Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 4 августа 2011 г. N 245
Республиканская целевая программа
"Развитие туризма в Карачаево-Черкесской Республике на период до 2016 года"
Паспорт республиканской целевой программы
"Развитие туризма в Карачаево-Черкесской Республике до 2016 года"
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Развитие туризма в Карачаево-Черкесской Республике до 2016 года" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 11.08.2010 N 263 "Об утверждении Концепции развития туризма в Карачаево-Черкесской Республике до 2016 года"; постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.12.2010 N 536 "О разработке республиканской целевой программы "Развитие туризма в Карачаево-Черкесской Республике на период до 2015 года" |
Государственный заказчик Программы |
Министерство Карачаево-Черкесской Республики по физической культуре, спорту и туризму |
Основные разработчики Программы |
Министерство Карачаево-Черкесской Республики по физической культуре, спорту и туризму |
Основная цель Программы |
Создание благоприятных экономических условий для дальнейшего устойчивого развития туризма и удовлетворения спроса потребителей на туристские услуги |
Основные задачи Программы |
Определение приоритетных направлений развития туризма в Карачаево-Черкесии; оценка потенциала развития туристской сферы республики; обеспечение государственного регулирования развития туризма в республике по управлению туристскими ресурсами и туристской индустрией; развитие материальной базы туризма (средств размещения и туристской инфраструктуры), внедрение прогрессивных технологий туристического обслуживания; развитие дорожной инфраструктуры, улучшающей доступность туристско-рекреационных комплексов; создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма; создание условий для развития спортивного, историко-культурного и оздоровительного туризма; создание условий для освоения новых туристических районов с обширным природным и историко-культурным потенциалом; стимулирование развития отечественного предпринимательства в сфере туризма, поддержка малого предпринимательства в этой области; совершенствование системы информационного обеспечения туристической индустрии, проведение активной рекламной деятельности |
Целевые индикаторы Программы |
Объем платных туристических услуг населению и услуг гостиниц и аналогичных средств размещения; внутренний туристический поток; численность работников, занятых в сфере туризма и сопутствующих отраслях; инвестиции в сферу туризма в рамках реализации Программы; доля туризма во внутреннем валовом продукте Карачаево-Черкесской Республики; въезд иностранных граждан в Карачаево-Черкесскую Республику; количество коллективных средств размещения (в том числе экономического класса категории 1*-3*) |
Сроки и этапы реализации Программы |
2012-2016 годы |
Перечень основных мероприятий Программы |
1. Маркетинг 1.1. Исследования значимости конкретных факторов туризма в Карачаево-Черкесской Республике для потребителей. 1.2. Брендинг наиболее значимых туробъектов. 1.3. Перевод туристско-рекреационного комплекса на современные технологии туристского обслуживания. 1.4. Обучение населения предоставлению новых туруслуг. 1.5. Исследования изменения потребностей на рынке. 1.6. Исследования с целью оценки правильности позиционирования. 1.7. Создание сети туристических представительств Карачаево-Черкесской Республики. 1.8. Внедрение единой системы электронных продаж услуг туристско-рекреационного комплекса. 1.9. Разработка креативной концепции единой рекламной кампании региона. 1.10. Разработка единой стратегии региона в сфере PR. 1.11. Создание и обслуживание современного комплекса Интернет-маркетинга. 1.12. Деятельность PR-подразделения. 1.13. Создание банка свободно распространяемых рекламных материалов о Карачаево-Черкесской Республике. 1.14. Выставки и презентации. 1.15. Средства массовой информации. 1.16. Организация массовых мероприятий. 1.17. Информационная продукция. 1.18. Прямая реклама (ATL). 1.19. Промо-акции (BTL). 2. Инвестиционные предложения 2.1. Реконструкция Сентинского храма с созданием вокруг него туристской инфраструктуры. 2.2. Реконструкция Шоанинского храма с созданием вокруг него туристской инфраструктуры. 2.3. Строительство рекреационно-оздоровительного комплекса "Джилы-су". 2.4. Строительство туристско-рекреационного комплекса "Мара" у перевала Гум-Баши. 2.5. Строительство туристско-рекреационного комплекса "Мара" у перевала Гум-Баши (2 очередь) и в урочище Ран-Сырты. 2.6. Строительство и развитие туристско-рекреационного комплекса в урочище Шайлык-Сырты. 2.7. Строительство и развитие туристско-рекреационного комплекса у Хурзукского исторического комплекса. 2.8. Строительство и развитие туристско-рекреационного комплекса у северного подножья Эльбруса. 2.9. Строительство исторического комплекса на территории Нижне-Архызского музея-заповедника. 2.10. Расширение туристско-рекреационного комплекса "Медовые водопады". 2.11. Освоение горнолыжных трасс на склонах горы Семенов-Баши (пос. Домбай). 2.12. Строительство туристско-рекреационного комплекса "Гаралы". 3. Реализующиеся инвестиционные проекты 3.1. Строительство всесезонного туристско-рекреационного комплекса "Архыз" (пос. Архыз) |
