Решение Управления Федеральной антимонопольной службы
по Карачаево-Черкесской Республике
от 12 апреля 2011 г. N 1024-1/7
Оглашено: 31 марта 2011 г.
Изготовлено в полном объеме: 12 апреля 2011 г. г. Черкесск
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - <...> - руководителя управления,
Членов Комиссии - <...> - заместителя руководителя управления;
- <...> - начальника отдела защиты конкуренции
и контроля органов власти;
- <...> - главного специалиста-эксперта отдела
защиты конкуренции и контроля органов власти;
- <...> - специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции
и контроля органов власти;
- <...> - специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции
и контроля органов власти, -
рассмотрев дело N 13 по признакам нарушения Думой муниципального города Черкесска (369000, КЧР, г. Черкесск, пр. Ленина, 54-а) статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства.
При осуществлении контроля за соблюдением органами власти антимонопольного законодательства было установлено, что Решение Думы муниципального образования г. Черкесска КЧР от 29.12.2010 г. N 125 "Об утверждении ставок арендной платы за аренду движимого и недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности" (далее по тексту - Решение) содержит нормы, нарушающие антимонопольное законодательство.
Также в Управление поступила жалоба от генерального директора ООО "Малыш" (г. Черкесск, ул. Набережная, 55) на действия Думы муниципального образования г. Черкесска, выразившиеся в принятии Решения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При изучении представленных материалов были выявлены следующие обстоятельства дела.
Дума муниципального образования г. Черкесска (далее по тексту - Дума) своим Решением N 125 с 01.02.2011 года утвердила с учетом предложения мэрии муниципального образования г. Черкесска (постановление от 23.12.2010 N 1661) ставки арендной платы за аренду движимого и недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Расчет годовой арендной платы за аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, предусмотрен приложениями N 1 и 2.
Приложением 1 Решения установлены дифференцированные базовые ставки коэффициента типа деятельности (Ктд), применяемые при расчете арендной платы за 1 кв. м.(в руб.).
В приложение 1 Решения имеются однотипные Ктд, так к примеру:
1. Ктд = 12,9 АТС, занимающие помещения в образовательных учреждениях; Ктд = 1,94 помещения для размещения АТС;
2. Ктд = 9,8 производство; швейные цеха; Ктд = 5,9 мастерские по ремонту и пошиву швейных изделий; Ктд = 4,4 производство хлебобулочных изделий;
3. Ктд = 7,1 медицинские кабинеты; Ктд = 5,9 оказание косметологических услуг; Ктд = 2,7 ортопедические салоны;
4. Ктд = 7,1 предприниматели, оказывающие бытовые услуги населению; Ктд = 4,3 частные предприятия бытового обслуживания;
5. Ктд = 6,0 офисы; Ктд = 5,5 нотариальные и адвокатские конторы; юридические консультации; Ктд = 1,3 офисы, занимаемые муниципальными унитарными предприятиями;
6. Ктд = 5,9 предприятия розничной торговли; Ктд = 4,4 продуктовый магазин "Ветеран"; Ктд = 4,4 магазины, осуществляющие торговлю продовольственными товарами.
В приложении N 2 указан список улиц г. Черкесска с указанием нумерации и категорий зданий, в котором присваивается коэффициент коммерческого использования (Куки):
|
Наименование улиц |
Диапазон нумерации |
Зона |
Куки |
|
нечетные |
четные |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
55. |
Доватора ул. |
1-67 |
2-66 |
2А |
11 |
|
|
|
68-72 |
2А |
5,9 |
|
|
|
74-82 |
2А |
11 |
|
|
|
84-88 |
5А |
1,61 |
|
|
73-101 |
92-150 |
5Б |
1,61 |
126. |
Ленина пр-кт |
1-143 |
2-152 |
1 |
19,4 |
|
|
145-147 |
|
1 |
36,6 |
|
|
149-411 |
154-326 |
2А |
11- |
|
|
|
328-344 |
5А |
0,65 |
187. |
Первомайская ул. |
1-39 |
|
1 |
4,5 |
|
|
|
2-104 |
1 |
27 |
|
|
41-95 |
|
1 |
33,3 |
|
|
97-161 |
106-162 |
4 |
19,4 |
|
|
163-179 |
164-176 |
|
1,61 |
Как видно из таблицы коэффициент Куки может увеличиваться в 2 раза, даже если хозяйствующие субъекты находятся в одной зоне, на одной улице и напротив друг друга. По пр. Ленина дома N 145 и 147 имеют Куки 36, 6, а дома, которые находятся по обе стороны от них имеют Куки 19,4 и 11. Из этого следует, что в отношении арендаторов в домах 145 и 147 по пр. Ленина установлена дифференциация, которая значительно увеличивает размер арендной платы по сравнению с арендаторами в соседних домах и в домах, которые расположены напротив них на четной стороне проспекта Ленина.
