Судья Верховного Суда Республики Коми Колесникова Д.А.,
при секретаре судебного заседания Тырышкиной Н.Н,
рассмотрев 19 июня 2019 года в г. Сыктывкаре в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, начальника Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения "Больница N 18" УФСИН России по Республике Коми Дудников А. Ю. Дудников А. Ю. на постановление "Номер обезличен" заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми Осипова И.А. от 25 января 2019 года и решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 24 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении начальника Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения "Больница N 18" УФСИН России по Республике Коми Дудников А. Ю. Дудников А. Ю,
установил:
постановлением "Номер обезличен" заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми Осипова И.А. от 25 января 2019 года должностное лицо - начальник Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения "Больница N18" УФСИН России по Республике Коми (далее по тесту ФКЛПУ Больница N18" УФСИН России по Республике Коми) Дудников А.Ю. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица надзорного органа, должностное лицо, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, Дудников А.Ю. обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми с жалобой в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
По итогам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей Ухтинского городского суда Республики Коми 24 апреля 2019 года постановлено решение, которым постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.
Оспаривая законность вынесенных по делу постановления должностного лица юрисдикционного органа и судебного решения, Дудников А.Ю. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой настаивает на отсутствии в его действиях, как должностного лица государственного казенного учреждения, деятельность которого осуществляется за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, состава и события вменяемого административного правонарушения. Указывает, что, вопреки утверждению должностного лица надзорного органа, Учреждение не принимало бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные ассигнования (лимита бюджетных обязательств), так как все лимитные бюджетные обязательства утверждались в рамках доведенных лимитных бюджетных обязательств без превышений, рассматриваемые при проведении проверки контракты заключались в рамках доведенных и утвержденных лимитов бюджетных обязательств и использовались по целевому назначению в соответствии с телефонограммами от УФСИН России по Республике Коми. Также полагает, что имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
Должностное лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Дудников А.Ю. в судебном заседании участия не принял, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом,
Защитник должностного лица, в отношении которого велось производство по делу об административном Дудникова А.Ю. - Чумакова Н.В, действующая на основании выданной доверенности от 1 апреля 2019 года, просила о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ее доверителя состава и события вмененного административного правонарушения, мотивы по которым озвученные в судебном заседании, аналогичны изложенным в жалобе.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми Осипов И.А, в судебное заседание при рассмотрении жалобы в Верховном Суде Республики Коми на решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, не явилось, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, направив своего представителя Колмакову М.О, действующую на основании доверенности, возражавшую доводам жалобы.
С учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие сторон, явка которых судом обязательной не признается.
Заслушав объяснения защитника лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении начальника ФКЛПУ "Больница N18" УФСИН России по Республике Коми Дудникова А.Ю. - Чумакову Н.В, представителя должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми Осипова И.А. Колмаковой М.О, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства Республики Коми N326 от 29 октября 2018 года в отношении ФКЛПУ "Больница N18" УФСИН России по Республике Коми назначена плановая выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности за 2016-2017 годы.
В ходе проведения проверки установлено, что между ФКЛПУ "Больница N18" УФСИН России по Республике Коми и ООО "Бельгоп" заключен государственный контракт N26 от 14 декабря 2017 года на поставку древесины для использования в качестве КПТ на сумму... рублей, срок действия государственного контракта с момента подписания по 31 декабря 2017 года.
В соответствии с Разделом 1 Отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств формы "Номер обезличен" от 15 декабря 2017 года "Номер обезличен" лимиты бюджетных обязательств Учреждения по КБК... по состоянию на 15 декабря 2017 года утверждены в сумме... рубля. Разделом 2 Отчета формы "Номер обезличен" бюджетные обязательства Учреждения по состоянию на 15 декабря 2017 года фактически приняты в общей сумме... рубля.
Таким образом, 14 декабря 2017 года Учреждением приняты бюджетные обязательства, путем заключения с ООО "... " государственного контракта от 14 декабря 2017 года "Номер обезличен" в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств на сумму... руб. (по коду бюджетной квалификации "Номер обезличен") с учетом ранее принятых, но не исполненных обязательств ( "Номер обезличен" руб. (фактически принятые) -... руб. (утвержденный лимит).
Статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях определено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с пунктами 4.4, 4.6 Устава ФКЛПУ "Больница N18" УФСИН России по Республике Коми, непосредственное управление Учреждением в соответствии законодательством Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами и данным Уставом осуществляет начальник Учреждения; начальник Учреждения осуществляет общее руководство деятельностью Учреждения, несет персональную ответственность за ее результаты; несет ответственность за целевое использование выделенных бюджетных средств; обладает правом первой подписи финансовых документов, заключения договоров, соглашений и контрактов.
Из выписки из приказа временно исполняющего обязанности ГУСИН России по Республике Коми от 29 апреля 2014 года "Номер обезличен"-лс следует, что на должность начальника ФКЛПУ "Больница N18" ГУФСИН России по Республике Коми назначен Дудников А.Ю.
Пунктом 18 должностной инструкции начальника ФКЛПУ "Больница N18" УФСИН России по Республике Коми Дудникова А.Ю. установлено, что начальник Учреждения обладает правом первой подписи финансовых документов, заключать договоры, соглашения и контракты по основной и приносящий доход деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивать соблюдение государственной штатной и финансовой дисциплины в Учреждении. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции (пункт 34).
