Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
5. Патриотизм и патриотическое воспитание
Определение места и роли воспитания патриотизма у подрастающего поколения Карачаево-Черкесской Республики как важнейшего направления деятельности общества и государства.
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.
Патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.
Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан, и, в том числе, подрастающего поколения.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания Карачаево-Черкесии.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности, патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности общества, его социальных и государственных институтов.
Патриотическое воспитание предполагает формирование у подростков общественно значимых ориентации, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на созидание условий для национального возрождения.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым подростком своей роли и места в служении Отечеству, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз.
Большую актуальность патриотическое воспитание приобретает и в связи с тем, что Карачаево-Черкесская Республика стала одним из немногих приграничных регионов Российской Федерации.
Цель патриотического воспитания - развитие высокой социальной активности учащихся, гражданской ответственности, духовности, становление их как граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить все это в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
утверждение в обществе, в сознании и чувствах учащихся социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, Карачаево-Черкесии, к традициям, повышение престижа военной службы;
создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения учащихся в решение культурных, экологических и других проблем;
воспитание подростков в духе уважения к Конституции Российской Федерации, Конституции Карачаево-Черкесской Республики, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского долга;
привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - герба, флага, гимна Российской Федерации, Карачаево-Черкесской Республики, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
привлечение традиционных для Карачаево-Черкесии религиозных конфессий к формированию у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;
создание условий для усиления патриотической направленности республиканского телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.
Реализация задач патриотического воспитания учащихся и подростков Карачаево-Черкесской Республики осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.
Принципами патриотического воспитания являются:
принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию в системе образования Карачаево-Черкесской Республики;
принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной и других групп. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание патриота таких факторов как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, место проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями;
принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения подростков и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы;
принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма как социальноценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;
принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Патриотизм формируется в процессе воспитания на основе тесного взаимодействия объектов и субъектов воспитания.
Основными группами граждан, выступающими объектами патриотического воспитания, являются:
семья как основная социальная ячейка общества, в которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического развития личности. В семье происходит формирование ее жизненных ориентиров и ценностей, отношений к себе, к другим людям и к Отечеству;
учащиеся, ученические и молодежные общественные объединения;
военнослужащие воинских формирований, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики, работники системы правоохранительных органов;
трудовые коллективы предприятий, организаций, учреждений, предприниматели;
представители законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные и муниципальные служащие;
творческая интеллигенция и представители средств массовой информации;
преподаватели и воспитатели;
представители традиционных для Карачаево-Черкесии религиозных конфессий как носители духовно-нравственных идеалов и традиций российского народа.
Объектная позиция названных социальных групп относительна. Будучи включенными в систему патриотического воспитания, они в то же время выступают и как субъекты патриотического воспитания.
Проводниками цели патриотического воспитания являются субъекты воспитательной деятельности, в качестве которых выступают государство в лице республиканских и местных органов власти; учебные заведения всех уровней; различного рода общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы; средства массовой информации и другие. Субъекты патриотического воспитания специфическими возможностями и средствами решают задачи патриотического воспитания подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике Карачаево-Черкесской Республики в области воспитательной деятельности.
Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются Конституция Российской Федерации, Конституция Карачаево-Черкесской Республики, Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года N 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 года N 122 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе", государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года N 422, республиканская целевая программа "Патриотическое воспитание граждан на 2008-2011 годы", утвержденная Законом Карачаево-Черкесской Республики от 13 марта 2008 года N 11-РЗ.
Система патриотического воспитания включает в себя соответствующие государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания у подрастающего поколения.
Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, учебных заведений. Она предполагает организацию мероприятий патриотической направленности как на республиканском, так и на городском и районном уровнях, в отдельных коллективах, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятым ребенком.
Ведущее место в системе патриотического воспитания занимает семья. В семье как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательно-воспитательных, культурно-просветительских учреждениях, в общественных организациях.
В системе патриотического воспитания важнейшей составляющей является массовая патриотическая работа, организуемая и проводимая на постоянной основе государственными органами при активном участии средств массовой информации, представителей научных и творческих союзов, ветеранских, молодежных и других общественных организаций и объединений, основных религиозных конфессий республики.
Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах общества, а также новыми условиями современного мира.
Нормативно-правовое обеспечение патриотического воспитания включает в себя определение роли, места, задач, функций каждого органа власти, ведомства, организации как составных элементов единой системы патриотического воспитания с учетом их специфики и изменений, произошедших во всех сферах жизни за последние годы; создание базы патриотического воспитания в системе образования.
