Дата вступления в законную силу - 22 мая 2019 г.
Судья Ольгинского районного суда Приморского края Филатова Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с. Михайловка" Новиковой Т.А. на постановление заместителя директора Департамента государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края ФИО3 от 5 октября 2018 года о назначении административного наказания по делу N
УСТАНОВИЛ:
Постановлением зам. директора Департамента государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края ФИО3 от 05.10.2018 директор МКОУ "СОШ с. Михайловка" Новикова Т.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
На данное постановление Новиковой Т.А. подана жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене и прекращении производства по делу, поскольку был проигнорирован факт объявления ЧС, в условиях которого все решения принимались на уровне администрации Ольгинского муниципального района, она была вне принимаемых решений и согласований. В условиях ЧС, не принимая мер к согласованной ликвидации последствий, был бы нанесен еще больший вред охраняемым государством правам детей на образование. Она была не вправе затягивать ликвидацию ЧС, сомневаться в решениях Учредителя, таким образом, её действия не были рассмотрены с применением ст. 2.7 КоАП РФ.
В судебное заседание Новикова Т.А. не явилась, о дате и времени его проведения извещена надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении 15.03.2019 судебного извещения, 19.03.2019 на электронную почту суда заявителем направлено ходатайство о рассмотрении жалобы в её отсутствие, в котором указала, что поддерживает заявленную жалобу. При указанных обстоятельствах суд принимает решение об удовлетворении заявленного Новиковой Т.А. ходатайства и рассмотрении жалобы без её участия.
Помощник прокурора Ольгинского района Приморского края Жевноватенко В.А. против удовлетворения жалобы Новиковой Т.А. возражал, указав на законность и обоснованность вынесенного по делу постановления.
Представитель Департамента государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не направил, в связи с чем, препятствий для рассмотрения жалобы в его отсутствие не имеется.
Ознакомившись с доводами жалобы, выслушав пояснения помощника прокурора, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) получатель бюджетных средств обладает, следующими бюджетными полномочиями, в том числе: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
В силу ч.ч. 3, 5 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, принимает
бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах, доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, муниципальные заказчики вправе принимать бюджетные обязательства и заключать контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд при наличии доведенных им как получателям бюджетных средств соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
Статьей 15.15.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения прокуратурой Ольгинского района Приморского края проверки соблюдения требований бюджетного законодательства, установлен факт нарушения директором МКОУ "СОШ с. Михайловка" Новиковой Т.А. порядка принятия бюджетных обязательств путем заключения 15 января 2018 года с "данные изъяты" муниципального контракта на выполнение аварийно-восстановительных работ по восстановлению части кровли объекта социальной сферы: здания МКОУ "СОШ с. Михайловка" по адресу: "адрес" на сумму 294 296, 00 руб, поврежденной в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением циклона 26-27 декабря 2017 года на территории Ольгинского муниципального района. Оплата по данному муниципальному контракту указана за счет бюджетных ассигнований из местного бюджета и резервного фонда Администрации Приморского края, поступивших в бюджет Ольгинского муниципального района (л.д.19-28).
На момент заключения названного муниципального контракта бюджетные ассигнования из резервного фонда Администрации Приморского края не выделялись, 15.01.2018 администрацией Ольгинского муниципального района выделено 300000 рублей на начало проведения неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищного фонда и социально значимых объектах Ольгинского муниципального района, пострадавших в результате циклона 26-27 декабря 2017 года, в частности, на здание МКОУ "СОШ с. Михайловка" - 31,20 тыс. рублей (л.д. 40-41; 69-71).
25.01.2018 МКОУ "СОШ с. Михайловка" выплачен аванс исполнителю аварийно-восстановительных работ "данные изъяты" в сумме 31195,38 руб. (л.д.13).
30.01.2018 КГАУ "Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Приморского края" составлен отчет о проверке сметной документации, составленной на неотложные аварийно-восстановительные работы на объекте МКОУ "СОШ с. Михайловка", согласно которому в локальные сметные расчеты внесены изменения в сторону уменьшения, стоимостные показатели в общей сумме составили 131, 25 тыс. руб. (л.д.14-18).
Работы по указанному муниципальному контракту были выполнены подрядчиком 16 февраля 2018 года (л.д.36; 37-39),03.04.2018 администрацией Ольгинского муниципального района распределены выделенные ей бюджетные ассигнования на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ, на объект МКОУ "СОШ с. Михайловка" - 131,253 тыс. руб. на восстановление кровли здания образовательного учреждения (л.д. 64-65; 68); 17.04.2018 "данные изъяты" переведены денежные средства в указанной сумме в счет оплаты выполненных работ (л.д.12), т.е. задолженность заказчика перед исполнителем по оплате выполненных им работ по заключенному 15.01.2018 муниципальному контракту составила 131847,62 рублей и до настоящего времени не погашена.
