Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 8 апреля 2009 г. N 119
Республиканская целевая программа "Развитие сельского хозяйства
в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года"
2009 год
Паспорт республиканской целевой программы "Развитие сельского
хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года"
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Развитие сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года" |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" (далее - Государственная программа) |
Государственный заказчик Программы |
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики |
Основные исполнители Программы |
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие "Дирекция капитального строительства" |
Основные разработчики Программы |
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Карачаево-Черкесской Республике, Федеральное государственное учреждение центр агрохимической службы "Карачаево-Черкесский" (далее - ФГУ ЦАС), Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие "Дирекция капитального строительства" |
Цели Программы |
Устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов |
Задачи Программы |
Создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий; улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства; обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства |
Сроки реализации Программы |
2009-2012 годы |
Перечень подпрограмм |
Подпрограмма "Социальное развитие села до 2012 года" республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года"; подпрограмма "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России до 2012 года" республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года" |
Объемы и источники финансирования |
Объем финансирования Программы составляет - 9919,51 млн. рублей: за счет федерального бюджета (по согласованию) всего - 4455,68 млн. рублей, в том числе: 2009 год - 912,88 млн. рублей 2010 год - 1071,44 млн. рублей 2011 год - 1209,72 млн. рублей 2012 год - 1261,64 млн. рублей за счет республиканского бюджета всего - 2348,95 млн. рублей, в том числе: 2009 год - 292,94 млн. рублей 2010 год - 618,17 млн. рублей 2011 год - 704,38 млн. рублей 2012 год - 733,46 млн. рублей за счет средств местных бюджетов (по согласованию) всего - 239,75 млн. рублей, в том числе: 2009 год - 53,08 млн. рублей 2010 год - 58,08 млн. рублей 2011 год - 63,98 млн. рублей 2012 год - 64,61 млн. рублей за счет внебюджетных источников всего - 2875,13 млн. рублей, в том числе: 2009 год - 791,29 млн. рублей 2010 год - 659,64 млн. рублей 2011 год - 707,4 млн. рублей 2012 год - 716,8 млн. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Улучшение жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 2,2 раза по отношению к 2006 году); повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 86% и уровня газификации домов природным газом - до 81,6%; увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 34% по отношению к 2006 году; привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства до 2012 года в размере 745 млн. рублей |
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения |
Реализация Программы координируется Министерством сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, которое ежегодно готовит отчет о ходе и результатах реализации Программы. Контроль за выполнением Программы осуществляется уполномоченными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики органами государственной власти в пределах их компетенции. |
Подпрограмма "Сохранение и восстановление плодородия почв
земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как
национального достояния России до 2012 года" республиканской
целевой программы "Развитие сельского хозяйства в
Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года"
Паспорт подпрограммы "Сохранение и восстановление плодородия
почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов
как национального достояния России до 2012 года" республиканской
целевой программы "Развитие сельского хозяйства в
Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года"
Наименование Подпрограммы |
"Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России до 2012 года" республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года" (далее - Подпрограмма) |
Основание для разработки Подпрограммы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 99 "О федеральной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года" |
Государственный заказчик Подпрограммы |
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики |
Основные разработчики Подпрограммы |
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Карачаево-Черкесской Республике, Федеральное государственное учреждение центр агрохимической службы "Карачаево-Черкесский" (далее - ФГУ ЦАС) |
Цели и задачи Подпрограммы |
Увеличение объема производства экологически чистой, качественной сельскохозяйственной продукции в сбалансированной номенклатуре с учетом природно-климатических условий производства и потребности населения республики; повышение эффективности сельскохозяйственного производства; обеспечение ценовой доступности произведенной сельскохозяйственной продукции населению; увеличение числа работающих в агропромышленном комплексе, повышение их доходов; возврат в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий; сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов; создание материально-технической базы для использования новейших интенсивных технологий производства сельскохозяйственных культур; сокращение выбытия земель из сельскохозяйственного оборота от водной и ветровой эрозии |
Сроки реализации Подпрограммы |
2009-2012 годы |
Перечень основных мероприятий Подпрограммы |
Мелиорация (гидромелиорация, агролесомелиорация, химическая) земель, улучшение сельскохозяйственных угодий, защита от водной и ветровой эрозии почв |
Основные исполнители мероприятий Подпрограммы |
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике (по согласованию), Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Карачаево-Черкесской Республике (по согласованию), Федеральное государственное учреждение центр агрохимической службы "Карачаево-Черкесский" (по согласованию), Карачаево-Черкесское казенное предприятие "Дирекция капитального строительства" |
Предполагаемые объемы и источники финансирования Подпрограммы |
На реализацию Подпрограммы требуется 3370,92 млн. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета (по согласованию), всего: 776,8 млн. рублей, в том числе: 2009 год - 195,4 млн. рублей 2010 год - 191,0 млн. рублей 2011 год - 193,1 млн. рублей 2012 год - 197,3 млн. рублей. республиканского бюджета, всего: 597,3 млн. рублей, в том числе: 2009 год - 45,88 млн. рублей 2010 год - 173,75 млн. рублей 2011 год - 188,05 млн. рублей 2012 год - 189,62 млн. рублей бюджетов муниципальных образований (по согласованию), всего: 239,75 млн. рублей, в том числе: 2009 год - 53,08 млн. рублей 2010 год - 58,08 млн. рублей 2011 год - 63,98 млн. рублей 2012 год - 64,61 млн. рублей внебюджетных источников, всего: 1757,07 млн. рублей, в том числе: 2009 год - 524,27 млн. рублей 2010 год - 406,6 млн. рублей 2011 год - 413,6 млн. рублей 2012 год - 412,6 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы |
Будет осушено 1700 га земли, реконструировано оросительных систем на площади 7600 и осушительных систем на площади 3130 га, реконструированы 81 шт. гидротехнических сооружений, обводнены пастбища на площади 8400 га, осуществлен ремонт 63 км мелиоративных систем, построено 45 км групповых водопроводов; проведены: известкование кислых почв на площади 13,4 тыс.га и гипсование солонцов на площади 8,5 тыс.га, посадка полезащитных и овражно-балочных лесных полос на площади 1690 га, агротехнические, токсикологические исследования на площади 504,8 тыс.га и землеустроительные работы по корректировке материалов почвенных исследований, разработке схем землеустройств районов, корректировке планово-картографических материалов на площади 670,8 тыс.га; дополнительная прибыль в сумме 710,1 млн.рублей, рабочих мест на 1030 человек. |
Система организации контроля за исполнением Подпрограммы |
Контроль за реализацией Подпрограммы осуществляется уполномоченными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики органами государственной власти в пределах их компетенции. Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики ежегодно готовит отчет о ходе и результатах реализации мероприятий Подпрограммы в установленном порядке. |
1. Содержание проблемы и необходимости разработки Подпрограммы
За последние 16 лет общая площадь сельскохозяйственных угодий республики сократилась на 7,8 процента, в том числе пашни - 17,3 процента, посевной площади - 40,0 процента.
