Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики
от 7 августа 2003 г. N 160
"О республиканской целевой программе "Переселение граждан Российской
Федерации, проживающих на территории Карачаево-Черкесской Республики,
из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2004-2010 годы "
(в редакции Постановления Правительства КЧР от 27 октября 2005 г. N 330)"
Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2007 г. N 413 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2008 г.
В целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда на территории Карачаево-Черкесской Республики, а также реализации прав граждан на жилище, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2002 N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" Правительство Карачаево-Черкесской Республики постановляет:
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 865 постановление Правительства РФ от 22 января 2002 г. N 33 признано утратившим силу с 1 января 2006 г.
1. Принять республиканскую целевую программу "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Карачаево-Черкесской Республики из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2004-2010 годы" (далее - Программа) согласно приложению и направить на утверждение в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики.
2. Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики с 2004 по 2010 годы при формировании республиканского бюджета на соответствующий финансовый год предусматривать выделение средств на финансирование Программы в пределах возможностей доходной части бюджета.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления, заинтересованным в реализации указанной Программы, принять участие в ее финансировании за счет средств местных бюджетов.
4. Министерству Карачаево-Черкесской Республики по строительству и архитектуре информацию о ходе выполнения Программы представлять в Правительство Карачаево-Черкесской Республики ежегодно до 1 февраля последующего года.
5. Министерству экономического развития и торговли Карачаево-Черкесской Республики включить Программу в перечень республиканских целевых программ, финансируемых из республиканского бюджета, начиная с 2004 года.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики Нашева М.О.
Председатель Правительства
Карачаево-Черкесской Республики |
А.Х.Карданов |
Приложение
Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 7 августа 2003 г. N 160
Республиканская целевая программа
"Переселение граждан Российской Федерации, проживающих
на территории Карачаево-Черкесской Республики,
из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2004-2010 годы"
Паспорт
республиканской целевой программы
"Переселение граждан Российской Федерации, проживающих
на территории Карачаево-Черкесской Республики, из ветхого
и аварийного жилищного фонда на 2004-2010 годы"
Наименование Программы республиканская целевая программа "Переселение
граждан Российской Федерации, проживающих на
территории Карачаево-Черкесской Республики, из
ветхого и аварийного жилищного фонда на
2004-2010 годы"
Основание для разработки постановление Правительства Российской
Программы Федерации от 22.01.2002 N 33 "О подпрограмме
"Переселение граждан Российской Федерации из
ветхого и аварийного жилищного фонда",
входящей в состав федеральной целевой
программы "Жилище" на 2002-2010 годы"
Государственный заказчик Правительство Карачаево-Черкесской Республики
Программы
Разработчик Программы Министерство жилищно-коммунального хозяйства
Карачаево-Черкесской Республики
Цели и задачи Программы основными целями Программы являются:
обеспечение жилья граждан, проживающих в
домах, признанных непригодными для постоянного
проживания; ликвидация до 2010 года
включительно существующего в настоящее время
аварийного жилищного фонда, признанного
таковым в 2001 году. Основными задачами
Программы являются: подготовка условий и
разработка механизма переселения граждан из
жилищного фонда, непригодного для проживания;
реализация обязательств собственника по
восстановлению жилищного фонда; оптимизация
развития территорий, занятых в настоящее время
жилищным фондом, непригодным для проживания
Сроки и этапы реализации 2004-2010 годы
Программы 1 - этап 2004-2005 годы;
2-этап 2006-2010 годы
Перечень основных 1. Формирование законодательной и нормативной
мероприятий базы для предоставления жилья гражданам;
установление очередности сноса жилищного
фонда, непригодного для проживания, и этапов
переселения граждан.
2. Привлечение и аккумулирование бюджетных
финансовых ресурсов (по согласованию) для
реализации Программы.
