Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Характеристика проблемы
Эффективное управление инвестиционными процессами и формирование благоприятного инвестиционного климата, позволяющего максимизировать приток инвестиций, являются основными факторами, обеспечивающими выполнение приоритетных задач государственной политики по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики.
См. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 2 ноября 2009 г. N 58-РЗ "О прогнозировании и программе социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики"
В целях эффективного управления инвестиционными процессами и формирования благоприятного инвестиционного климата в Карачаево-Черкесской Республике действует Закон Карачаево-Черкесской Республики от 17.05.2011 N 23-РЗ "О стимулировании инвестиционной деятельности в Карачаево-Черкесской Республике".
См.:
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 23 марта 2006 г. N 20-РЗ "О порядке предоставления государственных гарантий Карачаево-Черкесской Республики под инвестиционные проекты"
Указ Главы Карачаево-Черкесской Республики от 7 мая 2013 г. N 124 "Об Инвестиционной декларации Карачаево-Черкесской Республики"
В Карачаево-Черкесской Республике реализованы и реализуются ряд следующих важных мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций:
создание благоприятного инвестиционного имиджа Карачаево-Черкесской Республики и обеспечение ее узнаваемости как на российской, так и на международной арене, поддержание информационной открытости инвестиционной деятельности в Карачаево-Черкесской Республике, повышение уровня знаний и умений специалистов, работающих в сфере привлечения инвестиций.
За последние три года Карачаево-Черкесская Республика приняла участие в таких знаковых российских и международных выставках, как ежегодная выставка "Интурмаркет" в г. Москве, Международная выставка достижений агропромышленного комплекса "Зеленая неделя" в Германии, в крупнейших форумах, таких как Санкт-Петербургский международный экономический форум, ежегодные Международные инвестиционные форумы, проводимые в г. Сочи. Все эти события, несомненно, оказывают позитивное влияние на деловую репутацию и инвестиционную привлекательность Карачаево-Черкесской Республики в России и за рубежом.
В течение 2005-2008 годов Карачаево-Черкесская Республика демонстрировала стабильный рост инвестиционной активности. Однако, мировой финансовый кризис оказал влияние на инвестиционную деятельность на территории республики. В 2009 и 2010 годах отмечается спад инвестиционной активности - индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 88,9% и 82,1% к предыдущему году соответственно. В 2009-2010 годах произошло также и снижение и инвестиций в основной капитал на душу населения (Таблица 1).
Таблица 1
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Инвестиции в основной капитал, млн. рублей |
6242 |
7988 |
9082 |
11001 |
10148 |
8928* |
Индекс физического объема инвестиции в основной капитал, в % к предыдущему году |
165,7 |
117,1 |
102,9 |
104,7 |
88,9 |
82,1* |
Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. рублей |
14415 |
18572 |
21217 |
25744 |
23760 |
20909* |
* предварительные данные
По итогам 2009 года Карачаево-Черкесская Республика занимала 11 место (из 13 регионов) по объему инвестиций в основной капитал по Южному федеральному округу. По объему инвестиций в основной капитал на душу населения в 2009 году Карачаево-Черкесская Республика находилась на 76 месте среди субъектов Российской Федерации.
Карачаево-Черкесская Республика в 2005-2010 годах демонстрировала стабильный рост валового регионального продукта, а также рост валового регионального продукта на душу населения. (Таблица 2).
Таблица 2
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Валовой региональный продукт КЧР, млн. рублей |
16724,3 |
23260,1 |
27469,7 |
35714,2 |
38582,7 |
45000,0* |
Индексы физического объема валового регионального продукта, % |
107,2 |
113,5 |
103,7 |
107,8 |
101,0 |
108,0* |
ВРП на душу населения, рублей |
38625,3 |
54081,1 |
64172,3 |
83579,8 |
90335,3 |
105386,4* |
Доля инвестиций от объема Валового регионального продукта КЧР, % |
37,3 |
34,3 |
33,1 |
30,8 |
28,5 |
19,8* |
* предварительные данные
Несмотря на наблюдавшийся до 2009 года рост инвестиций в экономику Карачаево-Черкесской Республики, темпы прироста значительно уступали средним показателям по Российской Федерации и Южному федеральному округу.
В сравнении с другими регионами Южного федерального округа по итогу 2009 года Карачаево-Черкесская Республика занимала 11 место по объему инвестиций в основной капитал, опережая только такие регионы, как Республика Калмыкия и Республика Ингушетия.
По итогу 2009 года Карачаево-Черкесская Республика по объему инвестиций на душу населения занимала 76 место среди регионов Российской Федерации и 11 место в Южном федеральном округе, опережая только Республику Ингушетия и Кабардино-Балкарскую Республику (Таблица 3).