Из сохранившейся площади сельскохозяйственных угодий площадь переувлажненных составляет 14,7, засоренных камнями - 14,5, засоленных - 11,4, подверженных эрозии и дефляции соответственно 32,1 и 75,8, нуждающихся в коренном улучшении сенокосов и пастбищ - 153 тыс.га.
При нынешнем состоянии использования сельскохозяйственных угодий ежегодный вынос урожаем питательных веществ превышает суммарное их поступление на 7,7 процента.
Причинами сокращения площади использования наличных сельскохозяйственных угодий, их деградации является невыполнение необходимых мелиоративных, противоэрозийных, агротехнических, агрохимических мероприятий, крайне ограниченное внесение органических и минеральных удобрений. Основной же причиной невыполнения вышеуказанных мероприятий является недостаток финансовых средств у сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности из-за диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, в том числе энергоносители, высокие процентные ставки банков и при этом недостаточная государственная поддержка из бюджетов всех уровней. Все это и вызвало необходимость разработки и реализации Подпрограммы в соответствии с Федеральной целевой программой "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2007-2011 годы и на период до 2012 года" и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446.
По-видимому, в названии вышеуказанной Федеральной целевой программы допущена опечатка. Слова "на 2007-2011 годы" следует читать как "на 2006-2010 годы"
2. Основные цели и задачи Подпрограммы
Основными целями Подпрограммы являются:
увеличение объема производства экологически чистой, качественной сельскохозяйственной продукции в сбалансированной номенклатуре с учетом природно-климатических условий производства и потребности населения республики;
повышение эффективности сельскохозяйственного производства;
обеспечение ценовой доступности произведенной сельскохозяйственной продукции населению;
увеличение числа работающих в агропромышленном комплексе, повышение их доходов.
Основными задачами Подпрограммы являются:
возврат в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий;
сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов;
создание материально-технической базы для использования новейших интенсивных технологий производства сельскохозяйственных культур;
сокращение выбытия земель из сельскохозяйственного оборота от водной и ветровой эрозии.
3. Сроки реализации Подпрограммы
Сроки реализации Подпрограммы 2009-2012 годы.
4. Механизм реализации Подпрограммы
Государственным заказчиком Подпрограммы является Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики. В части оказания мер государственной поддержки Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики является исполнителем мероприятий Подпрограммы.
Реализация программных мероприятий обеспечивается на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых с исполнителями, определяемыми на конкурсной основе: государственными водохозяйственными и агрохимическими предприятиями, лесхозами, учреждениями и различными акционерными и другими организациями, привлекаемыми в качестве подрядчиков.
Часть работ может быть выполнена непосредственно землепользователями.
Непосредственная реализация мероприятий Подпрограммы землепользователями осуществляется на основе утвержденных проектов землеустройства, содержащих мероприятия по рациональному использованию и охране земель, разрабатываемых проектно-изыскательскими организациями по землеустройству, имеющими лицензии на проведение этих мероприятий.
5. Перечень программных мероприятий
В соответствии с основными целями и задачами Подпрограммы и с учетом уровня использования сельскохозяйственных угодий, состояния плодородия почв, агроландшафтов, финансовых возможностей настоящая Подпрограмма предусматривает проведение следующих мероприятий:
1. |
Осушение |
1700 га |
2. |
Реконструкция оросительных систем |
7600 га |
3. |
Реконструкция осушительных систем |
3130 га |
4. |
Ремонт и содержание мелиоративных систем |
63 км |
5. |
Реконструкция гидротехнических сооружений |
81 шт. |
6. |
Обводнение пастбищ |
8400 га |
7. |
Реконструкция групповых водопроводов |
45 км |
8. |
Противоэрозийные мероприятия |
104 км/1000 га |
9. |
Внесение минеральных удобрений |
64,4 тыс.т вДВ |
10. |
Внесение органических удобрений |
2330 тыс.т |
11. |
Известкование кислых почв |
13,4 тыс.га |
12. |
Гипсование солонцов |
8,5 тыс.га |
13. |
Агротехнические и токсикологические исследования |
504,8 тыс.га |
14. |
Агролесомелиоративные и мелиоративные мероприятия |
2590 га |
15. |
Землеустроительные работы по корректировке материалов почвенных исследований |
670,8 тыс.га |
16. |
Землеустроительные работы по разработке схем землеустройства районов |
670,8 тыс.га |
17. |
Землеустроительные работы по корректировке планово-картографических материалов |
670,8 тыс.га |
Выбор мероприятий осуществлен с учетом остроты необходимости проведения тех или иных мероприятий для сохранения и восстановления плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. Объемы работ по указанным мероприятиям определены исходя из расчетов их стоимости с учетом предполагаемого финансирования и ожидаемых изменений государственной политики в области сельского хозяйства в сторону увеличения государственной поддержки и усиления защиты этой отрасли.
Перечень программных мероприятий с указанием источников и объемов финансирования определен в приложении к Подпрограмме.
5.1. Мелиорация земель
Одним из условий расширенного воспроизводства плодородия почв сельскохозяйственных угодий республики являются осушение и орошение. Поэтому наращивание и качественное улучшение гидромелиоративного фонда приобретает важное значение. В связи с этим Подпрограммой предусматривается строительство новых осушительных систем на площади 1700 га, реконструкция осушительных систем на площади 3130 га, реконструкция оросительных систем на площади 7600 га, обводнение 8400 га пастбищ, строительство 45 км групповых водопроводов, ремонт 63 км мелиоративных систем, реконструкция гидротехнических сооружений в количестве 81 единицы, развитие 8 производственных баз.
5.2. Агролесомелиоративное обустройство земель
Для плоскостной микрозоны республики, где сосредоточена основная часть пашни, характерным является как ветровая, так и водная эрозия почв. В связи с этим Подпрограммой предусматривается посадка 300 га полезащитных и 1390 га овражно-балочных лесополос. Кроме того, проведение рубки ухода в защитных лесонасаждениях 1-5 класса возраста на площади 900 га.
5.3. Агрохимическая мелиорация земель
В регулировании биологического кругооборота веществ в агросистемах, сохранении и расширении воспроизводства плодородия земель, в рамках требований обеспечения экологической безопасности центральное место занимает агрохимическая мелиорация земель. Агрохимическая мелиорация земель включает в себя агрохимические и агроэкологические обследования сельскохозяйственных угодий, по результатам которых определяются параметры и проводятся химическая мелиорация земель, внесение минеральных и органических удобрений. Подпрограммой предусматривается проведение агрохимического и токсикологического обследования на площади 504,8 тыс.га сельскохозяйственных угодий. На их основе известкование кислых почв на площади 13,4 тыс. га, гипсование солонцов на площади 8,5 тыс.га пашни, внесение 2330 тыс. тонн органических и 64,4 тыс.тонн минеральных удобрений в действующем веществе.
