Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Эрдынеевой Е.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кравцова О.А. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 25 марта 2019 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление командира роты ОБ ДПС ГИБДД МВД России по г.Улан-Удэ от 8 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ в отношении Кравцова О.А.,
установил:
постановлением командира роты ОБ ДПС ГИБДД МВД России по г.Улан-Удэ от 8 февраля 2019 года Кравцов О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1000 руб. за то, что 28 января 2019 года в 17 часов 50 минут, в г.Улан-Удэ, ул. "... ", он управлял транспортным средством марки "... ", государственный регистрационный номер.., не оснащенным тахографом.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 26 марта 2019 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Бурятия, Кравцов О.А. просит решение судьи районного суда отменить, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Кравцова О.А. - Русин С.Е. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель ОБ ДПС ГИБДД МВД России по г.Улан-Удэ в суд не явился, о рассмотрении дела по жалобе надлежаще извещен.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Как видно из протокола об административном правонарушении и постановления должностного лица, основанием для привлечения Кравцова О.А. к административной ответственности, установленной данной нормой, послужило то обстоятельство, что он, являясь работником ПАО "МРСК Сибири", 28 января 2019 года в 17 часов 50 минут, в г.Улан-Удэ, ул. "... ", управлял транспортным средством марки "... ", государственный регистрационный номер.., предназначенным для перевозки грузов, без технического средства контроля (тахографа), обеспечивающего непрерывную регистрацию информации о режиме труда и отдыха водителя, о скорости и маршруте движения транспортного средства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать их техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографами).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 23 ноября 2012 года N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" предусмотрено, что в соответствии со статьей 20 Закона о безопасности дорожного движения порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
Соответствующий Порядок утвержден приказом Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 года N 273 (далее - Порядок оснащения транспортных средств тахографами).
Согласно пункту 2 данного Порядка он применяется к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов, независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании (владельцы транспортных средств) в целях повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха.
Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, утверждены приказом Министерства транспорта РФ от 13 февраля 2013 года N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (приложение N 2 к названному приказу).
В соответствии с данным приказом тахографами оснащаются транспортные средства, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации, предназначенные для перевозки грузов, в том числе имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N N2).
Исходя из анализа положений приведенных норм в их взаимосвязи, установленное требование об оснащении транспортных средств тахографами распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов.
В районном суде и в настоящей жалобе Кравцов О.А. указывает, что транспортное средство, за управлением которого он находился, не предназначено для перевозки пассажиров и груза.
Поверяя данные доводы, при отсутствии в деле доказательств, их опровергающих, суд находит позицию стороны защиты заслуживающей внимания.
Так, судом установлено, что транспортное средство "... ", указанное в протоколе об административном правонарушении, принадлежащее ПАО "МРСК Сибири", несмотря на то, что относится к грузовым автомобилям, является бурильно-крановой машиной (БКМ-317), со слов заявителя, предназначено только для бурения ям для опор электропередач.
Транспортное средство представляет собой кабину с платформой, на которой размещается буровая установка. Согласно сведениям паспорта транспортного средства его масса без нагрузки составляет 6150 кг, а разрешенная максимальная масса - 6350 кг, разница - 200 кг. В кабине рядом с водительским сиденьем предусмотрено одно место для пассажира.
Учитывая приведенные технические особенности транспортного средства, у суда отсутствуют основания утверждать, что оно предназначено для перевозки грузов или пассажиров.
Согласно частям 1 - 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлена объективная сторона вменяемого Кравцову О.А. правонарушения и, соответственно, его вина, обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи районного суда не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене, производство по делу надлежит прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
постановление командира роты ОБ ДПС ГИБДД МВД России по г.Улан-Удэ от 8 февраля 2019 года и решение судьи Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 25 марта 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении в отношении Кравцова О.А. по части 1 статьи 11.23 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Назимова П.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.