Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Оценка инфраструктуры Карачаево-Черкесской Республики
Транспортная инфраструктура
Необходимо отметить, что дорожная инфраструктура в республике является не достаточно развитой. Так, каждый третий километр дорог в республике проходит по населенным пунктам, не имеющих искусственного электроосвещения. Это увеличивает число аварийных участков, а также отрицательно сказывается как на пропускной способности, так и на безопасности участников дорожного движения. Для решения этой задачи за последние два года были выполнены работы по устройству электроосвещения в ряде населенных пунктов.
Железнодорожное сообщение Карачаево-Черкесской Республики представлено лишь однопутной тупиковой веткой Невинномысск - Черкесск - Усть-Джегута, которая на севере примыкает к магистральной железнодорожной линии Ростов - Баку. По территории республики на расстоянии 49 км осуществляется перевозка пассажиров и грузов железнодорожным транспортом по маршруту Невинномысск - Джегута.
Частичным решением данного вопроса может стать восстановление ранее существовавшей железнодорожной линии Шедок - Курджиново протяженностью 30 км с ее реконструкцией под широкую колею. Это откроет дополнительный железнодорожный вход в республику со стороны Краснодарского края, обеспечит транспортную доступность жителям республики и туристам Ростовской области и Краснодарского края, создаст дополнительные стимулы для привлечения инвесторов в развитие экономики республики в области производства и добычи строительных материалов, заготовки и переработки леса в Урупском и Усть-Джегутинском районах.
Учитывая увеличивающийся в перспективе объем туристической инфраструктуры и поток туристов и отдыхающих в санаторно-курортных учреждениях в республике требуется развитие региональной авиации. В этом плане перспективным выглядит проект строительства в Карачаево-Черкесской Республике аэропорта регионального значения.
В связи с активным развитием внутреннего туризма в России крайне повысился интерес к туристско-рекреационному комплексу "Домбай - Архыз". Однако, автодороги, ведущие к этим туристическим центрам, построены в конце 50-х - в начале 60-х годов прошлого века в расчете на небольшую интенсивность движения и нагрузки, которые абсолютно несоизмеримы с современными.
В настоящее время в Карачаево-Черкесской Республике реализуется региональная политика развития транспортного комплекса, которая также оказывает влияние и на общий уровень конкуренции в регионе. Так, основными целями политики являются:
повышение эффективности транспортной инфраструктуры, обеспечивающее снижение транспортных издержек для хозяйствующих субъектов;
повышение доступности и качества услуг транспортного комплекса;
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Информационная инфраструктура
Информационная инфраструктура является одной из составляющих инфраструктуры развития предпринимательства и конкуренции в регионе, тесно взаимосвязана с такими базовыми системами социально-экономического пространства региона как финансовая, ресурсная, материальное обеспечение, подготовка и переподготовка кадров и другие.
Развитие конкуренции сдерживается наличием недостаточно развитой информационной инфраструктуры, позволяющей производителям изучать потенциальные рынки сбыта и устанавливать контакты с новыми контрагентами, открывать свой бизнес и на равных условиях участвовать в конкурентной борьбе за продвижение товара. В республиканских средствах массовой информации без должной системы публикуются материалы о состоянии регионального рынка, потребительских ценах на основные товары, потребностях в товарах и услугах. Большей систематизации требует работа по повышению уровня информационной открытости органов власти и местного самоуправления в части публикации нормативных правовых актов по вопросам, связанным с ведением бизнеса (регулирование предпринимательской деятельности, земельные отношения), взаимодействием участников рынка и регулирующих организаций.
Конструктивное взаимодействие институтов государства и предпринимательства является важнейшим фактором успешного развития конкуренции на региональных рынках. Прямые меры развития информационной инфраструктуры должны сочетаться с кооперацией и взаимодействием государственных органов и частных хозяйствующих субъектов. Так, примером развития информационной инфраструктуры в целях стимулирования соперничества между хозяйствующими субъектами являются ежегодный республиканский конкурс "Качество продукции "Карачаево-Черкесск продукт" по номинациям "продовольственные товары", "непродовольственные товары", "продукция производственно-технического назначения". В рамках конкурса проводится тестирование по оценке качества предоставленных товаров, по результатам которого образцы продукции удостаиваются эмблемы, утвержденной Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Российской Федерации.
См. постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 14 декабря 2009 г. N 475 "Об организации и проведении конкурса качества продукции "Карачаево-Черкесск продукт"
Для содействия развитию информационной инфраструктуры в республике необходимо решить следующие задачи:
обеспечение прозрачность# деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, в том числе за счет использования информационно-коммуникационных систем для работы с гражданами и организациями, оказания государственных и муниципальных услуг;
обеспечение доступности нормативных правовых актов республиканского и местного уровня, регулирующих вопросы предпринимательской деятельности, в средствах массовой информации (печатных изданиях, соответствующих Интернет-порталах);
информационное обеспечение в средствах массовой информации вопросов развития конкуренции, факторов ограничения конкуренции, фактов нарушения законодательства о конкуренции как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны органов государственной власти и местного самоуправления;
См. также Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
обеспечение сотрудничества между бизнес-сообществом и органами государственной власти и местного самоуправления для решения вопросов развития конкуренции и ликвидации факторов ограничения конкуренции, в том числе барьеров входа и несовершенства нормативно-правовой базы.
Политика в области государственного и муниципального заказа
Основными задачами обеспечения конкуренции в сфере государственного и муниципального заказа являются:
расширение доступа малых предприятий к процессу осуществления государственных и муниципальных закупок посредством увеличения количества процедур, участниками которых являются исключительно субъекты малого предпринимательства;
обеспечение открытости и прозрачности конкурсных процедур, доступности информации об их подготовке и проведении;
снижение роли субъективных факторов при определении победителей торгов;
автоматизация конкурсных процедур, развитие единого информационного пространства для всех торговых площадок, а также участников конкурсного процесса с целью повышения эффективности замещения заказа;
ведение реестров проводимых конкурсов и аукционов, государственных контрактов, государственных заказчиков, поставщиков, конкурсных комиссий;
разработка мер по внедрению электронных механизмов торгов (аукционов в электронной форме);
создание благоприятных условий для участия в торгах организаций малого и среднего бизнеса.
См. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
См. Указ Президента Карачаево-Черкесской Республики от 9 октября 2006 г. N 153 "О мерах по совершенствованию системы государственного заказа Карачаево-Черкесской Республики"
Налоговая политика
Налоговая политика на территории Карачаево-Черкесской Республики реализуется с целью создания стабильного и привлекательного для инвестиций и развития бизнеса налогового климата. Действуют специальные ставки налогообложения для социально значимых категорий малого бизнеса. На протяжении ряда лет существует специальный льготный налоговый режим для организаций, осуществляющих внедрение на территории республики приоритетных инвестиционных проектов. Ставки транспортного налога по Карачаево-Черкесской Республике не превышают средние значения по Южному федеральному округу. Планируется применение патента при упрощенной системе налогообложения, которая распространена на все виды деятельности, предусмотренные федеральным законодательством.
Перечисленные выше факторы в той или иной степени способствуют снижению налоговой нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности и повышению предпринимательской активности на территории республики.
О налогах и сборах, зачисляемых в бюджет Карачаево-Черкесской Республики и бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики см. справку
Инвестиционная инфраструктура
Подавляющая часть инвестиций в основной капитал сконцентрирована в энергетике, сельском хозяйстве, производстве пищевых продуктов, производстве минеральных продуктов, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, транспорте, связи, на которые приходится более 50% общего объема капитальных вложений.
В последние годы темпы роста объемов инвестиций, поступающих в республику, значительно выросли, однако в целом их уровень пока недостаточен для проведения масштабной модернизации, реализации новых проектов, направленных на ускорение темпов экономического роста.
Основными проблемами развития инвестиционного потенциала Карачаево-Черкесской Республики являются недостаточный уровень развития производственной инфраструктуры, износ основных фондов, недостаточно эффективная система обслуживания инвестора.
