Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3. Оценка конкурентной среды на ключевых рынках
Карачаево-Черкесской Республики и задачи развития конкуренции на них
Агропродовольственный комплекс
Конкурентная среда в агропродовольственном комплексе в значительной мере определяется спецификой данной отрасли и производимых продуктов. Так, существенное влияние на предложение продукции и ее качество оказывают погодно-климатические условия, эпидемиологическая ситуация, сезонность вегетационного и производственного циклов. Изменение объемов производства продукции вследствие таких объективных факторов влияет на предложение, что, в свою очередь, может смещать область конкуренции от конкуренции производителей (например, в случае необходимости реализации большого урожая) к конкуренции потребителей (например, предприятий переработки) за продукцию. Поскольку спрос на продукты питания является практически неизменным, то можно сделать вывод о том, что вместе со смещением соперничества от одних контрагентов к другим меняется и их переговорная сила, что оказывает влияние на общую конкурентную среду в данной сфере и динамику некоторых показателей.
Агропродовольственный комплекс Карачаево-Черкесской Республики специализируется на мясомолочном животноводстве, производстве зерна, картофеля, овощей, а также птицеводстве. Республика является аграрным регионом: валовое производство сельскохозяйственной продукции составляет 37% ВРП республики. Удельный вес продукции животноводства составляет 53%, растениеводства - 47%. Доля пищевой и перерабатывающей отрасли в общем объеме промышленности составляет - 55%.
В республике осуществляют деятельность 135 сельскохозяйственных организаций различных форм собственности, 22 организации агросервиса, пищевой и перерабатывающей промышленности, 2,5 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, более 40 тыс. личных подсобных хозяйств.
Ключевую позицию в агропромышленном комплексе республики занимают малые формы хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства, которые специализируются в основном на производстве продукции животноводства (мяса и молока) и растениеводстве (картофель, овощи). Производимая продукция для 50% подсобных хозяйств является источником дополнительных денежных доходов.
Личными подсобными хозяйствами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами производится от общего объема сельхозпродукции: 83% мяса, 97% молока, 96% яиц, 92% картофеля, 98% овощей. Низкий уровень концентрации на рынках производства сельскохозяйственной продукции позволяет сделать вывод о наличии конкурентных рыночных отношений в данной сфере.
Необходимо отметить, что в настоящее время агропродовольственный комплекс не функционирует как эффективная рыночная система, некоторые рынки еще окончательно не сформировались. Такое положение объясняется низкой рентабельностью сельского хозяйства (следовательно, отсутствием привлекательности для потенциальных участников рынка), высокими рисками ведения сельского хозяйства и неразработанностью механизмов снижения этих рисков (например, страхование), плохим состоянием материально-технической базы, условиями труда и быта работников сельскохозяйственного производства.
Очевидно, что какое-либо соперничество не может быть обеспечено без первоначальной поддержки данной сферы со стороны государства, так как необходимо добиться относительно устойчивого функционирования сельхозпроизводителей. На следующем этапе развития агропродовольственного комплекса целесообразно говорить о формировании полноценной конкурентной среды между хозяйствующими субъектами и различными форматами производства продукции.
В настоящее время инструментом поддержки агропродовольственного комплекса является кредитование. Так, кредитными ресурсами пользуется более 6 тыс. сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая граждан, ведущих личные подсобные хозяйства. Товаропроизводителям республики также оказываются меры государственной поддержки в виде субсидий на поддержку племенного животноводства, отдельных подотраслей растениеводства, овцеводства, на компенсацию части затрат по страхованию урожая, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на продукцию животноводства, на содержание племенного маточного поголовья овец и лошадей карачаевской породы, на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на приобретение средств химизации (минеральных удобрений).
В области переработки продукции животноводства функционирует 3 организации по переработке мяса и 9 организаций по переработке молока. На переработку в указанные организации поступает не более 20% от общего количества молока ежедневного надоя. Личные подсобные хозяйства вынуждены произведенное молоко перерабатывать в домашних условиях (производство айрана, домашней (сепарированной) сметаны и сыра). Налажена сеть приема домашних сыров и последующая их сдача на переработку в другие регионы для производства плавленых сыров, реализация молока и домашней сметаны осуществляется в основном на сельскохозяйственных рынках.
Переработка сахарной свеклы в республике представлена единственной организацией - ОАО "Карачаево-Черкесский сахарный завод", который входит в состав группы "Разгуляй". Несмотря на то, что данный завод является единственным переработчиком сырья на территории республики, рынок сахара является конкурентным, так как аналогичные мощности по переработке расположены в нескольких близлежащих регионах.
В отрасли переработки зерновых культур и производства муки, хлебобулочных изделий и макарон функционирует 6 организаций, из них ЗАО "Карачаево-Черкесский мукомол", который также входит в состав группы "Разгуляй", является монополистом. В силу природно-климатических особенностей Республики продовольственного зерна для нужд хлебопечения производится 40%, фуражного - 60% от общего количества намолоченного зерна. С учетом имеющихся потребностей осуществляется закупка зерна и муки из близлежащих регионов. Рынок зерна и муки в целом можно охарактеризовать как конкурентный.
Ограничения конкуренции связаны с проблемой сбыта товаропроизводителями произведенной ими сельскохозяйственной продукции на территории республики из-за ограниченных мощностей переработки сырья. Часть сырья реализуется в близлежащие регионы, что, в свою очередь, ведет к завозу из других регионов продукции переработки (конкурирующей продукции).
Кроме того, в структуре затрат на производство, переработку и реализацию продуктов питания на долю производителей приходится 77% всех затрат, в то же время доля выручки - 33%". Очевидным является факт, что производство сельскохозяйственной продукции является менее привлекательным для потенциальных участников рынка, чем переработка продукции и торговля, зарабатывающие 67% всех средств.
Ограничением конкуренции также является неразвитость логистической, транспортной инфраструктуры в агропродовольственном комплексе, куда также относится дефицит хранилищ, складов, пунктов первичной переработки сельхозпродукции.
