Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 19. Порядок назначения местного референдума
1. Наличие необходимого количества подписей участников местного референдума, собранных в поддержку инициативы проведения местного референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению местного референдума, является основанием для назначения представительным органом муниципального образования местного референдума в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
2. После представления инициативной группой по проведению местного референдума подписей участников местного референдума муниципальная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей участников местного референдума, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках местного референдума и их подписей.
3. Муниципальная комиссия обязана обратиться с представлением о проверке достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, в соответствующие органы, которые обязаны в течение семи дней сообщить комиссии о результатах проверки.
4. Муниципальная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об участниках местного референдума и их подписей, содержащихся в этих подписных листах, своим решением создает рабочую группу из числа членов комиссии с правом решающего голоса, привлеченных специалистов.
К такой проверке привлекаются эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также могут привлекаться члены нижестоящих комиссий с правом решающего голоса, эксперты из числа специалистов органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов. Письменные заключения указанных в настоящей части экспертов могут служить основанием для признания недостоверными сведений, содержащихся в подписных листах.
В заключении эксперта указываются: дата, время и место производства экспертизы, основание производства экспертизы, фамилия, имя, отчество эксперта, его образование, специальность, стаж работы, ученая степень и (или) ученое звание, занимаемая должность, вопросы, поставленные перед экспертом, объекты исследования и материалы, представленные для производства экспертизы, данные о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы, содержание и результаты исследований с указанием примененных методик, выводы по поставленным перед экспертом вопросам и их обоснование.
Если при производстве экспертизы эксперт установит обстоятельства, которые имеют значение для принятия комиссией решения, но по поводу которых не были поставлены вопросы, то он вправе указать на них в своем заключении.
Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта (фотографии, схемы, графики и т.п.), в случае их наличия, прилагаются к заключению и являются его неотъемлемой частью.
Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, муниципальная комиссия вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников местного референдума.
5. В муниципальных образованиях с численностью участников местного референдума свыше 100 тысяч проверке подлежат 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для назначения местного референдума количества подписей.
В муниципальных образованиях с численностью участников местного референдума свыше 10 тысяч и до 100 тысяч включительно проверке подлежат 40 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для назначения местного референдума количества подписей.
В муниципальных образованиях с численностью участников местного референдума свыше 3 тысяч и до 10 тысяч включительно проверке подлежат 80 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для назначения местного референдума количества подписей.
В муниципальных образованиях с численностью участников местного референдума до 3 тысяч включительно проверке подлежат все представленные подписи участников местного референдума.
Если в соответствии с настоящей частью проверке подлежит часть представленных подписей участников местного референдума, подписи для указанной проверки отбираются муниципальной комиссией посредством случайной выборки (жребия).
Проверке подлежат все подписи, отобранные для проверки.
6. При проведении проверки подписей участников местного референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы по проведению местного референдума, представившей необходимое для назначения местного референдума количество подписей участников местного референдума. О времени и месте проведения проверки муниципальная комиссия должна извещать уполномоченного представителя инициативной группы по проведению местного референдума, представившей установленное количество подписей участников местного референдума.
7. Члены рабочей группы, указанной в части 4 настоящей статьи, в процессе проверки составляют ведомость проверки подписных листов. Форма ведомости проверки подписных листов устанавливается Избирательной комиссией Карачаево-Черкесской Республики.
По результатам проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, подпись участника местного референдума может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.
8. Проверке и учету не подлежат подписи участников местного референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами проведения местного референдума, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в муниципальную комиссию.
9. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку инициативы проведения местного референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
10. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
11. Недействительными считаются:
1) подписи лиц, не обладающих правом на участие в местном референдуме, на основании справки органов внутренних дел;
2) подписи участников местного референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи;
3) подписи участников местного референдума без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты внесения участником местного референдума своей подписи;
4) подписи участников местного референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
5) подписи участников местного референдума с исправлениями в дате их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участником местного референдума;
6) подписи участников местного референдума, даты внесения которых проставлены участниками местного референдума не собственноручно, что устанавливается на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи;
7) подписи участников местного референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках местного референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума и лицом, осуществлявшим сбор подписей и впоследствии заверившим подписной лист;
8) все подписи участников местного референдума в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению местного референдума, либо если эта подпись недостоверна, что устанавливается на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению местного референдума, в дате внесения подписи указанными лицами имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей и впоследствии заверившим подписной лист, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению местного референдума;
9) подписи участников местного референдума, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению местного референдума;
10) подписи участников местного референдума, собранные с нарушением положений части 5 статьи 18 настоящего Закона;
11) подписи участников местного референдума, сведения о которых внесены в подписной лист не самими участниками местного референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, что устанавливается на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с частью 4 настоящей статьи;
12) все подписи участников местного референдума в подписном листе, изготовленном или заполненном с нарушением требований, установленных настоящим Законом (форма подписного листа не соответствует требованиям настоящего Закона либо в подписном листе отсутствуют требуемые формой подписного листа какие-либо сведения, в том числе об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению местного референдума, лице, которое собирает подписи и впоследствии заверяет подписной лист);
13) подписи участников референдума, собранные с использованием преимуществ должностного или служебного положения членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению местного референдума;
14) все подписи участников местного референдума в подписном листе, в котором даты внесения подписей участников местного референдума проставлены не в календарной очередности;
15) подписи участников референдума, даты внесения которых проставлены позже даты заверения подписного листа лицом, собиравшим подписи, и (или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению местного референдума;
16) все подписи участников местного референдума в подписном листе, заверенном уполномоченным представителем инициативной группы по проведению местного референдума до даты заверения подписного листа лицом, собиравшим подписи;
17) все подписи участников местного референдума в подписном листе, заверенном лицом, не имеющим права сбора подписей, что устанавливается на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с частью 4 настоящей статьи, и (или) на основании справки органов внутренних дел;
18) все подписи участников местного референдума в подписном листе, в котором лицо, собиравшее подписи, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению местного референдума указало (указал) о себе какие-либо не соответствующие действительности сведения из требуемых в соответствии с настоящим Законом, что устанавливается на основании справки органов внутренних дел.
12. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8, 12, 14, 16, 17 и 18 части 11 настоящей статьи.
13. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной, если не установлена ее недостоверность и (или) недействительность в соответствии с частями 9, 10 и 11 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи участника местного референдума недействительной имеющиеся в сведениях об участнике местного референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
Не могут быть признаны недействительными по причине отсутствия права на участие в местном референдуме подписи граждан Российской Федерации, не достигших на день внесения подписи возраста 18 лет, при условии, что указанные граждане будут обладать правом на участие в местном референдуме в день голосования.
Не могут быть признаны недействительными по причине отсутствия права на участие в местном референдуме подписи граждан Российской Федерации, обладавших правом на участие в местном референдуме на день внесения подписи, но снятых с регистрационного учета по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования до проверки подписных листов.
14. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей участников местного референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Протокол подписывается членами муниципальной комиссии с правом решающего голоса, проводившими проверку, руководителем рабочей группы - членом муниципальной комиссии с правом решающего голоса и представляется в муниципальную комиссию для принятия соответствующего решения. К протоколу прилагаются ведомости проверки подписных листов, составленные в соответствии с частью 7 настоящей статьи, заключения экспертов, справки из органов внутренних дел и организаций, полученные по запросам муниципальной комиссии.
Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы по проведению местного референдума не позднее чем за двое суток до заседания муниципальной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о проведении референдума. Если проведенная проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 3 части 16 настоящей статьи, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению местного референдума вправе получить в муниципальной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников местного референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению муниципальной комиссии о результатах выдвижения инициативы проведения местного референдума. Повторная проверка подписных листов, внесение изменений в протокол муниципальной комиссией после принятия ею указанного решения не допускаются.
15. Муниципальная комиссия, установившая соответствие порядка выдвижения инициативы проведения местного референдума требованиям настоящего Закона, устава муниципального образования, в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению местного референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет эти подписные листы, экземпляр протокола и копию своего постановления в представительный орган муниципального образования. Копия постановления комиссии направляется также инициативной группе по проведению местного референдума.
16. В случае отказа в проведении местного референдума муниципальная комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в проведении местного референдума обязана выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению местного референдума копию соответствующего решения с изложением оснований отказа. При этом выданное инициативной группе по проведению местного референдума регистрационное свидетельство аннулируется муниципальной комиссией.
Основаниями отказа в проведении местного референдума являются:
1) отсутствие среди документов, представленных для назначения местного референдума, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для назначения местного референдума;
2) наличие среди подписей участников местного референдума, представленных для назначения местного референдума, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен;
3) недостаточное количество достоверных подписей участников местного референдума, представленных для назначения местного референдума, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в назначении местного референдума в случае, когда для назначения местного референдума требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для назначения местного референдума;
4) несоздание инициативной группой по проведению местного референдума фонда местного референдума. Отсутствие средств в фонде местного референдума не является основанием отказа в проведении местного референдума;
5) использование инициативной группой по проведению местного референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения местного референдума, организации сбора подписей участников местного референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на местном референдуме, помимо средств фонда местного референдума иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств фонда местного референдума;
6) превышение инициативной группой по проведению местного референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения местного референдума, организации сбора подписей участников местного референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на местном референдуме, установленного настоящим Законом размера расходования средств фонда местного референдума более чем на 5 процентов;
7) установленный решением суда факт несоблюдения инициативной группой по проведению местного референдума в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 39 настоящего Закона;
8) неоднократное использование членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению местного референдума преимуществ своего должностного или служебного положения.
17. Перечень оснований отказа в проведении местного референдума, установленный частью 16 настоящей статьи, является исчерпывающим.
18. В случае принятия муниципальной комиссией решения об отказе в проведении референдума по предложенному вопросу члены соответствующей инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения местного референдума по вопросу, имеющему такую же по смыслу или содержанию формулировку.
19. Представительный орган муниципального образования обязан назначить местного референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования из муниципальной комиссии документов, указанных в части 15 настоящей статьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.