Таблица 3
Объем инвестиций в основной капитал и инвестиций на душу населения в разрезе субъектов Южного федерального округа по итогу 2009 года
Субъект Российской Федерации |
Инвестиции в основной капитал, млн. рублей |
Место |
Инвестиции на душу населения, рублей |
Место |
Республика Адыгея |
13569 |
9 |
30632 |
6 |
Республика Дагестан |
100935 |
3 |
37047 |
4 |
Республика Ингушетия |
7958 |
13 |
15531 |
12 |
Кабардино-Балкарская Республика |
12054 |
10 |
13496 |
13 |
Республика Калмыкия |
8824 |
12 |
31116 |
5 |
Карачаево-Черкесская Республика |
10148 |
11 |
23760 |
11 |
Республика Северная Осетия-Алания |
16700 |
8 |
23812 |
10 |
Чеченская Республика |
34779 |
7 |
27751 |
9 |
Краснодарский край |
358014 |
1 |
69500 |
1 |
Ставропольский край |
78507 |
4 |
28977 |
7 |
Астраханская область |
63091 |
5 |
62704 |
2 |
Волгоградская область |
72847 |
6 |
28078 |
8 |
Ростовская область |
166077 |
2 |
39209 |
3 |
По темпу роста инвестиций Карачаево-Черкесская Республика по итогу 2009 года занимала 10 место среди регионов Южного федерального округа (9 регионов округа показали спад темпов роста инвестиций в основной капитал по сравнению с предыдущим годом).
При анализе отраслевой структуры инвестиций в основной капитал (по крупным и средним предприятиям) с 2005 по 2008 годы выявляется неравномерная динамика изменения объема инвестиций по большинству отраслей, в том числе в добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах, строительстве, торговле, транспорте и других (Таблица 4).
Таблица 4
Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности крупных и средних предприятий и организаций в 2005-2010 годах
Вид экономической деятельности |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|||||||||||
млн. рублей |
в % к итогу |
млн. рублей |
в % к итогу |
индекс физического объема в % к 2005 г. |
млн. рублей |
в % к итогу |
индекс физического объема в % к 2006 г. |
млн. рублей |
в % к итогу |
индекс физического объема в % к 2007 г. |
млн. рублей |
в % к итогу |
индекс физического объема в % к 2008 г. |
млн. рублей |
в % к итогу |
индекс физического объема в % к 2009 г. |
|
Всего |
4631,4 |
100,0 |
5477,7 |
100,0 |
107,4 |
6138,2 |
100,0 |
101,3 |
7247,4 |
100,0 |
102,7 |
6406,8 |
100,0 |
83,7 |
5467,4 |
100,0 |
80,6 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
683,7 |
14,8 |
232,4 |
4,2 |
28,5 |
494,0 |
8,1 |
181,0 |
745,6 |
10,3 |
144,7 |
569,9 |
8,9 |
75,4 |
272,3 |
5,0 |
44,8 |
Добыча полезных ископаемых |
46,8 |
1,0 |
104,1 |
1,9 |
207,1 |
122,4 |
2,0 |
102,5 |
195,7 |
2,7 |
118,8 |
223,8 |
3,5 |
110,9 |
111,8 |
2,0 |
49,4 |
Обрабатывающие производства |
278,6 |
6,0 |
904,8 |
16,5 |
297,0 |
1001,0 |
16,3 |
82,4 |
2293,4 |
31,6 |
177,2 |
1496,6 |
23,4 |
63,5 |
877,3 |
16,0 |
55,5 |
Производство электроэнергии, газа и воды |
683,7 |
14,8 |
1388,4 |
25,4 |
189,0 |
669,5 |
10,9 |
47,8 |
998,9 |
13,8 |
115,8 |
1613,2 |
25,2 |
146,5 |
1988,3 |
36,4 |
108,9 |
Строительство |
20,8 |
0,4 |
21,1 |
0,4 |
95,3 |
х* |
х* |
92,1 |
98,2 |
1,4 |
в 3,4 р. |
10,0 |
0,2 |
9,8 |
10,2 |
0,2 |
91,2 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств |
41,3 |
0,9 |
155,2 |
2,8 |
в 3,4 р. |
168,8 |
2,8 |
68,7 |
40,5 |
0,6 |
28,8 |
35,3 |
0,5 |
26,8 |
117,2 |
2,1 |
в 3,0 р. |
Транспорт |
665,1 |
14,4 |
462,7 |
8,5 |
58,0 |
494,8 |
8,1 |
105,3 |
552,9 |
7,6 |
103,3 |
421,3 |
6,6 |
71,4 |
763,2 |
14,0 |
180,9 |
Связь |
221,9 |
4,8 |
270,2 |
4,9 |
112,7 |
536,6 |
8,7 |
180,9 |
611,7 |
8,4 |
105,2 |
302,9 |
4,7 |
49,5 |
340,4 |
6,2 |
107,6 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
380,9 |
8,2 |
355,7 |
6,5 |
77,5 |
503,8 |
8,2 |
147,2 |
540,9 |
7,5 |
80,1 |
184,1 |
2,9 |
32,9 |
29,2 |
0,5 |
30,0 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
1281,0 |
27,6 |
1190,8 |
21,7 |
86,9 |
1234,9 |
20,1 |
93,7 |
647,2 |
8,9 |
44,7 |
704,3 |
11,0 |
105,4 |
219,4 |
4,0 |
29,1 |
Образование |
86,6 |
1,9 |
150,5 |
2,7 |
154,4 |
278,5 |
4,5 |
173,9 |
141,6 |
1,9 |
43,1 |
270,4 |
4,2 |
178,3 |
255,8 |
4,7 |
89,2 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
176,8 |
3,8 |
149,7 |
2,7 |
85,3 |
306,5 |
5,0 |
187,1 |
272,0 |
3,8 |
82,2 |
335,2 |
5,2 |
119,8 |
292,6 |
5,4 |
85,4 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
35,3 |
0,8 |
54,4 |
1,0 |
141,9 |
241,4 |
3,9 |
в 4,9 раз |
74,0 |
1,0 |
17,3 |
181,6 |
2,8 |
в 2,3 р. |
141,0 |
2,6 |
73,6 |
Финансовая деятельность |
29,2 |
0,6 |
37,2 |
0,7 |
129,2 |
58,1 |
0,9 |
138,7 |
34,9 |
0,5 |
55,0 |
58,2 |
0,9 |
160,6 |
48,7 |
0,9 |
79,9 |
Прочие |
|
|
0,5 |
|
|
