Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Мэрии муниципального
образования города Черкесска
от 9 декабря 2014 г. N 2001
Муниципальная программа
"Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Черкесске" на 2015-2019 годы
(далее - муниципальная программа)
Паспорт муниципальной программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Черкесске" на 2015-2019 годы
Ответственный исполнитель программы |
Мэрия муниципального образования города Черкесска |
Соисполнители программы |
Отсутствуют |
Участники программы |
Управление имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования города Черкесска |
Подпрограммы программы |
Отсутствуют |
Ведомственные целевые программы |
Отсутствуют |
Цели программы |
Создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение его роли в социально-экономическом развитии города Черкесска, содействие развитию малого и среднего предпринимательства |
Задачи программы |
- создание правовых, экономических и организационных условий для развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании города Черкесска; - развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; - имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; - информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; - консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; - устранение административных барьеров, препятствующих развитию субъектов малого и среднего предпринимательства; - поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. |
Целевые индикаторы и показатели программы |
1. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 10 тыс. человек населения (ед.). 2. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций (%). 3. Количество сохраненных и вновь созданных рабочих мест (включая индивидуальных предпринимателей) в секторе малого и среднего предпринимательства (ед.). 4. Объем товаров и услуг, производимых и реализуемых предприятиями малого и среднего предпринимательства (млн. руб.). 5. Объем инвестиций в основной капитал предприятий малого и среднего предпринимательства (млн. руб.) 6. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку (ед.). |
Сроки и этапы реализации программы |
2015-2019 годы на постоянной основе, разделение программы на этапы не предусматривается. |
Объемы бюджетных ассигнований программы |
Общий объем финансирования за счет средств местного бюджета - 500,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 100,0 тыс. рублей; 2016 год - 100,0 тыс. рублей; 2017 год - 100,0 тыс. рублей; 2018 год - 100,0 тыс. рублей; 2019 год - 100,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 10 тыс. человек населения с 454,2 ед. до 489,3 ед. (ежегодный прирост не менее 1,5%) к концу 2019 г.; - увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций с 22,3 до 24%. (ежегодное увеличение не менее чем на 1,5%) к концу 2019 г.; - увеличение количества сохраненных и вновь созданных рабочих мест (включая индивидуальных предпринимателей) в секторе малого и среднего предпринимательства с 14,7 тыс. ед. до 15,9 тыс. ед. (ежегодное увеличение не менее чем на 1,5%) к концу 2019 г.; - увеличение объема товаров и услуг, производимых и реализуемых предприятиями малого и среднего предпринимательства с 22,4 млн. руб. до 26 млн. руб. (ежегодное увеличение не менее чем на 3%) к концу 2019 г.; - увеличение объема инвестиций в основной капитал предприятий малого и среднего предпринимательства с 1990,7 млн. руб. до 2307,7 млн. руб. (ежегодное увеличение не менее чем на 3%) к концу 2019 г.; - увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку с 8 до 21 (ед.) к концу 2019 г. |
I. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Решение поставленных Президентом Российской Федерации задач по модернизации экономики, укреплению социально-экономического развития регионов в значительной степени зависит от реализации потенциала малого и среднего бизнеса, непосредственно связано с ростом вклада предпринимательского сектора, как в традиционных, так и в инновационных отраслях экономики. Поэтому комплексная поддержка малого и среднего предпринимательства рассматривается в качестве одного из основных направлений государственной политики.
Система муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства базируется на нормах федерального и республиканского законодательства. Программа поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в городе Черкесске разработана с учетом сложившихся условий функционирования предпринимательского сообщества и отражает новые акценты муниципальной политики в области обеспечения развития предпринимательства.
Программные мероприятия направлены на достижение ключевых показателей, характеризующих уровень развития малого и среднего предпринимательства, степень насыщения потребительского рынка товарами и услугами, развития экономики города в целом.
Черкесск в социально-экономическом плане является динамично развивающимся городом и имеет значительный потенциал роста по отдельным показателям.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Карачаево-Черкесской Республике численность населения города Черкесска на конец 2013 года составила 124951 человек, среднегодовая численность за 2013 год - 125575 человек, т.е. на 1% или на 1300 человек меньше по сравнению с 2012 годом.
