Судья Хабаровского краевого суда Куратов А.А.,
рассмотрев жалобу защитника Гроо О.Я. - Катухова К.С. на постановление судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 09 апреля 2019 года в отношении
начальника Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска Гроо О.Я, "данные изъяты"
привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 09 апреля 2019 года начальник Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска (далее - Управление) Гроо О.Я. привлечен к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Указанным постановлением Гроо О.Я. признан виновным в нецелевом использовании 07 мая, 09, 13 июля, 16, 17 августа 2018 г. бюджетных средств в сумме 504321 руб, что выразилось в направлении бюджетных средств городского округа "Город Хабаровск" в целях, не соответствующих целям, предусмотренным соглашением от 05 марта 2018 г. N БКД1-2018 при оплате выполненных МУП г. Хабаровска "Домремстрой" работ по ремонту смотровых колодцев улично-дорожной сети города Хабаровска на объекте ул. Комсомольская от ул. Ленина, д. 8 до Уссурийского бульвара, д. 11, когда такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Защитник Гроо О.Я. - Катухов К.С, не согласившись с постановлением судьи районного суда, обратился в краевой суд с жалобой. В обоснование своих доводов указал, что переустройство инженерной сети осуществлялось по инициативе собственника автомобильной дороги. В ходе проведения работ по ремонту уличной дорожной сети города увеличивался слой асфальтобетонного покрытия края смотровых колодцев до кромки дорожного полотна, что являлось нарушением требований ГОСТ Р 50597-2017. Именно поэтому обязанность по приведению смотровых колодцев в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 лежала на владельце автомобильной дороги. Просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить.
В возражениях, представленных на жалобу, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Тимофеева Е.М. просит в удовлетворении жалобы отказать.
Дело в силу положений п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ рассмотрено в отсутствие Гроо О.Я, защитника Катухова К.С.
В судебном заседании должностные лица аппарата Контрольно-счётной палаты Хабаровского края Тимофеева Е.М, Медведева Т.А. просят в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Проверив дело в полном объеме на основании ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья краевого суда не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с ч.1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Управление дорог и внешнего благоустройства является органом администрации города Хабаровска в форме муниципального казенного учреждения с правами юридического лица и создано в том числе с целью осуществления дорожной деятельности в части проектирования, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения в границах городского округа "Город Хабаровск".
Согласно статье 162 БК РФ Управление дорог и внешнего благоустройства, как получатель бюджетных средств, обязано обеспечить целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Из материалов дела следует, что в период с 09 по 31 октября 2018 года контрольно-счетной палатой Хабаровского края проведено контрольное мероприятие на предмет законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств краевого бюджета, выделенных бюджету городского округа "Город Хабаровск" на реализацию программы комплексного развития транспортной инфраструктуры в ходе которого установлено следующее.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 19 февраля 2018 года N44-пр "О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований края, предусмотренных в краевом бюджете на 2018 год на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по капитальному ремонту и ремонту объектов дорожного хозяйства, находящихся в муниципальной собственности" городскому округу "Город Хабаровск" на мероприятия по приведению дорожной сети городской агломерации в соответствие с нормативными требованиями по транспортно-эксплуатационным показателям в целях реализации мероприятий программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Хабаровской городской агломерации в рамках приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" бюджету городского округа "Город Хабаровск" распределены субсидии в сумме 1 403 400 000 рублей (в части капитального ремонта улично-дорожной сети).
Между Министерством промышленности и транспорта Хабаровского края и администрацией г. Хабаровска заключено соглашение от 05 марта 2018 года NБКД1-2018 о предоставлении в 2018 году субсидии из краевого бюджета бюджету г. Хабаровска в сумме 1 403 400 000 рублей на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия "Приоритетный проект "Безопасные и качественные дороги" государственной программы Хабаровского края "Развитие транспортной системы Хабаровского края", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 05 мая 2012 года N146-пр.
Администрация г. Хабаровска в соответствии с указанным соглашением обязана обеспечить финансирование реализации Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры агломерации на 2018 год в объеме расходного обязательства 198 980 000 рублей.
В ходе проведения контрольного мероприятия установлен факт направления и оплаты за счет средств дорожного фонда ремонта колодцев, не относящихся к автомобильной дороге, не находящихся на праве оперативного управления и не числящихся на балансе Управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска.
На выполнение ремонта улично-дорожной сети г. Хабаровска в 2018 году Управлением заключен муниципальный контракт с МУП г. Хабаровска "Дорремстрой" от 24 апреля 2018 года N71 на сумму 384 635 583 рублей.
По вышеуказанному контракту МУП г. Хабаровска "Дорремстрой" выполнены работы по ремонту колодцев на объекте ул. Комсомольская от ул. Ленина, д.8 до Уссурийского бульвара, д.11, которые оплачены Управлением платежными поручениями от 07 мая 2018 года N341232, от 09 июля 2018 года N247463, от 13 июля 2018 года N313595, от 16 августа 2018 года N720027, от 17 августа 2018 года N738854, подписанными электронной цифровой подписью Гроо О.Я. на сумму 504 321 руб.
При этом Управлением произведен ремонт колодцев, принадлежащих МУП г. Хабаровска "Водоканал", ТСЖ "Лидер", ТСЖ "Комфорт-Комсомольская-62", ТСЖ "Теплый дом".
