Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава IV.Комиссии референдума Карачаево-Черкесской Республики
Статья 12. Комиссии референдума Карачаево-Черкесской Республики
1. Подготовку и проведение референдума осуществляют Избирательная комиссия Карачаево-Черкесской Республики, территориальные избирательные комиссии, действующие в качестве соответствующих комиссий референдума, а также участковые комиссии референдума.
Участковые избирательные комиссии действуют в качестве участковых комиссий референдума по решению соответствующих вышестоящих избирательных комиссий, осуществляющих формирование избирательных комиссий, принятому в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Избирательная комиссия Карачаево-Черкесской Республики является вышестоящей для территориальных и участковых комиссий референдума, действующих на территории единого округа референдума.
2. Комиссии обеспечивают реализацию и защиту права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение референдума Карачаево-Черкесской Республики.
3. При подготовке и проведении референдума Карачаево-Черкесской Республики комиссии референдума в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
4. Комиссии республиканского референдума обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период кампании республиканского референдума обращения о нарушении Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, настоящего Республиканского закона, иных законов Карачаево-Черкесской Республики, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона инициативной группой по проведению республиканского референдума эта инициативная группа или ее уполномоченные представители должны быть немедленно оповещены о поступившем обращении и вправе дать объяснения по существу обращения.
5. Комиссии республиканского референдума вправе обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений федерального и республиканского законодательства в правоохранительные органы, органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
6. Комиссии республиканского референдума обеспечивают информирование участников республиканского референдума о сроках и порядке осуществления действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе кампании референдума.
7.Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов различных уровней возможно по решению комиссии, организующей выборы, референдум на определенной территории, которое принято на основании обращения комиссии, организующей выборы, референдум на части этой территории.
Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов одного и того же уровня производится по решению комиссии, организующей выборы, референдумы.
8. Решения вышестоящей комиссии референдума Карачаево-Черкесской Республики, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий референдума.
9. Решение комиссии референдума Карачаево-Черкесской Республики, противоречащее федеральным законам или законам Карачаево-Черкесской Республики либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей комиссией республиканского референдума или судом. При этом вышестоящая комиссия референдума Карачаево-Черкесской Республики вправе принять решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение комиссией референдума, решение которой было отменено.
10. Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
11. Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, государственных учреждений, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.
12. Финансовое обеспечение деятельности Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели законом Карачаево-Черкесской Республики о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
13. Избирательная комиссия Карачаево-Черкесской Республики и территориальная комиссия предоставляет отчеты об использовании средств соответствующих бюджетов, выделенные на обеспечение их деятельности, проведение республиканских референдумов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
14. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
15. Организации, имеющие государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении республиканского референдума, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, техническое оборудование, помещения.
16. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание и (или) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять комиссиям бесплатное эфирное время для информирования в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, участников референдума, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном пунктом 9 статьи 31 настоящего Закона.
17. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее организации телерадиовещания), редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям референдума необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий референдума в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям референдума бесплатно.
Статья 13. Порядок формирования комиссий референдума Карачаево-Черкесской Республики
1. Формирование Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики, территориальных, участковых комиссий референдума Карачаево-Черкесской Республики осуществляется на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики, общественных объединений.
2. Формирование участковой комиссии референдума осуществляется вышестоящей комиссией референдума на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также предложений представительного органа местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, работы, учебы, службы.
3. В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения, от каждого избирательного блока. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение, избирательный блок не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.
4. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов территориальной и участковой комиссий референдума. Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на участках референдума, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях.
5. Орган, назначающий в состав комиссии гражданина Российской Федерации, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, обязан получить письменное согласие указанного гражданина Российской Федерации на вхождение в состав этой комиссии.
6. Если уполномоченные на то Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии не назначат состав или часть состава комиссии в срок, установленный законом, либо, если на соответствующей территории отсутствует указанный орган государственной власти, органы местного самоуправления, либо, если соответствующая комиссия не сформирована, состав или часть состава территориальной или участковой комиссий референдума назначаются вышестоящей комиссией референдума с соблюдением требований, установленных федеральным законом, настоящим Законом.
