Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Содержание проблемы и анализ причин её возникновения
1.1. Анализ ситуации на рынке труда Карачаево-Черкесской Республики
В 2007-2008 годах в республике отмечены позитивные сдвиги в социально-экономическом развитии.
Рост производства валового регионального продукта составил в 2007 году 3,7% (по оценке), в 2008 году - 8% (по оценке).
В 2007 году рост промышленного производства составил 11%, в 2008 году - 3,1%. На итоги работы промышленности республики к концу 2008 года повлияли негативные тенденции, обусловленные кризисными явлениями, происходящими в экономике страны. Влияние финансового кризиса в первую очередь проявилось в таких ведущих отраслях, как химическое производство и производство прочих неметаллических минеральных продуктов, где производство к уровню 2007 года снизилось на 39,6 и на 24,4% соответственно.
Вместе с тем, положительная динамика индекса промышленного производства в 2008 году была обеспечена именно работой предприятий обрабатывающих отраслей - 103,4%.
В добыче полезных ископаемых производство продукции сократилось на 21,5%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 2,9%.
Наиболее высокие темпы роста выпуска продукции среди обрабатывающих производств отмечались в производстве транспортных средств - в 4,8 раза. Производство пищевых продуктов, включая напитки, занимающее доминирующее положение среди обрабатывающих отраслей, увеличилось на 3,4%.
Сохраняется тенденция роста объемов продукции сельского хозяйства, оборота розничной торговли, общественного питания, объемов платных услуг населению, услуг связи.
В сфере занятости населения и на рынке труда произошли следующие изменения:
численность занятого населения увеличилась в 2007 году на 0,7% и составила 165,7 тыс. человек (по данным баланса трудовых ресурсов), в том числе:
на предприятиях обрабатывающего производства;
в организациях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды;
в строительстве;
на предприятиях транспорта;
в организациях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, арендой, по предоставлению услуг;
в организациях здравоохранения и предоставления социальных услуг;
доля занятого населения на предприятиях государственной и муниципальной формы собственности снизилась с 35,6 до 35,4% и составила 58,7 тыс. человек. Доля занятых в организациях смешанной формы собственности уменьшилась с 3,3 до 1,9% и составила 3,1 тыс. человек;
удельный вес занятых в частном секторе экономики увеличился с 60,4 до 62,1% и составил 102,8 тыс. человек. При этом, снизилась численность занятых в крестьянских (фермерских) хозяйствах с 9,2 до 6,1 тыс. человек, а также численность работников на частных предприятиях с 34,4 до 33,6 тыс. человек.
Численность граждан, занятых индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан, включая занятых в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, возросла на 13,1%, с 55,7 до 63 тыс. человек. В 2007 году рост численности занятого населения в экономике республики был обеспечен именно за счет данной категории граждан.
В 2008 году, согласно обследованию населения по проблемам занятости, численность занятого населения составила 167 тыс. человек;
недостаточный приток инвестиций в экономику республики отрицательно влияет на создание и модернизацию рабочих мест на предприятиях республики. За 2007-2008 годы на дополнительно введенные рабочие места на крупных и средних предприятиях принято 1064 работника или 3% всех принятых;
сокращение численности штата на крупных и средних предприятиях составляет за указанный период 1346 человек. Спрос на рабочую силу определялся в основном потребностью в частичном восполнении выбытия кадров. Наблюдалось превышение выбытия над приемом работников крупных и средних предприятий в 2007 году на 1437 человек, в 2008 году на 1655 человек;
масштабы вынужденной неполной занятости населения на крупных и средних предприятиях и в организациях увеличились. Численность работников, которым были предоставлены административные отпуска по инициативе администрации, в 2008 году увеличилась на 50,6% и составила 786 человек. Численность граждан, работающих в режиме неполного рабочего времени, увеличилась в 6,7 раза и составила 1278 человек. В основном это работники предприятий обрабатывающего производства, строительства, транспорта, связи и сельского хозяйства;
предложение рабочей силы на регистрируемом рынке труда не соответствует спросу работодателей. В 2007-2008 годах наблюдалась тенденция снижения спроса на рабочую силу на регистрируемом рынке труда. В 2007 году банк вакансий уменьшился на 4% к предыдущему году, в 2008 году - на 6,5% и составил 12076 рабочих мест, из них 8175 - для постоянной работы.
Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одну вакансию) на конец 2007 года составлял 12,6, на конец 2008 года - 9,8 (по России - 1,9%, по ЮФО - 5,8%).
Структура предлагаемых вакансий по-прежнему не соответствует профессиональному составу граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве. От 80 до 90% спроса приходится на рабочие профессии, преимущественно предназначенные для мужского труда. При этом, на конец 2008 года 65,8% численности безработных составляли женщины, 28,8% численности безработных имели высшее и среднее профессиональное образование.