Выявленные нарушения норм бюджетного законодательства, регулирующего обязанности получателя бюджетных средств при заключении государственных (муниципальных) контрактов, явились основанием для вынесения должностным лицом административного органа постановления о привлечении должностного лица казенного учреждения, заключившего государственный контракт, подлежащий исполнению за счет бюджетных средств, - начальника ФКЛПУ "Больница N18" УФСИН России по Республике Коми Дудникова А.Ю. к административной ответственности по статье 15.15.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В связи с установлением при пересмотре постановления должностного лица факта нарушения Учреждением бюджетного законодательства, выразившегося в принятии бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования (лимиты) бюджетных обязательств, учитывая, что должностное лицо Дудников А.Ю, являясь начальником казенного учреждения, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, не принял достаточных и исчерпывающих мер контроля при осуществлении деятельности учреждения при принятии бюджетных обязательств и оплаты, заключенного государственного контракта с юридическим лицом, в строго установленных бюджетной сметой направлениях расходов и в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств, судья городского суда пришел к правильному выводу в соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях о законности привлечения должностного лица начальника ФКЛПУ "Больница N18" УФСИН России по Республики Коми Дудникова А.Ю. к административной ответственности по статье 15.15.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях и отсутствии правовых оснований для отмены постановления должностного лица.
Факт совершения должностным лицом ФКЛПУ "Больница N18" УФСИН России по Республики Коми Дудниковым А.Ю. административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и вина в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 28 декабря 2018 года; отчетом о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств ФКЛПУ "Больница N18" УФСИН России по Республике Коми; государственным контрактом "Номер обезличен" от 14 декабря 2017 года на поставку древесины для использования в качестве КПТ; сведениями о бюджетном обязательстве; Уставом ФКЛПУ "Больница N18" УФСИН России по Республике Коми; должностной инструкцией начальника ФКЛПУ "Больница N18" УФСИН России по Республике Коми ФИО; выпиской из приказа временно исполняющего обязанности начальника ГУФСИН России по Республике Коми от 29 апреля 2014 года "Номер обезличен"-лс, - и другими доказательствами по делу, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Собранные по делу доказательства объективно свидетельствуют о доказанности факта нарушения ФКЛПУ "Больница N18" УФСИН России по Республике Коми, начальником которого с 29 апреля 2014 года является Дудников А.Ю, бюджетного законодательства Российской Федерации, выразившегося в принятии бюджетных обязательств в размере, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования (лимиты) бюджетных обязательств, ответственность за совершение которого установлена статьей 15.15.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, вывод должностного лица и судьи городского суда о наличии события и состава административного правонарушения, является правильным, соответствует материалам дела, представленным доказательствам. Данный довод основан на неверном толковании, принимаемого в рассматриваемых правоотношениях бюджетного законодательства.
Учитывая установленный факт совершения должностным лицом казенного учреждения Дудниковым А.Ю. административного правонарушения, в отсутствие доказательств объективной невозможности соблюдения данным лицом правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, приведенный мотив несогласия с постановленными по делу постановлением должностного лица и судебного акта не может повлиять на законность привлечения к административной ответственности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения; должностное лицо, не исполнившее свои служебные обязанности в виде принятия бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств; виновность указанного лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения подлежат отклонению, исходя из следующего.
В силу положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не влекущие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений, и с объективной стороны характеризуется совершением виновным лицом действий по принятию бюджетных обязательств с нарушением установленных законом размеров в виде превышения бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств. В качестве субъектов административной ответственности могут выступать только должностные лица.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, учитывая, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По делам названной категории (статья 15.15.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях), имеющим формальный состав, следует учитывать не то, причинен либо не причинен действиями лица какой-либо вред, а существовала ли угроза охраняемым общественным отношениям, насколько она была реальна и какие последствия могли наступить в результате несоблюдения тех или иных норм бюджетного законодательства.
Учитывая, что выявленные административным органом нарушения законодательства свидетельствуют о потенциальной угрозе публичных интересов в сфере регулируемых государством бюджетных отношений, исходя из фактических обстоятельств дела, прихожу к выводу о том, что оснований для применения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется.
Наказание назначено должностному лицу, выполняющему организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственном учреждении в минимальном размере штрафа, установленного статьей 15.15.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которое является справедливым, соразмерным содеянному и отвечает целям административного наказания, установленным статьей 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с толкованием судей городского суда норм Кодекса РФ об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, а также бюджетного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении должностного лица начальника ФКЛПУ "Больница N18" УФСИН России по Республике Коми Дудникова А.Ю. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований Кодекса РФ об административных правонарушениях при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица и судебного решения, допущено не было.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление "Номер обезличен" заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми Осипова Игоря Анатольевича от 25 января 2019 года и решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 24 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении начальника ФКЛПУ "Больница N18" УФСИН России по Республике Коми Дудников А. Ю. Дудников А. Ю, оставить без изменения, жалобу Дудников А. Ю. - без удовлетворения.
Судья Д.А. Колесникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.