Судья Верховного Суда Республики Коми Голиков А.А., рассмотрев 27 марта 2019 года жалобу руководителя администрации ГП "Микунь" Розмысло В.А. на решение Усть - Вымского районного суда Республики Коми от 14 февраля 2019 года и постановление начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Усть-Вымскому району УФССП России по Республике Коми "Номер обезличен" от "Дата обезличена" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.14 КоАП РФ, в отношении администрации ГП "Микунь",
установил:
постановлением начальника - старшего судебного пристава ОСП по Усть-Вымскому району Республики Коми "Номер обезличен" от "Дата обезличена" администрация ГП "Микунь" привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.14 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица административного органа, руководитель администрации ГП "Микунь" Розмысло В.А. обратился в Усть - Вымский районный суд Республики Коми с жалобой, в которой просил производство по делу прекратить.
Решением Усть - Вымского районного суда Республики Коми от 14 февраля 2019 года постановление должностного лица отдела судебных приставов по Усть-Вымскому району УФССП России по Республике Коми оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе в Верховный Суд Республики Коми руководитель администрации ГП "Микунь" Розмысло В.А. просит отменить решение судьи, производство по делу прекратить.
В судебное заседание администрация ГП "Микунь" явку своего защитника не обеспечила, о времени и месте рассмотрения жалобы администрация ГП "Микунь" и отдел судебных приставов по Усть - Вымскому району УФССП России по Республике Коми извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к выводу об удовлетворении жалобы.
Частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, за исключением нарушения, предусмотренного статьей 17.17 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что постановлением начальника - старшего судебного пристава ОСП по Усть - Вымскому району Республики Коми "Номер обезличен" от "Дата обезличена" администрация ГП "Микунь" привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
"Дата обезличена" на основании указанного постановления, заместителем начальника отдела ОСП по Усть-Вымскому району возбуждено исполнительное производство N...
В постановлении о возбуждении исполнительного производства установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Сведений о вручении постановления о возбуждении исполнительного производства должнику не представлено.
"Дата обезличена" заместителем начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Усть - Вымскому району УФССП России по Республике Коми в адрес администрации ГП "Микунь" вынесено требование о предоставлении до "Дата обезличена" доказательства оплаты штрафа по постановлению "Номер обезличен" от "Дата обезличена" в размере 30000 рублей.
Доказательства оплаты штрафа до "Дата обезличена" администрацией ГП "Микунь" не представлены.
"Дата обезличена" в отношении администрации ГП "Микунь" составлен протокол "Номер обезличен" об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.14 КоАП РФ.
Постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Усть-Вымскому району УФССП России по Республике Коми Митраковым Е.А. за "Номер обезличен" от "Дата обезличена" администрация ГП "Микунь" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Основанием для привлечения администрации ГП "Микунь" к административной ответственности послужило невыполнение требований судебного пристава - исполнителя представить доказательства оплаты штрафа по постановлению "Номер обезличен" от "Дата обезличена" в срок до "Дата обезличена".
Должностное лицо и судья пришли к выводу о совершении ГП "Микунь" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.14 КоАП РФ.
Вместе с тем согласиться с таким выводом нельзя.
Заявленное должностным лицом требование о предоставлении должником доказательств оплаты штрафа в размере 30000 рублей по постановлению "Номер обезличен" от "Дата обезличена" фактически является предъявлением требования материального характера об оплате такого штрафа, содержащегося в постановлении о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах".
В силу пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных законом, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 68 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" под мерами принудительного исполнения понимаются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Согласно части 3 статьи 68 указанного Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются:
1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;
4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях;
5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;
8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;
9) принудительное выселение должника из жилого помещения;
10) принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества;
10.1) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;
10.2) принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества;
11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
Анализ приведенных норм, регламентирующих последовательность действий судебного пристава-исполнителя после возбуждения исполнительного производства, позволяет сделать вывод о том, что в случае неисполнения должником в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа имущественного характера, содержащихся в нем требований, с него может быть взыскан исполнительский сбор, после чего судебный пристав-исполнитель вправе применить к должнику меры принудительного исполнения, к числу которых предъявление требований материального характера, содержащихся в постановлении о возбуждении исполнительного производства, и, по существу повторяющих содержание постановления, не относится.
В связи с изложенным, неисполнение должником указанных в исполнительном документе (постановлении) требований имущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, но до начала принудительного исполнения данного документа, а также в процессе его принудительного исполнения, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.14 КоАП РФ.
По смыслу закона, объективная сторона состава указанного правонарушения выражается в неисполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, предъявляемых к должнику в рамках применения мер принудительного исполнения, предусмотренных статьей 68 Закона об исполнительном производстве, при совершении действий в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу.
При этом ни должностное лицо, ни согласившийся с ним судья районного суда не учли, что неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований имущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем в рамках применения мер принудительного исполнения исполнительного документа, понятие которых дано в статье 68 Закона об исполнительном производстве, не подлежит квалификации по части 1 статьи 17.14 КоАП РФ.
Материалы дела не содержат доказательств виновности администрации ГП "Микунь" в совершении вменяемого ему правонарушения, так как не позволяют сделать вывод о том, что у нее имелась объективная возможность исполнить требование от "Дата обезличена" о предоставлении доказательств оплаты штрафа.
Между тем в материалы дела представлено письмо администрации ГП "Микунь" заместителю начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Усть - Вымскому району УФССП России по Республике Коми от "Дата обезличена", в котором указана просьба о продлении срока для уплаты штрафа до "Дата обезличена", что свидетельствует об отсутствии факта уплаты штрафа до "Дата обезличена" и невозможности представления истребуемых документов.
Администрацией ГП "Микунь" штраф по постановлению "Номер обезличен" от "Дата обезличена" в размере 30000 рублей уплачен "Дата обезличена".
Оценивая представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу о том, что действия администрации ГП "Микунь" не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.14 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах решение Усть - Вымского районного суда Республики Коми от 14 февраля 2019 года и постановление начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Усть-Вымскому району УФССП России по Республике Коми от "Дата обезличена", вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.14 КоАП РФ, в отношении администрации ГП "Микунь", не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
решил:
решение Усть - Вымского районного суда Республики Коми от 14 февраля 2019 года и постановление начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Усть-Вымскому району УФССП России по Республике Коми "Номер обезличен" от "Дата обезличена", вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.14 КоАП РФ, в отношении администрации ГП "Микунь" отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья- А.А. Голиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.