Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Карлинова С.В., судей Орловой И.Н., Смирновой Е.Д., при секретаре судебного заседания Карлиной О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску... Архипова Николая Николаевича, Разумова Сергея Львовича,... Сергеевой Натальи Гавриловны о признании недействующим Порядка организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 25 апреля 2017 года N 1013, поступившее по апелляционным жалобам и дополнениям к ней... Сергеевой Н.Г. и... Архипова Н.Н. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 14 мая 2018 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, судебная коллегия
установила:
Постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 25 апреля 2017 года N 1013 утвержден Порядок организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары (далее также Порядок организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов, Порядок).
Названное постановление опубликовано в периодическом печатном издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары" от 04 мая 2017 года N 8 (200), а также 24 апреля 2017 года на официальном сайте администрации города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://gcheb.cap.ru).
Порядок организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов действует в редакциях постановления администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 15 июня 2017 года N 1465, постановления от 5 сентября 2017 года N 2068, постановления от 08 мая 2018 N 754, которые опубликованы в периодическом печатном издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары" от 26 июня 2017 года N 13(205), от 2 октября 2017 года N 20(212), от 18 мая 2018 года N 10(231), а также на официальном сайте администрации города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://gcheb.cap.ru).... Архипов Н.Н. (далее также... Архипов Н.Н.),... Сергеева Н.Г. (далее также... Сергеева Н.Г.), Разумов С.Л. обратились в суд с административными исковыми заявлениями о признании полностью недействующим указанного муниципального нормативного правового акта по мотиву противоречия его федеральному законодательству и законодательству Чувашской Республики, которые определением Ленинского районного суда г.Чебоксары от 15.02.2018 объединены в одно производство.
По мнению административных истцов, размещением оспариваемого муниципального нормативного правового акта на официальном сайте города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Законодательство", нарушены требования части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 N 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике", решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21.12.2007 N 868 "О периодическом печатном издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары", статьи 6 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" поскольку не было осуществлено официального опубликования полного текста муниципального правового акта органа местного самоуправления города Чебоксары в периодическом печатном издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары" или газете "Чебоксарские новости", что повлекло за собой ущемление прав граждан на возможность ознакомления с изданным постановлением в установленном порядке, а сам правовой акт не был официально обнародован и как следствие, не вступил в законную силу.
Оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт принят в нарушение части 1 статьи 130 Конституции РФ, пунктов 3, 15 части 1 статьи 16, пункта 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 3, 15 части 1 статьи 6, статей 23, 31, 50 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, части 3 статьи 3, части 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" с превышением полномочий, поскольку право на определение порядка распоряжения имуществом предоставлено представительному органу местного самоуправления - Чебоксарскому городскому Собранию депутатов.
Оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт обязателен для неопределенного круга лиц, однако принят в нарушение порядка его подготовки и публичного обсуждения, поскольку процедура оценки регулирующего воздействия, предусмотренная статьей 46 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относительно проектов постановлений, которыми внесены изменения и дополнения в Порядок, не соблюдена.
Утвержденный Порядок нарушает права, свободы и законные интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, поскольку вводят дискриминационные условия, не предусмотренные законом, которые не обеспечивают стабильность прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, гарантированных Конституцией Российской Федерации в виде свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции, не представляют хозяйствующим субъектам возможности долгосрочного планирования своего бизнеса; направлены на передел рынка, сокращение или прекращение торгового бизнеса; ухудшают положения субъектов предпринимательской деятельности, сокращают сферы торговых услуг, нарушает статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Порядок принят без учета Закона Чувашской Республики от 13.07.2010 N 39 "О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках", в котором порядок и условия размещения нестационарных торговых объектов определен в статьях 4, 5 и не содержит указания о передаче нестационарного торгового объекта на торгах или право органа местного самоуправления принять соответствующий нормативный правовой акт. При этом Порядок организации ярмарок на территории Чувашской Республики и продажи товаров на них утвержден постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики 26.08.2010 N 277.
Утвержденный Порядок нарушает положения статей 39.6, 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", положений Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку заменяет установленную процедуру аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, что недопустимо и нарушает их права и законные интересы как представителей малого и среднего предпринимательства на осуществление торговой деятельности в установленном федеральным законодательством порядке. Разработанный Порядок регулирует право на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, отсутствующее в действующем законодательстве Российской Федерации и Чувашской Республики.
