Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Основные виды социально-психологических услуг, их содержание
1. Организация экстренной медико-психологической помощи.
Содержание услуги:
- личное знакомство и установление контакта профессионального консультирования при обращении клиента, находящегося в состоянии кризиса, в учреждение социального обслуживания;
- оказание безотлагательной психологической помощи (экстренной медико-психологической помощи) в виде беседы, направленной на выявление суицидального риска, на купирование депрессивных и суицидальных реакций, реакции "бегства в алкоголизацию" (не менее 30 минут);
- ориентирование клиента в ходе беседы на перестройку его мировоззрения в сторону большей реалистичности и пластичности;
- психологическое консультирование клиента по способам преодоления кризисной ситуации и его мотивация к преодолению возникшего кризиса, помощь клиенту в восстановлении когнитивного контроля за происходящим;
- информирование клиента о службах психологической и медико-психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи, поддержки населения, функционирующих на территории города, района, службах, специалистах, формах работы на базе центра социального обслуживания по решению кризисных ситуаций;
при выявлении в ходе консультирования суицидального риска или депрессивных эпизодов той или иной тяжести, клиенту рекомендуется экстренно обратиться за помощью в суицидологический кабинет психоневрологического диспансера, в психиатрический стационар;
- при наличии в штате учреждения медицинского психолога проводится диагностика личности клиента, позволяющая составить и уточнить индивидуальную психотерапевтическую программу по преодолению кризиса (кризисной ситуации) клиентом.
2. Социально-психологическое и психологическое консультирование.
Содержание услуги:
- личное знакомство и установление контакта с клиентом;
- выявление в ходе беседы (не менее 30 минут, в сложных ситуациях - до 60 минут) психологических проблем, стоящих перед клиентом (внутрисемейные, детско-родительские, межличностные, супружеские, иные отношения; эмоциональные особенности личности клиента, особенности развития и поведения клиента, школьная дезадаптация, внутриличностный конфликт клиента и иные проблемы), оказание помощи в формулировании запроса клиентом;
- предоставление клиенту эмоциональной поддержки и информации о позитивных аспектах его проблемной ситуации;
- совместное с клиентом переформулирование проблемы;
- установление правил совместной работы психолога с клиентом (обсуждение организационных аспектов и доли ответственности клиента и консультанта, выявление и коррекция нереалистических ожиданий клиента);
- формирование регистра возможных решений проблемы (консультант предлагает свой профессиональный и жизненный опыт только после того, как клиент сформулировал 2-3 решения);
- выбор оптимального решения из выявленного регистра с точки зрения клиента;
- закрепление мотивации и планирование реализации выбранного решения;
- предоставление клиенту права повторного обращения при необходимости либо назначение бустерных (поддерживающих) встреч, и ознакомлением клиента со списком адресов учреждений, служб, занимающихся решением психологических проблем граждан (семей, детей).
3. Психологическая диагностика и обследование личности.
Содержание услуги:
- личное знакомство и установление контакта профессионального консультирования;
- сбор психологического анамнеза (при обслуживании клиента в учреждении предварительное изучение личного дела, индивидуальной программы, плана, карты реабилитации клиента);
- определение объекта психодиагностического обследования - психодиагностика индивидуальных особенностей интеллекта, психического состояния, черт личности, типа акцентуации личности, способностей, мотивации, межличностных отношений, индивидуального сознания, самосознания;
- определение уровня психологической диагностики - экспресс-диагностика, углубленная диагностика, глубинная диагностика;
- выбор диагностического инструментария, методики (стандартизованные тестовые методики, наблюдение, интервью);
- проведение психодиагностического обследования;
- обработка результатов психодиагностического обследования, постановка психологического диагноза, определение вероятностного прогноза дальнейшего развития;
- определение сроков повторной встречи для ознакомления клиента с результатами психодиагностического обследования;
- составление аналитического заключения, вероятностного прогноза, соответствующих рекомендаций, определение направлений психологического консультирования, психокоррекции.
4. Психологическая коррекция.
Содержание услуги:
- личное знакомство и установление контакта профессионального консультирования;
- определение во время беседы или по результатам тестирования объекта психокоррекции - отклонения в психическом развитии, эмоциональном состоянии, поведении;
- разработка плана индивидуальной коррекционной работы с клиентом, определение сроков и этапов его реализации;
- определение организационных моментов (общее количество коррекционных занятий, количество занятий по каждому направлению работы, частота занятий в неделю, их продолжительность);
- подбор необходимого материала для проведения коррекционных занятий;
- проведение коррекционных занятий в соответствии с графиком;
- определение сроков и форм проведения контрольных наблюдений по итогам реализации коррекционной программы;
- проведение контрольных наблюдений.
5. Психологические тренинги.
Содержание услуги:
- мотивационная работа;
- предгрупповая работа, направленная на прояснение ожиданий и формирование запроса участников, выявление противопоказаний;
- активное психологическое взаимодействие участников группы и ведущих;
- формирование и развитие групповой динамики;
- развитие социально одобряемых навыков и адаптационных стратегий поведения;
- формирование и развитие установок, необходимых для успешной социализации;
- повышение социальной компетентности и овладение социально-психологическими знаниями, необходимыми для конструктивного межличностного взаимодействия;
- подведение итогов групповой работы;
- разработка рекомендаций для участников группы.
6. Проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения.
Содержание услуги:
- мотивационная работа;
- предгрупповая работа, направленная на прояснение ожиданий и формирование запроса участников, выявление противопоказаний;
- активное психологическое взаимодействие участников группы и ведущих;
- осознание и проработка посредством групповой динамики спектра индивидуальных проблем участников и трудностей, возникающих в межличностных взаимоотношениях;
- работа с чувствами, направленная на их принятие и формирование позитивного самоотношения;
- актуализация внутренних ресурсов, необходимых для преодоления последствий психотравмирующих ситуаций и адаптации к меняющимся условиям;
- подведение итогов групповой работы;
- разработка рекомендаций для участников группы.
7. Оказание психологической помощи клиентам, обслуживаемым на дому.
Содержание услуги:
- сбор предварительного психологического анамнеза (при обслуживании клиента в учреждении предварительное изучение личного дела), заявления клиента (соседей, родственников), социального работника о трудной жизненной ситуации клиента, сигнала, поступившего в учреждение;
- личное знакомство и установление контакта профессионального консультирования (с выходом на дом или по телефону);
- выявление в ходе беседы (не менее 30 минут, в сложных ситуациях - до 60 минут) психологических проблем, стоящих перед клиентом (внутрисемейные, межличностные, супружеские, иные отношения; эмоциональные особенности личности клиента, особенности развития и поведения клиента, внутриличностный конфликт клиента и иные проблемы), оказание помощи в формулировании запроса клиентом;
- предоставление клиенту эмоциональной поддержки и информации о позитивных аспектах его проблемной ситуации;
- совместное с клиентом переформулирование проблемы;
- заключение динамического контракта (обсуждение организационных аспектов и доли ответственности клиента и консультанта, выявление и коррекция нереалистических ожиданий клиента);
- формирование регистра возможных решений проблемы (консультант предлагает свой профессиональный и жизненный опыт только после того, как клиент сформулировал 2-3 решения);
- выбор оптимального решения из выявленного регистра с точки зрения клиента;
- закрепление мотивации и планирование реализации выбранного решения;
- предоставление клиенту права повторного обращения при необходимости либо назначение бустерных (поддерживающих) встреч, и ознакомлением клиента со списком адресов учреждений, служб, занимающихся решением психологических проблем граждан (семей, детей).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.