Настоящий закон направлен на создание целостной системы законодательства Карачаево-Черкесской Республики как составной части единого правового пространства Российской Федерации и определяет порядок подготовки, принятия, вступления в силу и официального толкования нормативных правовых актов, издаваемых на территории Карачаево-Черкесской Республики.
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1- 3)
Глава II. Законы и иные нормативные правовые акты (ст.ст. 4- 7)
Глава III. Субъекты права внесения проектов (ст.ст. 8-11)
Глава IV. Подготовка нормативных правовых актов (ст.ст. 12-20)
Глава V. Наименования и виды правовых актов органов (ст.ст. 21-22)
Глава VI. Согласование и экспертиза нормативных (ст.ст. 23-24)
Глава VII. Государственная регистрация нормативных (ст.ст. 25-33)
Глава VIII.Рассмотрение и принятие (ст.ст. 34-39)
Глава IX. Порядок опубликования и вступления (ст.ст. 40-46)
Глава X. Обратная сила, срок и прекращение (ст.ст. 47-48)
Глава XI. Официальное толкование (ст.ст. 49-52)
Глава I. Общие положения
Статья 1
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Карачаево-Черкесская Республика осуществляет вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики законы и иные нормативные правовые акты Карачаево-Черкесской Республики принимаются в соответствии с федеральными законами.
3. До издания федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики Карачаево-Черкесская Республика может осуществлять собственное правовое регулирование.
4. В случае последующего издания федерального закона законы и иные нормативные правовые акты Карачаево-Черкесской Республики, принятые по предметам совместного ведения, должны быть приведены в соответствие с изданным федеральным законом.
Статья 2
В настоящем законе применяются следующие основные понятия:
нормативный правовой акт - официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции, направленный на установление, изменение либо отмену правовых норм, то есть общеобязательных предписаний, рассчитанных на неограниченный круг субъектов и многократное или постоянное применение;
конституционный закон Карачаево-Черкесской Республики - принимаемый в установленном порядке Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики нормативный правовой акт, вносящий изменения и дополнения в Конституцию Карачаево-Черкесской Республики;
закон Карачаево-Черкесской Республики - нормативный правовой акт, принимаемый Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с его компетенцией либо посредством республиканского референдума, регулирующий принципиальные вопросы экономической, социальной и политической жизни республики, обладающий высшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам Карачаево-Черкесской Республики;
устав муниципального образования - нормативный правовой акт, принимаемый представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и устанавливающий основные принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании по предметам ведения муниципального образования, а также по отдельным государственным полномочиям, которыми органы местного самоуправления могут наделяться федеральными и республиканскими законами;
правотворческие органы - органы, осуществляющие организационно оформленную публичную деятельность по выявлению удовлетворения потребности в нормативно-правовом регулировании общественных отношений в республике, разработке и принятию соответствующих нормативных правовых актов, внесению в них изменений и дополнений. Правотворческими органами в Карачаево-Черкесской Республике являются Народное Собрание (Парламент), Президент и Правительство Карачаево-Черкесской Республики, республиканские министерства и ведомства, органы и должностные лица местного самоуправления;
юридическая (правовая) экспертиза нормативных правовых актов - специальное исследование, проводимое для оценки их соответствия Конституции Российской Федерации, совместимости с действующим законодательством и международными договорами Российской Федерации и установления "качества" текста нормативного правового акта с точки зрения правил юридической техники;
правила юридической техники - сложившиеся на практике общепринятые требования к тексту нормативного правового акта, приемы и способы его подготовки, обеспечивающие максимально полное, простое и точное соответствие новых правовых предписаний воле правотворческих органов;
научная экспертиза в правотворчестве - специальное исследование, производимое специалистами по поручению правотворческих органов с целью оценки качества проекта закона или иного нормативного правового акта и определения возможных последствий его принятия;
официальное толкование нормативных правовых актов - разъяснение правотворческим или специально уполномоченным на это органом содержания конкретных норм с целью единообразного и правильного их применения.
Статья 3
1. Основные требования, предъявляемые к нормативным правовым актам:
соответствие нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, нормам международного права и международным договорам, Конституции и законам Карачаево-Черкесской Республики;
принятие акта уполномоченным на то органом в пределах его компетенции;
соответствие объема текста нормативного правового акта его нормативной ценности и практической значимости;
правильный выбор формы акта;
соответствие содержания акта потребностям социально-экономического и политического развития общества;
обеспеченность реализации предписаний акта;
согласованность акта с другими нормативными правовыми актами;
согласованность правовых норм одного и того же нормативного правового акта между собой;
соответствие акта требованиям юридической техники.
2. Правотворческие органы должны предпринимать меры по обеспечению эффективности своей правотворческой деятельности.
Эффективность правотворчества обеспечивается качеством, законностью, научной обоснованностью, системностью и своевременностью принятия (изменения или отмены) нормативных правовых актов.