Административные истцы считают одним из основных условий законности предоставления права на размещение сезонных нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований является максимальное обеспечение равных возможностей граждан и юридических лиц при приобретении права, а также условия предоставления достаточно полной и достоверной информации. Не понятен порядок установления цены, которая формируется без каких-либо методических указаний и не привязана фактически к кадастровой стоимости занимаемого земельного участка, без учета сезонного характера нестационарных торговых объектов, а также времени размещения нестационарных торговых объектов. При определении начального размера ежегодной платы за право размещения нестационарного торгового объекта не соблюдаются основные принципы установления цены и информационной открытости оценки, предусмотренной частью 2 статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В последующем, административный истец... Сергеева Н.Г. уточнила заявленные требования, просила признать недействующими со дня принятия отдельные нормативные установления, предусмотренные в пунктах 1, 2, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 17, 20, 25, 30, 37, 38 Порядка организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов, возложить на администрацию города Чебоксары обязанность принять нормативно-правовой акт, заменяющий пункты в отмененной части.
Оспариваемыми нормами Порядка организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов регулируются порядок отбора хозяйствующих субъектов для организации деятельности в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов путем проведения открытого аукциона; порядок определения начальной цены предмета аукциона; размер задатка; порядок проведения аукциона(пункты 1, 2, 7); требования к извещению о проведении аукциона (пункт 10); требования к аукционной документации (пункт 11); порядок создания аукционной комиссии, приема заявок (пункты 14, 17, 20, 30); порядок проведения аукциона (пункты 37, 38).
Административный истец... Архипов Н.Н. и его представитель Тимофеев А.В, представляющий также интересы... Сергеевой Н.Г, в судебном заседании суда первой инстанции требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представители администрации города Чебоксары Чувашской Республики Мясникова И.С, Козлицкая Т.Р. возражали против заявленных требований, указывая на то, что оспариваемый Порядок организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в установленном законом порядке, с соблюдением процедуры его принятия и опубликования.
Определениями суда первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Чебоксарское городское Собрание депутатов, Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике, Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.
Представители заинтересованных лиц в судебном заседании не присутствовали, в письменных заявлениях просили оставить административные требования без удовлетворения.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 14 мая 2018 года в признании не действующим Порядка организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 25 апреля 2017 года N 1013, отказано.
В апелляционной жалобе... Сергеева Н.Г,... Архипов Н.Н. просят решение отменить, как постановленное ввиду неправильного определения юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, нарушения норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В дополнениях к апелляционной жалобе... Архипова Н.Н. указано на отсутствие в оспариваемом решении судебной оценки: 1) постановления администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 08 мая 2018 N 754, которым внесены изменения в оспариваемый Порядок на основании экспертного заключения Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 04 апреля 2018 N 576/2018; 2) компетенциям уровням органов местного самоуправления, полагая, что оспариваемый Порядок подлежал утверждению Чебоксарским городским Собранием депутатов; 3) несоответствия оспариваемого Порядка Федеральному закону от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности", поскольку предоставляемое в предмете аукциона право на размещение муниципального движимого имущества ограничивает свободу деятельности предпринимателей. Движимое муниципальное имущество, включенное в предмет торгов, не отвечает требованиям к торговым объектам (отсутствие требования к техническому описанию предмета торгов, требования к условиям раскрытия информации о соответствии объектов условиям безопасности, в том числе пожарной, условиям специализации, условиям наличия оборудования, условиям и возможностям подключения к инженерным сетям); 4) несоответствия предмета аукциона "право на размещение нестационарного торгового объекта, находящегося в муниципальной собственности города Чебоксары, в местах определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов" с составом информации, которая должна быть раскрыта в обязательном порядке согласно п. 2 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что вопрос разграничения полномочий в сфере торговли между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в полном объеме до настоящего времени не урегулирован в силу подпункта 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" считает, что вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должны быть урегулированы законодательством субъекта Российской Федерации, что не исследовано судом. В нарушение Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предпринимательское сообщество не приняло участие в оценке регулирующего воздействия и в проведении независимой экспертизы проектов оспариваемых нормативных правовых актов, постановлений, утвердивших изменения в оспариваемый Порядок. Постановления, которыми внесены изменения в Порядок не прошли процедуру оценки регулирующего воздействия. Формирование начальной цены договора на право размещения нестационарных торговых объектов направлено на передел рынка, сокращение и прекращение бизнеса, поскольку неправомерно увеличивает реализуемое право без учета сезонности пользования объектом ограниченного срока деятельности, фактически не учитывает специфику места расположения торгового места, длительность предпринимательской деятельности, инфляционную составляющую. В оспариваемом Порядке не раскрыто понятие хозяйствующего субъекта.
