Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Карачаево-Черкесской Республики
"Об утверждении республиканской целевой программы "Демографическое
развитие Карачаево-Черкесской Республики до 2015 года"
Республиканская целевая программа "Демографическое развитие
Карачаево-Черкесской Республики до 2015 года"
11 декабря 2009 г.
Паспорт республиканской целевой программы "Демографическое развитие
Карачаево-Черкесской Республики до 2015 года"
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Демографическое развитие Карачаево-Черкесской Республики до 2015 года" (далее - Программа). |
Основание для разработки Программы |
Решение Совета безопасности Российской Федерации от года об улучшении демографической ситуации в Российской Федерации на 2007-2010 годы, решение Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации национальных проектов и демографической политике от N 19, поручение полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе от 28.08.2006 N А52-5538-34. |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Карачаево-Черкесской Республики. |
Основной разработчик Программы |
Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики. |
Основные исполнители Программы |
Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики - координатор Программы, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, организации, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". |
Цели Программы | - перелом негативных тенденций демографических процессов и достижение суммарного коэффициента рождаемости 2,5 к 2010 году с обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения; - стабилизация демографической ситуации в республике за счет сохранения и улучшения репродуктивного здоровья населения; - создание условий для рождения желанных здоровых детей и сохранения здоровья женщин; - предупреждение инвалидности, материнской и младенческой смертности. |
Задачи Программы | - снижение младенческой и материнской смертности; - стабилизация и повышение рождаемости; - укрепление репродуктивного здоровья населения; - создание условий для безопасного материнства; - развитие и укрепление института семьи. |
Срок реализации Программы |
2008-2015 годы |
Программные мероприятия |
Программные мероприятия включают в себя следующие направления: - профилактика, диагностика, лечение заболеваний; - укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения; - повышение профессиональной квалификации медицинских работников. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общая сумма затрат на 2008-2015 годы 48,64 млн. рублей, в том числе: - средства федерального бюджета (по согласованию) - 24,32 млн. рублей (50 процентов), - средства бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 24,32 млн. рублей (50 процентов). Из них: - капитальные вложения 34,0 млн. рублей, в том числе: - федеральный бюджет (по согласованию) - 17,0 млн. рублей, - бюджет Карачаево-Черкесской Республики - 17,0 млн. рублей. - прочие расходы - 14,64 млн. рублей, в том числе: - федеральный бюджет (по согласованию) - 7,32 млн. рублей; - бюджет Карачаево-Черкесской Республики - 7,32 млн. рублей. Объем ежегодного финансирования, начиная с 2008 года, составляет 6,08 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета (по согласованию), - 3,04 млн. рублей, за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 3,04 млн. рублей. |
Планируемые результаты реализации Программы |
- снижение материнской смертности; - снижение перинатальных и младенческих потерь на 10 %; - улучшение результатов лечения бесплодия в браке на 15 %; - охват догестационной подготовкой 80 % супружеских пар; - снижение частоты врожденных пороков развития на 10 %; - снижение заболеваемости детей раннего возраста на 15 %; - снижение детской инвалидности на 10 %. |
Контроль за реализацией Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы. Координатор Программы представляет в Министерство финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики ежеквартальные, а в Правительство Карачаево-Черкесской Республики годовой отчеты о ходе и результатах реализации Программы. |
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Вследствие высокой инертности демографических процессов существующие тенденции изменения численности населения Карачаево-Черкесской Республики сохранятся на длительную перспективу. При этом прогнозируются стабилизация и дальнейшее улучшение отдельных параметров демографической ситуации в Карачаево-Черкесской Республике при условии развития комплекса мер в сфере демографической политики и его бездефицитного финансирования.
Данная Программа представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики по регулированию социально-демографического развития Карачаево-Черкесской Республики на период до 2015 года. На протяжении последнего десятилетия в республике происходит ухудшение демографической ситуации. Если в 1990 году в республике родилось 7218 детей (показатель рождаемости - 17,1), умерло 3496 человек (показатель смертности - 8,3), естественный прирост составил 3722 (показатель - 8,8 на 1000 чел. населения), то в 2006 году родилось 5032 ребенка (показатель рождаемости -11,7), умерло 4924 человека (показатель смертности - 11,4), а естественный прирост составил 108 (+0,3). Естественная убыль населения характерна для Урупского и Зеленчукского районов.
Высокий уровень смертности, который сравнялся с рождаемостью, и снижение продолжительности жизни населения, сокращение рождаемости (в 1,5 раза по республике) и переход к малодетности, увеличение миграционных потоков (миграционная убыль ежегодно за последние 10 лет больше 2000 чел.) привели к ухудшению демографических показателей. Дополнительный отток из Карачаево-Черкесской Республики квалифицированных кадров, особенно молодежи, ведет к снижению научного, творческого, культурного потенциалов республики, обостряет проблему внешней технологической зависимости. Низкий уровень рождаемости является не только фактором депопуляции, но и представляет отдельную социально-демографическую проблему. Несмотря на то, что количество абортов в республике ежегодно сокращается, оно превышает число родившихся. Это свидетельствует о том, что проблемы планирования семьи, развития культуры контрацепции остаются актуальными.