Среди рабочих наиболее востребованы водители, слесари различной специализации (слесари-электрики, слесари-ремонтники, слесари-сантехники, автослесари, слесари КИПиА и т.д.), операторы различных линий и установок, машинисты различных машин и механизмов, санитарки, овощеводы, электрогазосварщики, продавцы, электромонтеры, контролеры, кондукторы.
Не хватает квалифицированных кровельщиков, водителей троллейбусов, слесарей для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства, слесарей-ремонтников, токарей; электромонтеров, машинистов: автогрейдера, бульдозера, экскаватора, автокрана; наладчиков автоматических линий и технологического оборудования; монтажников санитарно-технических систем и оборудования, стропальщиков, электрогазосварщиков, электромонтажников. Дефицит рабочих с данными профессиями особенно заметен в г. Черкесске.
Среди специалистов наблюдается дефицит инкассаторов, врачей, программистов, электриков участка и цеха;
миграционная убыль наблюдается во всех районах республики. За 2007-2008 годы миграционная убыль по республике составила 4,6 тыс. человек. Миграционный отток населения из городской местности выше, чем сельской и составляет около 60% от общего сальдо миграции;
масштабы занятости населения в неформальном секторе экономики республики остаются значительными. В отчетном периоде неформальная занятость населения оценивалась в пределах 63,5-79,4 тыс. человек, 38-44,5% к общей численности занятого населения. Большинство из них (от 90 до 94%) заняты только в неформальном секторе экономики. С одной стороны, неформальный сектор экономики снимает социальное напряжение в обществе, с другой - оказывает отрицательное воздействие на поступление налогов в бюджет и на другие экономические показатели и социальную защищенность работников.
Между емкостью неформального сектора и масштабами незарегистрированной безработицы имеется тесная зависимость. Возможность получения случайных, пусть и незначительно превышающих прожиточный минимум приработков, удерживает часть занятого населения в неформальном секторе от регистрации в качестве безработных. В динамике и структуре общей численности безработных (приложение 5 к Программе) произошли следующие изменения:
уменьшилась общая численность безработных на 17,9% и составила в 2008 году 32 тыс. человек. В городской местности численность безработных снизилась на 18,2% и составляет 9 тыс. человек, в сельской местности - на 17,6% и составила 23 тыс. человек. Численность безработных женщин сократилась на 26,3% и составила 14 тыс. человек, численность безработных мужчин - на 10% и составила 18 тыс. человек;
снизился уровень общей безработицы на 2,5 процентных пункта и составляет 16,1%, в городской местности снизился с 12,1 до 9,5%, в сельской местности - с 23,5 до 22,3%. У женщин уровень общей безработицы снизился с 18 до 14,2%, у мужчин - с 19 до 17,8%;
не изменилась доля безработных в возрасте 16-29 лет и составила 36,2% при численности 11,6 тыс. человек;
уменьшилась в 2,5 раза численность безработных, имеющих высшее, неполное высшее и среднее профессиональное образование, и составила 6,5 тыс. человек, доля их среди безработных снизилась с 41,2% до 20,4%;
увеличилась доля безработных, высвобожденных из организаций при сокращении штатов и ликвидации предприятий, с 29,9 до 32,1%;
уменьшился средний период поиска работы с 12,9 до 12 месяцев. 71,5% безработных ищут работу более года.
В динамике и структуре регистрируемой безработицы (приложение 6 к Программе) произошли следующие изменения:
уменьшилась численность зарегистрированных безработных на 33,2% и составила 5227 человек;
сохраняется значительная дифференциация территорий по уровню безработицы. При значении уровня регистрируемой безработицы по республике на 1 января 2009 года 2,6% данный показатель варьирует от 1,2% в Адыге-Хабльском районе до 8,4% в Карачаевском районе. Выше республиканского уровня данный показатель в Усть-Джегутинском и Хабезском районах и в г. Карачаевске;
уменьшилась доля безработных граждан, проживающих в сельской местности, с 70,1 до 61,3%;
уменьшилась доля безработных женщин с 68,6 до 65,8%;
снизилась доля безработных в возрасте 16-29 лет с 30,3 до 28,1%.
В г. Черкесске и в Малокарачаевском районе доля безработной молодежи постоянно выше, чем в среднем по республике - 38,2% и 38,1% соответственно;
увеличилась доля безработных с высшим образованием с 13,1 до 15,2% и имеющих среднее профессиональное образование с 13,1 до 13,6%.
В республиканском центре г. Черкесске 57,9% безработных имеют высшее и среднее профессиональное образование.
Соответственно уменьшилась доля безработных, имеющих низкий образовательный уровень: начальное профессиональное образование, среднее и основное общее образование с 73,8 до 71,2%. Такое положение сложилось за счет уменьшения численности безработных в сельской местности, в основном имеющих низкий образовательный уровень;
увеличилась доля инвалидов с 3,7 до 5,2%;
средняя продолжительность безработицы снизилась с 4 до 3,8 месяцев.