Кроме того, указано на допущенные судом нарушения норм процессуального права, в частности, на отсутствие в резолютивной части решения суда указания на его опубликование, отсутствие в материалах дела письменного заключения прокурора, не удовлетворении судом ходатайства об истребовании доказательств, не выделении в отдельное производство требований... Сергеевой Н.Г, не удовлетворении ходатайства, заявленного в судебном заседании, состоявшемся 11.05.2018 о предоставлении времени для ознакомления с материалами дела и подготовки к судебному заседанию, составлении протокола судебного заседания от 11.05.2018 лишь 25.05.2018.
На те же допущенные нарушения судом первой инстанции указано и в дополнениях к апелляционной жалобе... Сергеевой Н.Г. Дополнительно отражено, что суд не дал оценки каждой оспариваемой норме Порядка организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов, отсутствие извещения Разумова С.Л. о дате и времени судебного заседания, назначенного на 11 и 14 мая 2018 года, не направлении в нарушение требований части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 2 части 2 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в адрес... Сергеевой Н.Г, Разумова С.Л. возражений (отзывов) лиц, участвующих в деле, администрации города Чебоксары, Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике, Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административные истцы Разумов С.Л,... Архипов Н.Н, и его представитель Тимофеев А.В, одновременно представляющий также интересы... Сергеевой Н.Г, поддержали доводы апелляционных жалобы и дополнений к ним, представитель администрации города Чебоксары Чувашской Республики Мясникова И.С. возражала против доводов апелляционных жалоб и дополнений к ним.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Согласно ст.ст. 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее также Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ).
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 3 и частью 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли и вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием таких условий, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Законом Чувашской Республики от 13 июля 2010 года N 39 "О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках", урегулированы отношения, возникающие между органами государственной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности.
Согласно частей 1, 2 статьи 5 указанного закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; схемы размещения нестационарных торговых объектов разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления в Чувашской Республике, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований, с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, в порядке, установленном уполномоченным органом.
Норм, регламентирующих порядок и условия заключения договоров на установку и эксплуатацию нестационарных торговых объектов ни в федеральном, ни в региональном законодательстве не содержится.
Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях (часть 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ).
Таким образом, федеральным законодательством переданы органам местного самоуправления полномочия по созданию условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и(или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Вопросом местного значения городского округа, в числе прочих, в силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ является создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Статьей 23 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики определено, что в структуру органов местного самоуправления города Чебоксары входят, в числе прочего, представительный орган города Чебоксары - Чебоксарское городское Собрание депутатов, исполнительно-распорядительный орган города Чебоксары - администрация города Чебоксары.
Статьями 31, 50 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики определены полномочия указанных органов местного самоуправления: Чебоксарское городское Собрание депутатов осуществляет контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления города Чебоксары полномочий по решению вопросов местного значения(пункт 12), администрация города Чебоксары - регулирует земельные отношения, управляет и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности(пункты 8, 9), администрация города Чебоксары вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Чувашской Республики.
Учитывая, что Чебоксарское городское Собрание депутатов осуществляет лишь контроль за исполнением администрацией города полномочий по решению вопросов местного значения, в отсутствие иного нормативного регулирования, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционных жалоб, обоснованно пришел к выводу, что принятый администрацией города Чебоксары оспариваемый Порядок организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов, принят уполномоченным органом.
Ссылка суда первой инстанции в подтверждение полномочий администрации города Чебоксары по принятию оспариваемого муниципального нормативного правового акта на основании п.8.4 Положения о прядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Чебоксары, утв. решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 9 апреля 1999 N 688, судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку сфера регулирования названного Положения ограничена управлением и распоряжением объектов муниципальной собственности, что не соотносимо к оспариваемому Порядку.