Слаборазвитая закупочная система, малая доля работающих сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов, низкий уровень кооперации и интеграции хозяйств - производителей продукции и предприятий по ее переработке порождает монополизм в перерабатывающем секторе, является барьером установления паритетных договорных отношений, повышению конкуренции на рынках.
Большинство сельхозпроизводителей оказывается неготовым к самостоятельной деятельности в рыночных условиях. Так, многие фермеры и руководители сельскохозяйственных организаций не обладают необходимыми знаниями в области экономики, финансов, бухгалтерии, права и менеджерскими навыками, что приводит к серьезным искажениям форм и методов управления хозяйством. Зачастую это является причиной ухода с рынка хозяйствующих субъектов.
Отток населения из сельских поселений, особенно квалифицированных и способных к ведению предпринимательской деятельности кадров, отрицательно сказывается на уровне конкуренции. Не добавляет привлекательности селу также и не изменяющаяся к лучшему социальная инфраструктура.
Для вхождения на рынок новых хозяйствующих субъектов существует ряд барьеров, среди которых:
высокая насыщенность агропродовольственного рынка и низкая покупательная способность населения;
наличие относительных и абсолютных преимуществ в издержках у производителей из других регионов и стран, работающих, например, в более благоприятных природных условиях и имеющих более низкую себестоимость продукции (рынки ликероводочной продукции, молока);
трудности в отведении земельных участков, предоставления в аренду производственных помещений, сельскохозяйственной техники и для новых хозяйствующих субъектов, особенно малых форм хозяйствования.
Изложенные данные свидетельствуют о необходимости решения следующих задач:
развитие конкуренции на рынке переработки сельскохозяйственной продукции (в особенности продукции животноводства);
создание условий для развития системы сбыта производимой сельскохозяйственной продукции (сырья и продуктов переработки);
поддержка кооперативных форм ведения хозяйства;
повышение общей экономической и правовой грамотности фермеров и руководителей сельскохозяйственных предприятий;
обеспечение прозрачности в земельных отношениях и упрощение процедур выделения земельных участков;
расширение практики применения страхования урожаев и поголовья;
расширение рынка сбыта продукции сельхозпроизводителей за счет предоставления возможности прямой реализации продукции и развитие разных каналов поставки сельскохозяйственной продукции;
стимулирование торговой деятельности сельхозпроизводителей;
создание условий для развития ряда специфических рыночных ниш для сельхозпроизводителей (например, развитие рынка органик-продуктов, выращенных без применения химикатов и вредных веществ или специализация на производстве качественного семенного материала).
См.:
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 12 января 2005 г. N 1-РЗ "О государственной поддержке крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в Карачаево-Черкесской Республике"
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 12 февраля 1999 г. N 585-XXII "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд Карачаево-Черкесской Республики"
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 8 апреля 2009 г. N 119 "О республиканской целевой программе "Развитие сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года"
Розничная торговля и потребительский рынок
Современный потребительский рынок Карачаево-Черкесской Республики характеризуется высокой насыщенностью. Потребности населения в товарах, услугах и продовольствии обеспечиваются за счет как собственного производства, так и ввоза из других регионов.
См. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 14 декабря 2011 г. N 480 "О республиканской программе "Развитие потребительского рынка и услуг Карачаево-Черкесской Республики на 2012-2015 годы"
В настоящее время инфраструктура торговли в Карачаево-Черкесской Республике представлена достаточно разветвленной сетью торговых организаций. В республике функционирует свыше 2500 тыс. стационарных торговых точек торговой площадью около 60 тыс. квадратных метров. В настоящее время в республике функционирует 27 розничных рынков на 10,42 тыс. торговых мест, из них универсальных рынков - 13, специализированных рынков - 9, сельскохозяйственных рынков - 5.
Сегодня в Карачаево-Черкесской Республике работают 8 федеральных торговых розничных сетей, которые открыли свыше 35 магазинов. По сравнению с другими регионами Российской Федерации доля розничных сетевых компаний в общем обороте розничной торговли республики незначительна. Так, удельный вес оборота сетевых предприятий розничной торговли в общем обороте розничной торговли составляет около 7%, а в обороте розничной торговли продовольственными товарами около 5,3%.
В условиях незначительного присутствия торговых розничных сетей в Карачаево-Черкесской Республике рост их доли в обороте розничной торговли и территориальное расширение создаст дополнительные условия развития соперничества между разными форматами торговли, а также обеспечит расширение рынка для местных сельхозпроизводителей, повышение прозрачности торговых операций и качества обслуживания потребителей, внедрение современных технологий. Для ряда местных производителей появятся возможности увеличения объемов реализации произведенных продуктов. Однако сетевые розничные компании зачастую действуют по принципу "больший заказ - ниже цена", который приводит к тому, что сети размещают заказы у небольшого количества поставщиков, приводят за собой на региональный рынок тех производителей, с которыми у них налажено длительное сотрудничество.
Вместе с тем, необходимо не допустить ситуацию существенного доминирования сетевой торговли, так как часть местных производителей может оказаться в зависимости от сетевых покупателей продукции, которые, обладая более сильной переговорной позицией, ужесточают условия вхождения товаров в сеть и их поставки, требования по качеству и цене. Значительные трудности в условиях возможной монополизации рынка торговыми сетями испытывают мелкорозничные предприятия "шаговой доступности", не обладающие конкурентными преимуществами перед сетевыми магазинами. Отсутствие в общем случае преимуществ в издержках перед сетевыми розничными компаниями ставит магазины "шаговой доступности" в неравные условия функционирования на потребительском рынке, что приводит к сокращению ассортимента реализуемой продукции, падению оборота, к прекращению деятельности. Вместе с тем, для обеспечения конкуренции в долгосрочном периоде необходимо существование различных форматов торговли.
Сложившуюся систему оптовой торговли нельзя считать совершенной, так как она представлена преимущественно множеством мелких посреднических организаций, вследствие чего происходит наращивание цен реализации. Кроме того, в республике не сформирована полноценная логистическая и транспортная инфраструктура, что является существенным ограничением как развития самой сферы торговли, так и конкуренции между участниками данного рынка.
