Решение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики
от 2 августа 2002 г. N 3-21/2002
Именем Российской Федерации
Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
Председательствующего судьи Чимовой С.М.
с участием прокурора Маковой Н.М.
при секретаре Борлаковой Ф.Л.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Карачаево-Черкесской Республики о признании противоречащим федеральному законодательству п.1 ст. 7 Закона Карачаево-Черкесской Республики "О мировых судьях в Карачаево-Черкесской Республике" установил:
Прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд с заявлением о признании пункта 1 ст. 7 Закона Карачаево-Черкесской Республики "О мировых судьях в Карачаево-Черкесской Республике" в редакции закона от 28 декабря 2001 года и сослался на то, что в соответствии с указанным пунктом мировые судьи назначаются на должность Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики по представлению Председателя Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики, согласованному с Президентом Карачаево-Черкесской Республики. Положение данного закона в части, касающейся обязательного согласования Председателем Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики с Президентом Карачаево-Черкесской Республики кандидатур, представляемых для назначения на должность мировых судей, противоречит федеральному законодательству, в частности, ст. ст. 4, 12 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и ст.1 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", из которых следует, что мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъекта Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Аналогичное положение закреплено в ст. 2 ФЗ "О статусе судей в Российской Федерации". Согласно ст.5 ФЗ "О статусе судей в Российской Федерации" отбор кандидатов на должность судьи, в том числе и мирового, осуществляется на конкурсной основе. При этом любой гражданин, достигший установленного данным Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к претенденту на должность судьи, предъявляемым законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, указанных в п.6 ст. 5, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного из претендентов на должность судьи. Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением, вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
Таким образом, внесение председателем соответствующего суда в установленном порядке представления о назначении рекомендуемого лица на должность мирового судьи осуществляется на общих основаниях, как для судей общей юрисдикции, без учета мнения высшего должностного лица исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, по мнению прокурора Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не предусматривает участие Президента Карачаево-Черкесской Республики в какой-либо форме в назначении мировых судей. Поэтому оспариваемая норма закона Карачаево-Черкесской Республики представляет собой акт вмешательства в деятельность одной из ветвей государственной власти, чем ограничивается самостоятельность в деятельности судебных органов.
В судебном заседании представитель прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики Макова Н.М. заявление прокурора поддержала в полном объеме и по основаниям, указанным в заявлении, и показала, что порядок назначения мировых судей определяется законами субъектов, но этот порядок не должен противоречить федеральному законодательству. И мировые судьи# и федеральные судьи независимы, ни одни из законов Российской Федерации не предусматривает согласование кандидатуры судьи с главой исполнительной власти. Просила признать п.1 ст.7 закона Карачаево-Черкесской Республики "О мировых судьях в Карачаево-Черкесской Республике" в части, касающейся согласования представления Председателя Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики с Президентом Карачаево-Черкесской Республики кандидатур, представляемых для назначения на должности мировых судей, противоречащим федеральному законодательству: Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации", ФЗ "О статусе судей в Российской Федерации", ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Представитель Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики Крюков Н.И. с заявлением прокурора не согласился и показал, что законопроект рассматривался на заседании рабочей группы Народного Собрания Республики с участием заместителя прокурора Республики. Точка зрения прокуратуры Республики по данному вопросу учитывалась при принятии закона. Согласование кандидатур мировых судей с Президентом Карачаево-Черкесской Республики не нарушает их права, Президенту Карачаево-Черкесской Республики не безразлично, кто будет назначен мировым судьей. Пункт 1 ст. 7 закона Карачаево-Черкесской Республики не противоречит федеральному законодательству. Просит в удовлетворении требования прокурора отказать.
Представитель Президента Карачаево-Черкесской Республики Кумукова М.Х. с заявлением прокурора не согласилась и показала, что п.1 ст.7 Закона Карачаево-Черкесской Республики "О мировых судьях в Карачаево-Черкесской Республике" не противоречит федеральному законодательству. ФЗ "О судебной системе в Российской Федерации" содержит положение о том, что все судьи обладают единым статусом. Вместе с тем в ст. 6 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" указано, что порядок назначения мировых судей определяется законами субъектов. Каждый субъект Российской Федерации устанавливает такой порядок назначения мировых судей, какой считает нужным в рамках федерального закона. Согласование кандидатур мировых судей с Президентом Карачаево-Черкесской Республики не влияет на статус этих судей, такое согласование необходимо, так как мировые судьи - это судьи субъектов Российской Федерации.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив доказательства по делу, находит заявление прокурора Карачаево-Черкесской Республики подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 6 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст. 7 Закона Карачаево-Черкесской Республики "О мировых судьях в Карачаево-Черкесской Республике" мировые судьи назначаются на должность Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики по представлению Председателя Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики, согласованному с Президентом Карачаево-Черкесской Республики.