7. Территориальные комиссии референдума Карачаево-Черкесской Республики формируются не позднее чем за 40 дней до дня голосования в составе 5-9 членов комиссии с правом решающего голоса.
8. Участковые комиссии референдума формируются не позднее чем через три дня со дня образования участков референдума Карачаево-Черкесской Республики в количестве 5-15 членов комиссии с правом решающего голоса. Срок приема предложений по формированию участковой комиссии референдума составляет 10 дней со дня опубликования решения вышестоящей комиссии референдума о приеме указанных предложений.
Статья 14. Полномочия территориальной комиссии референдума Карачаево-Черкесской Республики
Территориальная комиссия референдума Карачаево-Черкесской Республики:
а) осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
б) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий;
в) обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдумов, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов референдумов;
г) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования;
д) распределяет выделенные ей из федерального бюджета, бюджета Карачаево-Черкесской Республики средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума, контролирует целевой использование указанных средств;
е) оказывает методическую, организационно- техническую помощь нижестоящим комиссиям референдума;
ж) заслушивает сообщения органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой республиканского референдума;
з) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий референдума и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
и) руководит деятельностью участковых комиссий референдума;
к) составляет списки участников республиканского референдума;
л) обеспечивает доставку бюллетеней для голосования на республиканском референдуме и других документов референдума участковым комиссиям референдума Карачаево-Черкесской Республики;
м) организует и проводит досрочное голосование в помещении территориальной комиссии референдума;
н) определяет итоги голосования на соответствующей территории и передает протокол об итогах голосования в Избирательную комиссию Карачаево-Черкесской Республики;
о) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
Статья 15. Полномочия участковой комиссии референдума Карачаево-Черкесской Республики
1. Участковая комиссия референдума Карачаево-Черкесской Республики:
а) оповещает население об адресе и о номере телефона участковой комиссии референдума, времени ее работы, а также о дне, времени и месте проведения голосования;
б) уточняет список участников республиканского референдума по участку референдума, производит ознакомление с ним участников референдума, рассматривает заявления о неточностях и ошибках в указанном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
в) обеспечивает подготовку и оборудование помещения для голосования;
г) обеспечивает информирование участников референдума о вопросах республиканского референдума на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;
д) контролирует соблюдение на территории участка республиканского референдума порядка проведения агитации по вопросам референдума;
е) выдает открепительные удостоверения;
ж) организует на участке референдума голосование участников республиканского референдума, а также досрочное голосование;
з) производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на участке республиканского референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию референдума Карачаево-Черкесской Республики;
и) объявляет итоги голосования на участке референдума и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования либо заверяет указанные копии лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;
к) рассматривает в пределах своих полномочий заявления и жалобы на нарушение Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона, иных законов и принимает по указанным заявлениям и жалобам мотивированные решения;
л) при обнаружении правонарушений составляет протоколы об административных правонарушениях (готовит материалы для таких протоколов) и направляет данные протоколы в соответствии с законодательством об административных правонарушениях в правоохранительных органы или суд;
м) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением референдума;
н) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
2. Полномочия участковой комиссии республиканского референдума прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов референдума в случае, если в адрес вышестоящей комиссии республиканского референдума не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной участковой комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования, полномочия участковой комиссии республиканского референдума прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией республиканского референдума или судом.
Статья 16. Статус членов комиссий референдума Карачаево-Черкесской Республики
1. Членами комиссий республиканского референдума (далее - член комиссии) с правом решающего голоса не могут быть:
а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации;
б) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившем в законную силу, недееспособными или ограниченно дееспособными;
в) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;
г) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, депутаты представительных органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления;
д) судьи, прокуроры;
е) на соответствующих референдумах - члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума;
ж) на соответствующих референдумах - члены комиссий с правом совещательного голоса;
з) лица, выведенные из состава комиссий по решению суда;
и) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течении одного года о дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.
2. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть на одном и том же референдуме одновременно членом иной комиссии правом решающего голоса.