С 2008 года в республике осуществляются меры, направленные на развитие конкуренции в сфере розничной торговли. В настоящее время ведется работа по реализации мероприятий, утвержденных постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.03.2008 N 110 "Об утверждении комплекса мер по развитию конкуренции на продовольственном рынке Карачаево-Черкесской Республики на 2008 год".
В соответствии с Комплексом мер заключены Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между Правительством Карачаево-Черкесской Республики и крупными сетевыми компаниями. Предметом Соглашений является сотрудничество по вопросам увеличения налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, оказания содействия по продвижению и увеличению объемов реализации продукции товаропроизводителей Карачаево-Черкесской Республики в торговых сетях, соблюдения принципов добросовестной конкуренции, что позволило многим республиканским товаропроизводителям увеличить реализацию производимой продукции через региональные и федеральные торговые сети.
Сохраняется проблема ценовой и территориальной доступности товаров в сельской местности, особенно в обеспечении жителей отдаленных населенных пунктов. Для решения данной проблемы и задачи развития конкуренции на агропродовольственном рынке предприняты меры по созданию альтернативных форм торговли. Так, в муниципальных образованиях республики проводятся еженедельные ярмарки выходного дня, где представлена продукция в широком ассортименте непосредственно от производителей по доступным для населения ценам. Кроме сельхозпредприятий муниципальных районов республики, торговлю осуществляют предприятия пищевой промышленности и граждане, ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства и занимающиеся садоводством, огородничеством. Сельхозпроизводителям республики обеспечен беспрепятственный доступ на рынки и ярмарки для продажи своей продукции. Ежегодно организуется около 200 районных, городских и республиканских ярмарок "выходного дня".
В настоящее время ключевыми препятствиями для развития конкуренции и барьерами входа новых участников на розничный рынок являются:
недостаточное развитие торговой, транспортной и логистической инфраструктуры;
невыгодные для поставщиков условия вхождения в сетевые компании (плата за "входной билет" в сеть, наличие ретро-бонусов);
ограниченная низкой платежеспособностью населения емкость рынка;
сложная процедура начала ведения торговой деятельности;
наличие абсолютных и относительных преимуществ в издержках у розничных сетевых компаний перед мелкорозничными предприятиями "шаговой доступности";
долгосрочные контракты между поставщиками определенных товаров и продукции и сетевыми розничными компаниями, ограничивающими возможность реализации продукции прочими производителями;
отсутствие сформировавшегося эффективного оптового звена в торговле, оказывающего качественные посреднические услуги.
В целях развития конкуренции в сфере розничной торговли предполагается решение следующих задач:
обеспечение условий для торговой деятельности непосредственно сельскохозяйственными производителями;
совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам регулирования торговли продуктами питания и непродовольственными товарами, в том числе проведение "конкурентной экспертизы" соответствующих нормативных актов, издаваемых органами государственной власти и местного самоуправления;
поддержка потребительской кооперации республики;
разработка проектов по оптимизации размещения торговой сети, обеспечивающей территориальную доступность продовольственных и непродовольственных товаров для населения;
разработка проектов по обеспечению объектов торговли складскими помещениями, парковочными местами;
упорядочение и создание условий для улучшения объектов мелкорозничной торговой сети, ликвидация торговли в неустановленных местах;
преобразование розничных рынков в современные продовольственные торговые комплексы с сохранением элементов структуры рынков;
привлечение частных инвестиций в реконструкцию и строительство объектов розничной и оптовой торговли (розничных и оптовых рынков в муниципальных образованиях республики, торговых центров, мини-рынков);
обеспечение доступа на розничные рынки крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, оборудование рядов летней торговли плодово-ягодной продукцией с личных подворий;
создание портала в сети "Интернет", на котором будут размещаться нормативные правовые акты, регулирующие вопросы предпринимательской деятельности, и разъяснений и методические материалы по их применению, а также маркетинговые исследования по вопросам спроса и предложения на региональном продовольственном рынке, доле продукции местного производства;
распространение в средствах массовой информации сведений о проверках предприятий розничной торговли контролирующими органами, выявленных нелегально действующих и уклоняющихся от уплаты налогов посреднических структурах и мерах, предпринятых контролирующими органами и органами местного самоуправления для устранения выявленных нарушений;
проведение совместных совещаний (семинаров, заседаний рабочих групп) с участниками рынка, ассоциациями, союзами торговых предприятий и товаропроизводителей по вопросам выявления факторов ограничения конкуренции и барьеров входа на рынок.
Пассажирские городские и междугородные перевозки
Автомобильный транспорт составляет основу транспортной системы Карачаево-Черкесской Республики. На долю автомобильного транспорта республики приходится до 60 % всех перевозимых грузов и 80 % перевозки пассажиров. Формирование конкурентной среды между перевозчиками различных форм собственности является эффективным инструментом на пути качественного развития рынка пассажирских перевозок.
В настоящее время перевозку пассажиров и грузов осуществляют 14 предприятий, в том числе:
муниципальной собственности - 2;
республиканской собственности - 1;
иные виды собственности (ЗАО, ОАО, ООО) - 11.
Маршруты распределены между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с итогами проведенных конкурсов в 2006, 2008 годах на осуществление перевозки пассажиров по регулярным автобусным маршрутам междугородного и пригородного межрайонного сообщения.
Дороги регионального значения обслуживают 8 республиканских государственных унитарных предприятия (далее - РГУ), заказчиком работ которых является РГУ Управление "Карачаевочеркесавтодор". Дороги федерального значения обслуживаются предприятиями Управления Федеральных автомобильных дорог на территории Карачаево-Черкесской Республики ФГУ ДЭП N 163, ФГУ ДЭП N 162.
Основными факторами, ограничивающими развитие конкуренции в сфере пассажирских перевозок, являются:
отсутствие четких и однозначных правил допуска перевозчиков на рынки пассажирских перевозок. Так, не определен механизм допуска перевозчиков к осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования, не сформулированы допустимые условия и критерии отбора перевозчиков в целях осуществления указанных перевозок;
отсутствие механизма формирования экономически обоснованных тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом и неполная компенсация перевозчикам из бюджетов всех уровней выпадающих доходов в результате перевозок льготных категорий граждан, в том числе из-за отсутствия инструментов персонифицированного учета перевезенных пассажиров. Это приводит к тому, что данная сфера становится менее привлекательной для потенциальных участников рынка, сокращаются стимулы к оказанию качественных услуг;
высокие первоначальные затраты при начале предпринимательской деятельности, длительный срок окупаемости транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров.