Суд первой инстанции установив опубликование как первоначального текста оспариваемого Порядка организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов, так и последующих изменений и дополнений в него, на официальном сайте администрации города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://gcheb.cap.ru), а также в Вестнике органов местного самоуправления города Чебоксары от 04 мая 2017 года N 8(200), от 26 июня 2017 года N 13(205), от 2 октября 2017 года N 20(212), от 18 мая 2018 года N 10(231), чем соблюдены положения частей 2 и 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 6 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 декабря 2007 N 868 "О периодическом печатном издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары", пришел к обоснованному выводу о соблюдении администрацией города Чебоксары порядка опубликования муниципального нормативного правового акта.
Выводы суда в этой части решения соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам Кодекса административного судопроизводства, что нашло обстоятельное и мотивированное отражение в судебном постановлении.
В силу части 3 статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия.
Аналогичные положения содержатся в части 3 статьи 42 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года N 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике", статье 6 Устава муниципального образования города Чебоксары-столицы Чувашской Республики и принятом на их основе Порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации города Чебоксары, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары от 5 марта 2014 N 855 (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого муниципального нормативного правового акта).
Во исполнение названных правовых норм разработчиком проекта - администрацией города Чебоксары на сайте regulations.cap.ru в сети "Интернет" опубликовано уведомление о сроках проведения публичных консультаций с 13 по 24 апреля 2017 года, пояснительная записка заместителя главы администрации.., перечень вопросов в рамках проведения публичных консультаций по проекту постановления, проект постановления и проект Порядка, заключение из которого следует, что замечания и предложения поступили от Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (исх. N 05/21-4212 от 24.04.2017), по представлению прокурора из текста проекта постановления исключены пункты 2 и 3 об утверждении типовых форм договора на право размещения нестационарных торговых объектов.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что процедура оценки регулирующего воздействия оспариваемого Порядка в первоначальной редакции административным ответчиком соблюдена.
Постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 15 июня 2017 года N 1465 пункты 2, 7, подпункт 9 пункта 10 Порядка изложены в новой редакции; постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 5 сентября 2017 года N 2068 подпункт 7 пункта 11, пункт 43 Порядка изложен в новой редакции; постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 08 мая 2018 N 754 пункт 10 Порядка дополнен подпунктом 10, пункт 37 изложен в новой редакции.
Проекты названных постановлений оценку регулирующего воздействия не проходили, что не оспаривается представителем административного ответчика, со ссылкой на положения пункта 1.4. Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации города Чебоксары.
Между тем судебная коллегия не может согласиться с выводом районного суда о необязательности данной процедуры.
Оценка регулирующего воздействия не проводится в отношении проектов муниципальных нормативных правовых актов, разрабатываемых в целях приведения действующих муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики, в случае если такие проекты не содержат нового правового регулирования в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности (пункт 1.4. Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации города Чебоксары).
Данная норма подлежит применению в случае выявления противоречий действующих норм и правил Порядка положениям правовых норм, имеющих большую юридическую силу, при их выявлении органами, осуществляющими нормоконтроль.
Однако, изменения в нормативные положения Порядка согласно постановлению администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 15 июня 2017 года N 1465 внесены по собственной инициативе разработчика оспариваемого муниципального правового акта.
Изменения согласно постановлению администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 5 сентября 2017 года N 2068 внесены после вынесения решения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 14.07.2017 N 42-Т-2017, которым жалоба... Архипова Н.Н. признана обоснованной и организатору торгов - Чебоксарскому городскому комитету по управлению имуществом администрации города Чебоксары выдано предписание об устранении выявленного нарушения.
Согласно предписанию Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 14.07.2017 N 42-Т-2017 организатору торгов - Чебоксарскому городскому комитету по управлению имуществом администрации города Чебоксары в срок до 24 июля 2017 года поручено устранить допущенные нарушения путем аннулирования аукциона на право размещения нестационраных торговых объектов на территории города Чебоксары, проводимого на основании распоряжения Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации города Чебоксары от 13.06.2017 N 191-р.
Следовательно, данное предписание выдано Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике в рамках дискреционных полномочий, предоставленных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договора, в связи с чем, выявленные противоречия действующих норм Порядка положениям правовых норм, имеющих большую юридическую силу, подлежали устранению на общих основаниях.