5.4. Землеустроительные мероприятия
В решении проблемы сохранения и восстановления плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафта в условиях кардинального изменения полномочий и прав муниципальных образований, сельхозтоваропроизводителей различных форм собственности в землепользовании важное значение приобретают землеустроительные работы. Подпрограммой предусматривается проведение землеустроительных работ по корректировке материалов почвенных исследований и по разработке схем землеустройства районов на площади 670,8 тыс.га сельскохозяйственных угодий.
6. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
На реализацию Подпрограммы требуется 3370,92 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 776,8 млн. рублей, республиканского бюджета - 597,3 млн. рублей, местных бюджетов (по согласованию) - 239,75 млн. рублей, внебюджетных источников - 1635,2 млн. рублей.
Финансирование Подпрограммы из республиканского бюджета по годам составит:
2009 - 45,88 млн. рублей
2010 - 173,75 млн. рублей
2011- 188,05 млн. рублей
2012 - 189,62 млн. рублей
Софинансирование мероприятий Подпрограммы из федерального бюджета предусматривается в рамках федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 99 "О федеральной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года".
Расчет потребности финансовых средств для осуществления мероприятий и их объемов произведен по реалистическому варианту расчета в концепции федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года", затраты на осуществление мероприятий Подпрограммы рассчитаны с учетом экстраполяции по дефлятору Минэкономразвития России к ценам 2005 года.
7. Организация управления Подпрограммой и контроль
за ходом ее реализации
Организация управления Подпрограммой осуществляется Государственным заказчиком - Министерством сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики.
Контроль за реализацией Подпрограммы осуществляется уполномоченными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики органами государственной власти в пределах их компетенции.
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики ежегодно готовит отчет о ходе и результатах реализации мероприятий Подпрограммы в установленном порядке.
8. Оценка ожидаемой эффективности Подпрограммы
По экспертной оценке в результате реализации мероприятий Подпрограммы в предусмотренных объемах на 2012 год прирост продукции растениеводства в натуре составит 592,5 тыс. тонн зерновых единиц стоимостью 2305,6 млн. рублей, прибыль же от реализации приращенной продукции растениеводства - 710,1 млн. рублей.
Ожидаемая прибыль от реализации прироста продукции растениеводства позволит окупить затраты на мероприятия Подпрограммы в течение 4 лет. Кроме того, ожидается увеличение в агропромышленном комплексе республики рабочих мест на 1030 человек за счет роста объемов производства сельскохозяйственной продукции, агрохимических, гидромелиоративных и агролесомелиоративных работ.
Приложение к Подпрограмме
Перечень и источники
финансирования мероприятий Подпрограммы
(млн. рублей)
2009 год | ||||||
|
|
Всего |
В том числе |
|||
федеральный бюджет |
республиканский бюджет |
средства местного бюджета |
внебюджетные источники финансирования |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Поддержание почвенного плодородия, всего |
818,63 |
195,4 |
45,88 |
53,08 |
524,27 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
1 |
Новое осушение |
4,25 |
2,2 |
0,4 |
0,45 |
1,2 |
2 |
Реконструкция оросительных систем |
58,8 |
32,0 |
4,9 |
4,8 |
17,1 |
3 |
Реконструкция осушительных систем |
14,46 |
7,5 |
1,4 |
0,96 |
4,6 |
4 |
Внесение минеральных удобрений |
220,0 |
21,7 |
13,78 |
20,2 |
164,32 |
5 |
Внесение органических удобрений |
243,1 |
- |
- |
- |
243,1 |
6 |
Известкование кислых почв |
9,1 |
2,2 |
0,5 |
0,8 |
5,6 |
7 |
Гипсование солонцов |
10,2 |
2,1 |
0,6 |
0,9 |
6,6 |
8 |
Агрохимические и токсические исследования |
10,9 |
5,1 |
0,5 |
0,6 |
4,7 |
9 |
Субсидии сельхозтоваропроизводителей на приобретение минеральных удобрений |
3,8 |
2,9 |
0,2 |
|
0,7 |
10 |
Агролесомелиоративные фитомелиоративные мероприятия |
17,9 |
1,9 |
1,6 |
|
14,4 |
11 |
Противопаводковые мероприятия |
47,7 |
22,0 |
5,2 |
6,7 |
13,8 |
12 |
Противоэрозийные мероприятия |
9,25 |
5,0 |
0,8 |
1,25 |
2,2 |
13 |
Ремонт и содержание мелиоративных систем |
10,99 |
5,7 |
1,2 |
0,79 |
3,3 |
14 |
Обводнение пастбищ |
27,53 |
17,4 |
2,0 |
2,83 |
5,3 |
15 |
Групповые водопроводы |
98,3 |
50,0 |
9,0 |
12,8 |
26,5 |
16 |
Реконструкция гидротехнических сооружений |
4,6 |
1,6 |
0,6 |
- |
2,4 |
17 |
Приобретение оборудования |
4,0 |
4,0 |
- |
- |
- |
18 |
Развитие производственных баз |
13,5 |
6,0 |
2,0 |
- |
5,5 |
19 |
Землеустроительные работы по корректировке материалов почвенных исследований |
3,0 |
0,6 |
0,7 |
- |
1,7 |
20 |
Землеустроительные работы по разработке схем землеустроительных районов |
3,25 |
1,5 |
0,5 |
- |
1,25 |
21 |
Землеустроительные работы по корректировке планово-картографических материалов |
4,0 |
4,0 |
- |
- |
- |
2010 год | ||||||
3 |
Поддержание почвенного плодородия, всего |
829,43 |
191,0 |
173,75 |
58,08 |
406,6 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
1 |
Новое осушение |
4,25 |
2,2 |
1,5 |
0,45 |
0,1 |
2 |
Реконструкция оросительных систем |
56,8 |
32,0 |
16,0 |
4,8 |
4,0 |
3 |
Реконструкция осушительных систем |
13,46 |
7,5 |
4,0 |
0,96 |
1,0 |
4 |
Внесение минеральных удобрений |
235,5 |
21,9 |
61,3 |
24,5 |
127,8 |
5 |
Внесение органических удобрений |
243,1 |
|
|
|
243,1 |
6 |
Известкование кислых почв |
13,6 |
3,5 |
2,9 |
1,1 |
6,1 |
7 |
Гипсование солонцов |
14,0 |
2,9 |
3,3 |
1,3 |
6,5 |
8 |
Агрохимические и токсические исследования |
11,3 |
5,3 |
1,9 |
0,6 |
3,5 |
9 |
Субсидии сельхозтоваропроизводителей на приобретение минеральных удобрений |
4,0 |
3,1 |
0,9 |
|
|
10 |
Агролесомелиоративные фитомелиоративные мероприятия |
14,9 |
1,9 |
3,0 |
|
10 |
11 |
Противопаводковые мероприятия |
47,7 |
22,0 |
19,0 |
6,7 |
|
12 |
Противоэрозийные мероприятия |
9,25 |
5,0 |
3,0 |
1,25 |
|
13 |
Ремонт и содержание мелиоративных систем |
11,49 |
5,7 |
4,0 |
0,79 |
1,0 |
14 |
Обводнение пастбищ |
18,83 |
8,7 |
7,3 |
2,83 |
|
15 |
Групповые водопроводы |
98,3 |
50,0 |
33,0 |
12,8 |
2,5 |
16 |