Глава II. Законы и иные нормативные правовые акты
в системе законодательства
Карачаево-Черкесской Республики
Статья 4
1. На территории Карачаево-Черкесской Республики издаются нормативные правовые акты органов государственной власти и высшего должностного лица республики, республиканских министерств и ведомств, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
2. Нормативными правовыми актами органов государственной власти и высшего должностного лица Карачаево-Черкесской Республики являются:
Конституция Карачаево-Черкесской Республики;
конституционные законы Карачаево-Черкесской Республики;
законы Карачаево-Черкесской Республики;
постановления Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики и его Президиума (содержащие нормативные предписания);
акты Президента Карачаево-Черкесской Республики (указы и распоряжения, содержащие нормативные предписания);
постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики и его Президиума.
3. Нормативными правовыми актами республиканских министерств и ведомств (ведомственные акты) являются затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина или (и) устанавливающие правовой статус организаций либо (и) имеющие межведомственный характер:
постановления;
приказы;
распоряжения;
правила;
инструкции;
положения.
4. Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления являются:
устав муниципального образования;
решения собрания (схода) граждан;
решения представительного органа местного самоуправления;
постановления выборного должностного лица местного самоуправления;
постановления иного органа местного самоуправления, образуемого в соответствии с уставами муниципальных образований.
Статья 5
Конституция Карачаево-Черкесской Республики является Основным законом республики, в соответствии с которым принимаются законы и другие нормативные правовые акты Карачаево-Черкесской Республики.
Принятие законов Карачаево-Черкесской Республики является исключительной компетенцией Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
Законы Карачаево-Черкесской Республики и уставы муниципальных образований, принятые посредством соответствующего референдума, могут быть отменены или изменены только путем проведения нового референдума в установленном порядке.
Нормативные правовые акты, принимаемые Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики, Президентом и Правительством Карачаево-Черкесской Республики, республиканскими министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Конституции Карачаево-Черкесской Республики, республиканским законам.
Статья 6
Устав муниципального образования обладает высшей юридической силой по отношению к другим правовым актам органов местного самоуправления. Устав муниципального образования имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.
Устав муниципального образования принимается, регистрируется и вступает в силу в порядке, установленном федеральным и республиканскими законами.
Статья 7
Законы и иные нормативные правовые акты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, нормативные правовые акты Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, нормативные правовые акты министерств и ведомств, нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления образуют в своей совокупности единую и целостную систему законодательства Карачаево-Черкесской Республики.
Глава III. Субъекты права внесения проектов
нормативных правовых актов
Статья 8
1. Правом законодательной инициативы обладают депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, Президент Карачаево-Черкесской Республики, Правительство Карачаево-Черкесской Республики, прокурор Карачаево-Черкесской Республики, представительные органы местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики.
2. С законодательной инициативой в Народное Собрание (Парламент) республики вправе также обращаться Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики, Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики и республиканский совет профессиональных союзов по вопросам их ведения.
3. Проекты законов, подготовленные органами, не обладающими правом законодательной инициативы, или гражданами, могут быть внесены в Народное Собрание (Парламент) республики через соответствующие субъекты права законодательной инициативы.
Статья 9
Перечень субъектов права внесения проектов актов Президента Карачаево-Черкесской Республики и процедура их внесения устанавливаются Президентом Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 10
Перечень субъектов права внесения проектов постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики и процедура их внесения устанавливаются регламентом Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 11
Перечень субъектов права внесения проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и процедура их внесения устанавливаются уставами муниципальных образований.
Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу по вопросам местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании представительного органа местного самоуправления с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
Глава IV. Подготовка нормативных правовых актов
Статья 12
1. Разработка проектов законов осуществляется в соответствии с программой законопроектных работ Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной Народным Собранием (Парламентом) республики.
2. Республиканская программа законопроектных работ формируется Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики на основании планов законопроектных работ Правительства Карачаево-Черкесской Республики и предложений иных субъектов права законодательной инициативы и может быть краткосрочной (на срок до одного года) либо среднесрочной (на срок до трех лет).
Принятие и утверждение программы законопроектных работ не исключает подготовку и внесение на рассмотрение Народного Собрания (Парламента) республики нормативных правовых актов, не включенных в нее, по вопросам, требующим безотлагательного регулирования.
3. Предложения по законопроектам, вносимым в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики, должны содержать:
обоснование необходимости принятия закона, прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия;
место законопроекта в системе действующего законодательства;
перечень законов и иных нормативных правовых актов республики, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта;
ориентировочный срок внесения законопроекта в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики;
финансово-экономическое обоснование (при представлении проекта закона, реализация которого потребует дополнительных материальных и финансовых затрат);
перечень соисполнителей-разработчиков законопроекта.
4. Планы законопроектной деятельности Правительства Карачаево-Черкесской Республики формируются в соответствии с программами социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Российской Федерации.
Порядок формирования и утверждения планов законопроектной деятельности определяется Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
5. Порядок формирования и утверждения планов законопроектной деятельности представительных органов местного самоуправления определяется соответствующим представительным органом местного самоуправления.
Статья 13
1. Проект закона, как правило, состоит из следующих частей:
наименование, преамбула, разделы, главы, статьи, части, пункты (подпункты).
