Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 22 августа 2012 г. N 343
Республиканская целевая программа
"Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2013-2015 годы"
Паспорт республиканской целевой программы "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2013-2015 годы"
Введение
Республиканская целевая программа "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2013-2015 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 04.07.2012 N 262 "О разработке республиканской целевой программы "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2013-2015 годы" и определении государственного заказчика" и с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по труду и занятости.
См. Методические рекомендации по разработке отраслевых программ содействия занятости, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 1 ноября 2000 г. N 79 и Методические рекомендации по разработке территориальных программ содействия занятости населения, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 15 ноября 2000 г. N 83
Подготовка Программы осуществлялась с учетом прогноза социально-экономического развития республики, сведений министерств и ведомств, в компетенцию которых входят различные направления деятельности в трудовой сфере, городских и районных центров занятости населения.
Программа определяет основные направления государственной политики занятости населения на территории Карачаево-Черкесской Республики на 2013-2015 годы с ежегодной корректировкой, учитывающей итоги реализации программных мер за прошедший год и складывающуюся социально-экономическую ситуацию.
Реализация Программы предусматривает координацию усилий органов власти всех уровней, работодателей, службы занятости, профсоюзов, общественных организаций по обеспечению эффективной занятости населения и развитию трудовых ресурсов в республике.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
По итогам 2010-2011 годов на рынке труда Карачаево-Черкесской Республики обозначилась устойчивая тенденция к росту занятости и снижению безработицы.
С одной стороны это вызвано улучшением экономической ситуации:
динамика индекса промышленного производства свидетельствует о постепенном преодолении негативных последствий финансового кризиса:
116,1% и 109,4% соответственно за 2010 и 2011 годы к предыдущему году;
увеличились объемы производства продукции сельского хозяйства:
100,5% и 111,6% соответственно за 2010 и 2011 годы к предыдущему году;
в 2011 году динамично развивалась строительная отрасль, преодолев спад 2010 года. Объем выполненных работ увеличился на 44,1 %;
растет оборот розничной торговли, объем платных услуг населению, объем услуг связи.
С другой стороны:
реализация мероприятий республиканской целевой программы "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2010-2012 годы" в 2010-2011 годах позволила трудоустроить свыше 15 тыс. жителей республики, в том числе организовать временную занятость 6,2 тыс. человек в условиях дефицита постоянных рабочих мест, и для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Для получения конкурентоспособной и востребованной на рынке труда профессии направлено на профессиональное обучение и повышение квалификации 3,9 тыс. безработных граждан, в том числе 437 - по профессиям для предпринимательской деятельности;
в целях информирования безработных граждан о конъюнктуре рынка труда, перспективах изменения мира профессии, профессионального самоопределения граждан услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке получили 28,5 тыс. человек;
снижению напряженности на рынке труда республики способствовала реализация антикризисных программ занятости, в рамках которых оказывались услуги по содействию занятости не только безработным, но и работающим гражданам, но находящимся под угрозой сокращения. Им предлагалось принять участие в общественных работах, пройти переобучение, повышение квалификации, стажировку. Безработным стали выдавать финансовую помощь на открытие своего дела. Работодателям - деньги на создание рабочих мест для многодетных родителей. Выпускникам учебных заведений - за прохождение стажировки по полученной специальности, а их наставникам - за кураторство. Также оказывалась помощь, в том числе и материальная, тем, кто решил поехать на работу в другую местность.
Рост производства, реализация стандартных и дополнительных мероприятий по содействию занятости населения оказали положительное влияние на ситуацию на рынке труда:
в 2011 году численность занятого населения увеличилась на 0,7% в сравнении с 2010 годом по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного органами Федеральной службы государственной статистики;
за 2010-2011 годы общая численность безработных уменьшилась на 23% и составила в 2011 году 20,1 тыс. человек в среднегодовом исчислении. Уровень общей безработицы снизился на 2,6 процентных пункта и составил в 2011 году 9,6% в среднегодовом исчислении в соответствии с критериями Международной организации труда (далее - МОТ);
за 2010-2011 годы численность зарегистрированных безработных уменьшилась на 22,6%, уровень регистрируемой безработицы к концу 2011 года удалось приблизить к докризисному значению - 2,3%;
удалось снизить масштабы неполной занятости и избежать массовых высвобождений работников организаций республики. Если в феврале 2010 года в режиме неполной занятости находилось 900 человек, то в феврале 2012 года - 30 человек.
В 2012 году продолжится реализация республиканской целевой программы "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2010-2012 годы". Также будут организованы мероприятия в рамках краткосрочной программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Карачаево-Черкесской Республики. По оценке, ожидается сохранение стабильной ситуации на рынке труда республики:
уровень общей безработицы не превысит 9,7% в среднегодовом исчислении;
уровень регистрируемой безработицы - не выше 3,1% в среднегодовом исчислении;
коэффициент напряженности на рынке труда - не выше 6,6 единиц в среднем за год.
Продолжится контроль над процессами высвобождения работников и динамикой уровня регистрируемой безработицы в режиме еженедельного мониторинга.