Реконструкция гидротехнических сооружений |
5,2 |
3,2 |
1,0 |
|
1,0 |
17 |
Приобретение оборудования |
4,0 |
4 |
|
|
|
18 |
Развитие производственных баз |
13,5 |
6,0 |
7,5 |
|
|
19 |
Землеустроительные работы по корректировке материалов почвенных исследований |
3,0 |
0,6 |
2,4 |
|
|
20 |
Землеустроительные работы по разработке схем землеустроительных районов |
3,25 |
1,5 |
1,75 |
|
|
21 |
Землеустроительные работы по корректировке планово-картографических материалов |
4,0 |
4,0 |
|
|
|
2011 год | ||||||
|
Поддержание почвенного плодородия, всего |
858,73 |
193,1 |
188,05 |
63,98 |
413,6 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
1 |
Новое осушение |
4,25 |
2,2 |
1,5 |
0,45 |
0,1 |
2 |
Реконструкция оросительных систем |
56,8 |
32,0 |
16,0 |
4,8 |
4,0 |
3 |
Реконструкция осушительных систем |
13,46 |
7,5 |
4,0 |
0,96 |
1,0 |
4 |
Внесение минеральных удобрений |
250,8 |
22,1 |
72,0 |
28,9 |
127,8 |
5 |
Внесение органических удобрений |
243,1 |
- |
- |
- |
243,1 |
6 |
Известкование кислых почв |
22,0 |
5,0 |
5,0 |
2,0 |
10,0 |
7 |
Гипсование солонцов |
20,3 |
4,3 |
4,7 |
1,9 |
9,4 |
8 |
Агрохимические и токсические исследования |
11,8 |
5,6 |
1,9 |
0,6 |
3,7 |
9 |
Субсидии сельхозтоваропроизводителей на приобретение минеральных удобрений |
4,2 |
3,2 |
1,0 |
- |
- |
10 |
Агролесомелиоративные фитомелиоративные мероприятия |
14,9 |
1,9 |
3,0 |
- |
10 |
11 |
Противопаводковые мероприятия |
47,7 |
22,0 |
19,0 |
6,7 |
- |
12 |
Противоэрозийные мероприятия |
9,25 |
5,0 |
3,0 |
1,25 |
- |
13 |
Ремонт и содержание мелиоративных систем |
11,49 |
5,7 |
4,0 |
0,79 |
1,0 |
14 |
Обводнение пастбищ |
18,83 |
8,7 |
7,3 |
2,83 |
- |
15 |
Групповые водопроводы |
98,3 |
50 |
33 |
12,8 |
2,5 |
16 |
Реконструкция гидротехнических сооружений |
3,6 |
1,6 |
1,0 |
- |
1,0 |
17 |
Приобретение оборудования |
4,0 |
4 |
- |
- |
- |
18 |
Развитие производственных баз |
13,5 |
6,0 |
7,5 |
- |
- |
19 |
Землеустроительные работы по корректировке материалов почвенных исследований |
3,1 |
0,6 |
2,5 |
- |
- |
20 |
Землеустроительные работы по разработке схем землеустроительных районов |
3,35 |
1,7 |
1,65 |
- |
- |
21 |
Землеустроительные работы по корректировке планово-картографических материалов |
4,0 |
4,0 |
- |
- |
- |
2012 год | ||||||
|
Поддержание почвенного плодородия, всего |
864,13 |
197,3 |
189,62 |
64,61 |
412,6 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
1 |
Новое осушение |
4,9 |
2,5 |
1,64 |
0,46 |
0,3 |
2 |
Реконструкция оросительных систем |
58,6 |
33,0 |
17,98 |
4,92 |
2,7 |
3 |
Реконструкция осушительных систем |
13,06 |
7,7 |
3,37 |
0,99 |
1,0 |
4 |
Внесение минеральных удобрений |
252,4 |
22,2 |
73,1 |
29,0 |
128,1 |
5 |
Внесение органических удобрений |
243,4 |
- |
- |
- |
243,4 |
6 |
Известкование кислых почв |
22,6 |
5,1 |
5,2 |
2,2 |
10,1 |
7 |
Гипсование солонцов |
20,7 |
4,3 |
4,9 |
2,1 |
9,4 |
8 |
Агрохимические и токсические исследования |
12,3 |
5,7 |
2,2 |
0,6 |
3,8 |
9 |
Субсидии сельхозтоваропроизводителей на приобретение минеральных удобрений |
4,6 |
3,4 |
1,2 |
- |
- |
10 |
Агролесомелиоративные фитомелиоративные мероприятия |
15,0 |
2,1 |
2,9 |
- |
10 |
11 |
Противопаводковые мероприятия |
48,1 |
22,9 |
18,53 |
6,67 |
- |
12 |
Противоэрозийные мероприятия |
9,1 |
6,0 |
1,86 |
1,24 |
- |
13 |
Ремонт и содержание мелиоративных систем |
11,04 |
5,8 |
3,45 |
0,79 |
1,0 |
14 |
Обводнение пастбищ |
18,98 |
8,7 |
7,44 |
2,84 |
- |
15 |
Групповые водопроводы |
93,6 |
44,8 |
33,2 |
12,8 |
2,8 |
16 |
Реконструкция гидротехнических сооружений |
3,0 |
1,8 |
1,2 |
- |
- |
17 |
Приобретение оборудования |
4,0 |
4,0 |
- |
- |
- |
18 |
Развитие производственных баз |
18,4 |
11,0 |
7,4 |
- |
- |
19 |
Землеустроительные работы по корректировке материалов почвенных исследований |
3,0 |
0,6 |
2,4 |
- |
- |
20 |
Землеустроительные работы по разработке схем землеустроительных районов |
3,35 |
1,7 |
1,65 |
- |
- |
21 |
Землеустроительные работы по корректировке планово-картографических материалов |
4,0 |
4,0 |
- |
- |
- |
|
Наименование мероприятия |
Всего |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Поддержание почвенного плодородия, всего |
3370,92 |
818,63 |
829,43 |
858,73 |
864,13 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
1 |
Новое осушение |
17,65 |
4,25 |
4,25 |
4,25 |
4,9 |
2 |
Реконструкция оросительных систем |
231 |
58,8 |
56,8 |
56,8 |
58,6 |
3 |
Реконструкция осушительных систем |
54,44 |
14,46 |
13,46 |
13,46 |
13,06 |
4 |
Внесение минеральных удобрений |
958,7 |
220,0 |
235,5 |
250,8 |
252,4 |
5 |
Внесение органических удобрений |
972,7 |
243,1 |
243,1 |
243,1 |
243,4 |
6 |
Известкование кислых почв |
67,3 |
9,1 |
13,6 |
22,0 |
22,6 |
7 |
Гипсование солонцов |
65,2 |
10,2 |
14,0 |
20,3 |
20,7 |
8 |
Агрохимические и токсические исследования |
46,3 |
10,9 |
11,3 |
11,8 |
12,3 |
9 |
Субсидии сельхозтоваропроизводителей на приобретение минеральных удобрений |
16,6 |
3,8 |
4,0 |
4,2 |
4,6 |
10 |
Агролесомелиоративные фитомелиоративные мероприятия |
62,7 |
17,9 |
14,9 |
14,9 |
15,0 |
11 |
Противопаводковые мероприятия |
191,2 |
47,7 |
47,7 |
47,7 |
48,1 |
12 |
Противоэрозийные мероприятия |
36,85 |
9,25 |
9,25 |
9,25 |
9,1 |
13 |
Ремонт и содержание мелиоративных систем |
45,01 |
10,99 |
11,49 |
11,49 |
11,04 |
14 |
Обводнение пастбищ |
84,17 |
27,53 |
18,83 |
18,83 |
18,98 |
15 |
Групповые водопроводы |
388,5 |
98,3 |
98,3 |
98,3 |
93,6 |
16 |
Реконструкция гидротехнических сооружений |
16,4 |
4,6 |
5,2 |
3,6 |
3,0 |
17 |
Приобретение оборудования |
16 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
18 |
Развитие производственных баз |
58,9 |
13,5 |
13,5 |
13,5 |
18,4 |
19 |
Землеустроительные работы по корректировке материалов почвенных исследований |
12,1 |
3,0 |
3,0 |
3,1 |
3,0 |
20 |
Землеустроительные работы по разработке схем землеустроительных районов |
13,2 |
3,25 |
3,25 |
3,35 |
3,35 |
21 |
Землеустроительные работы по корректировке планово-картографических материалов |
16 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
Подпрограмма "Социальное развитие села до 2012 года"
республиканской целевой программы "Развитие сельского
хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года"
Паспорт Подпрограммы "Социальное развитие села до 2012 года"