Согласно протоколу очередного четырнадцатого заседания Думы основным докладчиком по данному вопросу выступил Кравцов С.В. - заместитель начальника - начальник отдела Управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования г. Черкесска, который предложил увеличить на 7% ставки арендной платы за движимое и недвижимое имущество, основываясь на проведенной независимыми оценщиками оценки муниципального имущества. В результате данной оценки, доходная часть бюджета от увеличения арендной платы возрастет на 9 млн. 775 тыс. руб. Депутатами Решение принято единогласно.
Мэрия муниципального образования г. Черкесска (далее по тесту - Мэрия) направило в Карачаево-Черкесское УФАС России письмо исх. N 742-01 от 30.03.2011 г. в котором говорится, что документы (расчеты, анализы, протоколы обсуждения и т.д.), на основании которых было подготовлено постановление мэрии муниципального образования г. Черкесска от 23.12.2010 N 1661, отсутствуют. Основным разработчиком данного постановления - является Управление имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования г. Черкесска (далее по тексту - Управление мэрии).
Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России установлено, что муниципальное образование г. Черкесска не имеет утвержденной методики установления арендной платы за муниципальные помещения. Это позволяет ежегодно пересматривать арендную плату, как в сторону повышения, так и оставлять без изменений, что наглядно демонстрируется данными нижеприведенной таблицы.
Наименование |
Ктд в 2010 году |
Ктд в 2011 году |
Частные аптеки и аптечные пункты |
6,8 (для частных аптек) |
7,3 (частные аптеки); 6,5 (аптечные пункты, аптечные киоски) |
Муниципальные аптеки и аптечные пункты |
6,0 |
- |
Бани и сауны |
7,0 |
7,5 |
Офисы |
5,6 |
6,0 (офисы); |
Офисы, занимаемые муниципальными унитарными предприятиями |
1,2 |
1,3 |
Медицинские кабинеты |
6,6 |
7,1 |
Нотариальные и адвокатские конторы |
5,1 |
5,5 |
Клиники |
5,1 |
5,5 (клиники, лечебницы); |
Ветеринарные клиники |
2,6 |
2,6 |
Автосервис |
1,4 |
1,51 |
Пункты приема оплаты сотовой связи |
5,6 |
6,0 |
Помещения для размещения АТС |
1,8 |
1,94 |
АТС, занимающие помещения в образовательных учреждениях); |
12,0 |
12,9 |
Производство |
9,1 |
9,8 |
Необходимо отметить, что для пополняемости городского бюджета увеличение должно происходить для всех арендаторов, а не выборочно. Так, в частности для ветеринарных клиник Ктд остался прежним 2,6. Также Ктд для офисов, занимаемых муниципальными унитарными предприятиями в 4,6 раз меньше, чем Ктд для остальных офисов (1,3 и 6,0). Такими действиями орган местного самоуправления создает дискриминационные условия, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
01.07.2008 г. был заключен договор N 35 аренды нежилого помещения, в соответствии с пунктом 1.1 договора Управлением мэрии передало ООО "Малыш" нежилое помещение общей площадью 150,0 кв. м., расположенное по адресу: г. Черкесск, ул. Ленина, 67, о чем свидетельствует акт приема-передачи нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности.
На основании Решения Думы Управлением мэрии генеральному директору ООО "Малыш" был направлен Акт сверки за арендованные нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Черкесск, ул. Ленина, 67 за период 2009 - 2011.
В 2009 году арендная плата составляла 226 800 руб. в год, в 2010 году 982 800 руб. в год, а 2011 году арендная плата составила 1 483 791,54 руб. в год, за арендуемую площадь 150 кв. м. у мэрии муниципального образования г. Черкесска.
Проанализировав представленные материалы, установлено, что арендная плата в 2011 году по отношению к 2010 году выросла в 1,5 раза. В расчетах, представленных Мэрией произошло увеличение коэффициента типа деятельности с 9,1 до 9,8; стоимость 1 кв. м. увеличился с 546 рублей до 824,3 рублей.
Из-за установления высокой ставки арендной платы за нежилое помещение ООО "Малыш" несет дополнительные расходы и, соответственно, это влечет за собой рост цен для конечных потребителей (населения и хозяйствующих субъектов), которым ООО "Малыш" реализует свою продукцию. Это в свою очередь снижает конкурентоспособность продукции, выпускаемой ООО "Малыш", т.к. расходы за аренду нежилого помещения включаются в цену производимой ими продукции. ООО "Малыш" оплачивает за аренду нежилого помещения в несколько раз выше, чем например мастерские по ремонту и пошиву швейных изделий, для которых Ктд установлен в размере 5,9.