3. Срок полномочий члена комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно со сроком полномочий комиссии, в состав которой он входит.
4. Член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии референдума до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях:
а) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
б) появления оснований, предусмотренных пунктом 1 и 2 настоящей статьи.
5. Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае:
а) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации;
б) вступления в законную силу в отношении члена комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах;
в) признание члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
г) смерти члена комиссии;
д) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности;
6. Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются также в случае расформирования комиссии в соответствии со статьей 19 настоящего Закона.
7. Если орган, назначивший члена комиссии, не принимает решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии в месячный срок, а в период проведения республиканского референдума - в течении десяти дней со дня поступления в указанный орган заявления члена комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена комиссии принимается комиссией, в состав которой он выходит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока.
8. Орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, не позднее чем в месячный срок, а в период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума - не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом. В случае невыполнения данного требования нового члена комиссии назначает вышестоящая комиссия с соблюдением требований, установленных настоящим Законом.
9. Члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению республиканского референдума. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения референдума сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда устанавливаются комиссией, организующей республиканский референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение республиканского референдума.
10. Член комиссии с правом решающего голоса на не может быть привлечен без согласия прокурора Карачаево-Черкесской Республики к уголовной ответственности, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.
11. Член комиссии правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.
12. После официального опубликования решения о назначении референдума уполномоченным на то органом инициативная группа по проведению референдума, а также избирательные объединения (в том числе входившие в состав избирательных блоков), списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики вправе назначить в комиссии референдума по одному члену комиссии референдума с правом совещательного голоса. Членами комиссий референдума с правом совещательного голоса не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, замещающие командные должности воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры.
13. Член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения республиканского референдума, за исключением права:
а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;
б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;
в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах референдума;
г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии референдума, и подписывать решения комиссии.
Данные положения не могут служить основанием для отказа члену комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте действий.
14. Член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса:
а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии республиканского референдума;
б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
г) вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих комиссий, непосредственно связанными с республиканским референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков участников республиканского референдума, бюллетеней, открепительных удостоверений, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения этих копий;
д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней вариантам ответа на вопрос референдума;
е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии республиканского референдума в соответствующую вышестоящую комиссию референдума или в суд.
15. Полномочия членов комиссий с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий.
16. Член комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением референдумов, в проведении которых принимает участие данная комиссия республиканского референдума.
17. Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначившего данного члена комиссии, и переданы другом лицу.
Статья 17. Гласность в деятельности комиссии референдума Карачаево-Черкесской Республики
1. На всех заседаниях соответствующей комиссии республиканского референдума, а также при осуществлении соответствующей участковой, территориальной комиссии референдума работы со списками участников республиканского референдума, с бюллетенями для голосования на референдуме, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий референдума, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению республиканского референдума. Для присутствия на заседаниях и при осуществлении работы с указанными документами, связанными с подготовкой и проведением республиканского референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая комиссия референдума обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на заседания и при осуществлении работы с указанными документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На заседаниях комиссии и при осуществлении работы с указанными документами, а также при подсчете голосов участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.
2. Решения комиссий референдума:
о формировании комиссий референдума;
о назначении на должность либо освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии референдума;
о регистрации инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума;
об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума;
об обращении в суд с заявлением об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума;
об итогах голосования или результатах референдума;
о признании референдума несостоявшимся;
о признании итогов референдума недействительными;
об отмене решения нижестоящей комиссии референдума;
иные решения по усмотрению соответствующей комиссии референдума - публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации не позднее чем через два дня после их принятия.
3. В день голосования с момента начала работы участковой комиссии республиканского референдума, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии территориальной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов участников республиканского референдума на участках референдума вправе присутствовать лица, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели.
4. При проведении референдума наблюдатель может быть назначен инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню республиканского референдума, или на более высоком уровне. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры.
