Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 7. Правила рассмотрения дел
в Конституционном Суде
Статья 40. Созыв заседаний и порядок рассмотрения вопросов
Заседания Конституционного Суда созываются Председателем Конституционного Суда и проводятся в соответствии с порядком, установленным настоящим Законом.
Статья 41. Назначение дела к слушанию. Соединение дел
1. Решение о назначении дела к слушанию в заседании Конституционного Суда принимается не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению. Конституционный Суд может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета.
2. Конституционный Суд самостоятельно определяет сроки рассмотрения дела, принятого к слушанию, если иное не указано в настоящем Законе.
Статья 42. Подготовка дела к слушанию
1. Для подготовки дела к слушанию, составления проекта постановления Конституционного Суда, а также изложения материалов заседания Конституционный Суд назначает одного или нескольких судей-докладчиков.
2. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик в соответствии с полномочиями Конституционного Суда истребует документы и иные необходимые материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении, о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов.
Статья 43. Обязательность требований Конституционного Суда
1. Требования Конституционного Суда о предоставлении текстов нормативных правовых и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов, о заверении документов и текстов нормативных актов, о проведении проверок, исследований, экспертиз; об установлении определенных обстоятельств; о привлечении экспертов и специалистов; о даче разъяснений, консультаций; об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым делам обязательны для всех органов, организаций и лиц, которым они адресованы. Требования Конституционного Суда должны быть рассмотрены и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен Конституционному Суду в течение двух недель со дня получения этих требований, если иной срок не указан Конституционным Судом.
2. Расходы, связанные с выполнением государственными органами и организациями требований Конституционного Суда, несут эти органы и организации.
3. Отказ или уклонение от рассмотрения либо исполнения, нарушение сроков рассмотрения либо исполнения, неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Конституционного Суда, а также введение его в заблуждение влекут установленную законодательством ответственность.
Статья 44. Рассылка материалов. Уведомление о заседании
1. Уведомление о заседании Конституционного Суда, копии обращений и поступивших отзывов на них, копии оспариваемых нормативных правовых актов, а при необходимости и иные документы направляются судьям и участникам процесса не позднее, чем за десять дней до начала заседания. При этом отзывы на обращения направляются в указанный срок лишь в случае, если они поступили не позднее, чем за десять дней до начала заседания.
2. Объявления о заседании Конституционного Суда помещаются в доступных для всех заинтересованных лиц местах занимаемого Конституционным Судом здания (помещения), а также в средствах массовой информации.
Статья 45. Участники процесса
1. Участниками процесса в Конституционном Суде считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.
2. В заседании Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики могут принимать участие Председатель Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики, Председатель Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики, прокурор Карачаево-Черкесской Республики и начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике, которые вправе излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам.
3. На заседании Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики вправе присутствовать и излагать свое мнение по рассматриваемым вопросам Президент Карачаево-Черкесской Республики, Председатель и депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, Председатель и члены Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 46. Стороны и их представители
1. Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:
1) заявители - органы или лица, направившие в Конституционный Суд обращение;
2) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, подлежащий проверке.
2. Представителями сторон могут выступать руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт.
Представителями сторон могут быть также адвокаты и лица, имеющие полномочия, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Каждая из сторон может иметь не более двух представителей.
Стороны обладают равными процессуальными правами.
3. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, представлять письменные отзывы на обращения, излагать свою позицию по делу устно и письменно, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять отводы судьям и ходатайства, знакомиться с письменными отзывами другой стороны.
Письменные отзывы сторон подлежат приобщению к материалам дела.
4. Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда, дать необходимые объяснения, ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя, надлежащим образом извещенных о дне и месте рассмотрения дела, в заседание Конституционного Суда не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.
Статья 47. Судебная дисциплина
1. Председатель Конституционного Суда с согласия Конституционного Суда может распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Конституционного Суда о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проносимых в зал вещей и личном досмотре.
2. Участники процесса и лица, присутствующие в зале заседания, обязаны уважительно относиться к Конституционному Суду и принятым в Конституционном Суде правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего.
Лицо, нарушающее порядок на заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала. Председательствующий с согласия Конституционного Суда может, после предупреждения, удалить присутствующих в зале судебного заседания граждан, если ими допущены нарушения порядка, мешающие нормальному ходу заседания.