Исполнители |
Министерство Карачаево-Черкесской Республики по физической культуре, спорту и туризму, субъекты инвестиционной деятельности, иные организации, определяемые на конкурсной основе, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы составляет 19877815,5 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 2367114,0 тыс. рублей (по согласованию), в том числе: 2012 год - 442714,2 тыс. рублей; 2013 год - 561614,8 тыс. рублей; 2014 год - 498600,2 тыс. рублей; 2015 год - 508767,0 тыс. рублей; 2016 год -355417,8 тыс. рублей; средства республиканского бюджета - 1516462,5 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 273737,2 тыс. рублей; 2013 год - 354474,3 тыс. рублей; 2014 год - 312127,9 тыс. рублей; 2015 год - 339178,0 тыс. рублей; 2016 год - 236945,2 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 52360,0 тыс. рублей (по согласованию), в том числе: 2012 год - 17863,3 тыс. рублей; 2013 год - 17373,3 тыс. рублей; 2014 год - 17123,3 тыс. рублей Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей республиканского бюджета. Для финансирования мероприятий Программы возможно привлечение средств федерального бюджета, местных бюджетов (объемы и направления финансирования мероприятий Программы определяются соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований), а также внебюджетных средств (частных инвесторов) 15941879,2 тыс. рублей (по согласованию), в том числе: 2012 год - 6106054,4 тыс. рублей; 2013 год - 7844273,2 тыс. рублей; 2014 год - 1187581,2 тыс. рублей; 2015 год - 567647,5 тыс. рублей; 2016 год - 236323,0 тыс. рублей |
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации |
Текущее управление за реализацией Программы осуществляет Министерство Карачаево-Черкесской Республики по физической культуре, спорту и туризму |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Увеличение числа прибывающих в Карачаево-Черкесскую Республику иностранных и российских туристов к концу реализации Программы в три раза по отношению к 2010 году; увеличение номерного фонда средств размещения туристов за годы реализации Программы в три раза по отношению к 2010 году; увеличение платных услуг субъектов туриндустрии населению ежегодно на 30 процентов; налоговые поступления в бюджеты разных уровней за годы реализации Программы составят не менее 11 миллиардов рублей, а по ее реализации составят не менее 5 миллиардов рублей ежегодно; создание дополнительных рабочих мест в сфере обслуживания туристской инфраструктуры и смежных отраслях не менее двенадцати тысяч человек |
1. Общие положения
Новый век по анализу ООН провозглашен "Веком туризма". Туризм становится решающим двигателем экономики всего мирового сообщества, миллиард жителей которого будут ежегодно отправляться в путешествие.
Недаром Всемирная туристическая организация, объединяющая 160 стран, сформировала и выдвинула свой девиз: "Туризм - сохранение мирового наследия для нового тысячелетия". Туризм - это одна из уникальных отраслей современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей, повышение качества жизни населения, защиту окружающей среды и сохранность культурного наследия. При этом человеческая деятельность не приводит к истощению природных и культурных ресурсов.
Карачаево-Черкесская Республика, занимающая ключевую позицию по географическому положению в составе туристского кластера Северо-Кавказского федерального округа, Краснодарского края и Республики Адыгея, имеет колоссальные природные и культурно-исторические туристские ресурсы, опираясь на которые туризм в Карачаево-Черкесии может стать одной из главных отраслей социально-экономического развития региона.
Республиканская целевая программа "Развитие туризма в Карачаево-Черкесской Республике до 2016 года" (далее - Программа) направлена на реализацию:
стратегии развития туризма в Карачаево-Черкесской Республике, отраженной в "Концепции развития туризма в Карачаево-Черкесской Республике на период до 2015 года", принятой постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 11.08.2010 N 263;
маркетинговой стратегии и медиа-стратегии развития туристско-рекреационного комплекса Карачаево-Черкесской Республики, отраженной в "Маркетинговом плане развития туристской отрасли Карачаево-Черкесской Республики до 2015 года", принятой постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 02.12.2010 N 467.
Реализация в полном объеме мероприятий Программы позволит превратить наш регион в один из крупнейших центров туризма в Российской Федерации.
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
2.1. Оценка текущего состояния туристской отрасли Карачаево-Черкесской Республики
2.1.1. Географическое положение
Карачаево-Черкесская Республика расположена на северо-западе Кавказа: на юге граничит с Грузией и Абхазией по Главному Кавказскому хребту, с запада - с Краснодарским краем, с севера и северо-востока - со Ставропольским краем, с востока - с Кабардино-Балкарской Республикой. Площадь республики - 14,3 тыс. кв. км (0,1% территории Российской Федерации).
Республика включает в себя 100 муниципальных образований:
2 городских округа, 10 муниципальных районов, 5 городских поселений, 83 сельских поселения.
