Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Введение
Основные тенденции и проблемы воспитания детей и
учащейся молодежи в Карачаево-Черкесской Республике
Воспитание детей и молодежи в Карачаево-Черкесской Республике, как и по всей России, реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия.
Эти изменения отрицательно сказались на семье. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы. Происходит дальнейшая дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, а с другой стороны - чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях, неблагоприятные семейные отношения обусловливают отчужденность детей, проявления жестокости и насилия по отношению к ним, рост социального сиротства и влекут за собой резкие формы асоциального поведения.
Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Ухудшается состояние здоровья детей и молодежи, получают распространение болезни, имеющие социальную обусловленность, учащаются стрессы, неврозы, проявления агрессивности.
Имеет место в республике безнадзорность и беспризорность детей, есть не обучающиеся и не работающие подростки. Среди несовершеннолетних правонарушителей - дети младшего возраста и девочки-подростки. Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди учащейся молодежи. Наличие социальной патологии в детской и молодежной среде является мощным дестабилизирующим фактором длительного действия, угрожает социальной безопасности.
Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, Интернет, на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию.
В общественном развитии существенно возросла роль этнического фактора. С одной стороны, это выявляет социализирующий потенциал этнической среды, но с другой - порождает усиление межнациональной напряженности. В то же время эти тенденции недостаточно учитываются в психолого-педагогической практике.
В обществе сформировалась новая религиозная ситуация: произошла переоценка роли религии в истории развития России. Признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Религиозным организациям предоставлена возможность обучать детей религии вне рамок образовательных программ. Эти факторы особенно актуальны для многонациональной Карачаево-Черкесии.
Новые черты приобрело и участие молодежных и детских общественных объединений в воспитательном процессе. Если в прошлом пионерская и комсомольская организации в образовательных учреждениях были частью единой системы воспитания, то в начале 90-х годов многочисленные молодежные и детские объединения, как правило, в основном действовали за пределами учреждений образования, их социально-педагогический потенциал не востребован государством в полном объеме. В то же время существование детских общественных объединений и организаций, как одного из важнейших факторов социализации ребенка, является мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, закладывать основы развития демократического государства в новом тысячелетии.
В этих сложных условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, особенно в сельской местности. Большинство образовательных учреждений стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования: развития физически, нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала. Существенно ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений хроническое отставание их материально-технической базы от современных запросов; научно-методическая необеспеченность; отсутствие необходимых финансовых средств на организацию деятельности; неустроенность и нахождение за чертой бедности большинства членов педагогического коллектива. Огромный ущерб нанесен социальной инфраструктуре для детей. Резко уменьшилась доступность культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструктура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения.
Недостаточный объем производства и издания современной научно-методической литературы, посвященной проблемам воспитания, во многом связан с сокращением соответствующего бюджетного финансирования. Периодические журналы, освещающие проблемы воспитания и образования, оказались практически недоступными для образовательных учреждений. Крайне ограничены возможности обеспечения современной научно-методической базы воспитательного процесса и у органов управления образованием.
В 90-е годы в законодательстве страны произошло обновление многих правовых норм образования, что выразилось в признании вариативности, многообразия систем и участников воспитательного процесса. Наметилась тенденция создания современных отечественных концепций воспитания подрастающих поколений.
В них выделены ценности активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, семьи, ответственности перед собой и другими. Формируются новые культурные основания воспитания - плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация отношений субъектов.
Органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики несут ответственность за состояние воспитания детей также, как и за реализацию прав человека и гражданина, а это предполагает необходимость разработки и реализации государственной политики в области воспитания подрастающих поколений.
Такая политика в сфере воспитания должна включать в себя цели и задачи воспитания, стратегии их решения, разработку законодательства, республиканских программ, выделение ресурсов на поддержку социально значимых воспитательных проектов, определение механизмов контроля. В совокупности все это должно способствовать созданию необходимых условий для формирования системы воспитания подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общественными запросами. Гражданское и патриотическое воспитание составляет одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамических методов воспитательной работы с учетом целей и задач образовательных учреждений различных типов и видов.