республиканской целевой программы "Развитие сельского
хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года"
Наименование Подпрограммы |
"Социальное развитие села до 2012 года" республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года" (далее - Подпрограмма) |
Основание для разработки Подпрограммы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2007 года N 596 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года", постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" |
Государственный заказчик - координатор Подпрограммы |
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики |
Государственные заказчики Подпрограммы |
Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики |
Основные разработчики Подпрограммы |
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, республиканское государственное учреждение "Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения "Карачаевочеркесавтодор" (далее - Управление "Карачаевочеркесавтодор"), открытое акционерное общество "Карачаево-Черкесскэлектросвязь" (по согласованию) |
Цели и задачи Подпрограммы |
Повышение уровня социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, и обеспечение для сельского населения доступности и качества базовых социальных благ. Создание правовых, административных и экономических условий для социально-экономического развития населенных пунктов, расположенных в сельской местности. Поднятие сельской экономики, расширение и обеспечение привлекательности рынка труда в сельской местности. Создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности. |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы |
2009-2012 годы |
Основные мероприятия Подпрограммы |
Мероприятия сгруппированы по следующим направлениям: жилищное строительство; образование; здравоохранение; культурно-досуговая деятельность; торговое и бытовое обслуживание сельского населения; электрификация; водоснабжение; газификация; телекоммуникационная связь; дорожное строительство. Реализация программных мероприятий обеспечивает: улучшение жилищных условий сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов; улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-социальной помощи; повышение образовательного уровня сельских учащихся, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями; повышение уровня и качества электро-, водо-, газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной связью; расширение сети сельских автомобильных дорог с твердым покрытием и их благоустройство; повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест в сферах, охватываемых программными мероприятиями. |
Основные исполнители Подпрограммных мероприятий |
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики, Государственный комитет Карачаево-Черкесской Республики по культуре, Открытое акционерное общество "Карачаево-Черкесскэнерго" (по согласованию), Федеральное государственное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике" (по согласованию), Республиканское государственное учреждение "Карачаевочеркесавтодор", Открытое акционерное общество "Карачаево-Черкесскэлектросвязь (по согласованию), Карачаево-Черкесское казенное предприятие "Дирекция капитального строительства" |
Объемы финансирования Подпрограммы |
Общая сумма расходов на реализацию мероприятий Подпрограммы на период до 2012 года составляет 3427,5 млн. рублей: за счет федерального бюджета (по согласованию) всего - 1717,0 млн. рублей в том числе: 2009 год - 299,3 млн. рублей 2010 год - 421,0 млн. рублей 2011 год - 489,5 млн. рублей 2012 год - 507,2 млн. рублей За счет республиканского бюджета всего - 593,4 млн. рублей, в том числе: 2009 год - 26,6 млн. рублей 2010 год - 168, 3 млн. рублей 2011 год - 195,7 млн. рублей 2012 год - 202,8 млн. рублей За счет внебюджетных источников всего - 1117,1 млн. рублей, в том числе: 2009 год - 266,7 млн. рублей 2010 год - 252,4 млн. рублей 2011 год - 293,8 млн. рублей 2012 год - 304,2 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы |
При реализации подпрограммных мероприятий к 2012 году будет введено 144,7 тыс. кв. м жилья, возрастет уровень обеспеченности коммунальными услугами; уровень газификации домов природным газом достигнет 81,6 %; будет достигнуто бесперебойное снабжение электрической энергией; повысится доля обучающихся в благоустроенных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 92 %; увеличится обеспеченность медицинских учреждений больничными койками - до 86 коек на 10 тыс. населения, амбулаториями до - 1,5 тыс. посещений в смену; обеспечение сельского населения водой питьевого качества достигнет 86,0 %; будет введено 1,43 тыс. телефонных номеров; будет приведена в нормативно-техническое состояние и расширена сеть автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты; на объектах социальной и инженерной инфраструктуры села за период реализации Подпрограммы сохранится 1,4 тыс. рабочих мест и дополнительно будет создано 389 рабочих мест; улучшится демографическая ситуация на селе и обеспеченность агропромышленного комплекса квалифицированными кадрами, повысится производительность сельскохозяйственного труда на 15-20 %. |
Система организации контроля за исполнением Подпрограммы |
Контроль за реализацией Подпрограммы осуществляется уполномоченными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики органами государственной власти в пределах их компетенции. Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики ежегодно готовит отчет о ходе и результатах реализации мероприятий Подпрограммы в установленном порядке. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Основная часть села в Карачаево-Черкесской Республике находится в кризисном состоянии из-за резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения, что привело к увеличению отставания села от города по уровню и условиям жизнедеятельности по причине недостаточного инвестирования социального развития и инженерного обустройства сельских территорий из республиканского бюджета.
В среднем по республике на 100 сельских населенных пунктов приходится 53 детских дошкольных учреждения, 90 школ, 80 клубов, 52 объекта здравоохранения.
По состоянию на начало 2003 года в сфере социального и инженерного обустройства села в Карачаево-Черкесской Республике сложилась следующая ситуация.