2.1.2. Климат региона
Основные черты климата Карачаево-Черкесии определяются ее географическим положением в умеренном поясе, особенностями циркулирующих процессов и своеобразными условиями геоморфологического строения района. В республике не так ярко выражена сезонность, как в Центральной России. В связи с близостью гор, которые загораживают от влажного теплого южного ветра, здесь холоднее, чем на Черноморском побережье Кавказа. Республика в значительной своей части расположена в горных районах, что и предопределило вертикальную зональность климата и зависимость его от экспозиции склонов. В Карачаево-Черкесии можно выделить четыре климатических пояса: умеренно-континентальный, умеренно-теплый, умеренно-влажный и умеренно-холодный. По мере продвижения к югу и увеличения высоты местности температура заметно понижается, причем понижение ее в зимнее время меньше, чем в теплый период. Поэтому зимы в горах бывают не намного холоднее, чем на равнине, зато лето значительно прохладнее. В летний период наиболее жарко в северной части республики: Адыге-Хабльском, Прикубанском, Усть-Джегутинском и Хабезском районах, которые расположены в зоне с умеренно-континентальным климатом.
2.1.3. Наличие туристских объектов и маршрутов
На территории Карачаево-Черкесской Республики большое количество привлекательных экскурсионных объектов: памятников природы, истории, археологии и архитектуры. На Северо-Западном Кавказе представлены все этапы каменного века, памятники эпохи неолита и эпохи бронзы. В долинах рек Кубань, Теберда, Кума и их притоков большое количество памятников аланской культуры - это руины многочисленных городищ, храмов, множество одноапсидных церквей, святилищ, курганов кипчакского происхождения. На территории республики расположены самые древние христианские храмы, построенные в России.
Характерной особенностью высокогорья является то, что здесь имеются весьма благоприятные условия для многих форм рекреации: от сложнейших (альпинизм, горный туризм, скалолазание, горнолыжный спорт, дельтапланеризм) до самых простых, не требующих сложной подготовки (экскурсии, прогулки по склонам, отдых на лоне горной природы).
Интересны целинные участки луговой степи на Сычевских горах, где сохранились редкие виды растений, внесенные в Красную книгу Российской Федерации, гора "Тешик-Таш" (в переводе с карачаевского "Кольцо-гора"). В республике восемь подобных памятников. Останец Шоана - прекрасный ландшафт, включающий горные породы и рощу тиса ягодного.
Махарские нарзаны в сочетании с хвойным лесом представляют прекрасный оздоровительный комплекс.
Все вышеуказанные туристские ресурсы в основном группируются в следующих горно-рекреационных зонах, имеющих туристские центры, или перспективных для их создания и имеющих транспортную связь с межрегиональной автотрассой Майкоп - Карачаевск - Кисловодск:
"Большая Лаба" в Урупском районе;
"Нижний Архыз" и "Архыз" в Зеленчукском районе;
"Теберда - Домбай" в Карачаевском районе и г. Карачаевске;
"Узункол", "Джилы-су" и "Махар" в Карачаевском районе;
"Мара" в Карачаевском и Усть-Джегутинском районах;
"Учкекен", "Медовые водопады" и "Схауат" в Малокарачаевском районе.
Таблица 1
Динамика туристских потоков
Показатели |
Прогноз |
||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
Количество иностранных туристов (чел.) |
6860 |
8000 |
9500 |
9900 |
10490 |
11120 |
11780 |
Количество российских туристов (чел.) |
425200 |
438600 |
463000 |
470000 |
697870 |
827700 |
1275600 |
Итого |
432060 |
446600 |
472500 |
479900 |
708360 |
838820 |
1287380 |
2.1.4. Объемы туристско-экскурсионных услуг
Количество туристов, посетивших Карачаево-Черкесскую Республику в 2000 - 2008 годах, составляет 1005000 человек, в том числе зарубежных - 10440 человек.
Таблица 2
Количество и уровень средств размещения
Средства размещения |
Теберда |
Домбай |
Архыз |
Учкекен |
Уруп |
Мара |
Гостиницы |
1*175 мест |
85*2105 мест |
- |
- |
1*88 мест |
1*40 мест |
Отели |
- |
8*400 мест |
- |
- |
- |
- |
Базы отдыха |
9*853 мест |
1*63 мест |
10*892 мест |
1*10 мест |
6*400 мест |
- |
Пансионаты |
2*260 мест |
- |
2*170 мест |
- |
- |
- |
Санатории |
2*360 мест |
- |
- |
- |
- |
- |
Альплагеря |
- |
1*20 мест |
- |
- |
- |
- |
Пионерлагеря |
1*120 мест |
- |
- |
- |
- |
- |
Спортлагеря |
- |
- |
1*60 |
- |
- |
- |
Всего |
1768 мест |
2588 мест |
1122 мест |
10 мест |
488 мест |
40 мест |
Сфера питания
Количество предприятий общественного питания в курортных зонах на конец 2010 года составляет 69 единиц;
рестораны - 2 единицы на 350 посадочных мест;
количество посетителей за 2010 год - 21000 человек;
кафе - 35 единиц на 830 посадочных мест;
количество посетителей за 2010 год - 85000 человек.
Транспорт
Количество автобусных рейсов, ежегодно прибывающих в республику:
междугородных - 20128 единиц;
в международном сообщении - 90 единиц.
Количество пассажиров, ежегодно прибывающих в Карачаево-Черкесскую Республику:
на междугородных маршрутах - 625000 человек;
в международном сообщении - 2700 человек.