Изменения, внесенные в оспариваемый Порядок согласно постановления администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 08 мая 2018 N 754, приняты согласно выводов, изложенных в Экспертном заключении от 03.04.2018, подготовленном Министерством юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики по результатам рассмотрения обращения представителя административных истцов Тимофеева А.В. и согласно положений Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", носят рекомендательный характер, в связи с чем, выявленные противоречия также подлежали устранению на общих основаниях.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным ответчиком при принятии изменений и дополнений в оспариваемый Порядок нарушена процедура оценки регулирующего воздействия, в связи с чем, названные пункты Порядка (пункт 2, 7, подпункт 9 пункта 10, подпункт 7 пункта 11, пункт 43, подпунктом 10 пункта 10, пункт 37) подлежат признанию не действующими.
Установив, что согласно положений Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления", Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Чебоксары, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 26 ноября 2009 N 1500, административным ответчиком получено положительное заключение прокуратуры Чувашской Республики на проект постановления "Об утверждении Порядка организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары", суд первой инстанции также пришел к верному выводу о проведении органом местного самоуправления антикоррупционной экспертизы проекта оспариваемого Порядка в первоначальной редакции.
Перечень оснований для проведения антикоррупционной экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области юстиции предусмотрен частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления", к которым оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт не отнесен, в связи с чем, судебная коллегия не может согласиться с доводом административного истца о необходимости проведения антикоррупционной экспертизы проекта оспариваемого муниципального нормативного правового акта Министерством юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики и признанию его не действующим, в связи с ее отсутствием.
Регистрация оспариваемого муниципального правового акта в соответствии с требованиями части 1 статьи 43.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в регистре муниципальных нормативных правовых актов Чувашской Республики подтверждена материалами дела (письмо Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 04.04.2018 N 05/13-5130 - т.3 л.д.125), в связи с чем, довод апелляционной жалобы об обратном, судебной коллегией признается необоснованным.
Разрешая требования административных истцов, суд первой инстанции установил, что ИП Архипов Н.Н. зарегистрирован в качестве... с 8 апреля 2008 года,... Сергеева Н.Г. с 23 апреля 1997 года, Разумов С.Л. является учредителем ООО "... ".... Архипов Н.Н,... Сергеева Н.Г, ООО "... " являлись участниками аукционов на право размещения нестационарных торговых объектов, проведенных 13 октября 2017 года, 28 ноября 2017 года, в связи с чем, районный суд пришел к верному выводу о том, что административные истцы являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым муниципальным нормативным правовым актом, имеющими право согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации его оспаривания.
Установив, что какому-либо федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, оспариваемый Порядок организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов не противоречат, а следовательно, не нарушает права и законные интересы административных истцов, суд первой инстанции отказал в удовлетворении административного искового заявления.
Судебная коллегия в полном объеме не может согласиться с правильностью указанного вывода районного суда.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановления от 17 ноября 1997 г. N17-П и от 31 марта 2015 г. N 6-П).
Согласно разъяснению, данному в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя соответствие акта, обладающего нормативными свойствами, действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, суд устанавливает смысл разъясняемых положений, учитывая буквальное значение содержащихся в них слов и выражений, а также их место в системе права, взаимосвязи с другими правовыми нормами, цели и условия принятия соответствующего нормативного правового акта.
Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19 части 1 Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями.
Реализация нормотворческих полномочий предполагает соблюдение требований, предъявляемых федеральным законодателем к форме и содержанию правовой нормы, имея в виду требования определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразное понимание, создает возможность злоупотреблений правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 11-П, от 17 июня 2004 г. N 12-П, от 29 июня 2004 г. N 13-П), а Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (часть 2 статьи 1), Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (подпункты "а", "ж" пункта 3), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, прямо относят к коррупциогенным факторам нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований для принятия решения, выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); отсутствие или неполноту административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; а также юридико-лингвистическую неопределенность.
Пунктом 1 Порядка организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов предусмотрено, что в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21.11.2013 N 1205 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары" администрация города Чебоксары проводит отбор хозяйствующих субъектов для организации деятельности в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Пунктом 43 Порядка определено, что победитель аукциона и администрация заключают договор на право размещения нестационарного торгового объекта не ранее чем через десять календарных дней со дня размещения информации о результатах аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта.
По смыслу названных норм, возможность заключения договора на право размещения нестационарного торгового объекта возникает после прохождения конкурентных процедур.