3. Поэтапное развитие освободившихся земельных
участков, создание рыночных механизмов
страхования для минимизации финансовых рисков
собственников жилья
Исполнители Программы Министерство Карачаево-Черкесской Республики
по строительству и архитектуре, Министерство
жилищно-коммунального хозяйства
Карачаево-Черкесской Республики,
Республиканское государственное учреждение
"Управление капитального строительства
Карачаево-Черкесской Республики", органы
местного самоуправления (по согласованию)
Объемы и источники Общий объем финансирования 782,05 млн. рублей
финансирования Программы федеральный бюджет - 492,69 млн. рублей (по
согласованию);
республиканский бюджет - 389,36 млн. рублей
Ожидаемые конечные Переселение до 2010 года из ветхого и
результаты реализации аварийного жилищного фонда 6475 человек
Программы (1971 семья)
Система организации Общее управление и контроль за выполнением
контроля за исполнением Программы осуществляет государственный
Программы заказчик в лице Министерства экономического
развития и торговли Карачаево-Черкесской
Республики, которое совместно с Министерством
Карачаево-Черкесской Республики по
строительству и архитектуре представляет
информацию в Правительство
Карачаево-Черкесской Республики о ходе
выполнения Программы ежегодно к 1 марта до
2011 года.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Программа "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Карачаево-Черкесской Республики, из ветхого и аварийного жилищного фонда" (далее именуется - Программа) является частью федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Основная задача Программы - обеспечение выполнения обязательства государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.
Межведомственными комиссиями, созданными муниципальными образованиями Карачаево-Черкесской Республики, на основании письма Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 23.01.2001 N ЛЧ-68/13 проведена инвентаризация государственного и муниципального жилищного фонда по результатам которой установлено, что число граждан, проживающих в данном жилищном фонде по состоянию на 01.01.2001 составляет 136,7 тыс. человек.
Число граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде этой же формы собственности, составляет 6475 человек или 1971 семья (4,74 процента). Потребность жилья, необходимого для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда - 8 (1-п) рассчитывается по формуле:
S (1-п) = Q (1-п) x 18, где
Q (1-п) - количество граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде 6,475 тыс. человек;
18 кв. м - региональный стандарт нормативной площади жилого помещения на территории Карачаево-Черкесской Республики
S (1 -п) = 6,475 тыс. человек x 18 кв. м = 116,55 тыс. кв. м
1. Потребность средств, необходимых для ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в Карачаево-Черкесской Республике (миллионов рублей) рассчитывается по формуле:
П (В) = S (1-п) x С (ср), где
S (1-п) - потребность жилья, необходимого для расселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда - 116,55 тыс. кв. м;
С (ср) - стоимость 1 кв. м жилья в Карачаево-Черкесской Республике, определенная постановлением Госстроя России от 29.11.2002 N 160 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на 1 квартал 2003 года для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд для приобретения жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета" - 6710 рублей;
П (в) = 116,55 тыс. кв. м x 6710 руб. = 782,05 млн. рублей.
Суммарная площадь ветхого и аварийного жилья в республике составляет 70,5 тыс. кв. м (по России около 50 миллионов кв. м, 1,8% жилищного фонда Российской Федерации), средний объем годового ввода в действие жилых домов по республике за счет всех источников финансирования - 5 тыс. кв. м.
Наибольшую долю ветхого и аварийного жилого фонда составляет малоэтажное (до 3 этажей) жилье. В меньшей степени к ветхому и аварийному жилью в настоящее время относятся многоэтажные (свыше 3 этажей) жилые здания.
Значительная часть ветхого и аварийного жилья находится в г. Черкесске, Усть-Джегугинском и Малокарачаевском районах.
Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья занимает аварийное жилье, подлежащее сносу, 42,1 тыс. кв. м - 59,7%.
Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда 70,5 тыс. кв. м, на ликвидацию аварийного жилищного фонда по республике необходимо 782,05 млн. рублей.
Программа предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования и привлечение внебюджетных ресурсов (по согласованию).
Государство гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование жилого помещения, соответствующего требованиям, предъявляемым к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации (статьи 28 и 29 Жилищного кодекса РСФСР). Законодательное определение понятий "ветхого" и "аварийного" жилья на федеральном уровне отсутствует. Социальные обязательства государства по отношению к населению, проживающему в ветхом и аварийном жилищном фонде, не определены. Правовая база не учитывает современного состояния проблемы, связанного с вопросами собственности на объекты недвижимости в жилищной сфере.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ Жилищный кодекс РСФСР признан утратившим силу с 1 марта 2005 г.
До недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало надлежащей системы эксплуатации и реновации. Таким образом, замена жилого помещения в случае его ветшания или аварийного состояния является обязанностью государства, а не собственника этого помещения. Тем самым признается прямая ответственность государства за возникновение проблемы жилья, непригодного для проживания.
Большинство проживающих в ветхих и аварийных домах граждан не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.
Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик городов, сдерживает развитие городской инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность городов. Реализацию реконструктивных мероприятий на таких территориях сдерживают как финансовые проблемы, так и нерешенность правовых вопросов, касающихся резервирования земли для объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, а также предоставления компенсаций владельцам недвижимости в связи с использованием их участков для общественных нужд.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания;
ликвидация по 2010 год существующего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2001 году.
В Программе решаются следующие основные задачи:
разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также определение размеров оказываемой им государственной помощи;
формирование обязательств собственников жилищного фонда относительно его состояния и восстановления в случае аварийного разрушения;
формирование концепции градостроительного и социально-экономического развития районов сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда;
формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем;
оказание финансовой поддержки городам и районам, привлекающим к решению этой проблемы существенные ресурсы на местном уровне, путем консолидации бюджетных и внебюджетных (по согласованию) источников финансирования;
учет различных возможностей привлечения внебюджетных (по согласованию) ресурсов в муниципальных образованиях;
настоящая программа определяет масштаб проблемы, правовые и финансовые механизмы ее решения и пути предоставления федеральной (по согласованию) и республиканской поддержки муниципальным образованиям для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Муниципальные образования в свою очередь предусматривают план действий органов местного самоуправления, привлечение внебюджетных ресурсов (по согласованию) для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, эффективное управление направленными на финансирование программных мероприятий бюджетными и внебюджетными средствами (по согласованию), перечень жилых помещений, предназначенных для переселения граждан, а также средства всех источников финансирования программы переселения.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых должна начаться в 2004 году. Мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должны быть реализованы в течение 2004-2010 годов.
Реализация Программы должна происходить поэтапно. На первом этапе выполнение программных мероприятий будет осуществляться в основном за счет бюджетных средств муниципальных образований (по согласованию). В то же время будут создаваться предпосылки для крупномасштабного привлечения бюджетных и внебюджетных ресурсов (по согласованию), которое планируется для выполнения мероприятий второго этапа.
На первом этапе (2004-2005 годы) будут созданы необходимые методические, организационные и правовые условия для реализации следующих основных задач Программы:
а) упорядочение методологических основ оценки и проведение оценки объемов аварийного жилищного фонда, подлежащего ликвидации, а также определение необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан согласно методике по определению непригодных жилых зданий и жилых помещений для проживания, разработанной Государственным унитарным предприятием Академия Коммунального хозяйства имени К.Д. Панфилова и утвержденной приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 31.12.99 N 177;
б) формирование нормативной базы для предоставления жилья переселяемым гражданам;
в) установление очередности сноса аварийного жилищного фонда (по районам, микрорайонам, участкам, зданиям), а также переселения граждан;
г) привлечение и аккумулирование финансовых ресурсов для реализации Программы;
д) реализация обязательств собственников аварийного жилищного фонда по его восстановлению в случае аварийного разрушения;
е) решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2005 году (преимущественно) и в последующие годы первого этапа (частично) будет осуществляться путем финансирования достройки жилья высокой степени готовности.
Второй этап Программы (2006-2010 годы) будет посвящен реализации следующих задач:
а) формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу;
б) поэтапное переселение жильцов и снос аварийного жилищного фонда;
в) подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их продажа на конкурсной основе.
4. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий включает в себя работу по трем направлениям:
а) правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
б) финансовое обеспечение Программы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье (согласно приложению);
в) разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда.
4.1. Правовое и методологическое обеспечение Программы. Подготовка
реестра ветхих и аварийных жилых строений
Задача переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда требует установления четких юридических правил отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному, которые на сегодняшний день отсутствуют.
Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации разрабатываются и утверждаются органами государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
При разработке программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда предусматривалось выделение двух категорий домов и помещений, непригодных для проживания:
дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
дома и помещения, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).
Исходя из этого, в рамках формирования Программы составляется реестр ветхих и аварийных жилых строений (домов), уточняются объем такого жилья и численность проживающего в нем населения. С учетом показателей реестра формируется перечень конкретных объектов, предназначенных для переселения граждан, и определяются объекты финансирования с учетом региональных цен на строительную продукцию. Указанный перечень используется при заключении государственных договоров (контрактов) с государственным заказчиком Программы.
4.2. Формирование нормативной правовой базы для переселения
граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
Юридические вопросы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда решаются в рамках жилищного законодательства, которое является предметом совместного ведения Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики. Реализация Программы должна включать формирование республиканской нормативно-методической базы, определяющей условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Эти документы должны предусматривать, в первую очередь, следующие положения:
граждане, имеющие одно и единственное жилье в муниципальном или государственном жилищном фонде, непригодном для проживания, и проживающие в нем на условиях социального найма, должны иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья в пределах определенной законом нормы предоставления жилых помещений в муниципальном или государственном жилье социального использования;
граждане, имеющие в жилищном фонде, непригодном для проживания, частные (приватизированные) квартиры, могут иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья на условиях социального найма в пределах нормы предоставления жилых помещений;
очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхих и аварийных домах, определяется муниципальными образованиями, а именно - очередностью сноса того или иного строения, определяемой в соответствии с требованиями плана развития территории.
4.3. Механизм улучшения жилищных условий переселяемых граждан
Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда возможно предоставление им жилой площади, размеры и качество которой определяются исходя из установленных законодательством гарантий государства перед указанными гражданами.
Такой механизм предполагает, что муниципалитет предоставляет гражданам жилье на условиях социального найма. Предоставляемое муниципальное жилье может являться:
жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
жильем, полученным муниципалитетом от застройщика взамен платежей за предоставление земельного участка и подключение к городской инфраструктуре;
жильем, приобретенным на вторичном рынке недвижимости;
жильем, построенным муниципалитетом в качестве муниципального социального жилья.
Муниципалитеты должны определить критерий выбора того или иного жилья. Главным критерием должна стать стоимость жилья, которая должна быть минимальной при соблюдении законом определенных гарантий по размерам и качеству предоставляемого жилья.
При этом следует отметить, что:
экономически наиболее эффективно использование муниципального жилья, приобретенного на вторичном рынке недвижимости;
приобретение муниципалитетом жилья на вторичном рынке, как правило, экономически более целесообразно, чем новое строительство муниципального социального жилья;
при заключении договоров с застройщиками целесообразно оговаривать номенклатуру и размер квартир, предназначенных в дальнейшем для использования в целях социального найма;
в случае принятия решения о строительстве муниципального социального жилья следует использовать специальные проекты, предназначенные для жилья именно такого типа.
4.4. Реализация обязательств собственника по
восстановлению жилищного фонда
Одно из основных направлений реализации обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания, связано с использованием механизмов страхования жилья для обеспечения гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных обстоятельств.
Страхование жилья от непредвиденных природных, техногенных и иных обстоятельств позволит не только снизить риски собственников жилья, но и окажет позитивное влияние на укрепление финансового положения государства и муниципалитетов. Страхование жилья не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и формирует один из стабильных источников инвестиций в жилищный сектор.
5. Финансовое обеспечение Программы
Финансовые средства для решения проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда формируются за счет бюджетов различных уровней (по согласованию).
Реализация Программы по объектам, финансирование строительства которых осуществляется за счет средств федерального бюджета (по согласованию) и республиканского бюджета, производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений в форме субвенций.
5.1. Использование бюджетных ресурсов для переселения граждан из
аварийного жилищного фонда
Взаимоотношения государственного заказчика Программы с муниципалитетами регулируются соглашениями.
Бюджетными ресурсами являются средства федерального бюджета (по согласованию), республиканского бюджета и местного бюджета (по согласованию), направленные на финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья, в том числе:
средства, получаемые от использования муниципальных земель;
средства, получаемые от использования муниципальной недвижимости в жилищной сфере (плата граждан за наем муниципального жилищного фонда).
