Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
5. Патриотизм и патриотическое воспитание
Определение места и роли воспитания патриотизма у подрастающего поколения Карачаево-Черкесской Республики как важнейшего направления деятельности общества и государства.
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.
Патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.
Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан, и, в том числе, подрастающего поколения.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания Карачаево-Черкесии.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности, патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности общества, его социальных и государственных институтов.
Патриотическое воспитание предполагает формирование у подростков общественно значимых ориентации, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на созидание условий для национального возрождения.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым подростком своей роли и места в служении Отечеству, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз.
Большую актуальность патриотическое воспитание приобретает и в связи с тем, что Карачаево-Черкесская Республика стала одним из немногих приграничных регионов Российской Федерации.
Цель патриотического воспитания - развитие высокой социальной активности учащихся, гражданской ответственности, духовности, становление их как граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить все это в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
утверждение в обществе, в сознании и чувствах учащихся социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, Карачаево-Черкесии, к традициям, повышение престижа военной службы;
создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения учащихся в решение культурных, экологических и других проблем;
воспитание подростков в духе уважения к Конституции Российской Федерации, Конституции Карачаево-Черкесской Республики, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского долга;
привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - герба, флага, гимна Российской Федерации, Карачаево-Черкесской Республики, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
привлечение традиционных для Карачаево-Черкесии религиозных конфессий к формированию у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;
создание условий для усиления патриотической направленности республиканского телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.
Реализация задач патриотического воспитания учащихся и подростков Карачаево-Черкесской Республики осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.
Принципами патриотического воспитания являются:
принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию в системе образования Карачаево-Черкесской Республики;
принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной и других групп. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание патриота таких факторов как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, место проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями;
принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения подростков и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы;
принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма как социальноценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;
принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Патриотизм формируется в процессе воспитания на основе тесного взаимодействия объектов и субъектов воспитания.
Основными группами граждан, выступающими объектами патриотического воспитания, являются:
семья как основная социальная ячейка общества, в которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического развития личности. В семье происходит формирование ее жизненных ориентиров и ценностей, отношений к себе, к другим людям и к Отечеству;
учащиеся, ученические и молодежные общественные объединения;
военнослужащие воинских формирований, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики, работники системы правоохранительных органов;
трудовые коллективы предприятий, организаций, учреждений, предприниматели;
представители законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные и муниципальные служащие;
творческая интеллигенция и представители средств массовой информации;
преподаватели и воспитатели;
представители традиционных для Карачаево-Черкесии религиозных конфессий как носители духовно-нравственных идеалов и традиций российского народа.
Объектная позиция названных социальных групп относительна. Будучи включенными в систему патриотического воспитания, они в то же время выступают и как субъекты патриотического воспитания.
Проводниками цели патриотического воспитания являются субъекты воспитательной деятельности, в качестве которых выступают государство в лице республиканских и местных органов власти; учебные заведения всех уровней; различного рода общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы; средства массовой информации и другие. Субъекты патриотического воспитания специфическими возможностями и средствами решают задачи патриотического воспитания подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике Карачаево-Черкесской Республики в области воспитательной деятельности.
Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются Конституция Российской Федерации, Конституция Карачаево-Черкесской Республики, Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года N 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 года N 122 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе", государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года N 422, республиканская целевая программа "Патриотическое воспитание граждан на 2008-2011 годы", утвержденная Законом Карачаево-Черкесской Республики от 13 марта 2008 года N 11-РЗ.
Система патриотического воспитания включает в себя соответствующие государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания у подрастающего поколения.
Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, учебных заведений. Она предполагает организацию мероприятий патриотической направленности как на республиканском, так и на городском и районном уровнях, в отдельных коллективах, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятым ребенком.
Ведущее место в системе патриотического воспитания занимает семья. В семье как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательно-воспитательных, культурно-просветительских учреждениях, в общественных организациях.
В системе патриотического воспитания важнейшей составляющей является массовая патриотическая работа, организуемая и проводимая на постоянной основе государственными органами при активном участии средств массовой информации, представителей научных и творческих союзов, ветеранских, молодежных и других общественных организаций и объединений, основных религиозных конфессий республики.
Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах общества, а также новыми условиями современного мира.
Нормативно-правовое обеспечение патриотического воспитания включает в себя определение роли, места, задач, функций каждого органа власти, ведомства, организации как составных элементов единой системы патриотического воспитания с учетом их специфики и изменений, произошедших во всех сферах жизни за последние годы; создание базы патриотического воспитания в системе образования.
Педагогическое и методическое обеспечение предполагает:
фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории воспитанников, развитие и совершенствование форм и методов воспитания, осуществляемого органами управления образованием и другими ведомствами, институтами воспитания и общественными организациями;
обобщение результатов учебно-методических разработок, информирование о новациях в этой области представителей системы образования, организаторов массовой патриотической работы;
регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового педагогического опыта; проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ с целью выявления особенностей формирования патриотических чувств и сознания у детей, юношества республики;
информационное обеспечение патриотического воспитания - утверждение патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах; активное использование элементов патриотического воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана;
противодействие всем попыткам дискредитации, девальвации патриотических ценностей в средствах массовой информации, недопущение к использованию в образовательных учреждениях учебных пособий, содержащих искажения исторических фактов военной истории страны и республики;
использование позитивных возможностей идей патриотизма в процессе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.