Судья Верховного Суда Республики Крым Курапова З.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу специалиста 2 категории отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона - государственного инспектора Республики Крым Есиной О.Е. на решение судьи Керченского городского суда Республики Крым Григорьевской И.В. от 27.02.2019 г. по делу N12-64/2019, которым постановление государственного инспектора Республики Крым отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона от 31.08.2018 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым "Керченский комбинат благоустройства" отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Республики Крым отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона Есиной О.Е. N006055-0592/08.1-22/11/2018 от 31.08.2018 г. Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым "Керченский комбинат благоустройства" (далее МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Указанное постановление было обжаловано директором МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" Гусевым И.С. в судебном порядке.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 27.02.2019 г. по делу N12-64/2019 постановление государственного инспектора Республики Крым отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона от 31.08.2018 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с вышеуказанным решением, специалист 2 категории отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона - государственный инспектор Республики Крым Есина О.Е. обратилась в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить решение Керченского городского суда Республики Крым от 27.02.2019 г. по делу N12-64/2019, постановление государственного инспектора Республики Крым отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона Есиной О.Е. N006055-0592/08.1-22/11/2018 от 31.08.2018 г. оставить без изменения.
Жалоба мотивирована тем, что должностное лицо МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" привлекалось к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку осуществляя деятельность, связанную с образованием отходов 2-5 классов опасности и размещением отходов 2-5 классов опасности на полигоне ТКО г. Керчи, не разработало и обеспечило утверждение проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, при этом обстоятельства, способствовавшие указанному административному правонарушению, по состоянию на 30.05.2018 г. не устранены. На момент проведения проверки договор на оказание услуг по разработке проекта образования отходов и лимитов на их размещение представлен не был, вместе с тем, факт заключения такого договора не является устранением выявленного нарушения, тем более что МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" имел право осуществить разработку вышеуказанного документа собственными силами без привлечения сторонних организаций. На сегодняшний день проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разработан, однако данный факт является выполнением предписания, выданного 22.05.2018 г. сотрудником Министерства.
В судебном заседании, которое состоялось 22.04.2019 г, защитники МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" - Вейчук В.В. и Гаврилюк В.А. просили оставить обжалуемое решение суда без изменения.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
Административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела, в период с 16.05.2018 г. по 22.05.2018г. сотрудниками Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым была проведена внеплановая выездная проверка в отношении МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" с целью выявления возможных нарушений требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, по результатам проведения которой было установлено, что 16.05.2018 г. в 13:15 МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" по адресу: территория городского кладбища г. Керчи Республики Крым, не соблюдало экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, а именно: осуществляло хозяйственную деятельность при отсутствии проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 24.05.2018 г. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" и постановлением специалиста 2 категории отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона Есиной О.Е. от 30.05.2018 г. МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" было привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Вместе с тем решением Керченского городского суда Республики Крым от 10.08.2018 г. по делу N12-199/2018 указанное постановление специалиста 2 категории отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона Есиной О.Е. от 30.05.2018 г. было отменено, дело направлено на новое рассмотрения должностному лицу, правомочному рассматривать дело и постановлением государственного инспектора Республики Крым отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона Есиной О.Е. от 31.08.2018 г. МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку 16.05.2018 г. в 13:15 по адресу: территория городского кладбища г. Керчи Республики Крым, не соблюдало экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, а именно: осуществляло хозяйственную деятельность при отсутствии проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
Суд первой инстанции, отменяя данное постановление государственного инспектора Республики Крым отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона Есиной О.Е. от 31.08.2018г. и прекращая производство по делу в связи с отсутствие состава административного правонарушения, исходил из того, что на момент составления акта проверки 22.05.2018 г. у предприятия не было и не могло быть проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в связи с проводимой реорганизацией, на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов требовалось 6 месяцев.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции не имеется.
Так, как усматривается из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" было создано путем учреждения на основании постановления администрации города Керчи Республики Крым от 12.12.2014 г. N6/1-п; запись о государственной регистрации была внесена в ЕГРЮЛ 08.01.2015 г.; основным видом экономической деятельности является сбор отходов.
31.10.2017 г. администрация города Керчи Республики Крым приняла постановление N4254-п "О реорганизации муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым "Полигон" в форме присоединения к МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства"; передаточный акт от 15.02.2018 г.
После завершения процедуры реорганизации МУП МОГОК РК "Полигон" стал неотъемлемой частью предприятия.
При этом суд первой инстанции отметил, что предприятию, прежде, чем приступить к разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, необходимо было выявить какие виды отходов образуются в результате осуществления новых видов деятельности и разработать на выявленные отходы паспорта отходов I-IV классов опасности, а также материалы, обосновывающие отнесение отходов к V классу опасности, поскольку в соответствии с п. 20 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.08.2014г. N349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" расчеты нормативов для каждого вида отхода оформляются в отдельном подразделе проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащим сведения об их составе, является паспорт отходов, который, согласно п.п. 4, 5 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 г. N712 "О порядке проведения паспортизации I-IV классов опасности", составляется юридическим лицом, в процессе деятельности которого образуются отходы I-IV классов опасности. Определение данных о составе и свойствах отходов I-IV классов опасности, включаемых в паспорт, осуществляется с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.
После выполнения всех необходимых работ, 27.04.2018 г. предприятие заключило договор N281 с ООО "Экоград" на разработку проекта нормативов образования и лимитов на их размещение.
После предоставления 22.10.2018 г. ООО "Экоград" предприятию разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, данный проект 26.10.2018 г. был утвержден предприятием, после чего 31.10.2018 г. предоставлен на согласование в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым путем подачи заявления.
29.12.2018 г. Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым приказом N2940 утвердило предприятию нормативы образования отходов и лимитов на их потребление.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что предприятием исполняются возложенные на него требования законодательства, установленные ч. 2 ст. 11 и ч. 4 ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
При этом специалист 2 категории отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона - государственный инспектор Республики Крым Есина О.Е. в поданной в Верховный Суд Республики Крым жалобе указывает, что на момент проведения проверки договор на оказание услуг по разработке проекта образования отходов и лимитов на их размещение представлен не был, вместе с тем материалы административного дела свидетельствуют о том, что копия данного договора была представлена при новом рассмотрении дела должностным лицом 31.08.2018 г.
Довод жалобы о том, что факт заключения указанного выше договора не является устранением выявленного нарушения, тем более что МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" имел право осуществить разработку вышеуказанного документа собственными силами без привлечения сторонних организаций, не опровергает установленные судом первой инстанции обстоятельства.
Суд отмечает, что разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, с учетом объема выполняемых работ, требует значительных временных затрат. Кроме того, лицо, разрабатывающее проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, должно обладать специальными познаниями в науке, о чем свидетельствует содержание разработанного ООО "Экоград" проекта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.3, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья -
РЕШИЛ:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 27.02.2019 г. по делу N12-64/2019 оставить без изменения, жалобу специалиста 2 категории отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона - государственного инспектора Республики Крым Есиной О.Е. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья (подпись) З.И. Курапова
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.