Основными задачами развития конкуренции в данной сфере являются:
разработка методики расчета тарифов на основе учета экономически обоснованных затрат;
совершенствование механизма учета количества перевезенных пассажиров (система персонифицированного учета);
совершенствование механизма допуска перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок в пределах муниципальных образований и на межмуниципальных маршрутах;
сокращение доли маршрутов, обслуживаемых муниципальными унитарными предприятиями;
развитие инфраструктуры междугородного и международного пассажирского транспорта (модернизация вокзальных комплексов, остановок, стоянок), информационного обеспечения работы транспортного комплекса (предоставление гражданам в доступном и удобном виде информации о маршрутах, расписаниях, ценах);
совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам осуществления пассажирских перевозок общедоступным транспортом для недопущения необоснованных ограничений конкуренции.
Информационно-коммуникационные технологии и связь
В Карачаево-Черкесской Республике работают операторы, предоставляющие услуги почтовой связи, местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, IP-телефонии, сотовой связи, а также по распространению сигналов телерадиовещания.
Доминирующим на рынке местной и внутризоновой связи является Карачаево-Черкесский филиал ОАО "ЮТК", он оказывает услуги фиксированной электросвязи в 100% населенных пунктов. Абонентская база пользователей проводной связью составила более 77,0 тыс. абонентов, что на 5,7% ниже аналогичного периода 2008 года. Очевидно, что сокращающаяся емкость данного рынка, низкая платежеспособность населения, особенно в сельской местности, значительные капитальные затраты при входе на рынок и их длительная окупаемость являются факторами, ограничивающими конкуренцию на рынках местной и внутризоновой фиксированной связи.
Альтернативой фиксированной электросвязи является сотовая связь, представленная в республике торговыми марками "Мегафон", "Билайн" и "МТС", операторы которых работают в стандарте связи и передаче данных второго поколения. В настоящее время на территории республики в сети Кавказского филиала ОАО "Мегафон" обслуживается около 220 тыс. абонентов, функционирует 116 базовых станций, охват территории составляет 69%. Количество базовых станций филиала ОАО "МТС" в Карачаево-Черкесской Республике равно 72. Сетью МТС покрыто более 30% территории республики, число абонентов составляет 116 тыс. Количество технических средств сотовой связи "Билайн" составляет более 80 базовых станций. Сетью связи охвачено 85% территории республики.
Несмотря на ограниченное число участников рынка сотовой связи, данный рынок является конкурентным. Поведение по отношению к конкурентам, контрагентам и стратегии ценообразования участников рынка позволяют сделать вывод о наличии существенной конкуренции между представленными на рынке компаниями.
Филиал ФГУП "РТРС" "РТПЦ КЧР" является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим передачу и распространение телевизионного и радиовещательного сигнала и предоставления услуг связи.
Услуги по предоставлению доступа в Интернет оказываются главным образом Карачаево-Черкесским филиалом ОАО "ЮТК" на базе собственной магистральной сети стационарной фиксированной связи, а также под торговой маркой "DISEL" по технологии xDSL (широкополосный доступ). Основным фактором, ограничивающим конкуренцию на данном рынке, являются инфраструктурные ограничения и высокие капитальные затраты для создания новых магистральных сетей, а также ограниченный платежеспособный спрос со стороны населения, особенно в отдаленных и сельских районах республики.
Услуги почтовой связи общего пользования (письменная корреспонденция простая и заказная) предоставляются преимущественно Управлением Федеральной почтовой связи Карачаево-Черкесской Республики -филиалом ФГУП "Почта России". В настоящее время тарифы на оказание услуг по пересылке письменной корреспонденции регулируются государством и их размеры ниже себестоимости предоставляемых услуг, таким образом данное направление является мало привлекательным для альтернативных операторов почтовой связи, доля которых в границах отдельного города и в целом республики не превышает 4,5%.
Рынок внутренних почтовых отправлений экспресс-почтой - рынок почтовых услуг по скоростной и надежной пересылке и доставке индивидуальных регистрируемых почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, контейнеры) в настоящее время является наиболее привлекательным и конкурентным рынком. Он характеризуется высоким качеством предоставляемых услуг, свободным ценообразованием, высоким уровнем конкуренции между хозяйствующими субъектами, действующими на данном рынке. Данный рынок в отличие от других почтовых рынков начал развиваться как составная часть международных почтовых отправлений "экспресс" без участия организации федеральной почтовой связи и ориентирован на группу потребителей - организации, для которых качество услуги являются определяющим параметром. ФГУП "Почта России" вышла на этот рынок, имея очень значимое конкурентное преимущество - всеохватывающую филиальную сеть. На рассматриваемом рынке альтернативные операторы, предоставляющие сетевые услуги, обладают значительной долей.
Основными факторами, ограничивающими развитие конкуренции в сфере почтовых услуг, являются:
государственное регулирование тарифов на часть услуг, что приводит к снижению привлекательности данной сферы для потенциальных участников рынка;
наличие относительных и абсолютных преимуществ в издержках у ФГУП "Почта России";
ограниченный платежеспособный спрос на услуги почтовой доставки, в том числе экспресс-доставки;
плохое состояние транспортной инфраструктуры;
ограниченный доступ альтернативных операторов к сети федеральной почтовой связи;
ограничение на оказание универсальных услуг альтернативными операторами в части приобретения знаков почтовой оплаты;
длительная процедура получения лицензии для оказания услуг почтовой связи, что существенно ограничивает возможности развития альтернативных операторов почтовой связи, в том числе местных и внутрирегиональных.