Тенденция роста уровня рождаемости, которая наблюдается в республике с 2007 года, объясняется реализацией демографической политики и приоритетного национального проекта "Здоровье" в Российской Федерации. Однако в результате ориентации семей на малодетность, снижения репродуктивных возможностей сформировался суженный характер естественного воспроизводства населения. Сложившийся уровень рождаемости в республике меньше требуемого для замещения поколений: суммарный коэффициент рождаемости в республике 1,5, тогда как только для простого воспроизводства населения он должен составлять 2,15. Негативно на динамику рождаемости влияют тенденция сокращения числа заключаемых браков и нестабильность семейных отношений, возрастает внебрачная рождаемость. В связи с этим осложняется развитие накопленного веками материального, духовного и культурного потенциала народов республики. Старение населения увеличивает нагрузку на его трудоспособную часть, систему здравоохранения и социального обеспечения, способствует обострению проблем с выплатами пенсий и социальных пособий. Сложившаяся ситуация во многом порождена недостаточным учетом демографических факторов в среднесрочной и долгосрочной социально-экономической стратегии государства, отсутствием комплексной программы выхода из кризиса у государственных органов, ответственных за демографическое развитие, а также остаточным принципом финансирования поддержки деторождения и семьи. Крайне недостаточны средства, выделяемые на поддержку семей с детьми. Сегодня, когда политическая и экономическая ситуация намного лучше, чем в середине 1990-х годов, поддержание столь низкого уровня государственных расходов на семейные пособия в условиях демографического кризиса не может быть признано оправданным. Средняя молодая семья располагает ресурсами на рождение и воспитание только одного ребенка, при этом большинство семей хотело бы иметь двоих детей.
В условиях высокой смертности мало внимания уделяется формированию у населения установок здорового образа жизни, профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, несчастных случаев, отравлений и травм, алкоголизма, наркомании, табакокурения - а именно это формирует сверхсмертность в трудоспособном возрасте.
На фоне сложившихся неблагоприятных демографических тенденций большую тревогу вызывает состояние репродуктивного здоровья населения. По данным статистики, 19 % семей хотели бы, но из-за болезни не могут иметь детей. Резко увеличилось количество семейных пар с первичным бесплодием.
Существующая в рамках программы государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью система оказания помощи семье с нарушением репродуктивного здоровья не предусматривает использования современных высокотехнологичных методов реабилитации. Используемые методы лечения малоэффективны, доступность высокоэффективных методов восстановления репродуктивной функции семьи ограничена из-за высокой стоимости лечения. Ежегодно проводится не более 10-15 циклов лечения методом экстракорпорального оплодотворения (при эффективности около 15 %), тогда как потребность - в десятки раз выше. В перспективе приобретение и использование новейшего технологического оборудования - рабочей станции для микроманипуляций на клетке и эмбрионе с использованием микролазера - позволит увеличить эффективность лечения до 40-45 %.
Основа репродуктивного здоровья закладывается в детском возрасте. В республике регистрируется высокая гинекологическая заболеваемость: у детей - 34,0 случая на 1000 детей, у подростков - 168,9 случая на 1000 подростков. Большое влияние на становление и реализацию репродуктивной функции оказывает состояние нейрогуморальной регуляции, то есть заболевания нервной и эндокринной систем оказывают негативное влияние на фертильность. Многие заболевания этих органов отмечаются уже в период новорожденности: более 60 % новорожденных детей имеют те или иные заболевания, нуждаются в реабилитации.
Несмотря на проводимую работу по профилактике врожденной патологии (в 2006 году каждая третья женщина была охвачена догестационной подготовкой, 20 % беременных прошли медико-генетическое консультирование, прервано 63 беременности по поводу врожденных пороков развития), 18 % в структуре перинатальной и младенческой смертности в республике занимают пороки развития.
Дальнейший резерв снижения смертности от врожденной патологии - оснащение медицинских учреждений ультразвуковой аппаратурой экспертного класса. В связи с этим назрела необходимость организации в республиканском Перинатальном центре отделения перинатальной диагностики, оснащенного современной диагностической аппаратурой.
Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы являются перелом негативных тенденций демографических процессов и достижение к 2015 году абсолютного прироста населения, стабилизация эпидемиологической ситуации, снижение преждевременной смертности.