Концепция развития воспитания в системе образования Карачаево-Черкесской Республики до 2010 года - документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области воспитания в системе образования с учетом особенностей многонационального субъекта Российской Федерации.
Концепция определяет цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования Карачаево-Черкесской Республики на долгосрочной основе.
Государственный заказ на воспитание личности определен в основополагающих законодательных актах Российской Федерации - Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803.
В Закон Карачаево-Черкесской Республики от 6 января 1998 года N 376-ХII "Об образовании", дополнительно к федеральному, введена статья 8: "Воспитание. Изучение истории, литературы и культуры народов Карачаево-Черкесской Республики", в которой подчеркнуто, что неотъемлемой частью деятельности образовательных учреждений Карачаево-Черкесской Республики является воспитание на принципах Конституции Российской Федерации, Конституции Карачаево-Черкесской Республики и концепции национальной политики Карачаево-Черкесской Республики в области образования, международных актов о гражданских правах ребенка.
См. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 6 декабря 2013 г. N 72-РЗ "Об отдельных вопросах в сфере образования на территории Карачаево-Черкесской Республики"
Основной формой воспитательной деятельности в системе образования является воспитывающее обучение с использованием нравственного потенциала культуры, литературы, истории, традиций и обычаев народов. Воспитательная работа дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждений строится во взаимодействии с семьей, с учетом прав и обязанностей семьи, устанавливаемых законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики.
Познавая другие культуры, можно увидеть особое отношение к материнству, детству, гостеприимство, презрение к трусости, проявление любви, уважение к труду. Всех людей объединяет общий дом - планета, нуждающаяся в особой заботе, поиске общего языка, в решении глобальных проблем человечества.
Национальные ценности определяются менталитетом нации. Эти ценности делают самобытной жизнь человека и позволяют ему осознавать себя, идентифицируя себя по признаку национальной принадлежности. Например, в русской культуре к таким признакам относятся в первую очередь патриотизм, добро, красота, духовность.
Объединяющим началом для людей разных национальностей, конфессий, политических взглядов являются государственные ценности, к которым можно отнести гимн, герб, флаг, территорию, общую историю. Для современной России необходимость признания актуальности возрождения приоритета государственных ценностей очевидна.
В общеобразовательных, начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждениях, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики, в учебные планы вводятся специальные дисциплины, направленные на глубокое изучение и развитие культурных и духовно-нравственных ценностей, а также национальной литературы и фольклора коренных и других народов Карачаево-Черкесской Республики. Право граждан на изучение и освоение культурных и духовно-нравственных ценностей народов Карачаево-Черкесской Республики обеспечивается также созданием необходимого числа специализированных образовательных учреждений и соответствующих классов, групп, а также условий для их функционирования.
В Концепции сформулированы теоретические основы воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию в современных условиях.
Разработка республиканской Концепции осуществлена в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803, в соответствии с которой в ней обозначены следующие цели:
обеспечить взаимодействие общества и государства, представленного республиканскими органами власти, органами управления образованием всех уровней, заинтересованными ведомствами, по созданию условий для повышения статуса воспитания детей и молодежи в российском обществе и в Карачаево-Черкесской Республике;
создать организационные, нормативные, кадровые условия для реализации всестороннего воспитания в системе образования республики;
увеличить охват детей кружками, секциями, объединениями, клубной работой, расширить доступность дополнительного образования для детей и молодежи;
воссоздать в каждой школе, в каждом классе организации учащихся как форму самоуправления.
Это позволит:
вовлечь учащихся в процессы воспитания, социализации;
привить им навыки общения, работы в коллективе;
в большей мере реализовать естественно формирующиеся в школьном возрасте стремления к лидерству и самовыражению.
Ежегодно, в каникулярное время, совместно с муниципальными органами власти планируется проведение операции "Подросток", направленной на:
развитие сети профильных, оздоровительных лагерей, лагерей труда и отдыха, учебно-исследовательских, краеведческих экспедиций;
привлечение студенческих педагогических отрядов, общественности, ветеранов войны и труда к работе с подростками;
обеспечение психолого-педагогической поддержки детей и подростков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.