Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Повышение устойчивости основных объектов и систем жизнеобеспечения, а также минимизация потерь от землетрясений в регионах с высоким уровнем сейсмических рисков являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
С целью уточнения сейсмической опасности территории Российской Федерации Российской академией наук в 1991-1997 годах были разработаны и дополнены карты общего сейсмического районирования (ОСР-97) с использованием усовершенствованных методов и технологий прогнозирования сейсмической опасности.
Как показали результаты общего сейсмического районирования, сейсмическая опасность на территории Карачаево-Черкесской Республики оказалась более значительной, чем это представлялось прежде. В соответствии с новыми картами сейсмическая опасность на территории республики была уточнена и оказалась выше на 1-2 и даже 3 балла, то есть уровень сейсмического риска значительно повысился в сравнении с прежними расчетными величинами.
Вместе с тем, застройка районов Карачаево-Черкесской Республики много лет велась без учета такого уровня сейсмической активности. Здания и сооружения, построенные до уточнения величины сейсмической опасности, имеют значительный дефицит сейсмостойкости, их разрушение в результате землетрясений может привести к огромным людским и материальным потерям.
По экспертным оценкам имеют дефицит сейсмостойкости и могут представлять источник опасности при сейсмических воздействиях до 50 процентов объектов жилого, общественного, производственного назначения и коммунальной сферы.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют комплекс мер по повышению достоверности и точности прогноза сейсмических событий, соблюдению требований сейсмостойкого строительства и реализации неотложных мероприятий по обеспечению сейсмической безопасности.
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий осуществляют меры по сейсмоусилению существующих объектов, мероприятия по сейсмическому районированию территорий, обследование жилых домов и объектов инфраструктуры, а также выполнение региональных и муниципальных целевых программ. Вместе с тем, указанные работы не скоординированы должным образом и не всегда обеспечиваются необходимыми материальными ресурсами.
В период 2002-2006 годов осуществлялась реализация федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2001 N 690, однако ее потенциал не был реализован в полной мере.
Недостаточная результативность программы была обусловлена следующими причинами:
нечеткость целей программы;
фокусировка на узком спектре социальных объектов, не обеспечивавшем общего снижения возникающих при сейсмических проявлениях потерь и угроз жизни и здоровью людей, а также функционирования основных объектов и систем жизнеобеспечения;
отсутствие скоординированного подхода и взаимной ответственности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий программы;
недостаточность ресурсов для достижения целей программы.
В связи с неэффективностью программы распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 1546-р ее реализация была завершена.
При реализации республиканской целевой программы "Повышение устойчивости основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах на 2010-2013 годы" (далее - Программа) необходимо:
четко следовать установленным целям и задачам для достижения ожидаемых конечных результатов реализации Программы и показателей ее социально-экономической эффективности;
применять системный подход к планированию и выполнению мероприятий Программы с учетом определенных приоритетов и необходимости решения первоочередных задач;
обеспечивать эффективное взаимодействие и координацию федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики и исполнителей Программы;
привлекать средства на реализацию мероприятий Программы в установленных объемах за счет средств бюджетов различных уровней и внебюджетных средств.
Приоритетными направлениями деятельности в области обеспечения сейсмической безопасности в ближайшей и среднесрочной перспективе определены:
минимизация потерь вследствие разрушительных землетрясений (включая погибших и пострадавших граждан, а также ущерб, наносимый зданиям и сооружениям);
создание необходимых условий для бесперебойного функционирования основных объектов и систем жизнеобеспечения в периоды сейсмических событий и ликвидации их последствий.
Обоснование соответствия целей Программы приоритетным
задачам социально-экономического развития
Карачаево-Черкесской Республики
Защита населения от чрезвычайных ситуаций является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития страны. Необходимость реализации Программы в рамках указанного направления определена положениями, содержащимися в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 года.
Сложившаяся ситуация с сейсмической безопасностью в Карачаево-Черкесской Республике требует применения комплексного подхода, реализации системы мер, направленных на повышение устойчивости объектов, ее координации на федеральном уровне.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
создание условий для устойчивого функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Карачаево-Черкесской Республики;
достижение приемлемого уровня сейсмической безопасности на территориях сейсмических районов Карачаево-Черкесской Республики;
уменьшение возможного экономического и экологического ущерба от сейсмических воздействий.
Эти цели отвечают общенациональной системе целей и задач в сфере обеспечения условий безопасного развития и снижения рисков воздействия опасных природных явлений на социально-экономическое развитие страны.
См. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 2 ноября 2009 г. N 58-РЗ "О прогнозировании и программе социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики"
Ключевые мероприятия Программы ориентированы на повышение сейсмической устойчивости объектов образования и здравоохранения.
Обоснование необходимости программного решения проблемы
повышения устойчивости основных объектов и систем
жизнеобеспечения на федеральном уровне
Необходимый уровень сейсмической безопасности не может быть обеспечен только в рамках основной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и собственников различных объектов. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества.
Минимизация потерь, возникающих вследствие землетрясений, повышение безопасности населения посредством усиления недостаточно сейсмостойких конструкций, а также создание необходимых условий для бесперебойного функционирования основных объектов и систем жизнеобеспечения требуют разработки единой системы мер и ее адаптации к конкретным условиям сейсмоопасных территорий Карачаево-Черкесской Республики, в отношении которых будут осуществлены мероприятия Программы.
По своему целевому назначению мероприятия Программы направлены на повышение уровня сейсмической безопасности, устойчивое функционирование жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения, мест массового пребывания населения, в том числе общественного назначения, зданий и сооружений, в которых предполагается размещение пострадавшего населения.