Жилищные условия. Сельский жилищный фонд на территории Карачаево-Черкесской Республики составлял 4389,5 тыс.кв.м общей площади, из них 96,7 % приходилось на частное домовладение, включающее помимо жилого дома хозяйственные надворные постройки для ведения личного подсобного хозяйства. Основная часть сельского жилого фонда не имела элементарных коммунальных удобств: водопроводом были оборудованы 32 % сельского жилого фонда, центральным отоплением 38,8 %, канализацией - 31,6 % горячим водоснабжением - 22,1 %.
Обеспеченность сельского населения жильем с полным набором коммунальных услуг составляла 3,7 кв. м на человека.
Здравоохранение. За последние годы на 10 тыс. сельского населения приходилось только 84 больничных койки, тогда как в городе 105. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 1,3 раза меньше, чем в городе.
Обеспеченность сельского населения врачами в 3 раза ниже по сравнению с городским, а средним медицинским персоналом - соответственно в 1,3 раза.
Материальная база действующих учреждений здравоохранения на селе не соответствовала современным требованиям. Медицинское оборудование морально и физически устарело и требует замены.
Образование. Сеть дошкольных образовательных учреждений на территории Карачаево-Черкесской Республики по сравнению с 1990 годом сократилась на 46 %. Число мест в детских общеобразовательных учреждениях на 1 тыс. детей дошкольного возраста сократилось с 297 в 1990 году до 147 в 2001 году.
Уровень обеспечения детей в сельской местности Карачаево-Черкесской Республики дошкольным образованием снизился с 60,4 % до 38,8 %. Сеть общеобразовательных учреждений на территории Карачаево-Черкесской Республики сократилась за последние 10 лет на 5 % при увеличении численности учащихся на 12 %. Во многих муниципальных образованиях занятия проводились в неприспособленных помещениях (30 %). Многие из них подлежат сносу или капитальному ремонту, отсутствует материальная база.
Газификация села. В сельской местности республики эксплуатировалось 1219,6 км распределительных газовых сетей, газифицировано 50,7 тыс. домов (квартир), из них природным газом - 21,8 тыс. домов. Уровень газификации природным газом составлял 43 процента. Особую трудность испытывают горные аулы из-за отсутствия природного газа.
Водоснабжение. Централизованным водоснабжением было обеспечено 74 населенных пункта с населением 245 тыс. человек или 54 % сельского населения республики. Большинство водозаборных сооружений не имело требуемого технологического оборудования для улучшения качества воды или работало неэффективно, 28 % существующих локальных водопроводов нуждались в реконструкции, а 25 % - в полном восстановлении.
45 % сельского населения пользовалось водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
Телекоммуникационная связь. В сельской местности монтированная емкость АТС составляет 32,3 тыс. номеров. Автоматический выход на междугородную и международную связь имеют 31,9 тыс. номеров, что составляет 98,5% от общей емкости сельской телефонной сети. Не телефонизировано 7 населенных пунктов из 131, что составляет 5,3% от общего количества.
За счет собственных средств ОАО "Южная телекоммуникационная компания" построены новые телефонные сети в 9 населенных пунктах.
Плотность телефонов в сельской местности составляет 14,4 аппарата на 100 человек.
Однако, имеются населенные пункты, где телефонная сеть изношена, требуется замена аналоговых АТС на цифровые и реконструкция линейных сооружений.
Система электрификации села. Общая протяженность сельских электрических сетей напряжением 110-0,4 кВ в республике составляла 5,1 тыс. км, трансформаторных подстанций напряжением 35-6/0,4 кВ -1,3/0,3 тыс. штук.
Потери в электросетях из-за сверхнормативного их износа возросли на 14,1 %, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов составляла 2563 часа в 2001 году.
Находящиеся на балансе предприятий и хозяйств воздушные линии и трансформаторные подстанции отслужили свой срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна.
Дорожное строительство. Существующие дороги в сельской местности не соответствуют растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей. Многие дороги подлежат полной реконструкции с твердым покрытием.
В результате недостаточного инвестирования села снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, вследствие чего увеличился разрыв в уровне и качестве жизни в городе и на селе. Последствия - стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Развитию сельской социальной сферы и инженерной инфраструктуры Карачаево-Черкесской Республики необходима государственная поддержка.
В результате реализации республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" намечены и достигнуты определенные положительные результаты в данной сфере. Настоящая Подпрограмма учитывает предыдущий опыт и направлена на реализацию мероприятий до 2012 года.
2. Основные цели и задачи Подпрограммы
Подпрограмма направлена на достижение следующих основных целей:
повышение уровня социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности и обеспечение для сельского населения доступности и качества базовых социальных благ;
создание правовых, административных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию населенных пунктов, расположенных в сельской местности, эффективной реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;
поднятие сельской экономики, расширение и обеспечение привлекательности рынка труда в сельской местности. Создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности, сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и селом, содействие решению общегосударственных задач в сфере миграционной политики;
расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для диверсификации сельской экономики, позволяющей сельским жителям за счет роста собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;
создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры от сельскохозяйственных предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления;
расширение возможностей выполнения селом его общественных функций.
Решение проблемы социального развития села является важной составной частью общегосударственного процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, становлению и развитию местного самоуправления, повышению благосостояния сельского населения.
Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
создание финансовых механизмов, обеспечивающих сельским жителям реализацию конституционного права на благоустроенное жилище с учетом их платежеспособного спроса в пределах установленных социальных стандартов;
привлечения и закрепления для работы в социальной сфере в сельской местности и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений;
улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-социальной помощи, эффективного использования средств физической культуры и спорта по предупреждению заболеваний, поддержанию высокой работоспособности;
повышение роли физкультуры и спорта в области профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма, формирования на селе здорового образа жизни;
повышение образовательного уровня и конкурентоспособности сельских учащихся путем расширения доступности образования, приведение его качества в соответствие с современными требованиями;
активизацию культурной деятельности на селе, обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям сельского населения;
развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности, повышение информированности в области гражданско-правового законодательства;
повышение уровня и качества электро-, водо-, газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;
расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог;
повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест в сферах, охватываемых программными мероприятиями.
Учитывая крайнюю ограниченность бюджетных средств, поставленные в Подпрограмме задачи будут решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельской местности, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере социального развития сельских муниципальных образований.
Основные пути решения программных задач:
формирование правового и методологического обеспечения социального развития села;
приоритетная государственная поддержка развитию социальной сферы и инженерного обустройства села на республиканском уровне;
обеспечение сохранности имеющегося потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села на основе разработки и реализации эффективного правового, экономического и организационного механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;
повышение эффективности использования имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования организаций (предприятий) интегрированного типа;
внедрения новых прогрессивных форм деятельности, организации услуг деятельности на базе жилищного фонда;
разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных, жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий многопрофильного использования, адаптированных к различным типам сельских поселений, местоположению, демографической ситуации и другим условиям;
удешевление сельского жилищно-гражданского строительства на основе внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;
коренное изменение инженерных подходов к социальному обустройству села, предусматривающее приоритет энергосбережению, соблюдению ограничений по нагрузке на окружающую среду, повышению надежности и безопасности энергоснабжения, развитию экономичных автономных систем инженерного оборудования жилых и общественных зданий;
привлечения в социальную сферу села средств сельхозтоваропроизводителей, других внебюджетных источников, организации и функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур.