Согласно частям 1 и 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Чувашской Республики от 13 июля 2010 года N 39 "О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках" схемы размещения нестационарных торговых объектов разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления в Чувашской Республике, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований, с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, в порядке, установленном уполномоченным органом.
С 1 марта 2015 года изменен ранее существовавший порядок предоставления земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта, согласно которому земельный участок под размещение нестационарного торгового объект предоставлялся в аренду, и установлен новый порядок, урегулированный главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Правоотношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Таким образом, федеральный законодатель, определяя основания использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, предусмотренными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в главе V.6 того же кодекса установилособое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Учитывая, что федеральное законодательство не регламентирует основания и форму юридического оформления прав субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, равно и не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора по итогам проведения конкурса, предусмотренная указанными нормами возможность заключения с победителем аукциона договора на право размещения нестационарного торгового объекта не может быть признана не соответствующей нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Вместе с тем, в содержании пункта 1 оспариваемого Порядка с учетом буквального значения содержащихся в нем слов и выражений и применительно к указанным выше нормам федерального законодательства, иным нормам регионального законодательства, судебная коллегия усматривает правовую неопределенность по следующему.
Как видно из постановления администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 25 апреля 2017 года N 1013 основанием его принятия послужили Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", приказ Министерства экономического развития промышленности и торговли Чувашской Республики от 16.11.2010 N 184 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов", Устав муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21 ноября 2013 года N 1205 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары".
Согласно пункту 2 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов, утв. приказом Министерства экономического развития промышленности и торговли Чувашской Республики от 16.11.2010 N 184, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по городским, сельским поселениям, входящим в их составы, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований на неопределенный срок с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли и повышения доступности товаров для населения в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим законодательством и другими установленными федеральными законами требованиями.
Названная Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары(том 4 л.д. 107-132), содержит следующие показатели: порядковый номер; место размещения и адрес; тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности; площадь земельного участка, торгового объекта (здания, строения, сооружения) или его части; форма собственности земельного участка, торгового объекта (здания, строения, сооружения) или его части; срок осуществления торговой деятельности; специализация торгового объекта (ассортимент реализуемого товара); иная дополнительная информации (координаты местоположения объектов, широта и долгота в градусах).
Анализ содержащихся в Схеме сведений свидетельствует о том, что она предусматривает размещение нестационарных торговых объектов, расположенных в государственной собственности, не разграниченной государственной собственности, муниципальной собственности, в ней отсутствует информация о конкретных нестационарных торговых объектах или субъектах хозяйственной деятельности, она не закрепляет права субъектов хозяйственной деятельности на места, указанные в схеме.
До изменения на основании Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" правового регулирования порядка размещения нестационарных торговых объектов, их размещение, как было изложено ранее, осуществлялось на основании договоров аренды земельных участков, заключенных между администрацией города Чебоксары и субъектами хозяйственной деятельности.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 225-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.
При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
Таким образом, действующее правовое регулирование исходит из того, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается на неопределенный срок и субъект малого и среднего предпринимательства в случае предоставления права на размещение нестационарного торгового объекта на законном основании, даже при истечении срока договора аренды, заключенного до 1 марта 2015 года, не может быть ограничен права на его использование в месте, предусмотренном Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, путем заключения договора на право размещения нестационарного торгового объекта вне конкурентных процедур, предусмотренных оспариваемым муниципальным нормативным правовым актом.
Однако оспариваемая норма, предусматривая возможность администрации города Чебоксары осуществлять отбор хозяйствующих субъектов в местах, определенных Схемой размещения нестационарных торговых объектов, не разграничивает субъектов малого или среднего предпринимательства, использующих нестационарные торговые объекты, установленных до 1 марта 2015 года, и имеющих право вне конкурентных процедур на заключение договора на право размещения нестационарного торгового объекта, и субъектов малого или среднего предпринимательства, имеющих намерение по приобретению права на размещение нестационарного торгового объекта, включенного в Схему по инициативе представительного органа местного самоуправления.
Данная правовая неопределенность сферы регулирования оспариваемого Порядка не может свидетельствовать о законности пункта 1 Порядка, в связи с чем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о ее соответствии правовым нормам, имеющим большую юридическую силу.
Кроме того, неопределенность вызывает возможность проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21.11.2013 N 1205 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары", в то время как согласно решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25.12.2018 N 1516, названное решение признано утратившим силу и утверждена новая Схема размещения нестационарных торговых объектов.