1.1. В преамбуле проекта закона помещаются положения, разъясняющие его цели и задачи: указания на документы, во исполнение или в соответствии с которыми принимается данный законопроект, иные вводные положения. Нормативные предписания в преамбулу не включаются. Преамбула обычно предшествует основному тексту крупных законодательных актов.
1.2. Основной текст законопроекта подразделяется на статьи, которые могут объединяться в главы и разделы.
а) статья - первичная часть текста законодательного акта, посвященная отдельному вопросу и содержащая обычно одну или несколько связанных между собой правовых норм. Каждая статья по своему содержанию должна быть законченной. К статьям закона могут даваться заголовки, обозначающие предмет регулирования соответствующей статьи.
б) в тексте законопроекта наряду со статьями, предусматривающими решение того или иного вопроса, могут содержаться статьи, отсылающие к другим положениям данного закона (отсылочные статьи), а также статьи, отсылающие к положениям других нормативных правовых актов (бланкетные статьи).
в) отсылочные и бланкетные статьи могут быть использованы только в исключительных случаях для обозначения взаимосвязи правовых норм или избежания повторений. В отсылочных статьях следует точно указывать соответствующие положения данного законопроекта. В бланкетных - указывать официальное наименование соответствующих документов, дату их принятия и номер.
г) статьи законопроекта должны иметь единую (сквозную) нумерацию арабскими цифрами и могут подразделяться на пункты (подпункты). Пункты (подпункты) обозначаются цифрой или буквой со скобкой.
В статье и ее пунктах (подпунктах) в виде абзацев могут выделяться части, которые не нумеруются, при этом каждый абзац начинается с красной строки.
1.3. Разделы, главы, статьи, части, пункты (подпункты) должны располагаться в проекте закона в последовательности, обеспечивающей логическое развитие темы правового регулирования, переход от общих положений к более конкретным.
1.4. Если в законопроекте имеются предписания, относящиеся к предмету правового регулирования в целом, то такие предписания выносятся в раздел "Общие положения". В указанном разделе дается определение юридических терминов, употребляемых в проекте закона, объяснение технических и иных специальных понятий, необходимых для его правильного понимания.
1.5. Если в проекте закона содержатся предписания, устанавливающие обязанности государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан, то следует указать меры ответственности за их нарушение. Если такие меры отсутствуют в действующем законодательстве, то они формулируются в тексте законопроекта. Если такие меры уже предусмотрены, то дается отсылка к устанавливающим их актам.
1.6. Положения, относящиеся к самому акту, такие, как положения о введении законопроекта в действие, о порядке его опубликования, помещаются в его заключительной части либо в специальном документе, который принимается вместе с принятием соответствующего проекта закона.
2. В качестве дополнительных материалов к проекту закона могут быть подготовлены таблицы, графики, схемы, образцы документов. Они должны помещаться в приложениях к проекту закона, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.
Статья 14
1. Подготовка и оформление проектов актов Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики производится республиканскими органами исполнительной власти в соответствии с порядком, устанавливаемым соответственно Президентом Карачаево-Черкесской Республики и Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
2. Проекты актов Президента Карачаево-Черкесской Республики вносятся с сопроводительным письмом за подписью руководителя республиканского органа исполнительной власти, содержащим краткое изложение существа вопроса, обоснование необходимости его принятия, сведения о том, на основании чего подготовлен проект, с кем он согласован. При необходимости к письму прилагаются справочные и аналитические материалы, связанные с подготовкой проекта.
3. Проекты актов Правительства Карачаево-Черкесской Республики вносятся с сопроводительным письмом с приложением пояснительной записки. В сопроводительном письме указывается основание внесения проекта, существо вопроса, сведения о согласовании проекта. В пояснительной записке приводятся результаты проработки вопроса и проведения экспертизы, необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических и иных последствий реализации предлагаемых решений.
Статья 15
Подготовка проекта ведомственного нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений республиканского министерства или ведомства с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе.
Статья 16
1. Проекты актов Президента Карачаево-Черкесской Республики, содержащие нормативные предписания постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики и ведомственных нормативных правовых актов, как правило, состоят из следующих частей: наименования, преамбулы и постановляющей части.
В преамбуле следует указывать на положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции и законов Карачаево-Черкесской Республики и иных федеральных или республиканских нормативных правовых актов, в связи с которыми или во исполнение которых принимается данный акт.
2. Пункты в тексте нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.
Пункты могут разделяться на подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами или строчными буквами со скобкой.
При наличии приложений к нормативному акту Президента или постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики в тексте на них обязательно делается ссылка.
Тексты приложений могут подразделяться на разделы, пункты (подпункты).
3. Проекты нормативных правовых актов Президента Карачаево-Черкесской Республики и постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики должны содержать пункт о возложении контроля за их исполнением на те или иные государственные органы или должностные лица.
Статья 17
1. Текст проекта нормативного правового акта излагается простым и ясным литературным языком.
Не допускается употребление сложных фраз, образных сравнений, эпитетов и метафор, а также устаревших и многозначных слов и выражений.