Для улучшения демографической ситуации на селе, трудообеспеченности агропромышленного комплекса квалифицированными кадрами и освоения новых прогрессивных технологий приоритетными направлениями социального развития села на период реализации Подпрограммы определены:
повышение уровня обеспеченности сельского населения благоустроенным жильем, отвечающим особенностям сельского образа жизни;
обеспечение доступности и общественно приемлемого качества медико-социальной помощи и общего образования независимо от места жительства и формы хозяйствования.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником опубликования
Сроки реализации Подпрограммы
Сроки реализации Подпрограммы 2009-2012 годы.
3. Система программных мероприятий
Подпрограмма призвана способствовать реализации задач, определенных на долгосрочную перспективу, и включает мероприятия по научному, организационному и финансовому обеспечению достижения целей Подпрограммы за счет средств федерального бюджета (по согласованию), республиканского бюджета и внебюджетных источников.
Правовое обеспечение Подпрограммы предусматривает внесение изменений и дополнений в действующие законодательные и другие нормативные правовые акты, а также принятие новых с целью создания финансовых механизмов, обеспечивающих повышение доступности жилья для сельских жителей с учетом их платежеспособного спроса, развития образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта в сельской местности, модернизации сельской стройиндустрии, развития в сельской местности нетрадиционных возобновляемых источников энергии.
Инвестиционные и другие мероприятия Подпрограммы направлены на окончание строительства ранее незавершенных объектов социальной и инженерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда зданий и сооружений, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной и инженерной инфраструктуры села, а также новое строительство.
Организационное обеспечение включает мероприятия республиканского и местного уровня по проведению планировочных работ, инвентаризации и оптимизации сети объектов социальной сферы, оказанию содействия хозяйствующим субъектам, участвующим в социальном развитии села, созданию других условий, способствующих улучшению среды жизнедеятельности сельского населения, демографической и социально-психологической ситуации на селе.
4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
При разработке стратегии ресурсного обеспечения Подпрограммы учитывалась реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на республиканском уровне.
Подпрограмма составлена с учетом данных:
о наличии мощностей соответствующих социальных учреждений и их загрузке;
о фактическом уровне обеспеченности сельского населения по видам социальных благ и услуг;
об уровне электро-, водо-, газообеспеченности сельских территорий;
о состоянии основных фондов объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры;
о предполагаемой численности сельского населения к 2010 году, в том числе детей дошкольного и школьного возрастов.
Объем инвестиционных затрат на реализацию Подпрограммы определен исходя из потребности в вводе в действие объектов социальной сферы и инженерного обустройства села, фактической стоимости строительства единицы мощности и удельных капитальных вложений на строительство с учетом индексов-дефляторов.
Первоочередному финансированию подлежат работы на объектах, находящихся в незавершенном строительстве, ветхом и аварийном состоянии, а также имеющих высокую степень технической строительной готовности.
Объем и структура бюджетного финансирования Подпрограммы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями республиканского бюджета и с учетом фактического выполнения программных мероприятий.
Общий объем расходов на реализацию Подпрограммы составляет 3427,5 млн. рублей, в том числе:
за счет федерального бюджета (по согласованию) всего - 1717,0 млн. рублей в том числе:
2009 год - 299,3 млн. рублей
2010 год - 421,0 млн. рублей
2011 год - 489,5 млн. рублей
2012 год - 507,2 млн. рублей
За счет республиканского бюджета всего - 593,4 млн. рублей, в том числе:
2009 год - 26,6 млн. рублей
2010 год - 168, 3 млн. рублей
2011 год - 195,7 млн. рублей
2012 год - 202,8 млн. рублей
За счет внебюджетных источников всего - 1117,1 млн. рублей, в том числе:
2009 год - 266,7 млн. рублей
2010 год - 252,4 млн. рублей
2011 год - 293,8 млн. рублей
2012 год - 304,2 млн. рублей
Финансирование программных мероприятий осуществляется в соответствии с приложением к Подпрограмме.
Для реализации Подпрограммы планируется также привлечение внебюджетных средств на договорной конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
5. Механизм реализации Подпрограммы
Механизм реализации Подпрограммы базируется на принципах государственного протекционизма и социального партнерства в реализации мероприятий по социальному развитию села, четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Подпрограммы.
Реализация Подпрограммы предусматривает взаимодействие республиканских органов исполнительной власти - исполнителей программных мероприятий, органов местного самоуправления, сельскохозяйственных и других организаций, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в сельской местности, общественных организаций, а также сельского населения.
Основанием получения государственной поддержки на развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельской местности являются:
бюджетная заявка органов исполнительной власти на реализацию инвестиционных мероприятий по Подпрограмме;
ежегодное соглашение Правительства Карачаево-Черкесской Республики с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, предусматривающее взаимное обязательство по финансированию.
Обеспечение предусмотренного Подпрограммой строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры села материально-техническими ресурсами и подрядными работами осуществляется на основе конкурсного отбора заказчиками подрядных организаций и тендерной системы закупок материалов и оборудования.
6. Организация управления и контроль за ходом
реализации Подпрограммы
Управление Подпрограммой осуществляет Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики.
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики несет ответственность за реализацию программных мероприятий, обеспечивает согласованные действия по их подготовке и реализации, целевому и эффективному использованию выделенных средств, составляет и в установленном порядке представляет бюджетную заявку на ассигнования из бюджета, подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе ее реализации.
В ходе выполнения Подпрограммы Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики осуществляет взаимодействие с республиканскими министерствами и ведомствами, являющимися исполнителями и соисполнителями мероприятий в рамках отдельных разделов Подпрограммы.
По вопросам реализации Подпрограммы Правительством Карачаево-Черкесской Республики создается рабочая группа по социальному развитию села с включением в ее состав руководителей всех участвующих и заинтересованных в реализации Подпрограммы министерств, ведомств Карачаево-Черкесской Республики, общественных и других организаций (по согласованию).
Ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики в установленном порядке готовит информацию о ходе реализации Подпрограммы с участием заинтересованных республиканских органов исполнительной власти.
Контроль за выполнением Подпрограммы осуществляется уполномоченными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики органами государственной власти в пределах их компетенции.