Средства от конкурсной продажи в собственность (или передачи в долгосрочную аренду) престижных земельных участков, находящихся в центре города, на которых расположен аварийный жилищный фонд, под коммерческое строительство являются одним из наиболее эффективных источников ресурсов для переселения граждан и ликвидации аварийного жилищного фонда, незадействованных в настоящее время.
Порядок расчета, взимания и использования платы за наем определяется органами местного самоуправления в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства строительства Российской Федерации от 2 декабря 1996 года N 17-152 "Об утверждении методических указаний по расчету ставок платы за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое использование, муниципального и государственного жилищного фонда)". В муниципальных образованиях при реализации программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда рекомендуется ввести дифференцированные ставки платы за наем муниципального жилья и определить долю средств, получаемых от поступления платы за наем, которая будет расходоваться для переселения граждан.
При использовании бюджетных ресурсов должны быть учтены следующие особенности:
бюджетные ресурсы являются основными финансовыми источниками на первом этапе реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в дальнейшем их доля в финансировании этих программ будет сокращаться за счет увеличения привлечения внебюджетных средств (по согласованию);
продажу земельных участков на конкурсной основе следует начинать с участков, пользующихся наибольшим коммерческим спросом;
условия проектирования и строительства жилья должны быть взаимовыгодными как для инвесторов, так и для муниципальных образований.
5.2. Обеспечение развития территорий, на которых ликвидирован
аварийный жилищный фонд
Для того, чтобы вызвать коммерческий интерес у потенциального инвестора, необходимо наличие информации о земельных участках, на которых сосредоточен аварийный жилищный фонд, с точки зрения возможности проведения на них градостроительных и инженерных работ. Разработку градостроительной концепции застройки районов, в которых сосредоточен аварийный жилищный фонд, целесообразно проводить в соответствии с правилами регулирования застройки и землепользования.
Привлечение инвестиций для развития инженерной инфраструктуры на участках, высвобождающихся после ликвидации аварийного жилищного фонда, позволит повысить их продажную стоимость и тем самым обеспечит дополнительные ресурсы для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Необходимо рассмотреть альтернативные возможности дальнейшего использования участков (в том числе продажу участков, не имеющих инженерных коммуникаций, с обязательствами застройщика обеспечить их строительство).
Особенностями привлечения инвестиций являются быстрое вложение средств на развитие инженерных систем и тем самым в ликвидацию аварийного жилищного фонда и возврат этих средств на приемлемых условиях на протяжении длительного времени.
Источниками инвестиционных ресурсов в среднесрочной перспективе должны стать:
кредиты банков;
муниципальные облигационные займы;
капитальные вложения в рамках инвестиционных программ, в том числе финансируемых на условиях концессии объектов городской инженерной инфраструктуры.
Для повышения инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры необходимо снизить риски инвестора.
Использование в качестве обеспечения кредитных ресурсов будущих платежей потребителей коммунальных услуг требует разработки специальных финансовых схем, привлечения внебюджетных средств на финансирование работ по строительству и реконструкции инженерной инфраструктуры.
С целью привлечения дополнительных инвестиций в рамках реализации Программы необходимо дополнить Порядок организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Расходы на реализацию Программы составят 782,05 млн. рублей. Первоначально предполагается финансирование Программы для завершения строительства объектов жилищного фонда высокой степени готовности. За это время будут созданы необходимые методические и организационные предпосылки для крупномасштабного привлечения внебюджетных ресурсов (по согласованию) для реализации Программы.
Таблица 1
(млн. рублей)
Источники финансирования |
Финансовые средства |
В том числе | ||
2004 год | 2005 год | 2006-2010 год | ||
Средства федерального бюджета (по согласованию) |
492, 69 | 61,58 | 61,58 | 369,52 |
Средства республиканского и местных бюджетов (по согласованию) |
289,36 | 36,17 | 36,17 | 217,02 |
Итого | 782,05 | 97,75 | 97,75 | 586,54 |
Стоимость 1 м. общей площади жилья, предоставляемого гражданам в рамках реализации Программы за счет бюджетных средств, не может превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья, устанавливаемую для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд. По состоянию на 01.01.2003 согласно постановлению Госстроя России от 29.11.2002 N 160 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на 1 квартал 2003 года для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета" стоимость 1 кв. м строительства и нового жилья составляет 6710 рублей, стоимость 1 кв. м на вторичном рынке жилья - 6710 рублей.