Употребление аббревиатур возможно лишь при условии их первоначальной расшифровки, если не имеется отдельного акта по их применению.
В тексте нормативного правового акта (за исключением преамбулы) не могут быть использованы общие рассуждения, лозунги, призывы, декларации.
Термины должны употребляться только в одном значении и в соответствии с общепринятой терминологией.
2. При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской Федерации, при этом необходимо воспроизводить лишь ту часть, которая имеет непосредственное отношение к предмету регулирования данного нормативного правового акта.
Статья 18
1. Подготовка проекта устава муниципального образования и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляется в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления.
Проект устава, одобренный представительным органом местного самоуправления, подлежит опубликованию для обсуждения населением, проживающим на территории данного муниципального образования.
2. Срок обсуждения населением муниципального образования проекта устава устанавливается представительным органом местного самоуправления и не может быть менее одного месяца со дня его опубликования.
Статья 19
1. Проект нормативного правового акта может быть разработан как:
а) проект нового нормативного правового акта (если требуется новое решение какого-либо самостоятельного вопроса или если по одному и тому же вопросу имеется несколько нормативных правовых актов);
б) проект изменения и (или) дополнения действующего нормативного правового акта;
в) проект новой редакции (новый текст) действующего нормативного правового акта, улучшающей содержание ранее принятой.
2. Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.
Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими республиканскими органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими республиканскими органами исполнительной власти.
Изменения и дополнения, вносимые в нормативный правовой акт, оформляются, как правило, нормативным правовым актом того же вида, в каком издан основной документ.
Статья 20
1. Разработку проектов нормативных правовых актов могут осуществлять рабочие группы, создаваемые из числа сотрудников соответствующих правотворческих органов с привлечением в случае необходимости специалистов научных и иных организаций, независимых экспертов, представителей заинтересованных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, а также граждан.
2. К подготовке проектов законов, затрагивающих права и интересы конкретных муниципальных образований республики, в обязательном порядке привлекаются соответствующие органы местного самоуправления.
3. Для разработки альтернативных проектов законов может создаваться при необходимости несколько рабочих групп, комиссий.
4. Правотворческие органы могут объявлять конкурсы на лучшие проекты нормативных правовых актов. Порядок проведения конкурсов определяется соответственно Народным Собранием (Парламентом), Президентом и Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
Глава V. Наименования и виды правовых актов органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Статья 21
1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Правовые акты принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики, уставами муниципальных образований и в пределах компетенции данного органа или должностного лица.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления могут принимать (издавать) следующие правовые акты: решения, постановления, распоряжения.
Статья 22
1. По предметам своего ведения представительные органы местного самоуправления принимают (издают) решения и постановления.
Правовые акты, содержащие нормативные предписания, принимаются в форме решений. Правовые акты по оперативным и текущим вопросам принимаются в форме постановлений.
2. В случае осуществления собранием (сходом) граждан полномочий представительного органа местного самоуправления собрание (сход) граждан принимает по вопросам местного значения решения.
3. По предметам своего ведения выборные должностные лица местного самоуправления вправе принимать постановления и издавать распоряжения. Постановления принимаются по вопросам, требующим нормативного регулирования. Распоряжения выборного должностного лица издаются по вопросам правоприменения и по иным оперативным вопросам.
4. Администрация муниципального образования - исполнительный орган местного самоуправления по вопросам, затрагивающим права и обязанности граждан, а также связанным с решением задач экономического и социального развития муниципального образования принимает постановления. По иным вопросам, не требующим нормативного регулирования, администрация муниципального образования принимает распоряжения.
5. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены виды и наименования правовых актов иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их подписания, принятия и вступления в силу.
Глава VI. Согласование и экспертиза нормативных правовых актов
Статья 23
1. Проекты нормативных правовых актов согласовываются с заинтересованными органами и организациями.
Согласование нормативного правового акта оформляется визами. Виза включает в себя: наименование должности руководителя органа или организации (либо его заместителя), личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату. При наличии незначительных замечаний по проекту в целом или отдельных содержащихся в нем правовых норм проект может быть завизирован "с замечаниями". Замечания учитываются при доработке проекта нормативного правового акта.
2. Если в процессе согласования в проект акта вносятся изменения принципиального характера, то он подлежит повторному визированию. Повторное визирование не требуется, если при доработке в проект документа внесены уточнения редакционного характера, не изменившие его содержания.
3. Обязательное согласование проводится:
а) при подготовке проекта нормативного правового акта по вопросам, отнесенным к совместной компетенции Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики;
б) при подготовке проекта нормативного правового акта, затрагивающего компетенцию нескольких министерств и ведомств;
в) при подготовке проекта нормативного правового акта, затрагивающего права и законные интересы граждан.
Статья 24
1. В окончательной редакции со всеми визами согласования проекты нормативных правовых актов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с заключенным между Министерством юстиции Российской Федерации и Правительством Карачаево-Черкесской Республики Соглашением о взаимодействии подлежат обязательной юридической экспертизе в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике, по результатам которой составляется заключение о соответствии положений проекта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции и законам Карачаево-Черкесской Республики.