Главной целью инвестиционной политики Карачаево-Черкесской Республики на ближайшую перспективу остается повышение эффективности вложения инвестиций в производство, создание новых промышленных предприятий, способных выпускать продукцию, которая могла бы конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынках, и обеспечить рост промышленного производства и услуг.
См. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 17 мая 2011 г. N 23-РЗ "О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Карачаево-Черкесской Республике"
Правительством Карачаево-Черкесской Республики в рамках реализации активной инвестиционной политики сделана ставка на реализацию инфраструктурных проектов. Так, в 2008 году начата реализация инвестиционного проекта по созданию всесезонного горного курорта "Архыз", строительство объектов инженерной инфраструктуры которого осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Юг России (2008-2012 годы)".
Особое внимание планируется уделить следующим направлениям привлечения инвестиций:
в развитие туристско-рекреационного комплекса республики;
в развитие гидроэнергетики;
в создание объектов недропользования и промышленности строительных материалов;
в развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в связи с увеличением объемов производства сельскохозяйственной продукции, что создает необходимость привлечения в регион новых высокотехнологичных переработчиков.
Предпринимательство
Роль небольших компаний в формировании конкурентных отношений является крайне важной. Такие свойства малого и среднего бизнеса, как гибкость, многочисленность, способность к быстрому обновлению позволяют ему в целом составлять серьезный противовес крупным фирмам, стимулировать их эффективность.
Сегодня в республике сфера малого и среднего бизнеса в той или иной степени охватывает четверть трудоспособного населения - это те, кто работает на малых предприятиях и в фермерских хозяйствах, занимается индивидуальной трудовой деятельностью и предпринимательством без образования юридического лица, а также способствует развитию этого сектора экономики. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики в Карачаево-Черкесской Республике в 2008 году в сфере малого бизнеса зарегистрировано более 2,0 тыс. предприятий (включая микропредприятия) и более 15,6 тыс. индивидуальных предпринимателей. В малом и среднем предпринимательстве занято 31,0 тыс. человек, что составляет более 18% населения, занятого в экономике.
Наибольший удельный вес субъектов малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике задействован в торговле и общественном питании, а также в сфере обслуживания (41,5%), и за последние годы этот показатель имел относительно стабильный рост. К строительному сектору можно отнести 15,3%, к обрабатывающим предприятиям - 11,3%. Но в основном малые предприятия республики многопрофильные и занимаются несколькими видами деятельности.
Годовой оборот малых предприятий за 2008 год составил 12,7 млрд. рублей, из них на предприятия оптовой и розничной торговли приходится 54,3%, на предприятия стройиндустрии - 19,5%, на обрабатывающее производство, добычу полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии - 12,3%. В общем объеме валового регионального продукта за 2008 год он составил 37,5%.
Вместе с тем, реальный потенциал малого и среднего бизнеса задействован явно недостаточно, а его вклад в экономику республики мог бы быть гораздо весомее. Существует ряд проблем в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, которые, в том числе, сдерживают образование новых субъектов малого и среднего предпринимательства - это недостаток финансовых ресурсов и ограниченный доступ к ним, ограниченный доступ к объектам инфраструктуры, в том числе инженерной, низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях, недостаточная информационная поддержка, недостаточный уровень поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на местном уровне, наличие административных барьеров, нарушений законодательства о защите конкуренции органами государственной власти и местного самоуправления.
Кроме того, в республике отмечается значительная территориальная дифференциация малого и среднего бизнеса. При этом конкурентная среда деятельности малого бизнеса городов и муниципальных районов имеет существенные различия. Если малое предпринимательство в столице Карачаево-Черкесской Республики функционирует в развитой конкурентной среде на рынках с высокой степенью насыщения товарами и услугами, то уровень конкуренции в сельской местности существенно ниже.
В этой связи стратегической задачей реализации Программы в части развития предпринимательства является выравнивание условий конкуренции между субъектами малого и среднего бизнеса независимо от территориальной принадлежности.