27,9 |
0,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* исходя из требований соблюдения конфиденциальности сведений по конкретным предприятиям, не приводятся данные по объему инвестиций, освоенных одной организаций
По отдельным отраслям, таким как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, здравоохранение и предоставление социальных услуг, наблюдается снижение темпов роста инвестиций. Отсутствие мониторинга и анализа факторов, влияющих на изменение объемов инвестиций в отрасли, со стороны отраслевых министерств, позволяет сформулировать только несколько общих причин такого положения дел, это:
изменение конъюнктуры рынка;
смена собственника и, как следствие, долгосрочных планов развития предприятий;
недостаточная квалификация менеджмента предприятий.
Перечисленные причины неравномерной динамики изменения объема инвестиций и уменьшения темпов их роста в отраслях усугубляют недостаточный уровень инвестиционной привлекательности Карачаево-Черкесской Республики, который сохраняется несмотря на созданные в республике основные условия для активного процесса привлечения инвестиций. Такими условиями являются созданная в предыдущие годы нормативная правовая база в сфере поддержки инвестиционной деятельности, элементы инвестиционной инфраструктуры: банки, лизинговые, консалтинговые и страховые компании, а также автономное учреждение Карачаево-Черкесской Республики "Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики" и РГУП "Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики". Особую значимость проблема недостаточного уровня инвестиционной привлекательности приобретает в условиях сложившейся в мировой экономике кризисной ситуации и, как следствие, значительного сокращения возможности привлечения предприятиями кредитных ресурсов.
Основными причинами сохранения проблемы недостаточного уровня инвестиционной привлекательности Карачаево-Черкесской Республики являются:
отсутствие межведомственной координации процесса реализации крупных инвестиционных проектов;
сложный порядок предоставления преференций субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты;
недостаточно активная работа:
отраслевых министерств по стимулированию инвестиций в предприятия отрасли (в том числе отсутствие мониторинга и анализа причин изменения объемов инвестиций в целом по отрасли);
муниципальных образований по подготовке и продвижению инвестиционных площадок;
по привлечению инвестиций с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
по привлечению инвестиций из федеральных инвестиционных институтов (прежде всего из Инвестиционного фонда Российской Федерации),
по прединвестиционной подготовке инвестиционных проектов и инвестиционных площадок.
Решение проблемы недостаточного уровня инвестиционной привлекательности Карачаево-Черкесской Республики предусмотрено программно-целевым методом.
Реализация программно-целевого метода позволит использовать позитивный опыт реализации инвестиций предыдущих лет, осуществить комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Карачаево-Черкесскую Республику, поддержку и стимулирование инвестиционной деятельности, а также провести межотраслевую координацию этих процессов.
Отказ от использования программно-целевого метода для создания в Карачаево-Черкесской Республике благоприятных условий для привлечения инвестиций и стимулирования инвестиционной деятельности не предполагает активных действий по ускорению институциональных преобразований, содействующих повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности как республики в целом, так и отдельных организаций. Этот вариант предусматривает привлечение инвестиций в основном за счет собственных средств, является малоперспективным и предполагает отставание развития экономики Карачаево-Черкесской Республики от экономики других субъектов Северо-Кавказского федерального округа и России в целом.
Реализация отдельных мероприятий, направленных на развитие инвестиционного потенциала, на снижение инвестиционных рисков и устранение инвестиционных барьеров, без использования программно-целевого метода не позволит осуществить координацию мероприятий, стимулирующих приток инвестиций, и может привести к усугублению состояния инвестиционного климата и формированию несбалансированных инвестиционных условий по различным видам экономической деятельности. Эффект от реализации отдельных мероприятий будет намного ниже и не позволит достичь ожидаемого интегрального социально-экономического эффекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.