Проект на юридическую экспертизу должен представляться со следующими документами:
а) копиями нормативных правовых актов, на основании которых разработан проект нормативного правового акта;
б) замечаниями и предложениями, полученными в ходе согласования проекта нормативного правового акта, возражениями по проекту документа, изложенными в отдельной справке;
в) если в проекте содержатся сведения о нормативном правовом акте, во исполнение которого принимается данный акт либо нормативным правовым актом вносятся изменения и дополнения в уже принятый нормативный правовой акт, представляются копии нормативных правовых актов соответственно, во исполнение которого принимается акт либо в который вносятся изменения и дополнения.
2. Проект нормативного правового акта представляется на юридическую экспертизу в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике вместе с его копией.
З. В случае необходимости проект нормативного правового акта может быть направлен на экспертизу (общую, научную, финансовую, научно-техническую, экологическую и другие), которая осуществляется научными организациями или независимыми экспертами на договорных началах с органом, готовящим проект нормативного правового акта.
Если проект нормативного правового акта не отвечает требованиям настоящего закона, а также, если в процессе экспертизы выявлены противоречия федеральному законодательству, то такой проект возвращается на доработку разработчику с мотивированным обоснованием.
В качестве экспертов привлекаются организации и лица, не принимавшие непосредственного участия в подготовке соответствующих проектов.
Глава VII. Государственная регистрация нормативных правовых актов
республиканских министерств и ведомств
Статья 25
1. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты республиканских министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера.
2. В соответствии с заключенным между Министерством юстиции Российской Федерации и Правительством Карачаево-Черкесской Республики Соглашением о взаимодействии государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов республики осуществляется Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов республиканских министерств и ведомств.
Статья 26
Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:
а) юридическую экспертизу на предмет соответствия этого акта федеральному и республиканскому законодательству;
б) принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
в) присвоение регистрационного номера;
г) занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов республиканских министерств и ведомств.
Статья 27
1. Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения) представляются в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике в трех экземплярах (подлинник и две копии, одна из которых представляется на магнитном носителе). Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, представляются в 2 экземплярах (подлинник и 1 копия).
2. Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного совместно несколькими республиканскими министерствами и ведомствами, возлагается на орган, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт.
Статья 28
1. К ведомственному нормативному правовому акту прилагается справка, содержащая:
а) основания издания нормативного правового акта;
б) сведения обо всех действующих нормативных правовых актах по данному вопросу и информацию о сроках их приведения в соответствие с принятым актом;
в) сведения о согласовании акта с заинтересованными республиканскими министерствами и ведомствами и другими государственными органами, если такое согласование является обязательным.
2. Представленный на государственную регистрацию ведомственный нормативный правовой акт должен быть завизирован, а прилагаемая справка подписана руководителем юридической службы республиканского министерства или ведомства, представляющего акт на регистрацию.
На обороте каждого листа оригинала нормативного правового акта проставляется виза руководителя юридической службы республиканского министерства или ведомства.
Статья 29.
1. Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике в срок до 15 дней с даты получения акта.
2. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях - до одного месяца.
Статья 30
1. В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики.
2. Ведомственные нормативные правовые акты, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике издавшему их органу с указанием причин отказа.
3. В течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации руководитель республиканского министерства или ведомства или лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий документ об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике.
Статья 31
1. Нормативный правовой акт может быть возвращен Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике республиканскому министерству или ведомству без регистрации по просьбе республиканского министерства или ведомства, представившего этот акт на государственную регистрацию, а также, если нарушен установленный порядок представления акта на государственную регистрацию.
2. В случае возвращения нормативного правового акта без государственной регистрации при нарушении установленного порядка представления на государственную регистрацию, нарушения должны быть устранены, а акт - повторно представлен на государственную регистрацию в течение месяца либо в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике должна быть направлена копия документа об отмене нормативного правового акта.
Статья 32
В течение суток после государственной регистрации подлинник нормативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номером и его копия на магнитном носителе возвращаются в республиканское министерство или ведомство, представившее акт на государственную регистрацию.
Статья 33
В случае обнаружения несоответствия законодательству Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики действующего ведомственного нормативного правового акта, а также ведомственного акта, содержащего правовые нормы, но не прошедшего государственную регистрацию, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике представляет в Правительство республики обоснованное предложение об отмене или приостановлении действия такого акта с проектом соответствующего решения.
Глава VIII. Рассмотрение и принятие
нормативных правовых актов
Статья 34
1. Bce проекты законов, внесенные в Народное Собрание (Парламент) (в том числе и от депутатов Народного Собрания (Парламента)), подлежат обязательной регистрации в канцелярии Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
2. Порядок принятия законов Карачаево-Черкесской Республики, требования, предъявляемые к их проектам, процедура их внесения в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики устанавливаются Регламентом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с настоящим законом.
Субъекты права законодательной инициативы, внесшие проект закона или предложение о разработке законопроекта, в обязательном порядке приглашаются на заседания комитетов (комиссий), участвующих в работе над законопроектом.