Статья 48. Отстранение судьи от участия в рассмотрении дела
1. Судья Конституционного Суда отстраняется от участия в рассмотрении дела в случаях, если:
1) судья ранее в силу должностного положения участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения;
2) объективность судьи в рассмотрении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных, супружеских связей со сторонами или представителями сторон, либо имеются иные обстоятельства, ставящие под сомнение его беспристрастность.
При наличии указанных обстоятельств судья обязан заявить самоотвод до начала слушания дела.
2. Отстранение судьи Конституционного Суда от участия в деле производится мотивированным решением суда, принимаемым большинством от числа присутствующих судей после заслушивания судьи, вопрос об отстранении которого рассматривается.
Статья 49. Порядок проведения заседания Конституционного Суда
1. В назначенное время Председатель Конституционного Суда либо действующий по его поручению заместитель Председателя Конституционного Суда, удостоверившись в наличии кворума судей, открывает заседание Конституционного Суда и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению.
Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий, председательствующий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. В случае если Конституционный Суд признает невозможным рассмотрение дела, оно откладывается.
2. Председательствующий разъясняет сторонам и их представителям права и обязанности, а другим участникам процесса - их права, обязанности и ответственность.
3. При входе судей в зал заседания все присутствующие в зале судебного заседания встают. Постановление Конституционного Суда все находящиеся в зале судебного заседания лица выслушивают стоя.
Участники процесса обращаются к Конституционному Суду и дают свои объяснения и показания стоя. Отступление от этого правила может быть допущено лишь с разрешения Конституционного Суда.
Статья 50. Председательствующий в заседании
1. Председательствующий в заседании руководит всем ходом рассмотрения дела, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка судебного заседания, полноты исследования обстоятельств, всесторонности фиксации хода заседания и его результатов, устраняет из разбирательства все не имеющее отношения к рассматриваемому делу, предоставляет слово судьям и участникам процесса, прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не входящих в предмет рассмотрения, лишает их слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов.
2. Возражения какого-либо из участников процесса против распоряжений и действий председательствующего заносятся в протокол заседания. Распоряжения и действия председательствующего могут быть по предложению стороны или любого из судей пересмотрены Конституционным Судом в этом же заседании.
Статья 51. Протоколирование
1. В заседании Конституционного Суда ведется протокол, соответствующий требованиям, установленным Регламентом Конституционного Суда.
Для обеспечения полноты и точности протокола может вестись стенограмма заседания. В исключительных случаях при особой сложности рассматриваемого дела Председатель Конституционного Суда вправе признать необходимым ведение звуко- или видеозаписи процесса, о чем выносится специальное распоряжение. Стенограмма и звукозапись не заменяют собой протокол, а служат приложением к нему.
Протокол должен быть подписан председательствующим и секретарем судебного заседания.
2. Стороны имеют право знакомиться с протоколами, стенограммой, звуко- или видеозаписью заседания Конституционного Суда и приносить на них свои замечания. Иные участники процесса могут знакомиться с протоколом, стенограммой, звукозаписью с разрешения Конституционного Суда.
3. Замечания по протоколу, стенограмме, звуко- или видеозаписи заседания Конституционного Суда рассматриваются совместно председательствующим на заседании и судьей-докладчиком (судьями-докладчиками) с участием в случае необходимости лиц, подавших замечания. Замечания, а также решение об удостоверении их правильности или об их отклонении приобщаются соответственно к протоколу, стенограмме, звуко- или видеозаписи.
4. Протокол должен быть оформлен и подписан, а стенограмма должна быть расшифрована не позднее пяти дней с момента окончания рассмотрения дела. Замечания по протоколу, стенограмме, звукозаписи приносятся не позднее пяти дней с момента оформления протокола, расшифровки стенограммы, окончания звуко- или видеозаписи процесса.
Статья 52. Порядок исследования дела
1. Исследование по существу рассматриваемого на заседании Конституционного Суда дела начинается с сообщения судьи-докладчика или сообщений судей-докладчиков о поводах и основаниях к его рассмотрению. Судье-докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями Конституционного Суда, принимающими участие в заседании.
2. По окончании выступления судьи-докладчика Конституционный Суд заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов и материалов дела.
Установленный решением Конституционного Суда порядок может быть изменен только самим Конституционным Судом. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей Конституционного Суда по порядку исследования вопросов рассматриваются Конституционным Судом безотлагательно.