Таким образом, законом Карачаево-Черкесской Республики установлен порядок назначения мировых судей на должность законодательным (представительным) органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республики - Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики, а не их избрание населением соответствующего судебного участка.
Суд находит, что учитывая, что законом Карачаево-Черкесской Республики установлен порядок назначения мировых судей, то этот порядок должен соответствовать федеральному законодательству, устанавливающему порядок назначения судей судов общей юрисдикции. Суд приходит к такому выводу по следующим основаниям.
В соответствии с п. "г" ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти.
В соответствии с п. "н" ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся установление общих принципов организации системы органов государственной власти.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации (п.п.1 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона "О судебной системе в Российской Федерации" все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.
Аналогичное положение закреплено в ст. 2 ФЗ "О статусе судей в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и ст. 1 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации", а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
Аналогичное положение воспроизведено и в ст. 1 Закона Карачаево-Черкесской Республики "О мировых судьях в Карачаево-Черкесской Республике", где в п.2 кроме того указано, что порядок назначения и деятельности мировых судей устанавливается также Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и настоящим законом.
Таким образом, порядок назначения мировых судей устанавливается федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Так, ст. 5 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что после сдачи квалификационного экзамена и представления всех необходимых документов, квалификационная коллегия судей в пределах своей компетенции рассматривает заявление лица, претендующего на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней. Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
Кроме того, ст. 6 данного закона установлен и порядок наделения судей полномочиями, из п. 3 которого следует, что судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Таким образом, указанным федеральным законодательством урегулирован порядок назначения на должность судьи, в том числе и мирового судьи.
Обсуждая требование прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству положения п.1 ст. 7 Закона Карачаево-Черкесской Республики "О мировых судьях в Карачаево-Черкесской Республике" о согласовании с Президентом Карачаево-Черкесской Республики представления Председателя Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики, суд находит, что данное положение противоречит федеральному законодательству, так как ни в одном из указанных федеральных законов не предусмотрено положение о необходимости согласования представления председателя соответствующего суда с высшим должностным лицом исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не предусматривает участие высшего должностного лица исполнительного органа государственной власти субъекта в назначении судей, в том числе и мировых судей.
Учитывая, что в соответствии с указанными федеральными законами не предусмотрено согласование представления председателя соответствующего суда кандидатуры судьи для назначения на должность, то такое положение не может быть предусмотрено и в законе субъекта, в том числе и для назначения мирового судьи, так как мировые судьи являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему. В связи с чем суд находит заявление прокурора законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Кроме того, Конституция Карачаево-Черкесской Республики также не содержит положения, наделяющего Президента Карачаево-Черкесской Республики полномочиями по согласованию кандидатур для назначения на должность судьи, в том числе и мирового судьи. Не содержит такого положения и ст.6 закона Карачаево-Черкесской Республики "О мировых судьях в Карачаево-Черкесской Республике", которая регламентирует порядок отбора кандидатов на должность судьи, сдачи квалификационного экзамена, рассмотрения заявления лица, претендующего на должность мирового судьи, направления заключения на рекомендованных кандидатов Председателю Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики, порядок рассмотрения заключения и внесения Председателем Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики кандидатуры для дальнейшего рассмотрения в установленном порядке.
По изложенным основаниям суд не соглашается с утверждениями представителей Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики и Президента Карачаево-Черкесской Республики о том, что порядок назначения мировых судей устанавливается только законами субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что положение п.1 ст. 7 закона Карачаево-Черкесской Республики "О мировых судьях в Карачаево-Черкесской Республике" в части согласования представления Председателя Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики с Президентом Карачаево-Черкесской Республики, противоречит федеральному законодательству, то такое положение нормативно-правового акта следует признать не действующим и не подлежащим применению со дня его принятия.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191-197, 239-8 ГПК РСФСР, суд решил:
Заявление прокурора Карачаево-Черкесской Республики удовлетворить.
Признать п.1 ст. 7 Закона Карачаево-Черкесской Республики "О мировых судьях в Карачаево-Черкесской Республике" в части согласования с Президентом Карачаево-Черкесской Республики представления Председателя Bерховного суда Карачаево-Черкесской Республики о назначении мировых судей на должность противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10-ти дней с подачей жалобы или протеста через Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 2 августа 2002 г. N 3-21/2002
Текст решения официально опубликован не был