Основными задачам развития конкуренции в сфере информационно-коммуникационных технологий и связи являются:
развитие инфраструктуры связи для обеспечения абонентам возможности выбора оператора дальней связи (междугородняя и международная связь) в различных режимах для реализации права абонента (пользователя услугами связи) сети фиксированной телефонной связи на выбор оператора;
упрощение процедуры предоставления земельных участков для строительства объектов связи и инфраструктуры;
размещение на конкурсной основе объектов почтовой связи в торговых центрах, объектах транспортной инфраструктуры, объектах гостиничного сервиса.
Услуги здравоохранения
Основные объемы медицинской помощи в Карачаево-Черкесской Республике приходятся на государственные и муниципальные учреждения здравоохранения. В связи с этим в части оказания медицинской помощи имеет место взаимное дополнение частной, государственной и муниципальной систем. Объемы медицинской помощи в частной системе является незначительными по сравнению с общим объемом медицинских услуг и осуществляется по таким направлениям, как стоматология, косметология, реабилитация, некоторые виды диагностики.
Основные концептуальные ограничения конкуренции в системе здравоохранения связаны со специфическими особенностями услуг здравоохранения, являющихся социально значимыми, объем которых не зависит напрямую от уровня платежеспособности индивида. Так, часть медицинских услуг является общественным благом (например, массовые прививки против инфекционных заболеваний, которые приносят пользу не только отдельному индивиду, но и обществу в целом), в производстве которых частный сектор не заинтересован, так как нет возможности взимать плату с каждого отдельного потребителя.
Фактором, ограничивающим конкуренцию, является также недостаточная информированность потребителей в отношении цены и качества предлагаемых услуг, необходимого объема лечения (врач, а не пациент определяет количество процедур, лекарств). В таком случае речь идет о спросе, спровоцированном предложением, когда пациенту навязываются ненужные для достижения клинического результата услуги, но необходимые производителям медицинских услуг для обеспечения своих интересов.
Иерархическая система оказания медицинской помощи, предполагающая концентрацию различных по уровню сложности медицинских случаев на разных уровнях медицинских учреждений (простые - по месту жительства, сложные - в региональных центрах медицинской помощи) является разделением рынка между медицинскими учреждениями. Вызванная этим неоднородность учреждений по оборудованию, квалификации и профессионализму также сужает сферу потенциальной конкуренции.
Формирование конкурентной среды в здравоохранении ограничивается также тем, что в течение длительного времени развивались крупные формы оказания медицинской помощи, например, модель поликлиники с территориальным прикреплением граждан позволяет организовать кооперацию врачей разных специальностей, но сдерживает конкуренцию врачей. Небольшие врачебные практики, напротив, функционируют в ситуации, когда необходимо конкурировать между собой за привлечение пациентов. Таким образом, в настоящее время ряд медицинских учреждений являются монополистами в соответствующих географических границах рынка.
В сложившейся системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) ни у страховых компаний, ни у медицинских учреждений практически нет стимулов конкурировать между собой, что в значительной степени обусловливает ряд проблем, имеющих место в здравоохранении: низкое качество, малая доля профилактических мероприятий, большие очереди в медицинских учреждениях, перекладывание на пациентов издержек на содержание неиспользуемых мощностей, наличие неформальных соплатежей при получении медицинских услуг.
Факторами ограничения конкуренции в системе ОМС являются:
отсутствие возможности у страхуемых граждан выбирать страховую компанию (сейчас за работающих выбирают работодатели, за безработных, детей, пенсионеров - органы местного самоуправления), следовательно, у страховых компаний нет стимулов конкурировать за застрахованных по качеству защиты прав и интересов граждан (конкуренция между страховыми компаниями по цене или пакету услуг в рамках ОМС невозможна, так как цены и перечень услуг определяются государством);
ограничения доступа частных и ведомственных медицинских организаций для оказания услуг в рамках ОМС;
совмещение в большинстве страховых медицинских организациях функций по страхованию граждан в системе ОМС и добровольного медицинского страхования, приводящее к отсутствию заинтересованности у таких страховых компаний в защите интересов застрахованных и повышении качества бесплатных медицинских услуг;
наличие двухканальной системы финансирования медицинских учреждений, которая не создает стимулы для соперничества между медицинскими учреждениями и ограничивает развитие страховой модели оказания медицинских услуг;
длительная и сложная процедура открытия частного медицинского учреждения;
нормативы отчислений на неработающих граждан из местных бюджетов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования не покрывают расходов на оказание медицинских услуг (риски заболеваний у детей и пенсионеров в среднем в 3 раза выше, чем у трудоспособных граждан), что делает страховые компании незаинтересованными в данной группе страхующихся граждан.
Создание конкурентных отношений в здравоохранении в Карачаево-Черкесской Республике предполагает решение ряда важных задач.
В качестве одного из механизмов формирования конкурентных отношений в сфере медицинских услуг является привлечение к выполнению программы государственных гарантий медицинских учреждений различных форм собственности на принципах государственно-частного партнерства.
Конкуренция между лечебными учреждениями в здравоохранении предполагает конкурсное размещение объемов программы госгарантий с участием организаций всех форм собственности. Это конкуренция не только государственных и частных медицинских организаций за пациента, но также между стационарами и поликлиниками.
Средства, предназначенные на оказание медицинской помощи населению (деньги, заложенные на обслуживание одного больного по региональной программе госгарантий), получат поликлиники, которые и будут распорядителями этих ресурсов. Появится возможность в поликлинике планировать и распределять эти средства на необходимую больному медицинскую помощь. Остатки переданных средств пойдут на увеличение фонда оплаты труда медработников. Акцент будет сделан на профилактических мероприятиях, которые дают больший эффект для пациентов.
Для создания системы ОМС, в которой страховые компании конкурируют за граждан, необходимо обеспечить гражданам возможность свободного выбора страховой медицинской организации. Поскольку в рамках системы ОМС страховые компании не могут конкурировать по цене или пакету предоставляемых услуг (так как они зафиксированы в региональной программе госгарантий), проводимые конкурсы по отбору страховых медицинских организаций не обеспечивают выбора максимально эффективных организаций, так как все компании предлагают одинаковые условия в силу действующих норм регулирования. В такой ситуации конкурсный отбор может ограничивать конкуренцию и способствовать развитию коррупции, оказанию необоснованных преференций отдельным хозяйствующим субъектам.