1.2. Прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда
С октября 2008 года в связи с финансовым кризисом на рынке труда Карачаево-Черкесской Республики наметились негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности:
резко увеличилось число предприятий, работающих в режиме неполного рабочего времени, возросла численность работников, находящихся в простое по вине работодателей, в отпусках без сохранения заработной платы;
значительно увеличилась численность работников, уволенных и предполагаемых к увольнению в связи с сокращением штата или ликвидацией предприятия;
О гарантиях и компенсациях работникам, связанных с расторжением трудового договора, см. Главу 27. Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ
существенно сократился спрос на рабочую силу.
Финансовый кризис прямо или косвенно затронул практически все виды экономической деятельности республики: машиностроение и автомобилестроение, химическое производство и производство резиновых изделий, изделий из дерева, строительных материалов, электрической, распределительной и регулирующей аппаратуры, пищевых продуктов, сельское хозяйство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт и связь, торговлю и государственное управление.
В период экономического спада в первую очередь проводятся увольнения работников с предприятий, намеренных оптимизировать свою структуру и штатную численность, не имеющих прямого отношения к основному производству и получению прибыли.
Велика вероятность, что кризис будет продолжительным.
Предполагается, что в 2010 году численность граждан, занятых экономической деятельностью, снизится на 0,6% и составит 164,0 тыс. человек. В 2011-2012 годах численность занятого населения республики будет увеличиваться незначительными темпами, в основном за счет развития предприятий малого бизнеса, личных подсобных хозяйств и увеличения численности индивидуальных предпринимателей и составит соответственно 165,0 и 167,0 тыс. человек (приложение 8 к Программе).
См.:
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 25 июля 2008 г. N 58-РЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике"
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26 августа 2009 г. N 307 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2011 годы"
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 18 октября 2011 г. N 352 "Об утверждении республиканской целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2012-2015 годы"
См. также Закон Карачаево-Черкесской Республики от 12 января 2005 г. N 1-РЗ "О государственной поддержке крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в Карачаево-Черкесской Республике"
1.2.1. Прогноз спроса на рабочую силу
Малый бизнес в последние годы является важнейшим источником пополнения бюджета и создания новых рабочих мест. На 2009-2012 годы разработана республиканская целевая программа (РЦП) "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике", реализация которой предполагает создание 2 тыс. рабочих мест.
Для обеспечения занятости населения в сельской местности разработаны следующие республиканские целевые программы:
"Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2007-2011 годы", которая предполагает создание 1030 рабочих мест;
"Развитие сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года", рассчитанная на создание более 2 тыс. рабочих мест, которая включает:
повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства поселений;
поддержание почвенного плодородия;
создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства;
"Организация и развитие мясного скотоводства в КЧР в 2009-2012 годах" предполагает создание около 2 тыс. рабочих мест;
См. также постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25 февраля 2009 г. N 56 "О республиканской целевой программе "Организация и развитие мясного скотоводства в Карачаево-Черкесской Республике"
"Социальное развитие села до 2012 года" позволит создать 389 новых рабочих мест на период строительства объектов (жилья для сельских граждан, школ, учреждений первичной медико-санитарной помощи, предприятий бытового обслуживания).
В рамках РЦП "Юг России" на 2009-2012 годы планируется реконструкция и развитие материальной базы и инфраструктуры туризма, что позволит создать 3,5 тыс. рабочих мест. Появится спрос на работников по сервисному обслуживанию туристов, специалистов по строительству горнолыжных трасс, канатных пассажирских дорог, строительству и реконструкции водозаборных сооружений и сети водоснабжения, очистных канализационных сооружений, линий электропередачи.
В рамках инвестиционного проекта по строительству Всесезонного горного курорта "Архыз" в 2010 году планируется введение в эксплуатацию первой очереди. Количество рабочих мест, включая смежные отрасли и строителей, - ориентировочно 500.
В рамках форума подписаны меморандумы о намерениях с компаниями-недропользователями, получившими лицензии на право пользования недрами на территории Карачаево-Черкесской Республики:
См. Положение о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденное постановлением ВС РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1
на строительство с 2011 года Худесского горнометаллургического комбината в Малокарачаевском районе;
на строительство с 2010 года цементного завода в районе п. Курджиново Урупского района;
на освоение в 2012-2013 годах Красногорского месторождения огнеупорных глин в Усть-Джегутинском районе.
Социальный эффект от реализации указанных проектов предположительно более 2 тыс. новых рабочих мест.