7. Оценка эффективности социально-экономических
и экологических последствий реализации Подпрограммы
В результате реализации Подпрограммы в сельской местности будет создана минимально необходимая среда жизнедеятельности, сельские граждане по условиям реализации конституционных прав в области охраны здоровья, образования, приобщения к культурным ценностям, жилищной сфере, инженерного обустройства территории проживания приблизятся к городским:
будет введено более 144,7 тыс.кв.м жилья, при этом повысится уровень коммунальных услуг, а также газификации жилищного фонда природным газом до 81,6 %;
будет ликвидирован сверхнормативный износ основных фондов социальной сферы инженерной инфраструктуры;
число обучающихся в первую смену в благоустроенных сельских общеобразовательных учреждениях по республике достигнет 92 %;
охват детей дошкольным образованием составит 40 %;
обеспеченность медицинских учреждений будет доведена до 86 коек на 10 тыс. населения, амбулаториями - до 1,5 тыс. посещений в смену;
обеспеченность сельского населения водой питьевого качества возрастет до 49 %;
развитие телекоммуникационных сетей позволит обеспечить дополнительно 1430 сельских потребителей телефонной связью;
улучшится демографическая обстановка за счет снижения заболеваемости и смертности детей и населения в трудоспособном возрасте;
увеличится занятость сельского населения за счет снижения напряженности в сельском рынке труда в результате сохранения на объектах социальной и инженерной инфраструктуры рабочих мест;
увеличится число молодых специалистов, закрепленных в сельскохозяйственном производстве;
повысится производительность сельскохозяйственного труда на основе укрепления здоровья работающих, улучшения их общеобразовательной и профессиональной подготовки, создания благоприятных жилищных условий, сокращения потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью, поездками за товарами и услугами.
При разработке конкретных проектов по строительству объектов социальной сферы и инженерного обустройства села будут предусматриваться меры по защите окружающей среды уже на стадии переработки технико-экономического обоснования проекта.
Увеличение использования местных материалов с большим удельным весом позволит снизить энергозатраты на их производство, транспортировку и монтаж.
Приложение к Подпрограмме
Объемы и источники
финансирования Подпрограммы
(млн. рублей)
Наименование мероприятий |
2009- 2012 годы |
В том числе по годам |
|||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений - всего |
3353,5 |
576,6 |
823,7 |
959,0 |
994,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, в том числе с использованием механизма ипотечного кредитования, всего |
1415,4 |
259,2 |
337,5 |
405,0 |
413,7 |
из них: мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе |
413,1 |
94,4 |
100,0 |
106,2 |
112,5 |
мероприятия по развитию водоснабжения |
290,6 |
45,0 |
76,7 |
82,4 |
86,5 |
мероприятия по развитию газификации |
1227,5 |
157,4 |
309,5 |
371,6 |
389,0 |
Другие мероприятия |
393,0 |
88,0 |
100,0 |
100,0 |
105,0 |
Мероприятия по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности |
220 |
52 |
55 |
55 |
58 |
Мероприятия по развитию сети учреждений первичной медико-санитарной помощи и физической культуры и спорта в сельской местности |
158 |
36 |
40 |
40 |
42 |
Реконструкция и техническое перевооружение сельских электрических сетей |
15 |
- |
5 |
5 |
5 |
Поддержка комплексной и компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов |
74 |
16 |
18 |
20 |
20 |
В том числе за счет средств федерального и республиканского бюджетов, внебюджетных источников:
(млн. рублей)
2009 год | |||||
|
|
Всего |
в том числе |
||
федеральный бюджет |
республиканский бюджет |
внебюджетные источники финансирования |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений, всего |
576,6 |
288,3 |
24,6 |
263,7 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, в том числе с использованием механизма ипотечного кредитования, всего |
286,2 |
143,1 |
7,0 |
136,1 |
|
из них: мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе |
94,4 |
47,2 |
2,3 |
44,9 |
|
мероприятия по развитию водоснабжения |
45,0 |
22,5 |
2,9 |
19,6 |
|
мероприятия по развитию газификации |
157,4 |
78,7 |
9,3 |
69,4 |
|
мероприятия по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности |
52,0 |
26,0 |
2,8 |
23,2 |
|
мероприятия по развитию сети учреждений первичной медико-санитарной помощи и физической культуры и спорта в сельской местности |
36,0 |
18,0 |
2,6 |
15,4 |
2 |
Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов |
16,0 |
11,0 |
2,0 |
3,0 |
2010 год | |||||
1 |
Повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений, всего |
823,7 |
409,0 |
162,3 |
252,4 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, в том числе с использованием механизма ипотечного кредитования, всего |
337,5 |
168,8 |
67,5 |
101,2 |
|
из них: мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе |
100,0 |
50 |
20 |
30 |
|
мероприятия по развитию водоснабжения |
76,7 |
38,4 |
15,3 |
23 |
|
мероприятия по развитию газификации |
309,5 |
154,7 |
53,0 |
101,8 |
|
мероприятия по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности |
55,0 |
25,6 |
10,0 |
19,4 |
|
мероприятия по развитию электрификации в сельской местности |
5,0 |
2,5 |
1,5 |
1,0 |
|
мероприятия по развитию сети учреждений первичной медико-санитарной помощи и физической культуры и спорта в сельской местности |
40,0 |
19,0 |
15,0 |
6,0 |
2 |
Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов |
18,0 |
12,0 |
6,0 |
- |
2011 год | |||||
1 |
Повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений, всего |
959 |
475,5 |
189,7 |
293,8 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, в том числе с использованием механизма ипотечного кредитования, всего |
405,0 |
202,5 |
81 |
121,5 |
|
из них: мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе |
106,2 |
53,1 |
21,2 |
31,9 |
|
мероприятия по развитию водоснабжения |
82,4 |
41,2 |
16,4 |
24,8 |
|
мероприятия по развитию газификации |
371,6 |
183,7 |
70,8 |
117,1 |
|
мероприятия по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности |
55,0 |
25,6 |
10,0 |
19,4 |
|
мероприятия по развитию электрификации в сельской местности |
5,0 |
2,5 |
1,5 |
1,0 |
|
мероприятия по развитию сети учреждений первичной медико-санитарной помощи и физической культуры и спорта в сельской местности |
40,0 |
20,0 |
10,0 |
10,0 |
2 |
Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов |
20,0 |
14,0 |
6,0 |
- |
2012 год | |||||
1 |
Повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений, всего |
994,2 |
493,2 |
196,8 |
304,2 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, в том числе с использованием механизма ипотечного кредитования, всего |
413,7 |
206,9 |
82,7 |
124,1 |
|
из них: мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе |
112,5 |
56,3 |
22,5 |
33,7 |
|
мероприятия по развитию водоснабжения |
86,5 |
43,3 |
17,3 |
25,9 |
|
мероприятия по развитию газификации |
389,0 |
190,5 |
73,3 |
125,2 |
|
мероприятия по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности |
58,0 |
29,0 |
11,0 |
18,0 |
|
мероприятия по развитию электрификации в сельской местности |
5,0 |
2,5 |
1,5 |
1,0 |
|
мероприятия по развитию сети учреждений первичной медико-санитарной помощи и физической культуры и спорта в сельской местности |
42,0 |
21,0 |
11,0 |
10,0 |
2 |
Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов |
20,0 |
14,0 |
6,0 |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.