о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Дом Скакового общества, 1905г.", пунктом 1 которого на ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России была возложена обязанность в срок до 01 августа 2018 г. на основании задания Мосгорнаследия на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выводов и рекомендаций инженерно-технического обследования разработать проектную документацию по сохранению объекта и приспособлению помещений для современного использования и согласовать в установленном порядке.
Предписанием ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России разъяснено, что случае невозможности его исполнения по независящим от учреждения причинам, учреждение вправе не позднее чем за двадцать рабочих дней до истечения срока исполнения предписания обратиться в Мосгорнаследие с мотивированным заявлением о продлении срока его исполнения.
Вместе с тем, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России с таким заявлением о продлении срока исполнения предписания в Мосгорнаследие в установленный срок не обратилось, а лишь проинформировало о перенаправлении предписания для исполнения в профильные департаменты Минобороны России.
С учетом изложенного, выводы судьи районного суда о том, что у ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России не имелось возможности исполнить названное предписание по причине ведения вопросами содержания и ремонта объектов культурного наследия Департаментом культуры Минобороны России, являются преждевременными.
Несоблюдение судьей районного суда вышеуказанных требований КоАП РФ является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену обжалуемого судебного постановления.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России к административной ответственности по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ истек, постановление судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 29 октября 2018 г. по делу об административном правонарушении по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России подлежит отмене, а производство делу - прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
жалобу начальника инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия г. Москвы ФИО удовлетворить.
Постановление судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 29 октября 2018 г. по делу об административном правонарушении по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России отменить, производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Московского городского суда А.А. Селивёрстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.