Депутаты Народного Собрания (Парламента) и иные субъекты права законодательной инициативы, не имеющие возможности принять участие в работе комитета (комиссии), вправе направить свои замечания и предложения в письменном виде. О результатах их рассмотрения комитет (комиссия) информирует авторов.
3. По результатам обсуждения законопроекта Народное Собрание (Парламент) принимает одно из следующих решений:
1) принять закон в целом;
2) отклонить проект закона;
3) принять проект закона в первом (втором, третьем) чтении.
4. Народное Собрание (Парламент) может принять решение об общественном обсуждении законопроекта, рассмотренного в первом чтении. В этом случае текст проекта закона подлежит опубликованию государственными республиканскими средствами массовой информации.
5. Проекты законов по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни Карачаево-Черкесской Республики могут быть вынесены на референдум в порядке, установленном Конституцией и законом Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 35
Порядок рассмотрения и принятия нормативных правовых актов Президента Карачаево-Черкесской Республики, требования, предъявляемые к проектам этих актов, устанавливаются Президентом Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с действующим законодательством и настоящим законом.
Статья 36
Порядок рассмотрения и принятия нормативных правовых актов Правительства Карачаево-Черкесской Республики, требования, предъявляемые к проектам этих актов, устанавливаются Регламентом Правительства Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с действующим законодательством и настоящим законом.
Статья 37
Порядок рассмотрения и принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, требования, предъявляемые к проектам этих актов, устанавливаются уставом муниципального образования и регламентом представительного органа местного самоуправления.
Устав муниципального образования на основании решения представительного органа местного самоуправления принимается либо непосредственно населением путем референдума или схода либо представительным органом местного самоуправления.
Принятый в установленном порядке Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 38
1. Датой принятия (обнародования) конституционного закона Карачаево-Черкесской Республики, республиканского закона считается день его подписания Президентом Карачаево-Черкесской Республики после принятия его Народным Собранием (Парламентом) республики в окончательной редакции.
Датой принятия постановления Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики либо постановлений Президиума Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики считается день его подписания Председателем Народного Собрания (Парламента).
2. Датой принятия Указа либо распоряжения Президента Карачаево-Черкесской Республики считается день его подписания Президентом Карачаево-Черкесской Республики.
3. Датой принятия постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики либо постановления Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики считается день его подписания Председателем Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
4. Датой принятия ведомственного нормативного акта считается день его подписания (утверждения) руководителем республиканского министерства или ведомства либо лицом, исполняющим его обязанности.
5. Датой принятия решения представительного органа местного самоуправления считается день принятия его в окончательной редакции представительным органом местного самоуправления.
6. Датой принятия нормативного правового акта иных органов и должностных лиц местного самоуправления считается соответственно день его принятия иным органом местного самоуправления и подписания выборным должностным лицом местного самоуправления.
Статья 39
1. Нормативные правовые акты Карачаево-Черкесской Республики должны иметь следующие реквизиты:
а) наименование формы нормативного правового акта;
б) орган, принявший нормативный правовой акт;
в) заголовок, обозначающий предмет регулирования;
г) дата и место его принятия;
д) регистрационный номер;
е) удостоверительная подпись соответствующего должностного лица с указанием его должности и расшифровкой подписи.
2. В текст нормативного правового акта должны быть включены следующие положения:
а) о признании утратившими силу и (или) о приостановлении действия ранее принятых нормативных правовых актов или отдельных их положений в связи с принятием данного нормативного правового акта;
б) о приведении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих правовых актов в соответствие с принятым нормативным правовым актом.
Глава IX. Порядок опубликования и вступления
в силу нормативных правовых актов
Статья 40
1. На территории Карачаево-Черкесской Республики применяются только те конституционные законы Карачаево-Черкесской Республики, республиканские законы, которые официально опубликованы.
2. Постановления Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, нормативные правовые акты Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, республиканских министерств и ведомств, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера.
Статья 41
1. Конституционные законы Карачаево-Черкесской Республики, республиканские законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Карачаево-Черкесской Республики.
2. Нормативные правовые акты Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, республиканских министерств и ведомств, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после их подписания.
3. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования законов Карачаево-Черкесской Республики осуществляет уполномоченный Президентом Карачаево-Черкесской Республики орган.
Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики осуществляет Управление Делами Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов республиканских министерств и ведомств осуществляется в порядке, определяемом соответствующими министерствами и ведомствами республики.
Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляет уполномоченный главой муниципального образования орган или должностное лицо.
Статья 42
1. Официальным опубликованием конституционного закона Карачаево-Черкесской Республики, республиканского закона, нормативного правового акта Президента Карачаево-Черкесской Республики, Правительства Карачаево-Черкесской Республики и республиканских министерств и ведомств считается первая публикация его полного текста в газете "День республики" либо в Сборнике нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики.
2. Официальным опубликованием нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления считается первая публикация его полного текста в газете "День республики".
3. Конституционные законы Карачаево-Черкесской Республики, республиканские законы, акты Президента Карачаево-Черкесской Республики направляются для официального опубликования Президентом Карачаево-Черкесской Республики.
