Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО "Гидромеханизация" Семёновой А.А. на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Юлина А.В. N 21/12-1191-19-И/21/301/1 от 19 февраля 2019 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 25 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в отношении АО "Гидромеханизация",
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Юлина А.В. N 21/12-1191-19-И/21/301/1 от 19 февраля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 25 марта 2019 года, АО "Гидромеханизация" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитника АО "Гидромеханизация" Семёнова А.А. просит об отмене названных актов, полагая, что порядок проведения внеплановой выездной проверки был нарушен, имеются основания для снижения минимального размера административного штрафа, установленного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав защитника АО "Гидромеханизация" Семёнову А.А, подержавшую доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела и установлено должностным лицом административного органа и судьей районного суда, в ходе плановой выездной проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике, результаты которой оформлены актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 21/12-76-19-И/21/301/1 от 24 января 2019 года, выявлено, что в АО "Гидромеханизация" в нарушение требований пунктов 1.5, 2.2.1, 2.1.1, 2.1.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003г. N 1/29, статей 22, 76, 211, 212, 225 Трудового кодекса Российской Федерации, работники АО "Гидромеханизация" - "данные изъяты" ФИО1, трудоустроенный 12 ноября 2018 года, "данные изъяты" ФИО2, трудоустроенный 26 сентября 2018 года, "данные изъяты" ФИО3, трудоустроенный 26 сентября 2018 года, "данные изъяты" ФИО4. трудоустроенная 3 сентября 2018 года, не обучены безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, не прошли проверку знания требований охраны труда, работодателем не организовано проведение вводного инструктажа со "данные изъяты" ФИО1 трудоустроенным 12 ноября 2018 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО "Гидромеханизация" к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения АО "Гидромеханизация" административного правонарушения и виновность юридического лица подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 25 января 2019 года, актом проверки от 25 января 2019 года и полученными в ходе ее проведения письменными документами, и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется. При этом неустранимых сомнений, которые бы в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
В соответствии с имеющимися в деле доказательствами в постановлении должностного лица и решении судьи сделан правильный вывод о нарушении АО "Гидромеханизация" вышеуказанных норм законодательства, Общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о проведении внеплановой выездной проверки с нарушением установленного порядка рассмотрены судьей городского суда и обосновано опровергнуты.
Материалы дела свидетельствуют, что согласно акту о расследовании несчастного случая со смертельным исходом от 23 октября 2018 года смерть "данные изъяты" АО "Гидромеханизациия" ФИО5, наступившая от утопления в воде, квалифицирована как несчастный случай не связанный с производством и не подлежащий оформлению актом о несчастном случае на производстве и не подлежащий по форме Н-1, учету и регистрации в АО "Гидромеханизация".
Согласно указанному акту, комиссия под председательством государственного инспектора Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике (по охране труда) Дмитриевской Е.В, не усмотрела должностных лиц АО "Гидромеханизация", ответственных за нарушение законодательных и иных нормативных правовых и локальных нормативных актов, явившихся причиной несчастного случая, вместе с тем выявлено, что обучение по охране по профессии или виду работ, при выполнении которой произошел несчастный случай, не проводилась.
Поступление указанной информации об обстоятельствах произошедшего в промежутке с 18 часов 00 минут 30 августа 2018 года и 6 часов 00 минут 31 августа 2018 года смертельного несчастного случая в АО "Гидромеханизация" явилось достаточным основанием для вынесения руководителем государственной инспекции труда распоряжения N о проведении в отношении АО "Гидромеханизация" внеплановой выездной проверки с целью защиты прав и интересов работников в рамках осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Проведение в отношении АО "Гидромеханизация" внеплановой выездной проверки в период 24 декабря 2018 года по 28 января 2019 года согласовано решением первого заместителя прокурора Чувашской Республики N от 19 декабря 2018 года (л.д. 83), а сама проверка проведена уполномоченным должностным лицом - государственным инспектором труда (по охране труда) Дмитриевской Е.В. в установленный срок - 25 января 2018 года, предмет проверки нарушен не был.
Оснований не согласиться с выводами судьи городского суда и должностного лица о том, что в распоряжении N 21/12-76-И руководителем государственной инспекции труда допущена описка в части даты его вынесения, которая ошибочно указана как 24 декабря 2018 года вместо 14 декабря 2018 года (л.д. 84-85), и которая впоследствии устранена приказом от 22 марта 2019 года N (л.д.93), не имеется.
Таким образом, проведение внеплановой выездной проверки в отношении АО "Гидромеханизация" положениям Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации соответствует.
Доводы жалобы о составлении протокола об административном правонарушении 15 февраля 2018 года и вынесении постановления 19 февраля 2019 года без надлежащего извещения законного представителя общества Панина В.В, являются несостоятельными.
Как следует из представленных материалов, о совершении указанных процессуальных действиях Общество было извещено соответственно 14 февраля 2019 года и 15 февраля 2019 года через защитника Попова В.Г, который в соответствии с выданной ему доверенностью от 16 января 2019 года наделен полномочиями представлять АО "Гидромеханизация" при производстве по делу об административном правонарушении, в том числе получать и подавать от имени Общества документы (л.д. 61, 60, 56, 57-59).
Указанный способ извещения лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, требованиям КоАП РФ не противоречит.
О том, что юридическим лицом было реализовано право пользоваться юридической помощью защитника, свидетельствует участие Попова В.Г. как при составлении протокола об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Наказание Обществу назначено в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, объектом которого является нарушение государственных нормативных требований охраны труда, и является справедливым.
Доводы жалобы о наличии оснований для назначения административного штрафа в размере половины от размера минимального размера штрафа, установленного для юридических лиц частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, по мотивам затруднительного финансового положения АО "Гидромеханизация", вышестоящим судом не принимаются.
В соответствии с пунктами 3.2 - 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 КоАП РФ.
Исходя из смысла анализируемой нормы, определяющее значение для решения вопроса о возможности назначения административного штрафа в размере менее минимального размера является одновременное наличие совокупности исключительных обстоятельств, связанных как с характером совершенного административного правонарушения, так и с имущественным и финансовым положением лица, привлекаемого к административной ответственности.
Само по себе затруднительное финансовое положение Общества не является безусловным основанием для применения пунктов 3.2, 3.3 части 4.1 КоАП РФ и снижения назначенного АО "Гидромеханизация" минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Характер и установленные конкретные обстоятельства совершенного Обществом административного правонарушения не позволяют признать наличие в деле совокупности исключительных обстоятельств, поэтому фактических и законных оснований для смягчения назначенного Обществу наказания путем снижения минимального размера административного штрафа не имеется.
В случае невозможности уплаты административного штрафа в установленный законом срок Общество не лишено возможности обратиться к должностному лицу, вынесшему постановление, с заявлением в порядке статьи 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Существенных нарушений норм процессуального права при привлечении АО "Гидромеханизация" к административной ответственности не допущено, срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
При таких обстоятельствах оснований для отмены (изменения) обжалуемых актов, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Юлина А.В. N 21/12-1191-19-И/21/301/1 от 19 февраля 2019 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 25 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в отношении АО "Гидромеханизация" оставить без изменения, жалобу защитника Семеновой А.А. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.