5. В помещении участковой комиссии республиканского референдума, сформированной на участке референдума, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе, изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом участке республиканского референдума должен быть обеспечен доступ всем членам комиссии республиканского референдума, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
6. Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях республиканского референдума при установлении ими итогов голосования на соответствующей территории, определение результатов референдума, составлением соответствующих протоколов об итогах голосования и результатах республиканского референдума, а также при повторном подсчете голосов участников республиканского референдума.
7. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме инициативной группой по проведению республиканского референдума, общественным объединением, чьи интересы представляет данный наблюдатель, с указанием его фамилии, имени и отчества, адреса места жительства, а также номера участка республиканского референдума, наименование комиссии республиканского референдума, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
8. Документ, указанный в пункте 7 настоящей статьи, может быть предъявлен в участковую комиссию республиканского референдума в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в территориальную комиссию республиканского референдума - в период досрочного голосования либо в период начала голосования на участках референдума до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории, при этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одной инициативной группы по поведению референдума. Не допускается установление каких либо иных, кроме установленных Федеральным законом, настоящим Законом ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов участников референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования.
9. Наблюдатели вправе:
а) знакомиться со списками участников республиканского референдума;
б) находиться в помещении для голосования соответствующего участка республиканского референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;
в) присутствовать при голосовании участников референдума вне помещения для голосования;
г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки участников референдума, бюллетеней выданных участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов участников республиканского референдума на участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов участников референдума; наблюдать за составлением комиссией республиканского референдума протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;
д) обращаться к председателю участковой комиссии республиканского референдума, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
е) знакомиться с протоколом соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов и документов либо изготавливать или получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие комиссии референдума либо составленных этими комиссиями в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи. По требованию наблюдателя комиссия референдума обязана выдать или заверить указанные копии;
ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества;
з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию республиканского референдума, Избирательную комиссию Карачаево-Черкесской Республики, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;
и) присутствовать при повторном подсчете голосов участников республиканского референдума в соответствующих комиссиях.
10. Наблюдатели не вправе:
а) выдавать участникам референдума бюллетени для голосования на республиканском референдуме;
б) расписываться за участника республиканского референдума, в том числе по его просьбе в получении бюллетеней для голосования на республиканском референдуме;
в) заполнять за участника референдума, в том числе по его просьбе бюллетени для голосования на республиканском референдуме;
г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии республиканского референдума с правом решающего голоса подсчете бюллетеней для голосования на республиканском референдуме;
е) совершать действия, препятствующие работе комиссии республиканского референдума;
ж) вести агитацию среди участников референдума;
з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией республиканского референдума.
11. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколами участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий республиканского референдума об итогах голосования или результатах референдума, изготавливать либо получать от соответствующей комиссии республиканского референдума копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средств массовой информации комиссия республиканского референдума обязана заверить копию протокола об итогах голосования или результатах референдума.
12. Заверение копий протоколов и иных документов комиссий референдума производится председателем, заместителем председателя, или секретарем комиссии республиканского референдума. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись: "Верно", расписываются, ставя дату, указывают время заверения и проставляют печать соответствующей комиссии республиканского референдума.
Статья 18. Организация деятельности комиссий референдума Карачаево-Черкесской Республики
1. Деятельность комиссий республиканского референдума осуществляется коллегиально.
2. Комиссия референдума Карачаево-Черкесской Республики правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.
3. Комиссия, действующая на постоянной основе, собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса. При этом в состав комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов избирательной комиссии. Со дня первого заседания комиссии нового состава полномочия комиссии предыдущего состава прекращаются. Срок полномочий комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.
4. Председатели участковых, территориальных комиссий республиканского референдума назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими комиссиями.
5. Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса.
6. Если предложенная избирательной комиссией кандидатура на должность председателя комиссии будет отклонена, избирательная комиссия, по предложению которой в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящей статьи он избирается, обязана предложить новую кандидатуру из числа членов комиссии с правом решающего голоса.
7. 3аседания комиссий республиканского референдума созываются председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии республиканского референдума с правом решающего голоса.
8. Член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.
9. Заседание комиссии республиканского референдума является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов комиссии республиканского референдума с правом решающего голоса.