Статья 53. Отложение рассмотрения дела
1. Рассмотрение дела может быть отложено в случае, если Конституционный Суд сочтет дело недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести на том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, а также непредставления необходимых материалов. В этом случае Конституционный Суд назначает дату, на которую переносится заседание. Заседание по делу, рассмотрение которого было отложено, начинается сначала или с момента, на который оно было отложено.
2. При отложении рассмотрения дела Конституционный Суд может допросить явившихся свидетелей, если на судебном заседании присутствуют стороны или их неявка признана неуважительной. Вторичный вызов этих свидетелей в новое судебное заседание допускается лишь в необходимых случаях.
Статья 54. Объяснения сторон
1. В соответствии с порядком, установленным Конституционным Судом, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции.
В случае, когда позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность и объем их выступлений определяются этой стороной.
2. Стороны и их представители не вправе использовать свои выступления в Конституционном Суде для политических заявлений и деклараций и не должны допускать оскорбительных высказываний в адрес государственных органов, организаций, общественных объединений, участников процесса, должностных лиц и граждан.
Объяснения сторон выслушиваются Конституционным Судом в полном объеме. Пояснения, не имеющие отношения к делу, не заслушиваются.
3. После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями Конституционного Суда и другой стороной, а с разрешения Конституционного Суда - также экспертами.
Статья 55. Заключение эксперта
1. В заседание Конституционного Суда может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются судьей-докладчиком либо Конституционным Судом.
Эксперт перед выступлением предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений.
2. Эксперт вправе, с разрешения Конституционного Суда, знакомиться с материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.
После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда и сторон.
Статья 56. Показания свидетелей
1. При необходимости исследования фактических обстоятельств, установление которых отнесено к ведению Конституционного Суда, в заседание могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями о таких обстоятельствах.
Свидетель перед заслушиванием его показаний предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
2. Свидетель обязан сообщить Конституционному Суду обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда и сторон. При необходимости он может пользоваться письменными заметками, документами и другими материалами.
Статья 57. Исследование документов
1. В заседании Конституционного Суда по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы, содержащие сведения по рассматриваемому Конституционным Судом вопросу. Не подлежат оглашению документы, подлинность или достоверность которых вызывает сомнение.
2. Документы, исследованные Конституционным Судом, подлежат, по решению суда, приобщению к материалам дела в подлиннике или в заверенных копиях.
Статья 58. Заключительные выступления сторон
1. По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Конституционный Суд может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям.
2. Стороны не вправе в заключительных выступлениях ссылаться на обстоятельства, которые Конституционным Судом не выяснялись, а также на материалы и документы, которые не исследовались в судебном заседании.
Статья 59. Возобновление рассмотрения вопросов
1. Если после заключительных выступлений сторон Конституционный Суд признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые документы и материалы, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса.
2. По окончании дополнительного исследования стороны имеют право на повторные заключительные выступления, но лишь в связи с новыми обстоятельствами дела и новыми доказательствами.
Статья 60. Прекращение производства по делу
1. Конституционный Суд прекращает производство по делу в случаях, если:
1) в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению;
2) будет установлено, что вопрос, регулируемый республиканским законом или иным нормативным правовым актом, соответствие которых Конституции Карачаево-Черкесской Республики предлагается проверить, не регулируется Конституцией Карачаево-Черкесской Республики или по своему характеру и значению не относится к числу тех, которые подлежат проверке в Конституционном Суде;
3) акт, соответствие которого Конституции Карачаево-Черкесской Республики оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда;
4) обращение отозвано заявителем до начала рассмотрения дела.
2. В случае прекращения производства по делу вторичное обращение в Конституционный Суд с тождественным обращением не допускается.
Статья 61. Окончание слушания дела
После признания Конституционный Судом исследования вопросов дела завершенным, председательствующий объявляет об окончании слушания дела и об удалении суда на закрытое совещание для принятия итогового решения.
Статья 62. Совещание по принятию итогового решения
1. Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом в закрытом совещании.
В совещании участвуют только судьи Конституционного Суда, рассматривающие данное дело. В совещательной комнате в необходимых случаях могут присутствовать сотрудники Конституционного Суда, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.
2. В ходе совещания каждый из судей вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены.
В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол подписывается всеми присутствующими судьями и не подлежит оглашению.
3. Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.