Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Карачаево-Черкесской Республики
"Об утверждении республиканской целевой программы
"Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства
в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2011 годы"
Республиканская целевая программа
"Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в
Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2011 годы"
Паспорт Республиканской целевой программы
"Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в
Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2011 годы"
Наименование программы |
Республиканская целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2011 годы" (далее - Программа) |
||||
Государственный заказчик Программы |
Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики |
||||
Разработчик Программы |
Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики |
||||
Исполнители Программы |
Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Фонд поддержки малого предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики (по согласованию), органы местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики (по согласованию) |
||||
Цели и задачи Программы |
Целью Программы является совершенствование правовых и экономических условий дальнейшего развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Задачи Программы: 1) развитие кредитно-финансовых механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 2) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 3) расширение возможностей информационного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства; 4) организация подготовки и переподготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства; 5) оказание содействия в продвижении продукции малых и средних предприятий на региональные и межрегиональные рынки; 6) консолидация средств для финансирования приоритетных направлений малого и среднего предпринимательства |
||||
Сроки реализации Программы |
2009-2011 годы |
||||
Перечень основных мероприятий Программы |
1) развитие финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; 2) повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и обеспечение доступа малого предпринимательства к объектам инфраструктуры; 3) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства; 4) развитие внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства; 5) повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий за счет применения технологий энергосбережения; 6) пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности, информационно-консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; 7) законопроектная работа по нормативному правовому регулированию в сфере малого и среднего предпринимательства. |
||||
Объем и источники финансирования Программы |
Объем финансирования Программы на 2009-2011 годы составляет 511,2 млн. рублей, в том числе: |
||||
Источники: |
2009 |
2010 |
2011 |
Итого |
|
средства федерального бюджета (по согласованию) |
96,8 |
94,3 |
103,8 |
294,9 |
|
средства республиканского бюджета |
30,8 |
54,6 |
52,0 |
137,4 |
|
средства местного бюджета (по согласованию) |
13,1 |
16,6 |
20,8 |
50,5 |
|
Средства Фонда поддержки малого предпринимательства КЧР (по согласованию) |
6,6 |
9,5 |
12,3 |
28,4 |
|
|
147,3 |
175,0 |
188,9 |
511,2 |
|
Ожидаемые результаты реализации программы |
1) создание до 2000 новых рабочих мест; 2) увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации до 25 процентов; 3) обеспечение роста оборота малых и средних предприятий в два раза; 4) увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в валовой региональный продукт до 40 процентов. |
||||
Организация управления Программы и контроль за ее реализацией |
Контроль за исполнением Программы осуществляет Первый Заместитель Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующий финансово-экономические вопросы. Текущее управление за реализацией Программы осуществляет Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, а также органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики - ответственные исполнители. |
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Предпринимательство - это уникальное сочетание независимости и ответственности, инноватики и стабильности. Малый и средний бизнес - это целый класс людей, которые задают позитивный настрой в жизни общества: они воспринимают развитие собственного дела как часть общего социального, политического и экономического успеха страны. Особенно это заметно на уровне муниципалитетов: там, где появляются малые и средние компании, возрождается жизнь местного сообщества.
Сегодня в республике сфера малого и среднего бизнеса в той или иной степени охватывает четверть трудоспособного населения - это те, кто работает на малых предприятиях и в фермерских хозяйствах, занимается индивидуальной трудовой деятельностью и предпринимательством без образования юридического лица, а также способствует развитию этого сектора экономики.
По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики в Карачаево-Черкесской Республике в 2007 году в сфере малого бизнеса зарегистрировано около 2,0 тысяч предприятий (включая микропредприятия) и более 14,0 тысяч индивидуальных предпринимателей. В малом и среднем предпринимательстве занято 25,8 тыс. человек, что составляет более 12% экономически активного населения Карачаево-Черкесской Республики. Средний прирост числа малых предприятий по республике в целом за 2007 год составил 269 новых организаций. Одной из главных задач Правительства Российской Федерации является создание условий, обеспечивающих в среднесрочной перспективе ежегодный прирост малых компаний в 10-15% (общемировой показатель - 20%).
Малое и среднее предпринимательство в течение ряда лет развивается с положительной динамикой и устойчиво занимает свою нишу в экономике республики. За последние три года темп роста количества субъектов малого предпринимательства составил 18%. Так, в 2007 году оборот субъектов малого предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики увеличился на 62% и достиг 8,2 млрд. рублей, из них на предприятия оптовой и розничной торговли приходится 39,7%, на предприятия стройиндустрии - 28,7%, на обрабатывающее производство, добычу полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии - 11,5%. Наиболее высокими темпами развивается предпринимательство в сфере торговли и услуг, промышленности, строительстве. Доля его в общем обороте организаций республики, отражающем их коммерческую деятельность, за этот период составила 24%.