Критериями распределения средств федерального бюджета являются:
наличие разработанной и утвержденной региональной Программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
наличие унифицированной республиканской и местной нормативно-методической базы для решения проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
отношение объемов бюджетных средств (по согласованию) к их общему объему, необходимому для финансирования Программы и муниципальной программы;
количество площади жилищного фонда в регионе, непригодной для проживания;
участие в других федеральных программах, предусматривающих переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
7. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется государственным заказчиком, Министерством Карачаево-Черкесской Республики по строительству и архитектуре, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, республиканским государственным учреждением "Управление капитального строительства Карачаево-Черкесской Республики", органами местного самоуправления (по согласованию).
Основной задачей государственного заказчика является определение приоритетов в выполнении отдельных частей Программы, в том числе способных привлечь наибольшие объемы бюджетных источников (по согласованию) финансирования, принести наибольшую прибыль при минимальном сроке окупаемости. Реализация задачи осуществляется на основе отчетов и информации, представляемых государственному заказчику соответствующими органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по результатам проводимого ими мониторинга.
Министерством Карачаево-Черкесской Республики по строительству и архитектуре составляются отчеты об использовании средств, направленных на реализацию Программы. В отчет должна включаться информация о наличии Программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, процедуре и результатах проведения конкурса предложений и проектов муниципальных образований, а также сведения об объеме средств, направленных на реализацию Программы и результатах мониторинга, принятых к финансированию предложений и проектов.
Министерство Карачаево-Черкесской Республики по строительству и архитектуре совместно с Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики и Министерством экономического развития и торговли Карачаево-Черкесской Республики ежегодно проводит мониторинг целевого использования средств, выделенных из республиканского бюджета, и соблюдения соответствующих процедур при выполнении проектов, на реализацию которых были выделены указанные средства.
8. Организация управления Программой
Формы и методы управления реализацией Программы определяются государственным заказчиком. Управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком, уполномоченными государственным заказчиком органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики и органами местного самоуправления (по согласованию).
Государственный заказчик осуществляет общую координацию и мониторинг работ в рамках Программы, содействует формированию нормативной базы, определяет принципы предоставления муниципалитетам денежных средств, выделяемых из федерального (по согласованию) и республиканского бюджетов, и осуществляет контроль за их целевым использованием.
Министерство Карачаево-Черкесской Республики по строительству и архитектуре, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики в рамках текущей деятельности разрабатывают методические материалы для исполнителей программ на уровне местного самоуправления.
Государственный заказчик и органы местного самоуправления (по согласованию) организуют работу по реализации Программы в пределах своих полномочий, решают вопросы ее бюджетного финансирования (по согласованию) на республиканском уровне, рассматривают, утверждают и контролируют порядок переселения граждан из находящихся в аварийном состоянии домов. В компетенцию государственного заказчика входит управление предоставлением муниципальным образованиям государственной помощи в пределах имеющихся ресурсов (включая как средства федерального бюджета (по согласованию), так и средства республиканского бюджета).
Органы местного самоуправления (по согласованию) осуществляют финансирование Программы из консолидированных источников и контроль за ее выполнением, организуют работу межведомственных комиссий по установлению непригодного для проживания жилья, участвуют в подготовке предложений по переселению граждан, контролируют соблюдение сроков и очередности переселения, разрабатывают предложения по более эффективным методам решения задач.
В целях более полного контроля непосредственно за ходом реализации Программы государственный заказчик может создать соответствующую республиканскую комиссию.
Необходимо разработать открытую процедуру принятия решений по распределению субвенций на реализацию муниципальных проектов.