Учитывая основные параметры прогноза социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики на 2012 год и на плановый период до 2014 года, предусматривается сохранение позитивных тенденций на рынке труда.
Необходимо выделить имеющиеся в настоящее время ключевые проблемы в сфере занятости и на рынке труда Карачаево-Черкесской Республики, которые могут сохраниться и в 2013-2015 годах:
сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом, что свидетельствует о недостаточном темпе ввода новых рабочих мест, недостаточном уровне развития малого бизнеса, предпринимательства и самостоятельной занятости населения;
значительная дифференциация сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости и уровню безработицы. В 2011 году в сельской местности уровень общей и зарегистрированной безработицы был в 1,6 раза выше, чем в городской;
недостаточная адаптированность системы профессионального образования к требованиям рынка труда в части учета спроса на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе. Рынок труда республики ориентирован на рабочие профессии (80% от общего количества вакансий), при этом 24,9 и 17,7 процента безработных имеют соответственно высшее и среднее профессиональное образование. Доля специалистов и служащих в составе безработных имеет тенденцию к увеличению. Популяризация высшего профессионального образования, фактор "престижности" профессии ведут к нарастанию проблем приобретения студентами специальностей, избыток которых наблюдается в последние годы на рынке труда республики. Прежде всего, это профессии экономиста, юриста, психолога, учителя;
отсутствие партнерских взаимоотношений у большей части учреждений профессионального образования с работодателями; слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работающих и их переподготовке;
неустойчивый спрос на квалифицированных рабочих и специалистов в разрезе профессий;
отсутствие достоверных данных о потребности предприятий, организаций, учреждений в рабочих кадрах и специалистах той или иной профессии (специальности) с учетом темпов их развития на ближайшую перспективу;
преобладание в структуре предлагаемых в органы службы занятости вакансий непрестижных малооплачиваемых рабочих мест. В 2011 году спрос на работников неквалифицированного труда составил 41,7%, с оплатой труда ниже прожиточного минимума заявлено 51,5% вакансий;
сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда ряда социально-демографических групп населения (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов), обусловленной ужесточением требований работодателей к принимаемым работникам;
отток трудовых ресурсов в рамках межрегиональной миграции в другие субъекты Российской Федерации.
В этих условиях возрастает актуальность задачи государственного регулирования процессов, происходящих на рынке труда. Подобная задача не может быть эффективно решена без применения программно - целевого метода, позволяющего осуществлять системный и целостный подход к регулированию ситуации, складывающейся на рынке труда.
Реализация республиканской целевой программы "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2013-2015 годы" позволит создать преемственность мероприятий долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2010-2012 годы", планомерно проводить работу по реализации государственной политики в области содействия занятости населения в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
См.:
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 сентября 2010 г. N 847н "Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан"
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 4 февраля 2008 г. N 29 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля в области содействия занятости населения на территории Карачаево-Черкесской Республики в части переданных полномочий Российской Федерации"
2. Цели, задачи Программы и сроки ее реализации
Программа разработана с целью повышения эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в соответствии с потребностями экономики Карачаево-Черкесской Республики.
Программа предусматривает решение следующих задач:
2.1. Содействие занятости населения и обеспечение работодателей рабочей силой, которое включает следующие направления:
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
информирование населения и работодателей о положении на рынке труда Карачаево-Черкесской Республики;
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
организация проведения оплачиваемых общественных работ;
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего образования, ищущих работу впервые;
содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
См. также Закон Карачаево-Черкесской Республики от 12 января 2005 г. N 1-РЗ "О государственной поддержке крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в Карачаево-Черкесской Республике"
2.2. Содействие развитию кадрового потенциала, повышению конкурентоспособности на рынке труда безработных и ищущих работу граждан, которое включает следующие направления:
организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
психологическая поддержка безработных граждан;
профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности, в том числе профессиям для занятия предпринимательской деятельностью;
профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
2.3. Регулирование трудовой миграции предполагает проведение следующих мероприятий:
формирование республиканского банка вакансий;
информирование населения о возможностях трудоустройства (организация работы информационного портала "Работа в России", "горячей линии");
содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
выдача заключений о привлечении и об использовании иностранных работников.
2.4. Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде:
стипендии в период профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
См. также Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 23 января 2004 г. N 13 "Об учреждении специальных государственных стипендий Правительства Карачаево-Черкесской Республики для студентов государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования"
материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;
материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости.
Реализация Программы будет осуществляться в течение 2013-2015 годов.
3. Мероприятия Программы
Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы, которые направлены на решение ключевых проблем рынка труда. Мероприятия Программы разработаны исходя из сложившейся и прогнозируемой ситуации на рынке труда, возможности финансирования.
Мероприятия Программы сгруппированы по решаемым задачам:
Задача 1. "Содействие занятости населения и обеспечение работодателей рабочей силой".
В комплекс мероприятий, направленных на реализацию данной задачи, входят мероприятия по оказанию государственных услуг по:
содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
информированию о положении на рынке труда;
организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
социальной адаптации безработных граждан на рынке труда;
организации проведения оплачиваемых общественных работ;
организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
содействию самозанятости безработных граждан.
