Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Сметаниной Е.Ф., рассмотрев 13 февраля 2019 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре жалобу начальника Управления ЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" Гонтарь А.Г. на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 октября 2018 года Управление ЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Управление ЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" в лице начальника Гонтарь А.Г. обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит его отменить по основанию ненадлежащей оценки доказательств судом, настаивает на том, что Управление не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами и не является надлежащим субъектом вменённого правонарушения, также лицом, ответственным за содержание территории, на которой выявлено правонарушение.
Проверив материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, заслушав защитника УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" Борисова В.Г, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены правильного постановления суда.
Статья 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических противоэпидемических мероприятий.
Статья 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона N 52 - ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу положений статьи 3 Федерального закона N 52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено в статье 39 названного Федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утверждённые и введённые в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твёрдых и жидких бытовых отходов и уборки территории должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территории населенных мест". Система санитарной очистки и уборки территории населённых мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населённого пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населённого пункта.
Как следует из материалов дела, протокола об административном правонарушении, основанием возбуждения дела явилось выявленное "Дата обезличена" в результате осмотра территории за зданием... по ул.... в лесополосе многочисленное скопление отходов производства и потребления, в частности, пластиковые, стеклянные, бумажные ёмкости, полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и крупногабаритный бытовой мусор.
Решая вопрос о привлечении Управления к административной ответственности, судья районного суда, руководствуясь требованиями СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населённых мест", исходя из установленных в утверждённом Решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 20 июня 2013 года N 17/2013-268 Положении полномочий Управления, пришёл к выводу, что Управление является ответственным лицом по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части выявленных нарушений.
Вывод судьи отвечает требованиями закона и является верным, согласуется с установленными на основании оценки доказательств по делу обстоятельствами.
Факт совершения Управлением вменённого правонарушения нашёл свое подтверждение в материалах дела. По результатам оценки доказательств в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) Управления квалифицировано верно и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.3 названного Кодекса.
В соответствии с Положением об Управлении ЖКХ МО ГО "Сыктывкар", требованиями его пунктов 2.5, 2.6, 3.35, Управление, являясь отраслевым (функциональным) органом администрации МО ГО "Сыктывкар", осуществляет организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организацию благоустройства территории городского округа; участвует в организации и контроле за благоустройством, санитарной очисткой и озеленением территории.
Являясь ответственным лицом, Управление в целях соблюдения установленных, в частности, в статье 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предписаний, и, исходя из возложенных полномочий, приняло обязательство осуществлять очистку территории муниципального образования с соблюдением экологических, санитарных и иных требований, тем самым обеспечивать в результате исполнения возложенных функций соблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Ссылка в жалобе на то, что Управление не является субъектом правонарушения, безосновательна.
Необеспечение Управлением в результате своей деятельности установленных предписаний санитарно-эпидемиологического законодательства обоснованно учтено и явилось правовым основанием привлечения Управления к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что Управление не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ошибочны.
Согласно Положению Управление ЖКХ МО ГО "Сыктывкар" является структурным подразделением администрации МО ГО "Сыктывкар". Такие виды деятельности как организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов согласно Положению относится к деятельности Управления ЖКХ МО ГО "Сыктывкар", соответственно именно Управление, не обеспечив в результате ненадлежащего исполнения возложенных функций соблюдение требований действующих санитарных правил в результате необеспечения надлежащей уборки территории населённых мест, является лицом, подлежащим ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в порядке статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы защитника, в которых он, не оспаривая отнесение территории, где установлено многочисленное скопление мусора, к территории муниципального образования, полагает, что ответственность за должны нести люди, которые складируют его там, полагаю ошибочными, поскольку именно Управление ЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" в силу возложенных на него функций и должно обеспечивать надлежащую уборку территории муниципального образования, при этом способ выполнения возложенных функций определяется указанным лицом самостоятельно.
При изложенных обстоятельствах привлечение Управления ЖКХ МО ГО "Сыктывкар" к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законным и обоснованным. Действия Управления квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено согласно требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции статьи 6.3 названного Кодекса, соответствует характеру и тяжести совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, на момент привлечения лица к административной ответственности не имелось.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода суда о наличии в действиях Управления ЖКХ МО ГО "Сыктывкар" состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены обжалуемого постановления судьи не имеется.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 октября 2018 года оставить без изменения, жалобу начальника Управления ЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" Гонтарь А.Г. - без удовлетворения.
Судья В.М. Соболев
Копия верна, судья: Соболев В.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.