судья Новгородского областного суда (ул. Нехинская, д. 55, стр. 1, Великий Новгород) Комаровская Е.И.,
при секретаре Сизовой Ю.Б.
с участием защитника К. А.Г. - Дугиной И.А, представителей Управления Федерального казначейства по Новгородской области Дмитриева К.Л, Бодрова И.Л,
рассмотрев в порядке пересмотра жалобу защитника К. А.Г. на решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 26 апреля 2019 года, которым оставлено без изменения постановление N50-19-10/1п... Управления Федерального казначейства по Новгородской области И. А.И. от 6 февраля 2019 года, вынесенное в отношении должностного лица АО "НПО "... " К. А.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ,
установил:
21 января 2019 года... Управления Федерального казначейства по Новгородской области К. Н.Б. в отношении генерального директора АО "... " (далее - АО "НПО "... ", общество) К. А.Г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, за нарушение юридическим лицом, являющимся получателем субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 названного Кодекса.
Постановлением N50-19-10/1п... Управления Федерального казначейства по Новгородской области (далее - УФК по Новгородской области) И. А.И. от 6 февраля 2019 года должностное лицо К.А.Г. А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Решением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 26 апреля 2019 года, принятым по результатам рассмотрения жалобы К. А.Г, постановление должностного лица от 6 февраля 2019 года оставлено без изменения, жалоба К. А.Г. - без удовлетворения.
В поданной в Новгородский областной суд жалобе защитник К.А.Г. - Дугина И.Г. просит отменить решение Новгородского районного суда от 26 апреля 2019 года, производство по делу об административном правонарушении в отношении К.А.Г. прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Среди основных доводов жалобы защитник указывает на не исследованность вопроса о наличии вины К.А.Г. в совершении правонарушения, а также на отсутствие со стороны АО "НПО "... " нарушений условий предоставления субсидии.
Срок подачи жалобы защитником соблюден.
В судебное заседание должностное лицо К.А.Г. не явился, уполномочил на представление его интересов защитника Дугину И.А.
В судебном заседании защитник К.А.Г. жалобу поддержал по основаниям в ней изложенным.
Представители Управления Федерального казначейства по Новгородской области Дмитриев К.Л, Бодров И.Л, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просили оставить вынесенные в отношении К.А.Г. постановление и решение без изменения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, возражений на жалобу, выслушав участников процесса, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом РФ, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг могут предоставляться субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (пункт 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).
В рамках реализации Государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2016 года N425-8, в целях обеспечения финансово-экономической устойчивости организаций оборонно-промышленного комплекса, Министерством промышленности России в 2017-2018 годах осуществлялось предоставление субсидий из федерального бюджета стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства.
Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2008 года N368 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса в целях предупреждения банкротства (далее - Правила предоставления субсидий), которые определяют порядок, условия и цели предоставления субсидий указанной категории организаций.
Согласно пункту 6 данных Правил, субсидия предоставляется организации-получателю субсидии, заключившей с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации договор о предоставлении субсидии, неотъемлемой частью которого является программа финансового оздоровления (план внешнего управления) организации-получателя субсидии.
Правилами предусмотрены обязательные требования, которые предъявляются к договору о предоставлении субсидии, заключаемому Министерством промышленности и торговли с организацией-получателем субсидии.
К числу таких требований отнесено указание в договоре на цели предоставления субсидии, определенные решением Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидии, а также порядок и условия предоставления субсидии (подпункт "а" пункта 6 Правил); обязательства организации - получателя субсидии соблюдать цели и условия предоставления субсидии, предусмотренные настоящими правилами и договором (подпункт "б" пункта 6 Правил); показатели результативности предоставления субсидии (подпункт "м" пункта 6 Правил).
Закрепляя обязанность указания сторонами в договоре условий предоставления субсидии, Правила при этом не содержат указания на такие условия, предоставляя тем самым сторонам договора право самостоятельно определять условия предоставления субсидии.
К числу таких условий, в частности, может быть отнесено исполнение получателем субсидии тех или иных обязательств по использованию субсидии, тогда как невключение сторонами в договор таких положений в качестве условия предоставления субсидии и невыполнении организацией обязательств по использованию субсидии, не может свидетельствовать о нарушении получателем субсидии условий ее предоставления.
Субсидия подлежит возврату в доход федерального бюджета при нарушении условий ее предоставления, в том числе: а) отсутствие у организации - получателя субсидии по завершении срока реализации программы финансового оздоровления (плана внешнего управления) признаков банкротства, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве"; б) отсутствие определения арбитражного суда о введении в отношении организации - получателя субсидии внешнего управления или решения о признании ее банкротом и открытии конкурсного производства в период реализации программы финансового оздоровления (либо отсутствие решения арбитражного суда о признании организации-получателя субсидии банкротом и открытии в отношении нее конкурсного производства в период реализации или в течение 3 лет после завершения внешнего управления).
