Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Коррупционные факторы
2.1. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера;
г) факторы проявления коррупциогенности.
2.2. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, выражаются в:
1) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
2) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
3) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
4) злоупотреблении правом заявителя - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
5) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
6) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящих к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
7) юридико-лингвистической коррупциогенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера;
8) принятии нормативного правового акта "сверх компетенции" - нарушении компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
9) заполнении законодательных пробелов при помощи нормативных правовых актов органов исполнительной власти - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона.
Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов и выражаются в:
10) наличии пробела в регулировании - отсутствии в нормативном правовом акте нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
11) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
12) отсутствии конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
13) отсутствии запретов и ограничений для должностных лиц в конкретной сфере деятельности, в случае если установление данных запретов и ограничений отнесено к ведению субъекта Российской Федерации - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных (муниципальных) служащих, иных должностных лиц в коррупциогенных отраслях;
14) отсутствии ответственности должностных лиц, в случае если установление данной ответственности отнесено к ведению субъекта Российской Федерации - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, иных должностных лиц, а также норм об обжаловании их действий (бездействий) и решений;
15) отсутствии контроля за органами и должностными лицами, в случае если установление данного контроля отнесено к ведению субъекта Российской Федерации - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих);
16) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
Факторами системного характера являются факторы, обнаружение которых возможно при комплексном анализе нормативного правового акта:
17) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
В группе факторов проявления коррупциогенности объединены положения, которые при определенных условиях могут свидетельствовать об уже свершившихся фактах коррупции и (или) способствовать проявлению коррупционных факторов (предкоррупционные факторы). К ним относятся:
18) формально-техническая коррупциогенность - нарушения, выявляемые в ходе юридико-технической экспертизы нормативных правовых актов, в том числе порядка принятия и (или) формы нормативного правового акта. Указанные нарушения могут быть обусловлены коррупционными интересами или способствовать им в будущем;
19) непринятие нормативного правового акта - проявление коррупциогенности, которое обнаруживается в отсутствии сроков для издания нормативных правовых актов, чье принятие предусматривается в анализируемом нормативном правовом акте. Оно обнаруживается также в фактическом отсутствии (непринятии) нормативных правовых актов, чье принятие предусматривается в анализируемом нормативном правовом акте;
20) нарушение баланса интересов - закрепление привилегий за одним из группы субъектов в ущерб другим, что может свидетельствовать о коррупционном интересе при подготовке и применении нормативного правового акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.