Доля зарубежных и отечественных туристов в общем количестве прибывающих автобусами - 20%.
Из общего числа автобусов туристские автобусы составляют 15%.
Из общего количества пассажиров пассажиры туристских автобусов составляют 125000 человек.
В железнодорожном сообщении
Количество рейсов - 180 единиц;
количество пассажиров - 12000 человек.
Количество легковых автомобилей, ежегодно прибывающих в республику междугородным сообщением, всего 35000 единиц.
Количество пассажиров, ежегодно прибывающих в республику на легковых автомобилях междугородным сообщением, - 100000 человек.
Доля зарубежных и отечественных туристов в общем количестве прибывающих в республику - 80%.
2.1.5. Республиканское законодательство в сфере туризма
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 10.10.98 N 477-ХХII "О туризме";
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 16.10.2003 N 56-РЗ "О развитии туристско-рекреационного комплекса "Домбай-Архыз";
постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20.03.2002 N 31 "О развитии туризма в Карачаево-Черкесской Республике";
распоряжение Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 13.09.2002 N 196-р "О мерах упорядочения посещения самодеятельными туристскими группами территории Карачаево-Черкесской Республики";
постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.10.2002 N 164 "О создании республиканского государственного учреждения "Республиканская школа по подготовке инструкторов горного туризма";
постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 11.08.2010 N 263 "Об утверждении Концепции развития туризма в Карачаево-Черкесской Республике до 2015 года";
постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 02.12.2010 N 467 "Об утверждении маркетингового плана развития туристской отрасли Карачаево-Черкесской Республики до 2016 года".
2.1.6. Количество туристских компаний, работающих на рынке Карачаево-Черкесской Республики, и объем предоставляемых ими услуг, количество занятых в сфере туризма
|
По состоянию на 2010 год |
|
1. |
Количество фирм, всего |
13 |
в том числе организующих: въездной туризм выездной туризм |
10 3 |
|
2. |
Из них: специализирующихся только на туроператорской деятельности специализирующихся только на турагентской деятельности |
2 11 |
Распределение числа обслуженных туристов в зависимости от цели поездки, всего в %:
досуг, рекреация, отдых - 30;
религия, паломничество - 5;
деловые и профессиональные - 2;
лечение - 7;
спортивные цели - 46.
По состоянию на 2010 год | ||||
|
число обслуженных туристов, тыс. чел. |
в % от общего числа обслуженных туристов |
||
российские |
иностранные |
российские |
иностранные |
|
Продолжительность поездки 1-3 дня |
|
|
|
|
4-14 дней |
30 |
0,2 |
10 |
11 |
15-28 дней |
5 |
- |
1,6 |
- |
29-56 дней |
- |
- |
- |
- |
2.1.7. Рекламно-информационная деятельность в сфере туризма
В настоящее время на рынке рекламно-информационных услуг наиболее успешно действует интернет-ресурс "Домбай-инфо". Туристский продукт Карачаево-Черкесии продвигается несколькими московскими, ростовскими, ставропольскими и краснодарскими фирмами, которые на договорной основе с владельцами гостиниц и коттеджей реализуют туристические путевки на горнолыжные курорты Архыза и Домбая.
В рамках реализации настоящей Программы планируется создание республиканского информационно-аналитического туристского центра с сетью представительств в регионах Российской Федерации и создание Интернет-портала по туризму. Планируется также разработка и реализация рекламно-информационных кампаний по въездному и внутреннему туризму (издание каталогов, путеводителей, буклетов, плакатов, карт, видеофильмов и иной рекламно-информационной продукции о туристских возможностях региона, организация проведения рекламных туров для отечественных и зарубежных туроператоров и специализированных средств массовой информации).
Организация участия в крупных межрегиональных, российских, международных туристских выставках единым региональным туристским стендом с привлечением органов местного самоуправления также позволят сформировать благоприятный имидж Карачаево-Черкесии в сфере туристических услуг.
2.2. Проблемы
Основными проблемами, сдерживающими развитие отрасли на текущий момент, являются:
низкая транспортная доступность рекреационных зон перспективных для создания туристских центров (Большая Лаба, Узун-Кол, Джилы-су, Махар, Гум-Баши, Медовые водопады);
недостаточное количество средств размещения с современным уровнем комфорта и обслуживания;
отсутствие оборудованных туристских маршрутов;
недостаточное количество новых канатных дорог;
отсутствие систем искусственного оснежения склонов;
отсутствие оборудованных горнолыжных трасс в соответствии с международными стандартами;
неразвитая розничная торговля и сфера бытовых услуг.
Также следует признать, что в Карачаево-Черкесской Республике отсутствует организованная как единая система индустрия гостеприимства, способная оказывать влияние на формирование туристских потоков и осуществлять обслуживание на уровне мировых стандартов. Кроме этого, отсутствует необходимая государственная статистическая информация о деятельности в сфере туризма. Слабая экономико-статистическая изученность туристской индустрии как на уровне республики в целом, так и на уровне муниципальных образований, не позволяет сделать достоверные стоимостные оценки масштабов туристского комплекса и его влияния на экономику Карачаево-Черкесской Республики, оценить прямой вклад организаций туристской сферы в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в том числе с учетом мультипликативного эффекта.