Исходя из поставленной цели, основными задачами демографического развития Карачаево-Черкесской Республики являются:
- снижение младенческой и материнской смертности;
- стабилизация и повышение рождаемости;
- укрепление репродуктивного здоровья населения, создание условий для безопасного материнства, развитие и укрепление института семьи;
- проведение и совершенствование мероприятий по профилактике заболеваний, создание постоянно действующей системы информирования населения о мерах личной и общественной профилактики заболеваний;
- совершенствование эпидемиологического надзора за заболеваниями;
- обеспечение раннего выявления заболеваний, современного уровня диагностики, лечения больных посредством внедрения новейших медицинских технологий, уменьшение влияния неблагоприятных последствий заболеваний на состояние здоровья населения, в том числе репродуктивного;
- повышение профессиональных знаний медицинских работников по профилактике, раннему выявлению, диагностике, лечению и реабилитации заболеваний.
Увеличение уровня рождаемости прогнозируется за счет увеличения коэффициента рождений на одну женщину и запоздалой реализации репродуктивной функции относительно многочисленного поколения женщин, родившихся в первой половине 1980-х годов. Положительное значение для стимулирования рождаемости будет иметь осуществление мер материальной поддержки семей с детьми в свете реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и национальных проектов в жилищной сфере, а также в сфере здравоохранения и образования, в частности, установление материнского (семейного) капитала, внедрение родовых сертификатов, обеспечение жильем молодых семей.
Срок реализации Программы
Программа реализуется в течение 2008-2015 годов. В ходе реализации Программы планируется проведение следующих мероприятий: проведение мероприятий по профилактике, диагностике, раннему выявлению, лечению заболеваний; укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений; повышение уровня готовности системы здравоохранения к оказанию экстренной медицинской помощи населению; повышение квалификации медицинских работников, внедрение в медицинскую практику новых технологий.
Программные мероприятия
Программные мероприятия направлены на совершенствование системы оказания помощи жителям Карачаево-Черкесской Республики по профилактике нарушений репродуктивной функции, снижение инвалидизации и смертности детей, улучшение качества оказания помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным, создание условий для рождения желанных здоровых детей. Программные мероприятия реализуются в соответствии с приложением к настоящей Программе.
Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального бюджета (по согласованию), бюджета Карачаево-Черкесской Республики и средств внебюджетных источников (по согласованию).
Объем финансирования Программы на 2008-2015 годы составляет 48,64 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета (по согласованию) - 24,32 млн. рублей (50 процентов), за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 24,32 млн. рублей (50 процентов).
Объем ежегодного финансирования, начиная с 2008 года, составляет 6,08 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета (по согласованию) - 3,04 млн. рублей, за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 3,04 млн. рублей.
Расходы на финансирование мероприятий Программы за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики определены в приложении к Программе.
Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании федерального бюджета на соответствующий год.
Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики согласовываются Министерством здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики с Министерством финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики и подлежат ежегодному уточнению.
Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств бюджета Карачаево-Черкесского республиканского территориального фонда обязательного медицинского страхования согласовываются Министерством здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики с Карачаево-Черкесским республиканским территориальным фондом обязательного медицинского страхования и подлежат ежегодному уточнению.
Механизм реализации Программы
Координатор Программы - Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики заключает договоры на закупку и поставку продукции для государственных нужд со всеми исполнителями программных мероприятий, определяемыми на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
К участию в Программе привлекаются органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, государственные учреждения и общественные организации.
В ходе реализации Программы Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики обеспечивает координацию деятельности исполнителей Программы, осуществляет совместно с Министерством финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств непосредственными исполнителями.
Государственный заказчик Программы ежегодно уточняет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав ее исполнителей.
Государственный заказчик Программы по мере необходимости формирует бюджетные заявки на ассигнования из федерального бюджета и в установленном порядке представляет их в Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики.
Организация управления и контроль за реализацией Программы
Взаимодействие между исполнителями Программы осуществляет координатор Программы - Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики.
Контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном законодательством порядке.
Исполнители программных мероприятий ежегодно отчитываются перед Правительством Карачаево-Черкесской Республики о выполнении мероприятий и эффективности использования выделенных средств. Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики представляет в Министерство финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики ежеквартальные, а в Правительство Карачаево-Черкесской Республики ежегодные отчеты о ходе реализации Программы.
Оценка социально-экономической эффективности
реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- улучшить здоровье граждан и повысить рождаемость;
- обеспечить внедрение новых направлений в диагностике и лечении заболеваний;
- оптимизировать использование ресурсов здравоохранения, материально-технической базы и кадрового потенциала отрасли.
Социально-экономическая эффективность Программы заключается в:
- улучшении демографической ситуации за счет восстановления репродуктивного здоровья населения;
- повышении эффективности оказания медицинской помощи;
- повышении квалификации кадрового состава здравоохранения.
Кроме того, реализация Программы позволит снизить материнскую смертность на 20 %, снизить плодово-младенческие потери на 10 %, улучшить результаты лечения бесплодия в браке на 15 %, повысить охват догестационной подготовкой супружеских пар до 80 %, снизить частоту врожденных пороков развития на 10 %, заболеваемость детей раннего возраста на 15 %, детскую инвалидность на 10 %, количество абортов на 5 % ежегодно, смертность от врожденных пороков развития на 20 %.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.