Таким образом, в ходе проверки выполнения и оплаты работ установлено, что Гроо О.Я. допущено направление средств дорожного фонда и оплата денежных обязательств по ремонту элементов, не относящихся к автомобильной дороге и не числящихся на балансе Управления, общей стоимостью 504 321 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Гроо О.Я. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности.
Факт нецелевого использования Гроо О.Я. бюджетных средств подтверждается совокупностью имеющихся в деле достоверных и допустимых доказательств, подробно перечисленных в постановлении судьи районного суда.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришла к обоснованному выводу о виновности Гроо О.Я. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины Гроо О.Я. в его совершении.
В соответствии со статьей 179.4 БК РФ дорожный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
С учётом положений ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", колодцы подземных трубопроводов канализационных и водопроводных сетей не относятся к автомобильной дороге.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" эксплуатация инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляется владельцами инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги.
Согласно положениям пунктов 4.6, 4.7, Правил благоустройства территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденных Решением Хабаровской городской Думы от 17 октября 2017 года N 677, содержание территорий, на которых расположены инженерные коммуникации, содержание объектов инженерной коммуникации, обеспечивается организациями, имеющими на балансе инженерные коммуникации. Организации, имеющие на балансе инженерные коммуникации, обязаны: не допускать отсутствие решеток, крышек люков на колодцах, образования провалов и просадок по месту прохождения подземных инженерных коммуникаций и других инженерных сооружений; содержать люки смотровых колодцев и камер на одном уровне с поверхностью проезжей части и тротуара при усовершенствованном покрытии, на 50 - 70 мм выше поверхности земли в зеленой зоне и на 200 мм - на незастроенной территории. В случае отклонения по вертикали крышки люка относительно проезжей части более 1,0 см должны быть приняты меры по исправлению имеющихся дефектов; в случае повреждения или разрушения смотровых колодцев, образования провалов и просадок на расстояний 1 м по периметру таких колодцев производить их ремонт в соответствии с указанными Правилами.
Таким образом, владелец инженерных коммуникаций обеспечивает надлежащее содержание объектов инженерной коммуникации.
Доводы автора жалобы о том, что ремонт смотровых колодцев осуществлен в соответствии с пп. "т", п.3 ч.5 раздела III Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года N402, которым предусмотрено проведение замены или ремонта смотровых приспособлений, подлежат отклонению как несостоятельные.
Из п.3 ч.5 раздела III вышеуказанной Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог следует, что замена или ремонт смотровых приспособлений входит в состав работ при выполнении ремонта искусственных и защитных дорожных сооружений.
В силу п. п. 2, 3 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" защитные дорожные сооружения - сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения. А искусственные дорожные сооружения - это сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Таким образом, по смыслу п.п. 2, 3 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ смотровые колодцы инженерных коммуникаций, ремонт которых был произведен, не относятся к защитным или искусственным дорожным сооружениям.
Обсуждая доводы жалобы о необходимости соблюдения требований ГОСТ Р 50597-2017 при ремонте дороги, судья краевого суда принимает во внимание, что п.п.4.1, 4.2 приведённого ГОСТа предусмотрено выполнение установленных данным стандартом требований не только организациями, осуществляющими содержание дорог и улиц, но и владельцами водопроводно-канализационного хозяйства. При этом в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям данного стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
Доводы жалобы о действии Гроо О.Я. в рамках ч. 6.1 ст. 19 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ основаны на неверном толковании норм права.
Согласно ч. 6.1 ст. 19 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ условия переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода автомобильных дорог в случае реконструкции или капитального ремонта таких автомобильных дорог определяются договорами, заключаемыми владельцами этих инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог. При этом положения пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" применяются, если указанными договорами не определены иные условия переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации.
Согласно определению, приведённому в п. 11 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Согласно акту о приемке выполненных работ за июль 2018 г. (форма КС-2) произведено снятие деформированных асфальтобетонных покрытий толщиной слоя до 5 см, положено покрытие из асфальтобетонной смеси толщиной 4 см, плюс 0,5 см изменения толщины покрытия (раздел 1 "Ремонт проезжей части" пункты 1, 4, 5 КС-2).
Таким образом, что в данном случае ремонт смотровых колодцев, входящих в систему коммунальной инфраструктуры, был осуществлён не в ходе капитального ремонта или реконструкции автомобильных дорог, а в ходе её ремонта в соответствии муниципальными контрактами, предметом которых выступали "Работы по ремонту уличной дорожной сети г. Хабаровска".
При этом сведения КС-2 (акт приёмки выполненных работ за июнь 2018 г.) опровергают утверждение защитника о переустройстве линейно-кабельных сооружений.
Кроме того, вопреки доводам автора жалобы, положения п.4 ст. 6 Федерального закона от 7 июля 2003 года N126-ФЗ "О связи", в данном случае не применимы, поскольку был произведён ремонт колодцев, находящихся на балансе МУП г. Хабаровска "Водоканал", ТСЖ "Лидер", ТСЖ "Комфорт-Комсомольская-62", ТСЖ "Теплый дом", которые не являются операторами связи.
Действия Гроо О.Я. правильно квалифицированы по ст.15.14 КоАП РФ, наказание за совершенное правонарушение назначено минимальное.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Постановление о привлечении Гроо О.Я. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного ст.4.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 09 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении начальника Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска Гроо О.Я. оставить без изменения, а жалобу его защитника Катухова К.С.- без удовлетворения.
Судья Хабаровского краевого суда А.А. Куратов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.