Пунктом 2 Порядка организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов (в редакции постановления от 15.06.2017 N 1465) предусмотрено, что отбор хозяйствующих субъектов осуществляется путем проведения открытого аукциона предметом которого может являться:
- право на размещение нестационарного торгового объекта, в местах определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов;
- право на размещение нестационарного торгового объекта, находящегося в муниципальной собственности города Чебоксары, в местах определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Из объяснений ИП Архипова Н.Н и его представителя, а также имеющихся в материалах дела обращений на неправомерные действия органов местного самоуправления, применение данной нормы осуществляется таким образом, что административный ответчик выставляет на аукцион помимо права на размещение нестационарного торгового объекта, в местах определенных Схемой размещения нестационарных торговых объектов, право на использование муниципального имущества - торгового киоска, размещенного в месте определенном схемой размещения нестационарных торговых объектов, расположенного не только в муниципальной собственности, но и на земельном участке не разграниченной государственной собственности.
Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) вправе, за исключением установленных федеральным законом случаев, самостоятельно определять, в частности, вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля); форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли); способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов); тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект); цены на продаваемые товары; иные порядок и условия осуществления торговой деятельности (пункты 1, 2, 3, 5, 8 и 11 части 2).
Между тем, как видно из правоприменительной практики сложившейся при применении оспариваемой нормы, предметом аукциона служит не только имущественное право в виде "права на размещение нестационарного торгового объекта, в местах определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов", но и право на размещение нестационарного торгового объекта, находящегося в муниципальной собственности, размещенного в месте, определенном схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно пункту 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Определение понятия "нестационарный торговый объект" раскрыто в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ, которым является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Следовательно, нестационарный торговый объект согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является недвижимым имуществом, не является он, вопреки доводам представителей административного ответчика сооружением, и учитывая возможность его размещения субъектами малого и среднего предпринимательства с соблюдением конкурентных процедур, предмет аукциона "право на размещение нестационарного торгового объекта, находящегося в муниципальной собственности города Чебоксары, в местах определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов" не соответствует требованиям федерального законодательства, поскольку позволяет муниципальным предприятиям и учреждениями, либо иными хозяйствующими субъектами (ООО "Восток"), их размещение на земельных участках, не находящихся в муниципальной собственности, в частности, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена (строки 5.1.16 (том 3 л.д.42), государственной собственности 8.1.10 (том 3 л.д.46) и впоследствии явившихся предметом аукциона ( протокол от 28.11.2017 (том 3 л.д.42), протокол от 28.11.2017 )том 3 л.д.46).
Применение оспариваемой нормы по указанному предмету аукциона, нарушает статью 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ, поскольку лишает хозяйствующего субъекта самостоятельного права установки в месте, определенном схемой, нестационарного торгового объекта, принадлежащего ему на праве собственности, а также нарушает статью 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем, судебная коллегия не может согласиться с выводом районного суда о соответствии оспариваемой нормы требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в связи с чем, а также учитывая нарушение процедуры оценки регулирующего воздействия проекта постановления, которым пункт 2 изложен в новой редакции (постановление от 15 июня 2017 года N 1465), данная норма подлежит признанию не действующей.
Пунктом 7 Порядка организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов предусмотрено, что начальная цена предмета аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта устанавливается организатором аукциона в размере ежегодной платы за право на размещение нестационарного торгового объекта, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В случае, когда предметом аукциона является право на размещение нестационарного торгового объекта, находящегося в муниципальной собственности города Чебоксары, в начальную цену, определенную по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", включается ежегодный размер платы за право на размещение нестационарного торгового объекта и ежегодный размер платы за использование нестационарного торгового объекта, находящегося в муниципальной собственности города Чебоксары.
Отказывая в признании не действующей указанной нормы суд первой инстанции проанализировав положения статьи 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" исходил из того, что довод о неясности порядка установления начальной цены предмета аукциона при осуществлении сезонной деятельности основан лишь на предположениях, поскольку информация о начальной цене предмета аукциона, об организаторе аукциона, принявшем решение о проведении аукциона, о его контактных данных указываются в извещении, в связи с чем, лица, изъявившие принять участие в аукционе вправе ознакомиться с результатами оценки и обжаловать их в случае несогласия.
