Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3. Воспитание в многонациональной школе
Многонациональный состав школьных классов в Карачаево-Черкесской Республике со всей очевидностью требует осмысления проблем взаимодействия в процессе обучения различных этнокультурных групп. Необходимо дать ответы на вопросы, касающиеся деятельности многонациональных учебных заведений - от реализации демократических идеалов воспитания до внедрения соответствующих программ, форм и методов обучения.
Проблемы воспитания и образования, обусловленные культурными и этническими различиями - один из приоритетов многонациональной республиканской системы образования. Здесь необходимо учитывать национальные (этнические) различия, а также включать множество типов, моделей и ценностных педагогических ориентации, адекватных мировоззрению и запросам разных этнокультурных групп населения. Такое образование и воспитание - мощный инструмент создания демократического и гуманного социального климата.
В республике намечены пути удовлетворения культурно-образовательных потребностей учащихся - представителей разных этнических социумов. Внимание учителей акцентировано на актуальных вопросах, требующих практического решения в многонациональном классе. Ответы на то, как могут решаться эти вопросы, дает сравнительный анализ российского практического опыта поликультурного воспитания в многонациональных школах.
В Карачаево-Черкесии используются модели, предусматривающие отказ строить воспитательный процесс в многонациональном классе лишь на монокультуре. При описании методик поликультурного воспитания отмечается, что их уместно применять с учетом специфики, целей, функций, содержания воспитания и обучения.
Поликультурное (мультикультурное) воспитание - непременная потребность многонациональных сообществ. В современном мире школьное воспитание происходит при межэтническом и межкультурном взаимодействии больших и малых этносов. Этот процесс наряду с развитием общенациональной культуры обогащает как доминирующие, так и малые культуры. Подобная тенденция предполагает сопряжение через воспитание культурных ценностей всех учащихся - участников межэтнического и межкультурного диалога, создание общего культурного и национального пространства, в пределах которого каждый школьник обретает социальный и этнический статус, определяет принадлежность к тем или иным языкам, культурам.
Цивилизация XXI века должна строить взаимоотношения больших и малых этносов в пределах многонациональных сообществ и систем образования на принципах интеграции, терпимости. Воспитание и образование в этих обстоятельствах выглядят важной гарантией сохранения выработанных всеми культурами гуманных ценностей человечества.
Для Карачаево-Черкесской Республики учет многокультурности и полиэтничности является педагогическим приоритетом. Его соблюдение служит существенным условием демократизации воспитания и общественной жизни. Условия эффективного школьного воспитания в значительной мере находятся вне собственно педагогических усилий и зависят в огромной мере от действенности социальных и политических институтов. Вместе с тем, мультикультурное воспитание в многонациональной школе - заметный фактор выхода из кризиса межнациональных отношений, способствующий гармонизации контактов представителей различных культур.
Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен необходимостью межнационального диалога и сотрудничества. Многонациональной школе следует учитывать потребность воспитания основ межкультурного общения среди учащихся из семей самых разных социальных уровней и профессий.
Задача бесконфликтного сосуществования национальных общин порождает потребность организации в многонациональной общеобразовательной школе соответствующего воспитания и образования в качестве важного
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.