Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Характеристика проблемы и обоснование
необходимости ее решения программным методом
Обеспечение населения чистой питьевой водой является приоритетным направлением политики социально-экономического развития России.
Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье нации и качество жизни. Отсутствие чистой воды и канализации является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, увеличивается степень риска возникновения "воднозависимых патологий". До 20% всех заболеваний может быть связано с неудовлетворительным качеством воды. В отдельных случаях отсутствие доступа к чистой воде и канализации приводит к массовым заболеваниям и распространению эпидемий.
См. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
См. также постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 9 июня 2003 г. N 129 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1./3.2.1379-03"
На сегодняшний день на территории республики имеется 494,5 километров канализационных сетей, 14 канализационных насосных станции, 2753,1 километров водопроводных сетей, из них отслужили нормативный срок службы и требуют замены 1827 километров, в аварийном состоянии находится 350 километров трубопроводов. Износ водопроводных сетей в республике составляет 80 процентов, износ водопроводных сооружений превышает 65 процентов.
Затраты на капитальный и текущий ремонты объектов водопроводно-канализационного хозяйства составляют 15 млн. рублей в год, что обеспечивает замену ветхих сетей до 3-5 километров, или 0,2-0,3 процента ветхих сетей за год, при потребности 4-5 процента (110-140 километров). Соответственно выполнять мероприятия по модернизации водопроводно-канализационного хозяйства в необходимом объеме из-за отсутствия средств не представляется возможным.
См. постановление Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации"
При существующей схеме финансирования надежность обеспечения питьевой водой потребителей республики ежегодно снижается.
Из-за неблагополучного состояния источников питьевого водоснабжения и несовершенства системы водоподготовки проблема качества воды не теряет своей остроты. Главная цель водоочистки - производство бактериально безопасной воды. Стандартные сооружения очистки, включающие двухступенчатую схему осветления, обесцвечивания и обеззараживания не справляются с возрастающими нагрузками новых загрязнителей. Наиболее распространенный способ дезинфекции воды - хлорирование. Хлорирование воды, содержащей органические вещества, накапливающиеся в водных источниках, приводит к ее вторичному загрязнению и образованию канцерогенных хлорорганических соединений. Поэтому необходимо начать применение водоочистных установок, технологический процесс которых основан на коагуляционном методе очистки воды с использованием тонкослойного отстойника и скорого напорного фильтра.
Мощность некоторых очистных сооружений уже недостаточна для обеспечения потребности населения республики в воде. Оборудование на очистных сооружениях морально и физически устарело, требует реконструкции и ремонта. Кроме того, на территории республики более 298 километров водопроводных сетей не имеют балансодержателя, их износ достигает 90 процентов.
По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Карачаево-Черкесской Республике, за 2009 год в 106 населенных пунктах с населением 263,3 тыс. человек (61,5%) подача питьевой воды производится неудовлетворительного качества, в 15 населенных пунктах с населением 2,7 тыс. человек нет централизованного водоснабжения и только в 24 населенных пунктах с населением 161,8 тыс. человек (37,8%) подается качественная и условно качественная питьевая вода.
Из-за многочисленных порывов и течей при транспортировке 70 процентов воды теряется и в конечные населенные пункты в необходимом объеме не доходит, что негативно отражается на водоснабжении населения.
Таким образом, к основным проблемам в секторе бесперебойного снабжения чистой водой можно отнести:
вторичное микробное загрязнение из-за изношенности разводящих водопроводных сетей (70 % разводящих сетей не менялись более 35 лет при сроке эксплуатации 15-20 лет);
плохое техническое и финансовое состояние организаций, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, и низкая эффективность этого сектора экономики, выражающаяся в одновременном росте операционных расходов и увеличении износа основных фондов, высоком уровне потерь, низком качестве очистки отводящих вод;
низкая инвестиционная привлекательность водоснабжающих организаций, связанная с непрозрачностью тарифной политики и неопределенностью государственной политики в отношении собственности объектов сектора водоснабжения, участия частных операторов в строительстве, управлении объектами сектора водоснабжения и развития государственно-частного партнерства;
отсутствие четко сформулированной системы государственных обязательств по обеспечению населения чистой водой (требования к качеству воды как продукту питания, качеству воды, поставляемой с использованием систем централизованного водоснабжения, и требования к очистке сточных вод) как одной из важных публичных функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области обеспечения качества жизни человека;
отсутствие отечественной технологической базы, дефицит технических решений, в особенности по снабжению сельского населения чистой водой, обеспечению противоаварийной защиты систем водоснабжения и водоотведения, отсутствие технической базы для производства современного оборудования и материалов в объеме, обеспечивающем потребности водоснабжающих организаций.
Учитывая вышесказанное, наиболее приемлемым является решение проблем обеспечения населения чистой водой надлежащего качества программным методом.
Доля финансирования республиканской программы за счет средств федерального бюджета не должна превышать 80%, за счет средств бюджета республики должна составлять от 5 %, за счет средств организаций коммунального комплекса, внебюджетных и заемных средств - от 15 до 20 %.
В результате реализации Программы существенно улучшится доступность и качество питьевой воды, подаваемой населению, и доведение услуги по водоснабжению до уровня, отвечающего потребностям жизнедеятельности человека, снижение стоимости услуги за счет снижения потерь.
См. постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.