Задача 2. "Содействие развитию кадрового потенциала, повышению конкурентоспособности на рынке труда безработных и ищущих работу граждан".
В комплекс мероприятий, направленных на реализацию данной задачи, входят мероприятия по оказанию государственных услуг по:
организации профессиональной ориентации граждан;
психологической поддержке безработных граждан;
профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности;
профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Задача 3. "Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными".
В комплекс мероприятий, направленных на реализацию данной задачи, входят мероприятия по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными по:
стипендиям в период профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
материальной помощи;
пенсиям, назначенным по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости.
Мероприятия Программы с указанием необходимых для их реализации ресурсов, а также со сроками их реализации представлены в приложении к настоящей Программе.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета (по согласованию) и республиканского бюджета. Также планируется привлечение средств бюджетов муниципальных образований (по согласованию) и средств работодателей (по согласованию).
Согласно действующему законодательству мероприятия по социальной поддержке безработных граждан являются расходными обязательствами Российской Федерации. Финансовое обеспечение переданного полномочия по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, осуществляется за счет субвенции, предоставляемой республиканскому бюджету из федерального бюджета.
Финансовое обеспечение обязательств Карачаево-Черкесской Республики на реализацию мероприятий по содействию занятости населения осуществляется за счет средств республиканского бюджета в объеме, утвержденном законом Карачаево-Черкесской Республики о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Распорядителем и получателем средств, передаваемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление социальных выплат безработным гражданам, а также из республиканского бюджета, будет Управление государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики вправе участвовать в организации и финансировании:
проведения оплачиваемых общественных работ;
временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
Общий объем финансирования Программы на 2013-2015 годы
(тыс. рублей)
Получателями бюджетных средств на финансирование мероприятий в области занятости населения, мер социальной поддержки безработных граждан будут являться республиканские государственные казенные учреждения - центры занятости населения Карачаево-Черкесской Республики.
В ходе реализации Программы, исходя из сложившейся ситуации на рынке труда, изменений условий финансирования, нормативно-правовой базы и наличия средств, выделяемых из федерального бюджета и бюджета Карачаево-Черкесской Республики, в Программу могут вноситься корректировки перечня мероприятий, численности участников и объемов финансирования мероприятий, плановых значений показателей эффективности и результативности.
5. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Координатор Программы - Управление государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики осуществляет текущее управление реализацией Программы, обеспечивает координацию деятельности государственных заказчиков и исполнителей мероприятий Программы, а также осуществляет контроль целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы.
В этих целях Управление государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики:
доводит до центров занятости населения контрольные показатели по оказанию государственных услуг в области содействия занятости населения и распределяет финансовые ресурсы в объемах, необходимых для их выполнения;
осуществляет текущую работу по координации деятельности центров занятости населения, обеспечивая их согласованные действия по реализации мероприятий Программы;
подготавливает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы на очередной финансовый год и на плановый период;
представляет отчеты о ходе финансирования и выполнения мероприятий Программы;
проводит мониторинг регистрируемой безработицы;
освещает в средствах массовой информации деятельность службы занятости населения по выполнению мероприятий Программы, проблемы на рынке труда республики;
вносит в Правительство Карачаево-Черкесской Республики предложения по уточнению плановых значений показателей, затрат по программным мероприятиям, механизму реализации Программы, составу исполнителей.
Реализация мероприятий, предусматривающих участие работодателей, других заинтересованных сторон социального партнерства, будет осуществляться через заключение договоров о совместной деятельности в рамках Программы.
Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований будет осуществляться в соответствии с бюджетным законодательством.
6. Социально-экономическая эффективность Программы
Реализация Программы будет способствовать созданию условий для регулирования ситуации на рынке труда республики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, повышения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, снижения социальной напряженности в обществе посредством целевой поддержки лиц, потерявших работу.
Реализация Программы в 2013-2015 годах позволит:
организовать временную занятость для 9,6 тыс. человек;
оказать услуги по социальной адаптации на рынке труда 2,5 тыс. безработных граждан;
оказать услуги по самозанятости 0,3 тыс. безработных граждан;
предоставить возможность прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации 5,2 тыс. безработных граждан;
оказать услуги по профессиональной ориентации 25,3 тыс. человек;
оказать услуги по психологической поддержке 5,6 тыс. человек;
обеспечить осуществление социальных выплат для 57,7 тыс. граждан, признанным в установленном порядке безработными, в виде пособия по безработице, досрочной пенсии, материальной помощи, стипендии в период прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Социально-экономический эффект реализации Программы
N п/п |
Целевые показатели |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1. |
Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в процентах от численности экономически активного населения в среднем за год |
9,3 |
9,0 |
8,8 |
2. |
Уровень зарегистрированной безработицы в процентах от численности экономически активного населения в среднем за год |
3,0 |
3,0 |
2,9 |
3. |
Коэффициент напряженности на рынке труда в среднем за год, единиц |
6,5 |
6,3 |
6,0 |
4. |
Удельный вес трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в государственные учреждения занятости с целью поиска подходящей работы, в процентах |
44,0 |
44,2 |
44,4 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.