Таблица N 1
Основные демографические показатели
Показатели |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Среднегодовая численность постоянного населения, человек |
128139 |
126879 |
125579 |
Число родившихся, человек |
1521 |
1599 |
1605 |
Число умерших, человек |
1226 |
1206 |
1189 |
Естественный прирост, человек |
295 |
393 |
416 |
Коэффициент естественного прироста, человек на 1 тыс. населения |
2,3 |
3,1 |
3,3 |
Число прибывших, человек |
2338 |
2798 |
2850 |
Число выбывших, человек |
3807 |
4537 |
4542 |
Миграционный прирост (+), снижение (-) |
-1469 |
-1739 |
-1692 |
Коэффициент миграционного прироста, человек на 1 тыс. населения |
-11,5 |
-13,7 |
-13,5 |
Причиной снижения численности населения стал миграционный отток населения, и в основном это население в трудоспособном возрасте.
За период 2011-2013 годы миграционная убыль населения составила 4900 человек. Наибольший отток населения пришелся на 2013 год - 4542 человека. Тем не менее, показатель миграционной убыли населения в расчете на 1 тыс. человек населения, достигший своего самого высокого значения в 2012 году - 13,7, в 2013 году снизился до - 13,5.
В течение последних лет отмечается стойкая тенденция к улучшению основных показателей естественного прироста на территории города Черкесска. В связи с ростом числа родившихся и уменьшением числа умерших естественный прирост населения увеличился на 121 человек по сравнению с 2011 годом и составил 416, коэффициент естественного прироста достиг самого высокого показателя в 2013 году и составил 3,3 чел. на 1 тыс. населения.
Одной из особенностей современной демографической ситуации в городе, как и в целом в Карачаево-Черкесской Республике, является относительно высокая численность пожилых граждан, количество которых за 2013 год превышает 27,8 тыс. человек, т.е. 22,3%.
По состоянию на 1 января 2014 года численность и структура населения в городе Черкесске складывается следующим образом:
женское население - 58421 человек (46,8%); мужское население - 42745 человек (34,2%); детское население в возрасте до 18 лет - 23785 человек (19,0%); в том числе: население трудоспособного возраста составляет 58,7%, население старше трудоспособного возраста - 22,3%, моложе трудоспособного возраста - 19,0%.
Рисунок N 1
Распределение населения по основным возрастным группам
(по состоянию на 01.01.2014)
Динамика численности населения по возрастным группам свидетельствует о постепенном увеличении численности населения старше трудоспособного возраста, а также уменьшение доли населения в трудоспособном возрасте на 1,0% к 2012 году.
По официальным данным органов статистики городу присущи следующие тенденции:
- происходит уменьшение численности населения, в основном в результате миграционного оттока в другие регионы Российской Федерации (в 2013 году - 4542 убывших против 2850 прибывшего населения);
- зафиксировано постепенное увеличение естественного прироста населения;
- неблагоприятная возрастная динамика населения, рост числа людей пенсионного возраста, что характерно обострением проблем в области пенсионной системы;
- положительные показатели рождаемости и смертности населения;
- отрицательные миграционные процессы, что вызывает дисбаланс трудовых ресурсов экономически активного трудоспособного населения.
Повышение жизненного уровня жизни населения является одной из приоритетных задач органов местного самоуправления муниципального образования города Черкесска.
В городе наблюдается тенденция динамичного роста заработной платы и денежных доходов населения, свидетельствующая о повышении уровня жизни населения.
Таблица N 2
Показатели уровня жизни населения
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Среднедушевые денежные доходы населения, рублей/месяц |
11741,6 |
13353,9 |
17583,8 |
Реальные располагаемые денежные доходы, в % к предыдущему году |
97,2 |
107,1 |
104,2 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, рублей |
15844,9 |
19905,8 |
22189,3 |
Реальная начисленная заработная плата, в % к предыдущему году |
104,1 |
118,4 |
104,3 |
Средний размер назначенных месячных пенсий |
7700,2 |
8501,9 |
9276,4 |
Реальный размер назначенных месячных пенсий, в % к предыдущему году |
105,9 |
102,6 |
101,7 |
Величина прожиточного минимума для всего населения |
5218,0 |
5323,0 |
6625,0 |
Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения |
5496,0 |
5622,0 |
6936,0 |
Величина прожиточного минимума для пенсионеров |
4119,0 |
4159,0 |
5329,0 |
Величина прожиточного минимума для детей |
5342,0 |
5438,0 |
6511,0 |
В 2013 году величина среднедушевых денежных доходов населения составила 17583,8 рублей и увеличилась на 31,7% по сравнению с 2012 годом. Реальные денежные доходы (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) в 2013 г. по сравнению с 2012 г., увеличились на 4,2%.