Основными приоритетами в развитии отрасли являются:
строительство сети автомобильных дорог в районе Северо-Западного Приэльбрусья и Верхней Кубани;
восстановление и систематическое поддержание высокого качества дорожного покрытия трассы Кисловодск - Майкоп;
создание современной придорожной инфраструктуры сервиса;
строительство современных туристических комплексов, развитие туристической инфраструктуры.
В рамках развития инфраструктуры туризма в Карачаево-Черкесии приоритетно инвестирование в следующие объекты обслуживания:
кемпинги, комфортабельные гостиницы, альплагеря;
предприятия питания, сфера услуг, торговля;
реконструкция, техническое перевооружение подъемников и горнолыжных трасс;
оборудование туристических маршрутов, смотровых площадок, мест промежуточного отдыха пунктами питания, продажи сувениров и других товаров туристического обихода;
поддержка и создание спасательных и медицинских служб в туристических зонах;
организация мастерских народных промыслов и ремесел;
развитие и модернизация производственной и социальной инфраструктуры района Домбай - Теберда - Архыз - Мара (энергоснабжение, транспорт, газификация, связь, здравоохранение);
строительство транспортного тоннеля, связывающего Карачаево-Черкесию и Черноморское побережье.
Также перспективными направлениями являются:
автотуризм, который по массовости спроса является самым перспективным направлением туризма в Карачаево-Черкесской Республике (42% от всего спроса). Автотурист может путешествовать на автомобиле, но с конечной целью отдохнуть на море или может сочетать любой из видов туризма с экскурсиями;
климатобальнеологическое лечение, обусловленное наличием большого количества минеральных источников, расположенных в естественных природно-рекреационных зонах, а также благоприятными климатическими условиями. Перспективность данного направления обусловлена высокой положительной динамикой стихийного развития так называемых "народных курортов", в частности в районах Лабинского ущелья и Карачаево-Черкесского Приэльбрусья. Наличие же в непосредственной близости мощной курортной зоны Кавказских Минеральных вод может существенно облегчить задачу развития данного направления бизнеса, не создавая конкуренции санаторно-лечебным предприятиям Пятигорска, Ессентуков, Железноводска и Кисловодска;
различные виды активного туризма и отдыха (альпинизм, горные походы, рафтинг (сплав по горным рекам), конные походы, пейнтбол, парапланеризм, горный велосипед);
посещение историко-культурных объектов.
Дополнительным ресурсом туристического развития является возможность организации в республике "событийного туризма". Большой потенциал развития имеет проведение спортивных мероприятий всероссийского и мирового уровня.
Кроме того, районы, имеющие ресурсы для горнолыжного туризма идеально отвечают запросам организации полномасштабных спортивных тренировок горнолыжных команд и подготовки профессиональных спортсменов для олимпийских и национальных сборных. Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации рекомендовало г. Теберду и поселок Домбай как наиболее оптимальную зону для строительства регионального горнолыжного центра.
Развитие туристической отрасли Карачаево-Черкесской Республики связано с привлечением значительных инвестиционных ресурсов. Деятельность по привлечению внешних инвесторов должна сопровождаться формированием и продвижением имиджа республики как места, привлекательного для размещения инвестиций. Необходима целевая имиджевая и рекламно-информационная поддержка туристско-рекреационного комплекса республики.
Реализация имеющегося потенциала возможна только при условии системного и комплексного подхода к решению проблем, сдерживающих развитие туризма на основе государственно-частного партнерства. Отсутствие комплексной программы реализации туристского потенциала с учетом специализации региона на туристском рынке, выделения целевых сегментов и приоритетов развития, четкого позиционирования узнаваемого образа Карачаево-Черкесской Республики не позволяло осуществлять эффективное государственное регулирование и финансирование этой отрасли. Поэтому государственное регулирование и финансирование осуществлялось только в отношении туристско-рекреационного комплекса "Архыз-Домбай" с привлечением инвесторов и финансированием в 2009 году 9,318 млн. рублей.
С принятием настоящей Программы планируется активное участие органов государственной и муниципальной власти в организации эффективной и доходной туристской отрасли, в том числе:
рассмотрение возможности предоставления льгот по налогам и иным платежам в части средств, зачисляемых в республиканский бюджет, организациям туристской отрасли, объем реализации товаров (работ, услуг) которых в части приоритетных направлений туризма в совокупности составляет в общем объеме не менее 75 процентов;
содействие продвижению инвестиционных проектов в соответствии с законодательством о предоставлении государственной поддержки разработки и реализации инвестиционных проектов, а также законодательством о государственной поддержке малого предпринимательства на территории Карачаево-Черкесской Республики;
бюджетное финансирование проектов на условиях конкурсного размещения заказов, а также в рамках текущих расходов бюджета;
финансирование строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, имеющей непосредственное отношение к индустрии туризма, из бюджета строительства объектов социальной инфраструктуры;
финансирование строительства объектов транспортной инфраструктуры в приоритетных туристских районах;
активизация работ по участию Карачаево-Черкесской Республики в федеральных целевых программах;
содействие органам местного самоуправления в развитии туризма на своих территориях;
координация межотраслевого и межрегионального взаимодействия;
организация ведения статистического учета в региональном туризме по направлениям;
создание реестров туристских ресурсов, субъектов туристской деятельности, а также проведения мониторинга туристских потоков.