Следующим направлением является внедрение одноканального финансирования медицинских услуг из средств территориального фонда обязательного медицинского страхования. Одноканальное финансирование предполагает, что все расходы медицинского учреждения (в том числе капитальные затраты) учитываются в тарифе на оказание медицинской услуги. Таким образом, исключается сметное финансирование лечебных учреждений из средств соответствующих бюджетов. Недостатком сметного финансирования является то, что оно не стимулирует экономию бюджетных средств и не обеспечивает эффективного их использования. Поэтому одноканальное финансирование посредством передачи денежных потоков через территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - через страховую медицинскую организацию) будет стимулировать эффективное использование средств (в частности, страховые медицинские организации выступают в качестве контролеров эффективности использования средств).
Страховым компаниям отводится роль выбора медицинской организации, с которой заключается договор на оказание услуг, оплаты медицинских услуг и решения вопросов правовой защищенности пациентов. Основным документом, закрепляющим отношения между страховой компанией и медицинским учреждением, должен стать договор. Развитие договорных отношений является приоритетным направлением в развитии рыночных и конкурентных отношений в здравоохранении.
Одним из перспективных направлений развития конкуренции является формирование общеврачебной практики с частичным фондодержанием. При этом предусматривается оплата из фонда врача общей практики медицинских услуг с наиболее оптимальным соотношением цены и качества.
В качестве инструмента развития конкуренции выступает аутсорсинг непрофильных функций медицинских учреждений (питание, уборка, стирка белья, охрана) - закупка услуг путем проведения конкурса и торгов. Вывод непрофильных функций на рынок позволит медицинским учреждениям сосредоточиться на качестве оказываемых медицинских услуг.
Развитию конкуренции между медицинскими учреждениями будет способствовать закрепление за гражданами возможности свободного выбора медицинского учреждения вне зависимости от места проживания гражданина.
См.:
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 15 апреля 2002 г. N 18-РЗ "О правах пациента"
Розничная реализация лекарственных средств и медицинских товаров
На территории Карачаево-Черкесской Республики действует 84 аптечных учреждения. Лидирующее положение на рынке как по товарообороту, так и по количеству аптечных учреждений в целом по региону занимает ОАО "Фармация". На долю ОАО "Фармация" приходится 11 аптечных учреждений (13%). Данная аптечная сеть в ряде районов республики занимает доминирующее положение.
Основными препятствиями развитию конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в муниципальных образованиях республики является невысокая численность населения в административно-территориальных образованиях (ограниченная емкость рынка) и их низкая платежеспособность (невысокий платежеспособный спрос), особенно в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, являющихся экономически не привлекательными для участников рынка. Длительная и сложная процедура открытия бизнеса, получения лицензии, соблюдения требований к помещениям и персоналу является существенным барьером входа на рынок. Запрет на выездную торговлю лекарственными средствами и медицинскими товарами создает условия для монополизации рынка в границах муниципальных образований (локальных рынков) и снижает доступность лекарственных средств для жителей отдаленных и труднодоступных районов.
Задачами развития конкуренции в данной сфере являются:
упрощение процедур предоставления земельных участков, перевода помещений из жилых в нежилые, выдачи согласований для открытия или строительства аптечного учреждения;
сокращение сроков выдачи лицензии.
Образование
В Карачаево-Черкесской Республике функционирует 108 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 11,5 тыс. детей. Из них 1 дошкольное образовательное учреждение имеет статус негосударственного, 2 ведомственных и 105 муниципальных. В республике работает 184 дневных общеобразовательных учреждения, в том числе 1 негосударственное. На рынке услуг профессионального образования представлено 31 учреждение, из которых 6 негосударственных.
В последние годы наблюдается рост очередности в дошкольные учреждения. Охват детей дошкольными образовательными услугами соответствующего возраста составляет 41%. Постоянно увеличивается численность детей, состоящих на учете для определения в детские сады. Наиболее сложная ситуация в республиканском центре, где перенаполняемость составляет 150%.
Решению данной проблемы в значительной степени может способствовать конкуренция в этой сфере между организациями различных организационно-правовых форм, услуги которых могут приобретаться на конкурсной основе. Для развития конкуренции в сфере дошкольного образования и обеспечения доступного качественного образования необходимо поддерживать создание вариативных форм дошкольного образования, в том числе автономных образовательных учреждений, семейных детских садов.
Рыночные механизмы в сфере школьного образования не могут быть представлены в полном объеме, так как это социально значимая сфера, бесплатное предоставление услуг в которой гарантировано государством. Конкуренция между образовательными учреждениями выражается в создании инновационных и специализированных образовательных учреждений, которые конкурируют за учеников вне зависимости от их места проживания. К 2009 году в республике создана сеть из 29 инновационных учреждений (9 гимназий, 6 лицеев, 14 школ с углубленным изучением отдельных предметов) - 15,9% от общего числа общеобразовательных школ, в них обучается 23,6 % школьников.
Конкурентная среда в сфере образования недостаточно развита. Одним из основных видов соперничества в данной области в отсутствие ценовых стимулов является конкуренция по качеству предлагаемых образовательными учреждениями образовательных услуг.
Еще одним направлением развития конкуренции в сфере образование может стать государственный и муниципальный заказы, в рамках которых информация для потенциальных участников торгов (образовательных учреждений) должна быть доступной, полной и однозначной, должен обеспечиваться равный и недискриминационный доступ к процедурам размещения заказа. Все это обеспечит конкуренцию между образовательными учреждениями на различных этапах размещения заказа.
Основными факторами, ограничивающими конкуренцию в данной области, являются:
необходимость получения лицензии на оказание образовательных услуг;
отсутствие нормативно-правового регулирования механизмов закупки дошкольных и дополнительных образовательных услуг у немуниципальных учреждений и негосударственных учреждений;
отсутствие стимулов и возможности у значительной части образовательных учреждений (школы, детские сады) конкурировать по цене;
наличие у образовательных учреждений такого организационно-правового статуса (муниципальные учреждения), который не позволяет им функционировать как полноценному участнику рынка и предлагать услуги в оптимальном соотношении цены и качества.