Таким образом, заключая 15.01.2018 муниципальный контракт N на сумму 294296,00 рублей, МКОУ "СОШ с. Михайловка" не имело доведенных до него как до получателя бюджетных средств соответствующих бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, однако приняло в лице его руководителя бюджетные обязательства по названному контракту в отсутствие утвержденных объемов бюджетных ассигнований на финансирование расходных обязательств по выполнению аварийно-восстановительных работ.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении муниципальным заказчиком - МКОУ "СОШ с. Михайловка" в лице директора Новиковой Т.А. порядка принятия бюджетных средств, предусмотренного ч. 3 ст. 219 БК РФ, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 КоАП РФ.
При установленных обстоятельствах вывод о наличии в действиях заявителя состава рассматриваемого правонарушения является правильным и обоснованным, постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи и является минимальным.
Ссылка заявителя на принятие в условиях ЧС всех решений администрацией Ольгинского муниципального района, и вынужденность подписания муниципального контракта в целях соблюдения прав детей на образование, не свидетельствует о том, что должностное лицо муниципального заказчика Новикова Т.А. является ненадлежащим субъектом рассматриваемого правонарушения.
Так, в силу своего должностного положения, Новиковой Т.А, являющейся единоличным исполнительным органом школы и осуществляющей текущее руководство её деятельности, перед заключением муниципального контракта надлежало проверить наличие соответствующего объема лимитов бюджетных обязательств либо убедится в гарантиях его финансирования в полном объеме, однако заявитель этого не сделала и подписала муниципальный контракт, тем самым приняла по ним обязательства и риск их возможного неисполнения в части своевременной и полной оплаты выполненных исполнителем работ.
Также суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что в рассматриваемой ситуации она действовала в условиях крайней необходимости, что в силу ст. 2.7 КоАП РФ исключало бы административную ответственность.
Несоблюдение требований бюджетного законодательства создает угрозу единой государственной бюджетной политики и влияет на устойчивость бюджетной системы Российской Федерации в целом, что имеет повышенное общественное значение.
Согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
По смыслу приведенной нормы закона опасность, угрожающая личности и иным интересам должна быть реальной, а не предполагаемой; действия, совершаемые в обстановке крайней необходимости, по времени должны совпадать с реально существующей угрозой причинения вреда; опасность не могла быть устранена иными средствами; действия, квалифицируемые как административное правонарушение - единственное, что могло бы привести к устранению опасности.
Реальность опасности означает, что она существует в действительности, а не является мнимой. Вероятная, возможная опасность не создает состояние крайней необходимости. Если опасность миновала либо еще не наступила, то крайняя необходимость также отсутствует, так как в первом случае вред уже наступил, а во втором - можно найти иные средства для его предотвращения.
Вместе с тем, обстоятельства, при которых заявителем совершено рассматриваемое правонарушение, и ее действия не отвечают условиям, при наличии которых согласно ст. 2.7 КоАП РФ, возникает состояние крайней необходимости,
Так, характер отраженных в акте обследования от 28.12.2017 (л.д. 29-31) повреждений кровли (срыв и отрыв двускатной кровли из асбестоцементных плит вместе с обрешеткой на одном участке общей площадью 50 м2, повреждение обрешетки и стропил на одном участке
общей площадью 30 м2, объем поврежденных и надломанных стропил 1,36 м3, повреждение подшивки кровельного карниза из деревянных досок площадью 13 м.2 и 13 м. водосточных желобов) не свидетельствует о существовании реальной опасности для охраняемых законом интересов либо угрозы возникновения необратимых последствий в состоянии обследованного здания, а указывают на наличие возможности устранения последствий чрезвычайной ситуации с соблюдением положений бюджетного законодательства.
Кроме того, следует учитывать, что пренебрежение нормами бюджетного законодательства привело к ущемлению имущественного положения подрядчика ООО "РусСтрой", выразившегося в нарушении его права на своевременную оплату выполненных им работ и образованию у МКОУ "СОШ с. Михайловка" перед ним задолженности в размере 131847, 62 руб.
Таким образом, оснований полагать, что директор МКОУ "СОШ с. Михайловка" действовала в состоянии крайней необходимости в целях устранения опасности, непосредственно угрожавшей охраняемым интересам личности, общества или государства, как это предусмотрено ст. 2.7 КоАП РФ, не имеется.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя директора Департамента государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края ФИО3 от 5 октября 2018 года о назначении административного наказания, которым директор муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с. Михайловка" Новикова Т.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу Новиковой Т.А. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ольгинский районный суд Приморского края в течение 10-ти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Филатова Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.