10. Комиссия республиканского референдума по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии республиканского референдума обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
11. Решения комиссии республиканского референдума об избрании, назначении на должность либо освобождении от должности председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и приведения референдума, об итогах голосования или о результатах референдума, о признании референдума несостоявшимся или недействительным, о проведении повторного голосования, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 12 и статьей 55 настоящего Закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случаев освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 4, 5, 6 настоящей статьи.
12. Решения комиссии республиканского референдума по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии референдума с правом решающего голоса.
13. При принятии решений комиссий республиканского референдума в случае равного числа, голосов "за" и "против" голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим.
14. Решение комиссии республиканского референдума, а также протоколы заседаний комиссии подписываются председателя и секретарем комиссии референдума (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
15. Члены комиссии республиканского референдума, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии республиканского референдума не позднее чем в трехдневный срок со дня принятия решения, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно.
16. Избирательная комиссия Карачаево-Черкесской Республики, территориальные и участковые комиссии республиканского референдума могут привлекать к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением референдума Карачаево-Черкесской Республики, нештатных работников по гражданско-правовым договорам.
Статья 19. Расформирование комиссий референдума Карачаево-Черкесской Республики
1. Комиссия референдума может быть расформирована судом соответственно подсудности в случаях:
а) нарушения комиссией референдума Карачаево-Черкесской Республики права граждан на участие в референдуме, повлекшего признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Избирательной комиссией Карачаево-Черкесской Республики в порядке, установленном федеральными законами и настоящим Законом (в том числе на основании судебного решения), недействительными итогов голосования на соответствующей территории или результатов референдума;
б) неисполнения комиссией решения суда или вышестоящей комиссии, решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики, принятых в соответствии со статьей 55 настоящего Закона.
2. С заявлением в суд о расформировании Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо не менее одной трети от установленного числа депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
3. С заявлением в суд о расформировании территориальной, участковой комиссии референдума Карачаево-Черкесской Республики вправе обратиться либо группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, либо группа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Избирательная комиссия Карачаево-Черкесской Республики.
4. Заявление в суд о расформировании комиссии, организующей референдум, может быть подано в период после окончания кампании референдума, но не позднее чем через три месяца со дня окончания кампании референдума. Заявление в суд о расформировании иной комиссии может быть подано не позднее чем за 30 дней до дня голосования либо после окончания кампании референдума, но не позднее чем через три месяца со дня появления оснований для расформирования комиссии. При проведении повторного голосования заявление в суд о расформировании участковой комиссии может быть также подано в период после установления итогов голосования на данном участке, но не позднее чем за 7 дней до дня повторного голосования.
5. Заявление о расформировании комиссии референдума принимается к рассмотрению немедленно, и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней, а в период кампании референдума - не позднее чем через три дня со дня подачи заявления. Дело о расформировании комиссии рассматривается судом коллегиально.
6. В случае принятия судом решения о расформировании Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики в период кампании референдума Центральная избирательная комиссия Российской Федерации формирует с соблюдением пункта 1 статьи 16 настоящего Закона временную Избирательную комиссию Карачаево-Черкесской Республики в новом составе. По окончании периода кампании референдума избирательная комиссия Карачаево-Черкесской Республики формируется органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики с соблюдением требований, установленных статьей 13 настоящего Закона.
7. В случае принятия судом решения о расформировании территориальных и участковых комиссий референдума данные комиссии формируются в новом составе вышестоящей комиссией в период кампании референдума с соблюдением требований пункта 1 статьи 16 настоящего Закона, а по окончании периода капании референдума - соблюдением требований, установленных статьей 13 настоящего Закона.
8. Временная комиссия должна быть сформирована не позднее чем через три дня после вступления в силу решения суда о расформировании комиссии. Вне периода кампании референдума новая комиссия должна быть сформирована не позднее чем через один месяц со дня вступления в силу решения суда о расформировании комиссии (со дня окончания кампании референдума). При этом первое заседание указанных комиссий созывается органом, их сформировавшим.
9. Расформирование комиссии референдума не влечет за собой прекращение полномочий членов соответствующей комиссии с правом решающего голоса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.