Государственное регулирование в сфере туризма и туристской деятельности в республике должно быть направлено на:
обеспечение и защиту прав граждан на отдых, свободу передвижения, качественное туристское обслуживание и иных прав при совершении путешествий;
создание условий для деятельности, направленной на воспитание, просвещение, оздоровление туристов;
сохранение и рациональное использование природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала;
развитие туристской индустрии, обеспечивающей удовлетворение потребностей граждан в туристских услугах, способствующих созданию новых рабочих мест, увеличению доходов бюджетов на уровне муниципальных районов;
развитие межрегиональных и международных связей туристских организаций и их объединений.
В результате реализации программных мероприятий к 2016 году планируется преодолеть вышеуказанные факторы, сдерживающие развитие туризма в Карачаево-Черкесии, и создать конкурентоспособный региональный туристский продукт.
3. Основные цели и задачи Программы
1. Основной целью разработки Программы является создание благоприятных экономических условий в Карачаево-Черкесской Республике для дальнейшего развития туризма и удовлетворение спроса потребителей на туристские услуги.
2. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
определение приоритетных направлений развития туризма в Карачаево-Черкесии;
оценка потенциала развития туристской сферы республики;
обеспечение государственного регулирования развития туризма в республике по управлению туристскими ресурсами и туристской индустрией;
развитие материальной базы туризма (средств размещения и туристской инфраструктуры), внедрение прогрессивных технологий туристического обслуживания;
развитие дорожной инфраструктуры, улучшающей доступность туристско-рекреационных комплексов;
создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма;
создание условий для развития спортивного, историко-культурного и оздоровительного туризма;
создание условий для освоения новых туристических районов с обширным природным и историко-культурным потенциалом;
стимулирование развития отечественного предпринимательства в сфере туризма, поддержка малого предпринимательства в этой области;
совершенствование системы информационного обеспечения туристической индустрии, проведение активной рекламной деятельности.
3. Этапы реализации Программы
Настоящая Программа рассчитана на среднесрочный период:
2012-2016 годы. Этапы реализации Программы не выделяются, так как мероприятия Программы будут реализовываться в течение всего срока действия Программы и выполняться в соответствии со сроками реализации мероприятий Программы (согласно приложению 1, 2). С учетом происходящих в экономике реформ мероприятия могут быть скорректированы в установленном порядке.
В соответствии с маркетинговыми исследованиями основную долю целевой аудитории туристско-рекреационного комплекса Карачаево-Черкесской Республики составляют автотуристы.
Создание дорожной инфраструктуры и строительство объектов туристской инфраструктуры планируется осуществить в первые два года, в последующем продолжать реконструкцию и ремонт исторических комплексов, строительство и развитие социальной инфраструктуры.
Таблица 3
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации
республиканской целевой программы
"Развитие туризма в Карачаево-Черкесской Республике до 2016 года"
Индикаторы и показатели |
Единица измерения |
I этап |
II этап |
|||||||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||
Объем платных туристических услуг населению и услуг гостиниц и аналогичных средств размещения |
млн. рублей |
594,12 |
774,44 |
829,76 |
851,16 |
885,34 |
926,45 |
1162,60 |
1409,84 |
2521,13 |
Внутренний туристический поток |
тыс. чел. |
360,80 |
423,40 |
425,20 |
438,6 |
463,6 |
470,0 |
697,87 |
827,7 |
1275,6 |
Численность работников, занятых в сфере туризма и сопутствующих отраслях |
тыс. чел. |
3,5 |
3,8 |
4,1 |
4,6 |
7,2 |
8,8 |
10,4 |
11,1 |
12,0 |
Инвестиции в сферу туризма в рамках реализации Программы |
млн. рублей |
- |
- |
- |
- |
6840,37 |
8777,74 |
2015,43 |
1415,6 |
828,69 |
Доля туризма во внутреннем валовом продукте Карачаево-Черкесской Республики |
% |
1,69 |
2,00 |
1,83 |
1,63 |
1,45 |
1,29 |
5,50 |
7,71 |
10,0 |
Въезд иностранных граждан в Карачаево-Черкесскую Республику |
тыс. чел. |
5,94 |
6,80 |
6,86 |
8,0 |
9,5 |
9,9 |
10,49 |
11,12 |
11,78 |
Количество коллективных средств размещения |
единиц |
106 |
118 |
130 |
138 |
149 |
159 |
167 |
178 |
190 |
в том числе экономического класса (категории 1*-3*) |
единиц |
106 |
118 |
130 |
135 |
142 |
148 |
153 |
159 |
165 |
4. Перечень программных мероприятий
Программа содержит перечни мероприятий по маркетингу, необходимых для продвижения туристско-рекреационного комплекса республики на внутреннем рынке, и инвестиционных предложений по строительству отдельных туристско-рекреационных комплексов с целью увеличения и модернизации туристско-рекреационного комплекса Карачаево-Черкесии:
4.1. Маркетинг (приложение 1)
1. Исследования значимости конкретных факторов туризма в Карачаево-Черкесской Республике для потребителей.