Величина номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников в течение последних двух лет более чем в 3 раза превышает установленную величину прожиточного минимума для трудоспособного населения в Карачаево-Черкесской Республике.
Среднемесячная заработная плата на крупных и средних организациях города Черкесска составила в 2013 году 22189,3 рублей, что на 12% больше, чем в 2012 году и выше среднереспубликанского показателя на 14,4%. В реальном исчислении, с учетом уровня инфляции, среднемесячная заработная плата выросла на 4,3%.
Средний размер назначенных месячных пенсий был равен 9276,4 рублей и увеличился по сравнению с 2012 г. на 9,0%.
Потребительский рынок в 2013 году характеризовался достаточно высоким уровнем насыщенности и разнообразным ассортиментом товаров и услуг, которые соответствовали спросу населения, и развивался он в основном за счет частного бизнеса. Сводный индекс потребительских цен в декабре 2013 года составил 107,4% к декабрю 2012 года (в декабре 2012 года к декабрю 2011 года - 106,2%).
По материалам выборочного статистического обследования в среднем 59,2% денежного дохода население тратит на покупку товаров и оплату услуг, 0,3% на покупку приобретение недвижимости, 8,0% составляют налоговые платежи, 32,5% - прирост финансовых активов.
Величина прожиточного минимума в республике устанавливается Правительством Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и в IV квартале 2013 г. она составила 6625 рублей. Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года прожиточный минимум возрос на 24,5%.
К концу 2013 года общая численность безработных составила 729 человек (уменьшилась по сравнению с 2011 годом на 80 человек).
Рисунок N 2
Численность зарегистрированных безработных
В 2013 году в орган государственной службы занятости обратились за содействием в поиске подходящей работы, не занятых трудовой деятельностью 2368 граждан. На 1 января 2014 года число заявленных работодателями вакансий составило 5325 ед. Уровень безработицы в Черкесске на конец 2013 года составляет 1,14%, что на 21,4% ниже аналогичного показателя предыдущего года.
За 2011-2013 гг. наметилась положительная тенденция роста числа граждан, трудоустроенных на постоянную и временную работу. В 2011 году доля трудоустроенных граждан, из числа обратившихся в Центр занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, составила 47,8%, в 2012 году - 54,9%, в 2013 году - 53,4%.
Таблица N 3
Численность трудовых ресурсов
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Население в трудоспособном возрасте на 1 января, человек |
78759 |
77313 |
75378 |
Среднесписочная численность работников по крупным и средним предприятиям, не относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства, человек |
36957 |
37020 |
36515 |
Численность занятых на малых и средних предприятиях, человек |
10366 |
10383 |
10649 |
Число индивидуальных предпринимателей, ед. |
5008 |
4795 |
3970 |
Численность официально зарегистрированных безработных, человек |
809 |
838 |
729 |
Уровень зарегистрированной безработицы, % |
1,4 |
1,45 |
1,14 |
Численность заявленных вакансий в течение отчетного года, ед. |
4793 |
5171 |
5325 |
Количество граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, человек |
3693 |
3102 |
2368 |
Количество трудоустроенных граждан, человек |
1764 |
1705 |
1264 |
Однако, несмотря на то, что заявленная предприятиями города Черкесска потребность в работниках превышает численность безработных граждан, состоящих на учете более чем 7 раз, профессиональный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы продолжает иметь место.
Одной из причин профессионального дисбаланса является несоответствие структуры высшего и среднего профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалифицированному уровню и по профессиональной структуре.
Город Черкесск является ведущим промышленным городом республики. В городе сосредоточено более 65% всего промышленного производства, 76% розничного товарооборота Карачаево-Черкесской Республики.
Количество юридических лиц, прошедших государственную регистрацию, на конец 2012 года составляло 2859 единиц, на конец 2013 года их число выросло на 4,4% и составило 2984 единицы. Большая доля предприятий и организаций представляют реальный сектор экономики, оставшаяся часть организаций формирует социальную инфраструктуру города и сферу услуг. В последние годы отмечается более динамичный рост числа предприятий торговли и потребительского рынка, сферы услуг, строительства, транспорта и связи.
На 1 января 2014 года крупными и средними предприятиями был получен положительный финансовый результат в размере 826,1 млн. рублей, по оценкам на 1 января 2013 года финансовый результат составлял 371,1 млн. рублей.