Указанные значимые и многофункциональные объекты в период ликвидации последствий землетрясений входят в сферу интересов и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Мероприятия по сейсмоусилению таких объектов требуют скоординированных действий, максимальная результативность которых может быть обеспечена только с использованием программно-целевого метода на федеральном уровне.
Основными недостатками и издержками подхода к решению проблемы на основе исключительной ответственности собственника по обеспечению сейсмической устойчивости зданий и сооружений без использования государственной поддержки и программно-целевого метода являются:
отсутствие комплексного системного подхода к управлению сейсмическими рисками;
невозможность достижения приемлемого уровня сейсмической устойчивости систем жизнеобеспечения в целом путем реализации мер по сейсмоусилению отдельных объектов;
недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения этих целей.
Отказ от использования программно-целевого метода негативно скажется на общем уровне обеспечения безопасности населения, не позволит существенно сократить ущерб для жизненно важных объектов экономики и инфраструктуры, а также обеспечить максимально высокий уровень защищенности основных объектов и систем жизнеобеспечения.
Без использования программно-целевого метода результаты научных исследований по таким важным направлениям, как управление сейсмическими рисками, информационное обеспечение решения проблем сейсмической безопасности территорий и объектов, а также развитие и совершенствование системы мониторинга сейсмической уязвимости существующей застройки, сейсмического риска территорий и прогнозирования возможных социально-экономических и экологических последствий сильных землетрясений не будут обеспечены механизмами для их прикладного применения.
С учетом комплексного и межведомственного характера проблемы повышения устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения, а также достижения приемлемого уровня сейсмической безопасности отказ от использования программно-целевого метода может привести к увеличению сроков достижения требуемых результатов в 2-3 раза, а затрат - в 3-5 раз.
Анализ различных вариантов решения проблемы
программно-целевым методом
Для обеспечения требований к сейсмической устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения могут быть определены 2 основных варианта решения проблемы программно-целевым методом.
Первый вариант основан на включении в область программной разработки всех категорий объектов с дефицитом сейсмической устойчивости для оказания государственной поддержки. Такой подход имеет преимущество с точки зрения достижения обоснованных целей Программы с учетом множества факторов, в том числе социально-экономического характера.
Вместе с тем, предварительная проработка вопроса обеспечения сейсмической безопасности на территории Российской Федерации показала, что в настоящее время отсутствует конкретная информация, необходимая для принятия решения о сейсмоусилении существующих объектов, а также для определения объема средств на их выполнение.
В связи с этим, мероприятия по сейсмоусилению объектов могут носить выборочный, локальный характер и не решат проблему в целом.
Кроме того, при значительном увеличении количества реконструируемых объектов может возникнуть вероятность бессистемной реализации мероприятий Программы, что повлечет за собой недостижение эффекта, обеспечивающего максимально возможный уровень безопасности функционирования объектов в сейсмических районах. При этом возникает значительный риск завышения объемов финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий Программы.
Такой подход требует установления четких критериев и пропорций предоставления государственной поддержки на сейсмоусиление существующих объектов.
Указанный вариант решения проблемы предусматривает повышенные объемы финансирования подготовки и реализации мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Второй вариант ограничивает область программно-целевой разработки достижением приемлемого уровня устойчивости основных элементов системы жизнеобеспечения в условиях сейсмических рисков конкретных территорий.
Исходя из этого сформирован комплекс мероприятий, обеспечивающих наилучшие результаты в достижении отдельных целей Программы.
Общий объем финансирования Программы по данному варианту за счет всех источников оценивается в 539,4 млн. рублей.
Преимуществом второго варианта является системный подход к решению проблемы повышения устойчивости объектов на сейсмических территориях. Последовательная реализация мероприятий Программы позволяет:
получить и обобщить информацию о реальном положении дел в рассматриваемой области;
определить первоочередные задачи и основные приоритеты по повышению устойчивости объектов;
принять обоснованные решения о необходимости реализации соответствующих мероприятий.
При этом привлекаемые силы и средства не будут бессистемно рассредоточены для одновременного выполнения всей совокупности мероприятий вне зависимости от их важности, последовательности и возможности реализации.
Совместные усилия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики и исполнителей Программы будут направлены на реализацию комплекса мер по достижению приемлемого уровня устойчивости объектов, предотвращение негативных последствий разрушительных сейсмических событий.
Привлекаемые финансовые средства будут соответствовать реальным возможностям бюджетов всех уровней и внебюджетных источников, что позволит их сконцентрировать на реализации конкретных мероприятий, необходимых на соответствующем этапе.
Рассмотрение вариантов решения проблемы сейсмической устойчивости с учетом выполнения комплекса взаимосвязанных и скоординированных мероприятий позволяет сделать вывод о том, что второй вариант реализации Программы является предпочтительным.
Основные риски, связанные с программно-целевым
методом решения проблемы
При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные с неверно выбранными приоритетами и недостаточным ресурсным обеспечением мероприятий Программы.
Неверно выбранные приоритеты могут существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании мероприятий Программы, а также на их соответствие установленным целям и задачам Программы.
Недостаточное ресурсное обеспечение мероприятий Программы может привести к неверно регулируемой финансовой поддержке намеченных мероприятий, снижению эффективности использования бюджетных средств. В связи с этим высокому риску будет подвержен процесс создания условий и эффективных механизмов по обеспечению приемлемого уровня устойчивости основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.