2. Брендинг наиболее значимых туробъектов.
3. Перевод туристско-рекреационного комплекса на современные технологии туристского обслуживания.
4. Обучение населения предоставлению новых туруслуг.
5. Исследования изменения потребностей на рынке.
6. Исследования с целью оценки правильности позиционирования.
7. Создание сети туристических представительств Карачаево-Черкесской Республики.
8. Внедрение единой системы электронных продаж услуг туристско-рекреационного комплекса.
9. Разработка креативной концепции единой рекламной кампании региона.
10. Разработка единой стратегии региона в сфере PR.
11. Создание и обслуживание современного комплекса Интернет-маркетинга.
12. Деятельность PR-подразделения.
13. Создание банка свободно распространяемых рекламных материалов о Карачаево-Черкесской Республике.
14. Выставки и презентации.
15. Средства массовой информации.
16. Организация массовых мероприятий.
17. Информационная продукция.
18. Прямая реклама (ATL).
19. Промо-акции (BTL).
4.2. Инвестиционные предложения (приложение 2)
1. Реконструкция Сентинского храма с созданием вокруг него туристской инфраструктуры.
2. Реконструкция Шоанинского храма с созданием вокруг него туристской инфраструктуры.
3. Строительство рекреационно-оздоровительного комплекса "Джилы-су".
4. Строительство туристско-рекреационного комплекса "Мара" у перевала Гум-Баши.
5. Строительство туристско-рекреационного комплекса "Мара" у перевала Гум-Баши (2 очередь) и в урочище Ран-Сырты.
6. Строительство и развитие туристско-рекреационного комплекса в урочище Шайлык-Сырты.
7. Строительство и развитие туристско-рекреационного комплекса у Хурзукского исторического комплекса.
8. Строительство и развитие туристско-рекреационного комплекса у северного подножья Эльбруса.
9. Строительство исторического комплекса на территории Нижне-Архызского музея-заповедника.
10. Расширение туристско-рекреационного комплекса "Медовые водопады".
11. Освоение горнолыжных трасс на склонах горы Семенов-Баши (пос. Домбай).
12. Строительство туристско-рекреационного комплекса "Гаралы".
4.3. Реализующиеся инвестиционные проекты (приложение 3)
4.3.1. Строительство всесезонного туристско-рекреационного комплекса "Архыз" (пос. Архыз).
В перечне инвестиционных предложений по строительству отдельных туристско-рекреационных комплексов мероприятия сгруппированы по 4 разделам: создание дорожной инфраструктуры, создание туристской инфраструктуры, создание инженерной инфраструктуры и создание социальной инфраструктуры. Каждый раздел включает перечень мероприятий, имеющих своей целью создание соответствующей инфраструктуры, объем финансирования и сроки реализации. Каждое предложение характеризуется также ожидаемым конечным результатом, включая планируемые налоговые отчисления и создание рабочих мест.
Реализация инвестиционных предложений позволит создать на территории республики сеть туристских кластеров, которые станут основой туристско-рекреационного комплекса Карачаево-Черкесии, реализующего следующие виды туризма:
1. Познавательный - связанный с потребностью в расширении знаний по различным направлениям, в том числе и экологический туризм, предполагающий посещение охраняемых природных территорий (Сентинский и Шоанинский храмы, Хурзукский исторический комплекс, Нижне-Архызский музей-заповедник).
2. Лечебный, имеющий несколько разновидностей, обусловленных природными средствами воздействия на человеческий организм: климатолечение, бальнеолечение, фитотерапия (рекреационно-оздоровительный комплекс "Джилы-су".
3. Спортивный - связанный с занятием различными видами спорта.
Благодаря уникальным природно-климатическим условиям на территории Карачаево-Черкесии можно развивать следующие виды спортивного туризма:
горно-пешеходный туризм;
водный туризм;
конный туризм;
горнолыжный туризм;
альпинизм
(туристско-рекреационный комплекс у северного подножья Эльбруса, туристско-рекреационный комплекс "Архыз-Синара" в поселке Архыз, горнолыжные трассы на склонах горы Семенов-Баши в поселке Домбай).
4. Рекреационный - в основе которого лежит потребность человека в восстановлении своих физических и душевных сил. Этот вид туризма отличается большим разнообразием, он может включать в себя такие программы, как зрелищно-развлекательные, занятия по интересам, обучающие, этнические и бытовые, оздоровительные (туристско-рекреационный комплекс "Мара" у перевала Гум-Баши, туристско-рекреационный комплекса "Мара" у перевала Гум-Баши (2 очередь) и в урочище Ран-Сырты, туристско-рекреационный комплекс в урочище Шайлык-Сырты, туристско-рекреационный комплекс "Медовые водопады", туристско-рекреационный комплекс "Гаралы").