Из имеющейся в материалах дела Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утв. решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205, следует, что в нее включены помимо нестационарных торговых объектов, осуществляющих деятельность круглогодично, нестационарные торговые объекты сезонной мелкорозничной торговли, к которым отнесены - морозильный ларь, квасная бочка, киоск, палатка, мобильный объект по продаже сладкой ваты, осуществляющие сезонную деятельность, в частности, с 15 апреля по 15 сентября, с 01 мая по 01 сентября, с 01 мая по 15 октября, с 15 декабря по 31 декабря, с 01 августа по 15 октября, соответственно.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
К объектам оценки относятся: отдельные материальные объекты (вещи); совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия); право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества; права требования, обязательства (долги); работы, услуги, информация; иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте (статьи 5 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Ранее указывалось, что нормативные положения должны соответствовать общеправовому критерию правовой определенности, исключить всякую возможность двойного толкования, неопределенного применения.
Предусмотренная оспариваемой нормой оценка рыночной стоимости права на размещение нестационарного торгового объекта не поименовано в федеральном законодательстве, не может быть отнесено к объекту оценки согласно положений Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", вызывает правовую неопределенность экономической оценки данного объекта и предсказуемость расчета учитывая, в числе прочего, сезонный характер деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в местах, определенных Схемой по результатам конкурентных процедур, в связи с чем, а также учитывая нарушение процедуры принятия постановления администрации города Чебоксары от 15.06.2017 N 1465, которым она изложена в новой редакции, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о соответствии названной нормы требованиям правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Подпунктом 9 пункта 10 Порядка предусмотрено, что извещение о проведении аукциона должно, в числе прочего, содержать сведения об обязанности победителя аукциона согласовать внешний вид (архитектурно-художественного решения) нестационарного торгового объекта в соответствии с Порядком согласования и оценки внешнего вида (архитектурно-художественного решения) нестационарных торговых объектов, утвержденным постановлением администрации города Чебоксары от 25.04.2017 N 1012, в случае если в проекте договора на размещение нестационарного торгового объекта отсутствует архитектурно-художественное решение нестационарного торгового объекта и предметом аукционом не является право на размещение нестационарного торгового объекта, находящегося в муниципальной собственности города Чебоксары.
Между тем, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 15 мая 2019 года отменено решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 февраля 2019 года и принято новое решение, которым административное исковое заявление ИП Архипова Н.Н, ИП Сергеевой Н.Г. удовлетворено, признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 25 апреля 2017 года N 1012 "Об утверждении Порядка согласования и оценки внешнего вида (архитектурно-художественного решения) нестационарных торговых объектов".
Учитывая изложенное, оспариваемая норма содержит правовую неопределенность, в связи с чем, а также поскольку нарушена процедуры ее принятия, подлежит признанию не действующей.
В остальной части заявленных административными истцами требований (по остальным оспариваемым нормам Порядка) суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о их соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, оснований для пересмотра выводов суда судебная коллегия не усматривает. Мотивы по которым суд пришел к указанным выводам подробно изложены в обжалуемом решении, судебная коллегия находит их убедительными, основанными на правильном применении норм действующего законодательства.
Несогласие подателей жалоб с выводами суда в указанной части, иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в обжалованном судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке для признания не действующими всех правовых норм, оспоренных административным истцом.
Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении требований ИП Архипова Н.Н, ИП Сергеевой Н.Г, Разумова С.Л, а потому доводы апелляционных жалоб в остальной чяасти во внимание не принимаются.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Отменить решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 14 мая 2018 года и принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление... Архипова Н.Н,... Сергеевой Н.Г, Разумова С.Л. удовлетворить частично.
Признать не действующими с момента вступления в силу решения суда пункты 1, 2, 7, подпункты 9, 10 пункта 10, подпункт 7 пункта 11, пункт 37, 43 Порядка организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 25 апреля 2017 года N 1013.
В удовлетворении требований... Архипова Н.Н,... Сергеевой Н.Г, Разумова С.Л. о признании не действующими Порядка организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 25 апреля 2017 года N 1013 в остальной части отказать.
Сообщение о принятом решении подлежит размещению на официальном сайте администрации города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети интернет http://gcheb.cap.ru или в Вестнике органов местного самоуправления города Чебоксары или в газете "Чебоксарские новости".
Председательствующий С.В.Карлинов
Судьи: И.Н.Орлова
Е.Д.Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.