На 1 января 2014 года суммарная задолженность по обязательствам крупных и средних организаций с численностью работающих свыше 15 человек (кроме бюджетных, страховых и кредитных организаций) составила 14686,6 млн. рублей, из нее просроченная 222,1 млн. рублей или 1,5% от общей суммы задолженности.
Черкесск обладает существенным налоговым потенциалом в масштабе республики, и в финансовом отношении является самым низкодотационным муниципальным образованием республики (в 2013 году - 0,3% доходов бюджета). По уровню бюджетной обеспеченности город Черкесск занимает лидирующие позиции среди других муниципальных образований республики. По объему налоговых и неналоговых доходов в расчете на душу населения (в 2013 году - 8,99 тыс. рублей на 1 жителя) город Черкесск занимает высшую позицию среди муниципальных образований республики.
Структура доходной части бюджета города Черкесска характеризуется значительным удельным весом безвозмездных поступлений, доля которых находится в диапазоне от 40,8% (2011 г.) до 48,6% (2013 г.) общего объема бюджетных доходов.
Доходы бюджета города Черкесска формируются за счет доходов от уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и неналоговых доходов в соответствии с нормативами отчислений, установленными федеральным законодательством и законодательством Карачаево-Черкесской Республики.
В 2013 году город вышел на хороший уровень объемов инвестиций в основной капитал - 7365,1 млн. рублей (6534,1 млн. рублей в 2012 году), в сопоставимых ценах превысив на 11,7% показатели 2012 года.
Большую роль в повышении инвестиционной привлекательности города играют региональные и местные органы власти, которые оказывают всестороннюю поддержку инвесторам, приходящим в город.
В 2013 году подготовлен пакет документов и осуществлено сопровождение инвестиционного проекта ООО "ОБУВЬ РОССИИ" "Открытие обувной фабрики "ОБУВЬ РОССИИ" в городе Черкесск, Карачаево-Черкесской Республики", общей стоимостью 1,4 млрд. рублей, на полную мощность фабрика выйдет в 2017 году.
ООО АК "Дервейс" реализует проект "Модернизация производства с целью расширения модельного ряда выпускаемых автомобилей", общая стоимость проекта 683 млн. рублей со сроком реализации 2013 - 2015 годы.
Два крупных инвестиционных проекта реализуется на территории города Черкесска ООО "Квест-А".
Первый из них "Строительство фабрики по переработке шерсти и производству пряжи с использованием инновационных технологий". Этот проект стал первым в СКФО, получившим государственную гарантию Правительства России. Стоимость проекта составляет 1,1 млрд. рублей. Проект успешно реализуется. Первый цикл - первичная переработка шерсти и производство шерстяного топса - завершен. Сегодня выпускаемая продукция поставляется как отечественным, так и зарубежным заказчикам.
Второй проект - "Строительство завода по производству химического волокна". Стоимость проекта - 12 миллиардов рублей. Потребность в пряже только в Карачаево-Черкесии составляет 20 - 25 тысяч тонн в год, поэтому основная цель проекта - обеспечение малого и среднего бизнеса основным сырьем для получения трикотажной, суконной, объемной и ковровой пряжи для дальнейшей переработки в готовые изделия.
ОАО РАПП "Кавказ-Мясо" является одним из динамично развивающихся предприятий города Черкесска. Для реализации перспективных планов предприятие реализует инвестиционный проект - "Строительство кроликофермы на 12000 кроликоматок". Цель проекта - перепрофилирование свинокомплекса на промышленное производство мяса кролика. Срок реализации проекта - 2013-2015 годы, затраты на реализацию - 160 млн. рублей с привлечением кредитных средств. Сейчас реализована первая очередь, рассчитанная на 2 тыс. голов кроликоматок. Предприятие планирует в течение двух лет выйти на проектную мощность. После завершения работ, производственная мощность предприятия составит 900 тонн мяса в год.
Реализация только этих 5 инвестиционных проектов позволит создать в Черкесске дополнительно около 3,5 тысяч рабочих мест.
В соответствии с утвержденной федеральной целевой программой "Юг России (2014 - 2020 годы)" на территории города намечена реализация двух объектов - "Строительство школы на 1260 учащихся в 19 микрорайоне, г. Черкесск" с завершением строительства в 2016 году и "Расширение и реконструкция системы водоснабжения и очистных сооружений канализации, г. Черкесск" с завершением реконструкции в 2017 году".