5. Автотуризм - в основе которого лежит объединение туристско-рекреационных комплексов Карачаево-Черкесии в единый курортный комплекс с соседней Абхазией, Кавказскими Минеральными водами, Черноморским побережьем Краснодарского края, Кабардино-Балкарией сетью современных автомобильных дорог.
Реализация этих мероприятий позволит туристско-рекреационному комплексу Карачаево-Черкесской Республики увеличить свой целевой рынок на 3 млн. человек.
Программа реализуется органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики на базе создания благоприятного инвестиционного климата в республике путем принятия соответствующих нормативных правовых актов, гарантирующих защиту интересов инвесторов.
Регулярно проводимый мониторинг и оценка эффективности реализации инвестиционных проектов должны являться основным критерием при рассмотрении вопроса о финансировании программных мероприятий на очередной финансовый год.
См. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 23 марта 2006 г. N 20-РЗ "О порядке предоставления государственных гарантий Карачаево-Черкесской Республики под инвестиционные проекты"
5. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
На реализацию мероприятий Программы предполагается направить средства из бюджетных и внебюджетных источников в размере 33464252,2 тыс. рублей.
Бюджетные источники:
1) федеральный бюджет - средства, предусмотренные на исполнение мероприятий настоящей Программы Федеральным законом о Федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (прогнозируются как возможный источник средств);
2) республиканский бюджет - средства, предусмотренные на исполнение мероприятий настоящей Программы республиканским законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;
3) местные бюджеты - объемы и направления финансирования мероприятий Программы определяются соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (прогнозируются как возможный источник средств).
Объемы бюджетных средств ежегодно уточняются в соответствии с принимаемыми нормативными правовыми актами о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год и плановый период.
Внебюджетные источники: средства участников из числа организаций, финансирование которых осуществляется из внебюджетных источников (прогнозируется как возможный источник средств с указанием сумм на основании соответствующих заявок организаций - участников Программы).
Таблица 4
Финансирование мероприятий Программы
N п/п |
Источники финансирования |
Всего |
В том числе по годам (тыс. рублей) |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
1. |
Средства федерального бюджета (по согласованию) |
2367114,0 |
442714,2 |
561614,8 |
498600,2 |
508767,0 |
355417,8 |
2. |
Средства республиканского бюджета |
1516462,5 |
273737,2 |
354474,3 |
312127,9 |
339178,0 |
236945,2 |
3. |
Средства местных бюджетов (по согласованию |
52360,0 |
173863,3 |
173373,3 |
17123,3 |
|
|
4. |
Внебюджетные средства (по согласованию) |
15941879,2 |
6106054,4 |
7844373,2 |
1187581,2 |
567647,5 |
236323,0 |
|
Итого |
19877815,5 |
6840369,0 |
8777735,5 |
2015432,5 |
1415592,5 |
828686,0 |
6. Механизм реализации Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - Министерством Карачаево-Черкесской Республики по физической культуре, спорту и туризму.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для республиканских государственных нужд, заключаемых государственным заказчиком Программы, исполнителями программных мероприятий.
Министерство Карачаево-Черкесской Республики по физической культуре, спорту и туризму представляет в Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики:
См. Указ Главы Карачаево-Черкесской Республики от 28 декабря 2012 г. N 350 "Об утверждении Положения и структуры Министерства туризма и курортов Карачаево-Черкесской Республики"
1) по запросам необходимую информацию о подготовке и реализации Программы;
2) ежегодно до 01 марта года, следующего за отчетным, отчет о ходе реализации Программы и использовании финансовых средств.
7. Оценка социально-экономической и экологической
эффективности Программы
Социально-экономический эффект при реализации Программы ожидается следующий:
увеличение числа прибывающих в Карачаево-Черкесскую Республику иностранных и российских туристов к концу реализации Программы в три раза по отношению к 2010 году;
увеличение номерного фонда средств размещения туристов за годы реализации Программы в три раза по отношению к 2010 году;
увеличение общей доли платных услуг субъектов туриндустрии в общем объеме платных услуг населению ежегодно на 30 процентов;
увеличение налоговых поступлений от субъектов индустрии туризма в формирование консолидированного бюджета Карачаево-Черкесской Республики в два раза по отношению к 2010 году;
создание дополнительных рабочих мест в сфере обслуживания туристской инфраструктуры и смежных отраслях не менее двенадцати тысяч человек.
В связи с тем, что в горных районах республики хозяйственная деятельность в настоящее время крайне слаба, экологическая обстановка представляется идеальной для любых видов туризма, в том числе оздоровительного и экологического. Особая привлекательность горно-рекреационных зон для оздоровления людей, для занятий горным туризмом и горными видами спорта складывается из того, что климатообразующие факторы, внешние положительные раздражители, стерильный воздух оказывают мощное физиологическое и биологическое воздействие на организм каждого человека. Сочетание таких факторов, как пониженное атмосферное давление, низкая температура воздуха, высокая его стерильность, чистота и ионизация, ультрафиолетовая радиация, низкое парциальное давление кислорода в воздухе горной атмосферы, наличие источников минеральной воды, заставляет работать организм человека в режиме возврата молодости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.