Наибольшим спросом на предприятиях и в организациях республики будут пользоваться рабочие следующих профессий: водители, бетонщики, слесари различной специализации, электрики, сварщики, рабочие строительных профессий, машинисты технологического оборудования и механизмов, монтажники, овощеводы, продавцы, официанты. Из числа специалистов наиболее востребованными будут бухгалтеры, врачи, инженеры различной специализации, менеджеры, охранники, программисты, электрики участка.
1.2.2. Прогноз предложения рабочей силы
В 2010 и в 2012 годах численность населения трудоспособного возраста в республике уменьшится примерно на 2 тыс. человек и на 0,3 тыс. человек соответственно за счет снижения численности молодежи, вступающей в данную возрастную группу, и увеличения численности граждан, выбывающих из трудоспособного возраста. В 2011 году численность населения трудоспособного возраста останется на уровне предыдущего года.
Значительную часть предложения рабочей силы составит молодежь, впервые попадающая на рынок труда. При этом, численность молодежи будет снижаться вследствие демографического спада от 7,9 до 6,8 тыс. человек, из них: выпускники очной формы обучения высших учебных заведений ежегодно составят около 2 тыс. человек, выпускники учреждений среднего профессионального образования - 1,8-1,7 тыс. человек.
Миграционная убыль составит ежегодно около 1,5 тыс. человек трудоспособного возраста.
Численность работников, высвобождаемых с предприятий, будет уменьшаться с 1,0 до 0,6 тыс. человек. Численность уволенных по собственному желанию составит 16,8-17,2 тыс. человек.
Емкость рынка труда будет в пределах 62,7-59,4 тыс. человек (приложение 7 к Программе).
Как и в предыдущие годы спрос на рабочую силу и предложение ее на рынке труда не будут совпадать по масштабам и структуре.
Общая безработица хотя и несколько уменьшится, но будет оставаться значительной, в пределах 35,0-31,0 тыс. человек (приложения 4, 8 к Программе).
Уровень общей безработицы ожидается в пределах 17,6-15,7%.
Практически все высвобожденные работники, а также уволенные по соглашению сторон, по собственному желанию в поиске работы обращаются в службу занятости республики.
При этом, в связи с сокращением рабочих мест, нестабильным экономическим положением на предприятиях потребность в работниках, заявляемая в службу занятости, сократилась на треть, что существенно осложняет работу центров занятости по трудоустройству граждан.
Снижение уровня жизни в связи с финансовым кризисом, накопленный потенциал общей безработицы, увеличение размера пособия по безработице приводит к росту численности обращений по вопросу трудоустройства граждан, имеющих длительный перерыв в работе, ранее не работающих, занимающихся ведением домашнего хозяйства.
Ожидается, что в органах службы занятости будет зарегистрировано в качестве безработного от 21,8 тыс. человек в 2010 году до 19,1 тыс. человек в 2012 году. Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости на конец 2010 года, составит 10,0 тыс. человек, 2011 года - 9,0 тыс. человек, 2012 года - 8,0 тыс. человек (приложение 8 к Программе).
Уровень регистрируемой безработицы ожидается в пределах 5,0-4,0%.
1.3. Ключевые проблемы на рынке труда
Анализ сферы занятости населения и рынка труда показывает, что, несмотря на наличие позитивных сдвигов под влиянием экономического роста в 2007-2008 годах, трудовая сфера по своим характеристикам не соответствует в полной мере требованиям эффективно функционирующего рынка труда.
К числу ключевых проблем развития сферы занятости населения, решение которых должно составлять содержание и направленность политики занятости населения, относятся следующие:
активизация процессов высвобождения работников, увеличение масштабов неполной занятости работников на предприятиях и в организациях, вызванное мировым финансовым кризисом;
сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом, что свидетельствует о недостатке ввода новых рабочих мест, недостаточном уровне развития малого бизнеса, предпринимательства и самостоятельной занятости населения;
несоответствие профессиональной и квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы;
отсутствие достоверных данных о потребности предприятий, организаций, учреждений в рабочих кадрах и специалистах той или иной профессии (специальности) с учётом темпов их развития на ближайшую перспективу;
несоответствие объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в профессиональных учреждениях разного уровня потребностям рынка труда республики из-за отсутствия партнёрских взаимоотношений между учреждениями профессионального образования и работодателями; слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работающих и их переподготовке;
сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов), обусловленной ужесточением требований работодателей к принимаемым работникам;
сохранение напряженности на рынке труда в сельской местности, обусловленной высоким уровнем общей безработицы, недостаточными темпами развития малых форм хозяйствования на селе;
низкая территориальная и профессиональная трудовая мобильность рабочей силы;
ожидаемое снижение уровня жизни основной массы населения, связанное с повышением оплаты жилья и стоимости жилищно-коммунальных услуг, повышением цен на продукты питания и предметы первой необходимости, что приведет к увеличению их экономической активности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.