Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу защитника ( ... ), действующей в интересах ПАО "МРСК Северо-Запада", на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от 07.12.2018, решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 22.02.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении ПАО "МРСК Северо-Запада",
установил:
постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от 07.12.2018, оставленным без изменения решением судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 22.02.2019, ПАО "МРСК Северо-Запада" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300000 руб.
С такими постановлением должностного лица и решением судьи в части назначенного административного наказания не согласна защитник (... ) в поданной жалобе просит их изменить, применив положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, снизив размер административного штрафа до 150000 руб. Указывает, что штраф в определенном должностным лицом размере не соответствует характеру совершенного правонарушения, чрезмерно ухудшает финансовое положение предприятия и ограничивает его деятельность. Расчистка просек в пожароопасный сезон вызвана необходимостью подготовки к энергоснабжению в осенне-зимний период. Общество находится в тяжелом финансовом положении, имеет убыток по результатам 2017 г. свыше 2 млрд. руб. Деятельность Общества важна для благополучия региона в связи с реализацией инвестиционных проектов. Снижение размера штрафа будет соответствовать интересам потребителей и государства.
Заслушав защитника (... ) поддержавшую доводы жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.
В силу ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с п. 5 ст. 45 Лесного кодекса РФ порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила). Разделом IX Правил устанавливаются требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередач, связи, трубопроводов. В силу п.п. 34 и 35 Правил просеки, на которых находятся ЛЭП и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации ЛЭП, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Согласно п.п. 21 и 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются: а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением. Сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 м.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 28.05.2018 N 371р-П с 28.05.2018 на территории Республики Карелия был установлен особый противопожарный режим, который действовал на день выявления административного правонарушения.
Основанием привлечения Общества к административной ответственности послужили выявленные 13.08.2018 в ходе осмотра лесного участка те обстоятельства, что Общество, являющееся владельцем трассы ЛЭП Л-33п, в квартале 2 выделе 36, квартале 3 выделе 5, квартале 22 выделе 6 Онежского участкового лесничества Хвойного лесничества - филиала ФГКУ (... ) при выполнении работ по расширению просеки ЛЭП в нарушение п.п. 34, 35 Правил надлежащим образом не осуществило уборку порубочных остатков, оставив часть из них на линии электропередач, в то время как в Республике Карелия действовал особый противопожарный режим.
Указанные обстоятельства и вина Общества в совершении административного правонарушения подтверждаются постановлением заместителя военного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, актом осмотра лесного участка, обращением лесничества в административный орган, докладной запиской инспектора по охране леса, докладной запиской заместителя лесничего, схемой расчистки кустарника, фототаблицей, справкой лесничества, выпиской из ЕГРЮЛ.
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности, Общество по существу не оспаривает, о нарушении установленной процедуры выявления правонарушения не заявляет.
В связи с изложенным в действиях Общества правомерно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Назначенное по делу административное наказание соответствует минимальной санкции статьи, что, с учетом принятия Обществом некоторых мер по расчистке просеки, следует признать правильным.
Вместе с тем, вопреки доводам жалобы, достаточных оснований для применения при назначении наказания положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ не имеется. Так, оставление порубочных остатков на просеке высоковольтной ЛЭП в период действия особого противопожарного режима является существенным нарушением противопожарных требований. Доводы жалобы о тяжелом финансовом положении предприятия не находят достаточного подтверждения. Представленная защитником копия таблицы с показателями раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, подписанной руководящими работниками Общества, содержит указание на убытки предприятия в 2018 г, но не позволяет с определенностью сделать вывод в отношении финансового положения юридического лица в целом. Сведений о наличии каких-либо иных исключительных обстоятельств, дающих основание для применения ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, в дело также не представлено.
Иные доводы жалобы также не опровергают правомерность привлечения предприятия к административной ответственности и обоснованность назначенного административного наказания.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления должностного лица или решения судьи, в ходе производства по настоящему делу не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от 07.12.2018, решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 22.02.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении ПАО "МРСК Северо-Запада" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
С.В. Щепалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.