В целях создания оптимальных условий для развития малого и среднего бизнеса в республике действует республиканская целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2011 годы". Приоритетными видами программы являются мероприятия по развитию сектора финансовых услуг малыми компаниями, обеспечению доступа к современным офисным и производственным площадям, а именно: создание бизнес-инкубаторов, развитие малых инновационных компаний, финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов предпринимательства, связанных с реализацией программ по энергосбережению, включая затраты на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов, субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на присоединение в приоритетных сферах (до 100 кВт) и инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
См. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 25 июля 2008 г. N 58-РЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике"
В целях повышения конкуренции на рынках товаров и услуг за счет привлечения на возможно большее число рынков предприятий малого и среднего бизнеса необходимо решение следующих задач:
упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности посредством регламентации государственных и муниципальных услуг и их предоставления через систему многофункциональных центров (далее - МФЦ, "одно окно");
обеспечение доступности всех нормативно-правовых актов регионального и местного уровня, регулирующих вопросы предпринимательской деятельности, в средствах массовой информации и на специализированном электронном портале;
проведение "конкурентной экспертизы" нормативно-правовых актов регионального и местного уровня по вопросу выявления ограничений конкуренции и несоответствия нормам законодательства о защите конкуренции с привлечением всех заинтересованных сторон и представителей научного сообщества;
расширение практики государственного и муниципального заказа товаров, работ и услуг у субъектов малого и среднего бизнеса;
создание прозрачных и однозначных механизмов подключения к инфраструктурным объектам;
обеспечение условий для работы таких механизмов, как поручительство и консультационная поддержка;
развитие сети бизнес-инкубаторов.
См. Приказ Министерства экономического развития РФ от 16 февраля 2010 г. N 59 "О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства"
Административные барьеры
Одной из главных проблем развития конкуренции являются административные барьеры, препятствующие вхождению на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки и создающие условия для коррупции. Реформирование системы государственного управления для Карачаево-Черкесской Республики является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития и повышения доверия бизнеса к органам государственной власти.
См. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 13 марта 2009 г. N 1-РЗ "Об отдельных вопросах по противодействию коррупции в Карачаево-Черкесской Республике"
В рамках реформ в Карачаево-Черкесской Республике проводятся мероприятия, направленные на создание системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг для предпринимателей, а именно, регламентация государственных функций и услуг, работа по созданию многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, портала государственных услуг. Это обеспечит прозрачность деятельности органов исполнительной власти, повысит эффективность их взаимодействия с гражданами и организациями, упростит ведение предпринимательской деятельности и будет способствовать развитию конкуренции.
В Карачаево-Черкесской Республике в ходе проведения административной реформы сокращены масштабы вмешательства органов власти в экономическую деятельность, связанного с осуществлением государственного контроля (надзора), лицензированием, государственной регистрацией и экспертизой, обязательной сертификацией продукции. Но, поскольку указанная работа не завершена, в некоторых сферах сохраняются препятствия для предпринимателей в виде необходимости получения от органов государственной власти и местного самоуправления различных, зачастую необоснованных, разрешений, согласований и заключений.
В Карачаево-Черкесской Республике необходимо решить ряд задач по снижению административных барьеров, обеспечивающих приток новых предпринимателей на рынки, как следствие, обеспечивающих поддержание уровня конкуренции:
устранения дублирующих государственных и муниципальных функций и услуг и их регламентация;
развития практики проведения "антикоррупционной экспертизы" республиканских нормативных правовых актов и актов органов местного самоуправления;
упрощения доступа к инфраструктуре, в том числе снижение платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, и упрощения процедуры подключения;
разработки прозрачных и адекватных правил определения стоимости подключения к объектам инфраструктуры;
согласования планов развития инфраструктуры субъектами естественных монополий с планами развития территорий и их публикация;
размещения в отрытом доступе сведений об имеющихся свободных мощностях субъектов естественных монополий и магистральной инфраструктуры;
обеспечения прозрачности в земельных отношениях и разработки документов территориального планирования, правил землепользования и застройки;
развития практики государственно-частного партнерства;
формирования эффективной, доступной и прозрачной конкурсной системы размещения государственных заказов, в том числе путем расширения практики размещения заказов на электронных аукционах, установления обязанности размещения заказов на поставку товаров и услуг для естественных монополий на конкурсной основе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.