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО "НПО "... " является организацией оборонно-промышленного комплекса, включенной в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента РФ от 4 августа 2004 года N1009.
Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2017 года N2961-р АО "НПО "... " за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета предоставлена субсидия на 2017 год в размере 2999 600 000 руб. на погашение исчисленной по состоянию на 11 апреля 2017 года задолженности по уплате денежных обязательств, подтвержденных вступившими в законную силу судебными актами.
27 декабря 2017 года между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и АО "НПО "... " заключено Соглашение N17209.4410264220.11.01 о предоставлении из федерального бюджета субсидии стратегической организации оборонно-промышленного комплекса в целях предупреждения банкротства; погашения в порядке, установленном статьей 855 Гражданского кодекса РФ, задолженности перед коммерческими кредиторами, подтвержденной вступившими в законную силу судебными актами; выполнение программы финансового оздоровления АО НПО "... " на период 2017-2020 года (приложение N2), являющейся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Условия и порядок предоставления субсидии определены разделом III данного Соглашения.
Согласно пункту 3.1 Соглашения субсидия предоставляется в соответствии с Правилами предоставления субсидии. Каких-либо иных, помимо Правил, условий предоставления обществу субсидии Соглашение не содержит.
Согласно Правилам предоставления субсидии условиями предоставления субсидии является соответствие организации-получателя субсидии требованиям, указанным в Правилах, наличие оснований для предоставления субсидии.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось представителями Управления Федерального казначейства по Новгородской области, АО "НПО "... " отвечает требованиям, предъявляемым к организации-получателю субсидии, исходя из финансового положения, нуждается в мерах государственной поддержки в виде субсидии.
Ссылаясь на нарушение условий предоставления субсидии, выявленное в ходе проведенной УФК по Новгородской области в отношении общества выездной проверки (Акт от 21 января 2019 года), административный орган указал на невыполнение АО "НПО "... " принятых на себя по Соглашению обязательств по выполнению результативности предоставления субсидии, предусмотренных Программой финансового оздоровления АО "НПО "... " на 2017-2010 года, утвержденной генеральным директором К.А.Г, по показателям, предусмотренным данной программой на 2017 год.
Данное обстоятельство явилось основанием для возбуждения в отношении генерального директора общества дела об административном правонарушением, предусмотренным частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, с последующим его привлечением к административной ответственности.
Оспаривая законность вынесения данного постановления, К.А.Г. последовательно заявлял об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, ссылаясь на то, что нарушений условий предоставления субсидии, предусмотренных Правилами предоставления субсидии и Соглашения, АО "НПО "... " допущено не было.
Отклоняя указанные доводы должностного лица и его защитника, судья районного суда исходил из невыполнения обществом принятых на себя Соглашением обязательств по обеспечению достижения значений показателей результативности за 2017 год (пункт 4.3.7 Соглашения) как условия предоставления субсидии.
При этом судьей не принято во внимание, что в подписанном сторонами Соглашении от 27 декабря 2017 года отсутствует такое условие предоставления АО "НПО "... " субсидии как выполнение им показателей результативности и иных показателей, установленных Правилами предоставления субсидии.
Предусмотренная пунктом 4.3.7 Соглашения обязанность общества обеспечивать достижение значений показателей результативности закреплена в разделе IV Соглашения "Взаимодействие Сторон". Неисполнение обществом положений пункта 4.3.7 Соглашения свидетельствует о невыполнении им принятых на себя по договору обязательств, направленных на достижение целей предоставления субсидии и нарушений условий ее использования, а не о нарушении условий предоставления субсидии, за которое частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, исходя из условий Соглашения от 27 декабря 2018 года, нарушений условий предоставления субсидии со стороны общества, законным представителем которого является К.А.Г, не установлено, в связи с чем в действиях данного должностного лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Отсутствие состава административного правонарушения согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких данных, вынесенное в отношении К.А.Г. постановление должностного лица и решение судьи Новгородского районного суда подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, в отношении К.А.Г. - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ (отсутствие состава административного правонарушения).
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу защитника К.А.Г. - Дугиной И.А. удовлетворить.
Постановление N50-19-10/1п... Управления Федерального казначейства по Новгородской области И.А.И. от 6 февраля 2019 года и решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 26 апреля 2019 года, вынесенные в отношении должностного лица АО "НПО "... " - генерального директора К.А.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении К.А.Г. прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения.
Судья Новгородского
областного суда Е.И. Комаровская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.