Таким образом, основными задачами по развитию конкуренции в сфере образования в Карачаево-Черкесской Республике являются:
создание условий для функционирования вариативных форм дошкольного образования, в том числе негосударственных дошкольных учреждений и семейных детских садов;
совершенствование нормативно-правовой базы регулирования механизмов закупки дошкольных образовательных услуг у немуниципальных учреждений;
разработка механизма перевода общеобразовательных учреждений в автономные (изменение организационно-правового статуса);
обеспечение благоприятных условий для создания частных образовательных учреждений;
сокращение административных барьеров при начале деятельности в сфере оказания образовательных услуг (упрощение процедур получения лицензии, выделения зданий, земельных участков, согласований с органами архитектуры, пожарной безопасности);
обеспечение возможности для родителей свободного выбора общеобразовательного учреждения вне зависимости от места проживания.
Жилищно-коммунальное хозяйство
В целях устойчивого развития архитектуры и градостроительства в республике в 2006 году Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики утверждена республиканская целевая программа "Развитие архитектуры и градостроительства Карачаево-Черкесской Республики (2006-2010 годы)". В данную программу включены мероприятия по развитию конкуренции, предусматривающие:
разработку схемы территориального планирования Карачаево-Черкесской Республики;
разработку нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы градостроительства;
создание информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в Карачаево-Черкесской Республике.
Кроме того, Департаментом архитектуры и градостроительства Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее - ЖКХ) в целях развития конкуренции постоянно проводятся традиционные республиканские выставки лучших архитектурных проектов, по итогам которых победители принимают участие в международных выставках.
Осенью 2008 года проведена выставка-конкурс лучших архитектурных проектов 2007-2008 годов, где, наряду с проектными организациями, с экспозицией строительных материалов приняли участие предприятия по производству строительных материалов.
Для развития конкуренции в области градостроительства и архитектуры необходимо решить следующие задачи:
создание условий для подготовки специалистов в области архитектуры и градостроительства в целях увеличения числа проектных организации республики;
в целях обеспечения равных условий при обслуживании граждан и юридических лиц по вопросам градостроительной деятельности провести мероприятия по организации в органах архитектуры и градостроительства муниципальных образований работы по принципу "одного окна" (на базе многофункциональных центров).
Развитию конкуренции в сфере топливно-энергетического комплекса, который имеет непосредственное отношение к оказанию коммунальных услуг, может способствовать развитие альтернативных и возобновляемых источников энергии (в республике есть богатый энергетический потенциал). Несмотря на предпринятые попытки создания конкурентной среды в жилищно-коммунальном комплексе, развитие конкуренции в этой сфере происходит крайне медленно. Высокий уровень физического износа основных фондов ЖКХ и устаревшие технологии, ограниченные инвестиционные ресурсы, значительные капитальные затраты для вхождения на рынок и длительный срок окупаемости инвестиций осложняют процессы формирования конкурентной среды и вхождение на рынок новых участников. Ограничениями конкуренции выступают несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в коммунальном комплексе, что формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики. В коммунальной сфере развитие конкуренции должно происходить путем привлечения эффективных частных операторов к управлению муниципальной и региональной коммунальной инфраструктурой, а также предоставлению жилищных и коммунальных услуг. Здесь наиболее привлекательными будут муниципалитеты с прозрачной тарифной политикой и низким уровнем политического вмешательства в процесс регулирования тарифов. Для создания условий развития конкуренции в жилищно-коммунальной сфере необходимо решение следующих задач:
развитие практики использования концессионных соглашений, обеспечивающие приток частных инвестиций;
передача муниципального и регионального имущества в аренду частным операторам должна происходить на основе конкурсных процедур с равным доступом для участников рынка;
установление тарифов на коммунальные услуги на уровне, обеспечивающем безубыточную деятельность компаний и привлекательность данной отрасли для частных компаний - поставщиков услуг;
См. постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса"
принятие мер по созданию электронного информационного ресурса, посвященного вопросам жилищно-коммунального хозяйства республики (для размещения информационно-аналитических материалов и ведения диалога по проблемным вопросам, в целях повышения информированности и грамотности граждан, участников домовых комитетов, членов товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) об управляющих компаниях, их тарифах, услугах, возможности выбора управляющей компании, а также возможности и механизмах самостоятельного управления домами);
создание общедоступного источника информации по финансовому и техническому состоянию предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
развитие инициативы собственников жилья в вопросах управления многоквартирными домами, обеспечение условий для "информированного выбора" потребителями услуг;
обеспечение условий для создания новых ТСЖ, появления новых управляющих компаний за счет устранения административных барьеров на пути привлечения организаций различной формы собственности к оказанию услуг по управлению многоквартирными домами и создание условий для их безубыточной деятельности.
Туризм
Туристический потенциал Карачаево-Черкесии является важнейшим стратегическим ресурсом развития Карачаево-Черкесской Республики. Туристско-рекреационный комплекс республики обладает уникальными преимуществами в развитии альпинистского и горнолыжного туризма; значительным культурным, историческим и природным потенциалом, способным стать мощным ресурсом для развития внутреннего и въездного туризма. Количество посетителей из других регионов (резидентов), посетивших туристические объекты республики в 2008 году, составило 360,80 тыс. человек. Наибольший экономический эффект въездного и внутреннего туризма получается от многодневных туров.
Изменившиеся экономические и социальные условия требуют нового подхода к сокращению теневого сектора экономики в сфере туризма, к вопросам качества услуг на рынке туриндустрии, повышения эффективности продвижения турпродукта, неотложных мер законодательного, организационного, экономического характера.