Педагогическое и методическое обеспечение предполагает:
фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории воспитанников, развитие и совершенствование форм и методов воспитания, осуществляемого органами управления образованием и другими ведомствами, институтами воспитания и общественными организациями;
обобщение результатов учебно-методических разработок, информирование о новациях в этой области представителей системы образования, организаторов массовой патриотической работы;
регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового педагогического опыта; проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ с целью выявления особенностей формирования патриотических чувств и сознания у детей, юношества республики;
информационное обеспечение патриотического воспитания - утверждение патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах; активное использование элементов патриотического воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана;
противодействие всем попыткам дискредитации, девальвации патриотических ценностей в средствах массовой информации, недопущение к использованию в образовательных учреждениях учебных пособий, содержащих искажения исторических фактов военной истории страны и республики;
использование позитивных возможностей идей патриотизма в процессе осуществления воспитательной деятельности со всеми категориями подрастающего поколения при активном участии ключевых республиканских органов исполнительной власти (Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерства здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики, Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике, Государственного комитета Карачаево-Черкесской Республики по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике, Государственного комитета Карачаево-Черкесской Республики по культуре и др.).
Научно-теоретическое обеспечение означает организацию исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности; разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности гражданина; обогащение содержания патриотического воспитания посредством включения в него культурно-исторического, духовно-нравственного, идеологического и других компонентов; научное обоснование путей приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, их духовного освоения.
Обеспечение взаимодействия городов и районов республики в системе патриотического воспитания предусматривает повышение эффективности этой системы, ее функциональных возможностей, создание на республиканском уровне, на уровне местного самоуправления межведомственных и межрайонных комиссий и советов по реализации целей и задач патриотического воспитания; разработку модели реализации основных направлений деятельности по патриотическому воспитанию в Карачаево-Черкесской Республике, апробацию ее использования в отдельных населенных пунктах.
Кадровое обеспечение предусматривает организацию подготовки специалистов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи патриотического воспитания граждан; повышение роли и возможностей республиканских органов исполнительной власти в подготовке специалистов по воспитательной работе с детьми: их предварительный подбор, переподготовку, повышение квалификации.
Финансово-экономическое обеспечение патриотического воспитания означает оказание финансовой поддержки за счет ассигнований из бюджетных и внебюджетных средств в реализации программ патриотического воспитания, разработанных в заинтересованных республиканских органах исполнительной власти, городах и районах и общественных объединениях; привлечение производственных и предпринимательских структур к решению проблем повышения эффективности патриотического воспитания; финансирование расходов органов исполнительной власти и организаций, реализующих мероприятия государственной программы в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета; финансирование мероприятий местных программ за счет соответствующих средств.
Создание этих условий будет способствовать развитию социальной активности подрастающего поколения и совершенствованию управления системой патриотического воспитания.
Содержание управления системой патриотического воспитания включает: анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния процесса патриотического воспитания в республике; определение и постановку текущих и перспективных задач воспитательной деятельности; научно-обоснованное планирование патриотического воспитания; подбор, обучение, расстановку кадров; мониторинг состояния и действенности воспитательной работы и систематическое информирование органов исполнительной власти о ходе реализации задач патриотического воспитания; своевременную корректировку системы воспитательных воздействий; научную организацию труда воспитателей и обеспечение субъектов патриотического воспитания прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы.
Механизм управления содержит нормативно-правовую и содержательную составляющую: нормативные правовые акты и документы; учебные программы; сложившиеся нормы и правила, существующие в обществе, коллективе; условия жизни и труда; личностные и коллективные стимулы - потребности и интересы; духовные ценности и некоторые другие.
При осуществлении управления системой патриотического воспитания широко используются общественные институты.
Республиканские органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляя руководство процессом патриотического воспитания, действуют в пределах своих полномочий и объединяют свои усилия в целях обеспечения эффективного его функционирования.
Республиканские органы исполнительной власти обеспечивают выполнение решений Правительства Карачаево-Черкесской Республики, положений Концепции и республиканских программ патриотического воспитания; в пределах своей компетенции разрабатывают ведомственные программы (планы) патриотического воспитания и организуют их выполнение.
Органы местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики взаимодействуют с республиканскими органами исполнительной власти в целях обеспечения выполнения положений Концепции, республиканских программ и планов патриотического воспитания; вносят предложения по совершенствованию системы патриотического воспитания; разрабатывают долгосрочные программы (планы) патриотического воспитания и осуществляют их реализацию; проводят мероприятия по привлечению общественных и религиозных объединений и организаций к решению задач патриотического воспитания; обеспечивают финансирование мероприятий программ.
Для осуществления функций рабочего органа по воспитательной работе могут создаваться соответствующие штатные центры патриотического воспитания.
Оценка результативности патриотического воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия; широту охвата объектов воспитания.
Основным критерием результативности является уровень патриотизма как одна из основных характеристик отдельной личности и коллектива в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности.
Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, достижение социальной и экономической стабильности. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание нынешнего подрастающего поколения будут в огромной степени определять будущее республики в составе России.
Руководством по реализации Концепции в этом вопросе является выполнение Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года N 422, республиканской целевой программы "Патриотическое воспитание граждан на 2008-2011 годы", утвержденной Законом Карачаево-Черкесской Республики от 13 марта 2008 года N 11-РЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.