Постановления Народного Собрания (Парламента) направляются для официального опубликования Председателем Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
4. Постановления Правительства направляются для официального опубликования Председателем Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
5. Ведомственные нормативные правовые акты направляются для официального опубликования республиканскими министерствами и ведомствами, утвердившими акт, при этом акты, подлежащие государственной регистрации, направляются для официального опубликования лишь после присвоения им номера государственной регистрации.
Не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке нормативные правовые акты республиканских министерств и ведомств, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний ведомствами, утвердившими акт.
6. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления направляются для официального опубликования органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, принявшим соответствующий акт.
7. Опубликование нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики в официальных изданиях в неполном изложении не допускается.
Статья 43
Нормативные правовые акты Карачаево-Черкесской Республики могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.
Нормативные правовые акты Карачаево-Черкесской Республики могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.
Статья 44
1. При публикации конституционного закона Карачаево-Черкесской Республики, республиканского закона указываются наименование закона, дата его принятия Народным Собранием (Парламентом), должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.
2. При публикации иного нормативного правового акта указывается его наименование, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистрационный номер.
При опубликовании ведомственного нормативного правового акта необходимо указание на номер и дату государственной регистрации в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике.
3. Нормативный правовой акт, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.
Статья 45
1. Конституционные законы Карачаево-Черкесской Республики, республиканские законы вступают в силу одновременно на всей территории Карачаево-Черкесской Республики по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Конституционные законы Карачаево-Черкесской Республики, республиканские законы по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после дня их официального опубликования.
2. Иные нормативные правовые акты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, нормативные правовые акты Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, республиканских министерств и ведомств, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус республиканских органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Карачаево-Черкесской Республики по истечении десяти дней после дня их первого официального опубликования.
Акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера не подлежат официальному опубликованию и вступают в силу со дня их подписания, если в самом акте не указан иной срок введения в действие.
В иных нормативных правовых актах Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, нормативных правовых актах Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления может быть установлен другой порядок вступления их в силу.
Порядок вступления в силу ведомственного нормативного правового акта, не подлежащего государственной регистрации, определяется республиканскими министерствами и ведомствами, издавшими данный акт.
З. В случае, когда принимается отдельный нормативный правовой акт о порядке вступления нормативного правового акта в силу, он подлежит подписанию одновременно с основным актом тем же лицом, которое подписало основной акт и подлежит опубликованию вместе с ним.
Статья 46
1. Конституционные законы Карачаево-Черкесской Республики, республиканские законы, официально опубликованные и вступившие в силу, обязательны для исполнения на территории Карачаево-Черкесской Республики всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, общественными объединениями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.
2. Иные нормативные правовые акты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, нормативные правовые акты Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению на территории Карачаево-Черкесской Республики.
3. Ведомственные нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, направляются для исполнения только после их регистрации и официального опубликования.
4. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также органами местного самоуправления, выборными и другими должностными лицами и гражданами и не требуют утверждения органами государственной власти.
Глава X. Обратная сила, срок и прекращение
действия нормативных правовых актов
Статья 47
Нормативные правовые акты Карачаево-Черкесской Республики, предусматривающие введение или усиление юридической ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли этой ответственности или влекли более мягкую ответственность, обратной силы не имеют.
Статья 48
Нормативный правовой акт Карачаево-Черкесской Республики действует в течение указанного в нем срока, а если такой срок не указан, то неопределенное время.
В случае необходимости в нормативный правовой акт вносятся изменения и дополнения.
Нормативный правовой акт прекращает свое действие в следующих случаях:
а) истечения срока, на который был рассчитан временный акт;
б) принятия нового нормативного правового акта по тому же предмету регулирования, который противоречит положениям ранее принятого нормативного правового акта или поглощает его;
в) отмены нормативного правового акта или признания его утратившим силу.
Глава XI. Официальное толкование
нормативных правовых актов
Статья 49
1. Официальное толкование нормативных правовых актов республики производится в случае обнаружения неясностей в их содержании, неправильной или противоречивой практики их применения.
Официальное толкование нормативных правовых актов производится в форме актов-разъяснений, которые имеют такую же юридическую силу, что и разъясняемые ими нормативные правовые акты республики.
Статья 50
1. Официальное толкование нормативных правовых актов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики производится только Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики.
2. Официальное толкование нормативных правовых актов Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики производится только соответственно Президентом и Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
3. Официальное толкование нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления производится теми органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, которые приняли соответствующий правовой акт.
4. В процессе официального толкования не допускается внесение в толкуемые нормативные правовые акты поправок, дополнений и изменений. Расширительное или ограничительное толкование допускается лишь в случаях явного расхождения смысла и текста нормативного правового акта.
Статья 51
С представлением в правотворческий орган о необходимости официального толкования соответствующего нормативного правового акта республики могут обратиться: прокурор Карачаево-Черкесской Республики, судьи, другой правотворческий орган республики, постоянные комитеты (комиссии) Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, а также иные органы, организации, учреждения и должностные лица, осуществляющие правоприменительную деятельность.