На сегодняшний день основными факторами, ограничивающими развитие конкуренции в данной сфере, являются:
неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры (качество дорожного покрытия, состояние автодорог на основных туристских маршрутах, отсутствие автостоянок (особенно вблизи объектов показа), недостаточная информативность на дорогах, безопасность туристских переходов, необустроенность автовокзалов и автобусных остановок);
моральное и физическое устаревание объектов инфраструктуры туризма и слабое развитие туристского транспорта;
недостаточная активность туристских организаций республики (отсутствует развитая, современная индустрия гостеприимства как единая система, способная оказывать влияние на формирование туристских потоков и осуществлять их обслуживание на уровне мировых стандартов) и дефицит предпринимательской инициативы в развитии въездного и внутреннего туризма;
отсутствие внутриреспубликанской системы учета и маркетингового исследования туристских потоков;
низкий уровень информированности туристов о ценах и качестве предоставляемых различными туристическими компаниями услуг (отсутствие информированного потребителя и информированного выбора);
ярко выраженная сезонность.
Для достижения конкуренции в сфере туризма необходимо решить ряд ключевых задач:
формирование туристских зон с развитой инфраструктурой туризма на территории Карачаево-Черкесской Республики, обеспеченных системой поддержки устойчивого развития, что заключается в концептуальной разработке стратегии развития районов Теберды, Домбая, Архыза, Сторожевой - Чапаллы, Аксаутсткого и Лабинского ущелья, района Карачаево-Черкесского Приэльбрусья;
развитие системы информационного туристского обслуживания и формирование системы лояльности туристов;
формирование современной системы социального сервиса, развитие системы гостеприимства и системы кадрового обеспечения туризма;
создание инженерной инфраструктуры, способной в полной мере обеспечить потребности туристских объектов, туристов, альпинистов и отдыхающих в популярных рекреационных зонах республики;
расширение информационного обеспечения туристских зон, например, расширение информационного портала для туристов, на котором размещена информация о достопримечательностях, туристических фирмах, туристических операторах (если это маленькие предприятия, то у них может не быть сайта), о качественных и недоброкачественных туруслугах, информация о контрольных мероприятиях, выявленных нарушениях, об анализе данного рынка. Такие меры будут способствовать созданию имиджа операторов и туристических фирм и стимулировать к оказанию качественных услуг ("репутационный" сайт).
Необходимо отметить, что в настоящее время полноценный рынок туристических услуг в республике еще не сложился, так как отсутствует не только инфраструктура рынка, но необходимые для конкуренции участники рынка, поэтому механизм конкуренции не может функционировать без первоначального создания самого рынка и поддержки появляющихся участников рынка. Нобходимы# программы и мероприятия по развитию районов Теберды, Домбая, Архыза, Сторожевой - Чапаллы, Аксаутсткого и Лабинского ущелья, района Карачаево-Черкесского Приэльбрусья (в том числе всесезонного горного курорта "Медовые водопады", "Архыз").
Строительство
В Карачаево-Черкесской Республике создано Управление по размещению республиканских государственных заказов, которое проводит конкурсы, аукционы по отбору организаций на выполнение проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ по различным объектам, финансируемых за счет бюджетных средств. При этом выбираются проектные и подрядные организации, способные оказать услуги с наименьшими затратами. В республике созданы республиканские государственные учреждения "Управление государственной экспертизы в строительстве", "Карачаево-Черкесский центр ценообразования в строительстве", которые тщательно проверяют разработанную проектно-сметную документацию и дают заключения в соответствии с требованиями строительных норм и правил, действующей сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве и нормативно-методических документов (методические указания, методические рекомендации). Это способствует достоверному определению стоимости строительства и в целом повышению качества разрабатываемой проектно-сметной документации. Рынки нерудных строительных материалов (далее - НСМ) характеризуются значительными барьерами, среди которых:
См. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 1 марта 2010 г. N 11-РЗ "Об отдельных вопросах градостроительной деятельности в Карачаево-Черкесской Республике"
наличие преимущества у хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка в уровне издержек;
ограничения входа на рынок - необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений для разработки новых месторождений и ограниченность ресурсов;
административные ограничения, связанные с получением лицензий на освоение того или иного месторождения;
длительная и сложная процедура перевода категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.
Кроме того, существуют следующие ограничения в развитии конкуренции на рынке вновь возводимой жилой недвижимости:
необходимость существенных капитальных затрат при освоении и осуществлении строительной деятельности, в частности:
получение разрешения на строительство объектов жилой недвижимости, согласование и выдача технических условий на подключение к сетям инженерной инфраструктуры;
длительность, сложность процедуры получения лицензии на право осуществления строительной деятельности;
наличие экологических ограничений в строительстве новых производственных и складских объектов, транспортных коммуникаций при организации домостроительного комбината полного цикла;
искусственно создаваемый дефицит земельных участков под строительство жилых многоквартирных домов;
рассмотрение представленной документации, заявок на оформление, а также согласование и выдача технических условий на подключение к инженерным сетям осуществляется с затягиванием сроков;
выдача технических условий эксплуатирующими организациями и органами местного самоуправления с учетом ремонта (перекладки) существующих сетей в размерах, несоизмеримых с объемами по основному объекту (жилому дому);
препятствия в осуществлении поэтапного строительства (требуется разработка документации в полном объеме на весь объект и получение соответствующего заключения Госэкспертизы).
К основным задачам развития конкуренции в строительной сфере можно отнести:
упрощение процедур выделения земельных участков (система "одного окна" для решения вопросов, связанных с землей), а также "оздоровление" земельных отношений в целом (территориальное планирование и разработка правил землепользования и застройки), межевание позволяют сделать процедуру выдачи земельного участка и определения вида разрешенного строительства более прозрачной;
См. также Закон Карачаево-Черкесской Республики от 9 декабря 2003 г. N 61-рз "Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике"
упрощение процедур получения разрешения на строительство, различных согласований с органами государственной власти и местного самоуправления;
решение проблемы подключения новых сооружений к магистральной инфраструктуре и установления зачастую "неконтролируемых" тарифов на подключение, что ограничивает конкуренцию и прозрачность всех процессов, особенно, когда речь идет о преференциях определенным компаниям и застройщикам;
создание условий для привлечения предприятий малого и среднего бизнеса для проведения работ, а также проектирования, экспертизы и прочее;
внедрение электронной системы торгов для обеспечения равного доступа к государственным и муниципальным заказам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.