Предлагаемый подход к управлению реализацией региональной программы позволит Правительству Карачаево-Черкесской Республики:
проводить единую политику переселения граждан из аварийного жилищного фонда, исходя из приоритетов развития отдельных муниципальных образований;
создать открытую процедуру принятия решений относительно финансовой поддержки Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
создать систему мониторинга реализации Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на региональном уровне.
9. Оценка эффективности социально-экономических
и экологических последствий от реализации Программы
Критерием эффективности реализации Программы будет являться количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда.
В результате реализации Программы к концу 2010 года граждане, проживающие на 1 января 2001 года в аварийном жилищном фонде, должны быть переселены в жилые помещения, отвечающие техническим и санитарным нормам.
Реализация Программы позволит ликвидировать 42,1 тысяч квадратных метров аварийного жилищного фонда.
Реализация Программы обеспечит:
выполнение обязательств государства перед гражданами, проживающими в непригодных для постоянного проживания условиях;
создание благоприятных условий на территории республики для ежегодного наращивания объемов нового жилищного строительства;
снижение социальной напряженности в обществе;
создание дополнительных рабочих мест;
улучшение демографической ситуации в республике;
улучшение состояния здоровья населения.
Также будет создана нормативная правовая база, устанавливающая ответственность за состояние жилищного фонда в случаях разрушений, вызванных непредвиденными природными техногенными и иными обстоятельствами.
Использование финансовых средств, привлекаемых для реализации Программы, позволит увеличить объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Приложение
Ветхий и аварийный жилищный фонд Карачаево-Черкесской Республики
согласно актам межведомственных комиссий на 01.05.2001
Общая площадь | Число проживающих | Общая площадь, тыс. кв. м | Объем средств (млн. рублей) | |||||||
Всего тыс. кв. м |
В том числе | человек | семей | Строительства | Реконструкции | Всего | В том числе на 2003 год |
|||
Подлежит сносу, тыс. кв. м |
Реконструкции, тыс. кв. м |
кв. м на человека |
||||||||
г. Черкесск | 25 | 2,7 | 22,3 | 9 | 2776 | 794 | 49,96 | 22,3 | 335,3 | 41,91 |
г. Карачаевск | 12,5 | 12,5 | - | 14 | 886 | 310 | 15,95 | - | 107,01 | 13,37 |
Карачаевский район | 10,8 | 10,8 | - | 12 | 900 | 300 | 16,2 | - | 108,7 | 13,59 |
г. Усть-Джегута | 1,2 | 0,1 | 1,1 | 18 | 64 | 18 | 1,15 | 1,1 | 7,73 | 0,97 |
Хабезский район | 1,6 | 1,6 | - | 7,7 | 207 | 59 | 3,73 | - | 25,0 | 3,13 |
Адыгее-Хабльский район | 1,2 | 1,2 | - | 9 | 133 | 38 | 2,39 | - | 16,06 | 2,0 |
Урупский район | 5,1 | 5,1 | - | 11,3 | 450 | 150 | 8,1 | - | 54,35 | 6,79 |
Прикубанский район | 1,2 | 0,2 | 1,0 | 19 | 62 | 18 | 1,11 | 1,0 | 7,49 | 0,94 |
Малокарачаевский район | 5,2 | 1,2 | 4,0 | 13,4 | 388 | 110 | 7,0 | 4,0 | 46,86 | 5,86 |
Зеленчукский район | 6,1 | 6,7 | - | 11 | 609 | 174 | 10,96 | - | 73,55 | 9,19 |
Итого: | 70,5 | 42,1 | 28,4 | 12,5 | 6475 | 1971 | 116,55 | 28,4 | 782,05 | 97,75 |
Заместитель Главы Администрации
Президента - Управляющего Делами
Президента и Правительства
Карачаево-Черкесской Республики |
Л.В.Глухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 7 августа 2003 г. N 160 "О республиканской целевой программе "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Карачаево-Черкесской Республики, из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2004-2010 годы " (в редакции Постановления Правительства КЧР от 27 октября 2005 г. N 330)"
Текст постановления официально опубликован не был
Номер государственной регистрации в Министерстве Юстиции РФ RU 09000200300217
Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2007 г. N 413 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2008 г.