Статья 52
Толкование нормативного правового акта, производимое организациями и лицами, не имеющими права официального толкования, является неофициальным и не носит юридически обязательного характера.
Глава XII. Учет и систематизация нормативных
правовых актов Карачаево-Черкесской Республики
Статья 53
1. Нормативные правовые акты Карачаево-Черкесской Республики подлежат учету.
2. Учет включает в себя сбор, систематизацию и регистрацию нормативных правовых актов республики, создание и поддержание в надлежащем состоянии их фондов.
3. Систематизация актов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики осуществляется его общим отделом.
Систематизация актов Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики осуществляется Управлением Делами Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
Систематизация ведомственных актов осуществляется соответствующими министерствами и ведомствами республики.
Систематизация актов органов и должностных лиц местного самоуправления осуществляется названными органами.
Статья 54
1. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.08.2000 N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 N 904 "Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации" сведения о нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской Республики вносятся в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике совместно с Центром правовой информатизации.
2. Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики, Президент и Правительство Карачаево-Черкесской Республики, республиканские министерства и ведомства обеспечивают направление копий принимаемых ими нормативных правовых актов в 7-дневный срок после их принятия, а также копий официальных изданий, в которых опубликованы указанные акты, в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике для внесения необходимых сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 55
В соответствии с действующим федеральным законодательством принятые на территории Карачаево-Черкесской Республики нормативные правовые акты подлежат юридической экспертизе в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
В случае обнаружения противоречий применяются предусмотренные федеральным законодательством меры, направленные на приведение соответствующего республиканского нормативного правового акта в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Статья 56
Правотворческие органы периодически издают тематические и другие собрания нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики либо дают разрешение на их издание другим органам и организациям.
Глава ХIII. Заключительные положения
Статья 58
Со дня вступления в силу настоящего республиканского закона признать утратившими силу Закон Карачаево-Черкесской Республики от 27.09.1995 N 31-ХХII "О порядке опубликования и вступления в силу законов Карачаево-Черкесской Республики и других актов, принятых Народным Собранием республики и его Президиумом" и Закон Карачаево-Черкесской Республики от 17.04.2001 N 4-РЗ "О внесении изменения в Закон Карачаево-Черкесской Республики "О порядке опубликования и вступления в силу законов Карачаево-Черкесской Республики и других актов, принятых Народным Собранием республики и его Президиумом".
Президенту и Правительству Карачаево-Черкесской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим законом.
О результатах рассмотрения экспертных заключений Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике на нормативные правовые акты республики органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики сообщают в Управление в срок, не превышающий одного месяца со дня получения заключения.
Президент
Карачаево-Черкесской Республики |
В. М. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 2 декабря 2002 г. N 48-РЗ "О правовых актах Карачаево-Черкесской Республики"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "День Республики" от 10 декабря 2002 г. N 152 (16194)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 14 июля 2023 г. N 34-РЗ
Изменения вступают в силу с 17 июля 2023 г.
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 23 декабря 2022 г. N 92-РЗ
Изменения вступают в силу с 28 декабря 2022 г.
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 4 апреля 2022 г. N 8-РЗ
Изменения вступают в силу с 1 июня 2022 г., за исключением пункта 1 статьи 1 Закона, который вступает в силу с 1 января 2023 г.
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 12 октября 2021 г. N 66-РЗ
Изменения вступают в силу с 18 октября 2021 г., за исключением пунктов 1 и 4 статьи 1
Пункты 1 и 4 статьи 1 названного Закона вступают в силу с 1 января 2023 г.
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 12 мая 2021 г. N 16-РЗ
Изменения вступают в силу с 16 мая 2021 г.
Положения пункта 4 статьи 1 настоящего Закона распространяются на правоотношения, возникшие с 10 декабря 2002 г.
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 22 июля 2019 г. N 33-РЗ
Изменения вступают в силу с 23 июля 2019 г.
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 29 октября 2018 г. N 63-РЗ
Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 26 сентября 2018 г. N 52-РЗ
Изменения вступают в силу с 27 сентября 2018 г.
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 22 февраля 2017 г. N 13-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 18 апреля 2016 г. N 19-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Положения статьи 23.1 настоящего Закона (в редакции указанного Закона) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 21 декабря 2015 г. N 94-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона, за исключением пункта 4 статьи 1 названного Закона, который вступает в силу с 1 января 2016 г.
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 26 декабря 2014 г. N 94-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 29 апреля 2014 г. N 21-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона, за исключением абзаца 8 пункта 5 статьи 1 названного Закона, который вступает в силу с 1 сентября 2014 г.
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 6 декабря 2013 г. N 74-РЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 28 ноября 2012 г. N 96-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 27 июня 2012 г. N 51-РЗ
Изменения вступают в силу через десять дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 15 ноября 2011 г. N 65-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 5 июля 2011 г. N 38-РЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 12 января 2010 г. N 5-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 24 июня 2008 г. N 35-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 20 декабря 2006 г. N 115-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 20 июня 2006 г. N 34-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 5 июля 2005 г. N 50-рз
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 22 декабря 2003 г. N 74-РЗ
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного Закона