Так, по данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) "О динамике развития малых предприятий в регионах России", малые предприятия в России по таким показателям, как объемы оборота, численность работников, налоговые поступления, имеют достаточно хорошие результаты. Количество предприятий увеличивается - так, на начало 2007 года число зарегистрированных малых предприятий достигло 1 миллиона (1032,8 тыс.), увеличившись за год на 5,5%, занятость на одно предприятие выросла на 6,7%. Несмотря на общую положительную тенденцию по регионам, малые предприятия сосредоточены крайне неравномерно. Если в среднем по России в расчете на 100 тыс. населения зафиксировано 719,9 организаций, то в Северо-Западном федеральном округе - 1183 предприятия на 100 тыс. человек, Центральном - 940, Дальневосточном - 679. Средние показатели у Приволжского и Сибирского Федеральных округов, меньше всего малых предприятий зарегистрировано в Южном федеральном округе - 499,1.
В Карачаево-Черкесской Республике в среднем на каждые 100 тысяч жителей приходится 459,8 единицы зарегистрированных малых предприятий и 3740,0 единиц субъектов малого предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и крестьянско-фермерские хозяйства. Удельный вес малого бизнеса в валовом региональном продукте возрос с 27,7 процента в 2006 году, до 30% процентов в 2007 году. При этом доля всего российского малого бизнеса в ВВП составила примерно 13-15%.
Инвестиции в основной капитал малых предприятий (в части новых и приобретенных по импорту основных средств) по отраслям экономики за 2007 год составили 266,7 млн. рублей, что в 1,4 раза выше показателя прошлого года.
Вместе с тем реальный потенциал малого и среднего бизнеса задействован явно недостаточно, а его вклад в экономику республики мог бы быть гораздо весомее. Существует ряд проблем в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, которые, в том числе, сдерживают образование новых субъектов малого и среднего предпринимательства - это недостаток финансовых ресурсов и ограниченный доступ к ним, ограниченный доступ к объектам инфраструктуры, в том числе инженерной, низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях, недостаточная информационная поддержка, недостаточная поддержка продвижения местной продукции на рынки Российской Федерации и иностранных государств, недостаточный уровень поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на местном уровне.
Сложившаяся ситуация требовала значительной активизации государственной политики развития предпринимательства, совершенствование системы поддержки предпринимательства. Вступивший в силу с 1 января 2008 года Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ) впервые законодательно определил субъекты малого и среднего предпринимательства, выделил категории микро-, малых и средних предприятий, нормативно закрепил позиции государства в отношении малого и среднего предпринимательства и стал отправной точкой, дающей старт дальнейшим преобразованиям в этой сфере, в том числе изменениям в законодательстве на региональном уровне. В Федеральном законе от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ закреплены следующие принципы государственной политики:
- участие субъектов предпринимательства и их общественных объединений в выработке государственной политики развития сектора (нормативных правовых актов, программ поддержки);
- равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к программам поддержки;
- ответственность органов власти за создание благоприятных условий для развития предпринимательства;
- децентрализация (создание разноуровневых программ) поддержки.
См. также:
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 25 июля 2008 г. N 58-РЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике"
Для развития малого и среднего предпринимательства Правительство Российской Федерации разработало план мероприятий до 2020 года, основными целями которого являются:
- сокращение относительного числа малых предприятий, занятых в сфере торговли, - до 25% (в 2 раза по сравнению с 2007 годом);
- рост числа предприятий, занятых в сфере услуг, - до 30% (в 2 раза по сравнению с 2007 годом);
- увеличение числа предприятий, занятых в сфере науки и информационных технологий, в 5 раз (с 2% в 2006 году до 10% к 2020 году);
- увеличение числа малых предприятий, занятых в здравоохранении и сфере социальных услуг, в 5 раз (с 1 % в 2006 году до 5% к 2020 году).
Важнейшим инструментом реализации государственной политики развития малого и среднего предпринимательства является Федеральная программа поддержки малого предпринимательства.
Средства для реализации Федеральной программы поддержки малого предпринимательства предоставляются на конкурсной основе субъектам Российской Федерации. За период 2005-2007 годов выделено 8,3 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета, на условиях софинансирования привлечено столько же из бюджетов субъектов Российской Федерации (2005 год - 1,5 млрд. рублей, 2006 год - 3,0 млрд. рублей, 2007 год - 3,8 млрд. рублей, 2008 год - 3,85 млрд. рублей). На ближайшие 2 года в федеральном бюджете планируется предусмотреть 8,8 млрд. рублей, из которых: в 2009 году - 4,35 млрд. рублей, 2010 год - 4,45 млрд. рублей.
Приоритетными видами программы являются мероприятия по развитию сектора финансовых услуг малыми компаниями, обеспечению доступа к современным офисным и производственным площадям, а именно: создание бизнес-инкубаторов, формирование венчурных фондов для инвестиций в малые инновационные компании, создание фондов гарантий, промышленные парки.
В настоящее время необходимо дальнейшее развитие поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:
расширение спектра предоставляемых услуг и обеспечение их широкой доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства на всей территории республики;
создание и развитие эффективных механизмов защиты интересов малого и среднего предпринимательства;
привлечение финансовых ресурсов в сферу малого и среднего предпринимательства через микрофинансовые организации, гарантийный фонд.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником опубликования
<< Статья 2 Статья 2 |
Раздел II. >> Цель и задачи Программы |
|
Содержание Закон Карачаево-Черкесской Республики от 13 января 2009 г. N 98-РЗ "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.