На заседании Комиссии представитель Управления мэрии Кравцов С.В. пояснил, что увеличение ставок арендной платы связано с необходимостью пополнения городского бюджета. Однако Мэрией не представлены экономически обоснованные расчеты увеличения ставок арендной платы. Методики, в соответствии с которой был бы сделан расчет по увеличению арендных ставок у Мэрии нет. Не получен ответ на вопрос: по каким отличительным признакам арендаторы относятся к тому или иному типу деятельности для целей применения Ктд, и почему коэффициент Куки может увеличиваться в 2 раза, даже если хозяйствующие субъекты находятся в одной зоне, на одной улице и напротив друг друга. Следовательно, признать обоснованными и законными действия Мэрии не представляется возможным.
Статьей 44 Устава муниципального образования г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики установлено, что взаимодействие между Думой и Мэрией осуществляется при подготовке, внесении и рассмотрении нормативных правовых актов городской Думой, исходя из единства целей и задач в решении проблем муниципального образования, взаимодействие определяется Уставом, Регламентом, Положением "О постоянно действующих депутатских комиссиях Думы муниципального образования города Черкесска", принимаемым городской Думой.
Нормативные правовые акты Думы, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение городской Думы только по инициативе Руководителя мэрии муниципального образования города Черкесска или при наличии представленного им заключения.
В рассматриваемом случае Дума без предоставления заключения и экономически обоснованных расчетов утвердила нормативный правовой акт по оплате за аренду нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. Дума ограничилась только инициативой Мэрии и необходимостью увеличения поступления платежей в городской бюджет. Каких либо других обоснованных материалов представлено не было. Об этом и свидетельствует протокол очередного четырнадцатого заседания Думы от 29.12.2010 г. Проект решения Думы "Об утверждении ставок арендной платы за аренду движимого и недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности" принят без внесения изменений и доработок.
07.12.2010 г. Управлением мэрии заключен договор N 169/10 на оказание услуг по оценке имущества с ЗАО МКФ "Бюро оценки собственности".
На основании отчета оценки рыночной стоимости имущества по состоянию на 07.12.2010 года, рыночная стоимость годовой арендной платы 1 кв. м. по пр. Ленина, 67 (швейный цех) составляет 1 483 792 рублей, Ктд применен 1,1, а не 9,8 как указано в Решении Думы.
Представитель Управления мэрии Кравцов С.В. пояснил, что если арендатора не устраивает сумма арендной ставки, то они могут расторгнуть договор аренды и освободить помещение для других предпринимателей, которые смогут оплатить аренду за нежилое помещение. При этом расчет арендной платы с новым арендатором будет произведен с применением Ктд, соответствующий типу деятельности нового арендатора, а в помещении, которое занимает в настоящее время ООО "Малыш" могут быть размещены, в том числе, магазины, библиотеки, общественные организации, так как это помещение расположено на первом этаже жилого дома и не предназначено исключительно для размещения производства.
Установление арендных ставок без должного экономического обоснования, их произвольное изменение, несмотря на то, что это исключительная компетенция органов местного самоуправления, создает угрозу конкуренции. Повышение расходов хозяйствующего субъекта должно быть прогнозируемым. Основным показателем повышения расходов при планировании хозяйствующих субъектом своей хозяйственной деятельности является показатель инфляции и прогнозные показатели роста тарифов. Ни один из этих показателей не изменился в несколько раз.
В 2010 г. Арбитражным судом Карачаево-Черкесской республики рассматривалось аналогичное дело N А25-711/2010 по ставкам арендой платы за аренду нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (Решение Думы муниципального образования г. Черкесска от 24.12.2009 N 106). Суд пришел к выводу, о том, что отчет, подготовленный ЗАО МКФ "Бюро оценки собственности" имеет пороки, так как не соответствует требованиям, предъявленным к порядку проведения оценки, установленному Законом об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценочной деятельности. Суд также указал, что стоимость аренды муниципального образования г. Черкесска завышена.
Основываясь на материалах дела, Комиссия УФАС по КЧР установила, что, вынося Решение по проекту, представленному Мэрией муниципального образования г. Черкесска, Дума муниципального образования города Черкесска утвердила ставки арендной платы за аренду нежилых помещений без проведения соответствующих анализов и экономически обоснованных расчетов. Указанные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что запрещено в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Думу муниципального образования города Черкесска нарушившей статью 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать предписание Думе муниципального образования города Черкесска о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:
- Изменить ставки арендной платы за аренду движимого и недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, довести ставки арендной платы до экономически обоснованных размеров, учитывающих общую динамику макроэкономических факторов, соотношение к ставкам предыдущих лет, состояние соответствующего сектора рынка, динамику арендной платы по аналогичным объектам и экономические интересы арендатора.
3. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9. КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
<...>
<...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 12 апреля 2011 г. N 1024-1/7
Текст решения опубликован на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике www.kchr.fas.gov.ru