Кроме того, на территории города реализуется ряд других проектов по модернизации и расширению производства предприятий города.
По предприятиям малого и среднего бизнеса (результат сплошного статистического наблюдения) объем инвестиций в основной капитал составил 1990,7 млн. рублей (в 2012 году - 592,0 млн. рублей), что больше на 1398,7 млн. рублей или в 3,3 раза.
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя составил в 2013 году 23764 рублей, что на 1998 рублей больше, чем в 2012 году.
По состоянию на 31 декабря 2013 года задолженность по заработной плате отсутствует, в срок выплачиваются пенсии и различные социальные пособия.
В городе осуществляют деятельность 11 зарегистрированных банков (в том числе 4 филиала, созданных банками из других регионов) и 30 страховых компаний.
Малый и средний бизнес города Черкесска представляет собой эффективно развивающийся сектор экономики города.
Предпринимательство способствует созданию дополнительных рабочих мест, увеличению производства товаров и расширению ассортимента услуг, пополнению налоговой базы, привлечению инвестиций в дальнейшее развитие производства и социальной сферы.
Бизнес-сообщество оперативно реагирует на изменение рыночного спроса, формирует конкурентную среду в экономике, а также позволяет решать отдельные социальные вопросы.
Количественный рост предприятий малого и среднего бизнеса в период с 2010 г. по 2013 г. более чем на 35% в основном обусловлен ростом количества микропредприятий. К 2014 г. количество зарегистрированных в городе малых предприятий (включая микропредприятия) достигло 1698 ед.
Численность физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, составляет 3970 человек, что составляет около 30% от общего количества индивидуальных предпринимателей по Карачаево-Черкесской Республике. Доля работающих в малом и среднем бизнесе достигает 22,3% от общего количества занятых в экономике, а вклад предпринимательства в общем размещения заказа на поставки продукции, выполнение работ, оказание услуг для нужд города составляет более 19%.
Таблица N 4
Показатели малого и среднего предпринимательства
(по состоянию на 01.01.2014)
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, ед. |
микро |
малые |
средние |
ИП |
Всего |
в % к итогу |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего, |
1473 |
225 |
36 |
3970 |
5704 |
100 |
в том числе, по отраслям: |
|
|
|
|
|
|
сельское хозяйство |
54 |
5 |
1 |
165 |
225 |
3,94 |
рыболовство, рыбоводство |
2 |
|
|
1 |
3 |
0,05 |
добыча полезных ископаемых |
6 |
2 |
|
1 |
9 |
0,16 |
обрабатывающие производства |
128 |
31 |
6 |
353 |
518 |
9,08 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
6 |
2 |
1 |
1 |
10 |
0,18 |
строительство |
203 |
43 |
3 |
73 |
322 |
5,65 |
оптовая и розничная торговля; ремонт а/т средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
581 |
68 |
10 |
2135 |
2794 |
48,98 |
гостиницы и рестораны |
67 |
13 |
|
88 |
168 |
2,95 |
транспорт и связь |
88 |
6 |
2 |
353 |
449 |
7,87 |
финансовая деятельность |
22 |
2 |
6 |
25 |
55 |
0,96 |
операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг |
236 |
46 |
6 |
586 |
874 |
15,32 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
1 |
|
1 |
|
2 |
0,04 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
31 |
2 |
|
43 |
76 |
1,33 |
образование |
9 |
1 |
|
14 |
24 |
0,42 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
39 |
4 |
|
132 |
175 |
3,07 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
микро |
малые |
средние |
ИП |
Всего |
в % к итогу |
Всего, |
2909 |
5175 |
2684 |
3970 |
14738 |
100 |
в том числе, по отраслям: |
|
|
|
|
|
|
сельское хозяйство |
25 |
29 |
117 |
165 |
336 |
2,28 |
рыболовство, рыбоводство |
|
|
|
1 |
1 |
0,01 |
добыча полезных ископаемых |
|
45 |
|
1 |
46 |
0,31 |
обрабатывающие производства |
276 |
636 |
860 |
353 |
2125 |
14,42 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
14 |
70 |
24 |
1 |
109 |
0,74 |
строительство |
496 |
1056 |
322 |
73 |
1947 |
13,21 |
оптовая и розничная торговля; ремонт а/т средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
908 |
914 |
328 |
2135 |
4285 |
29,07 |
гостиницы и рестораны |
180 |
393 |
|
88 |
661 |
4,49 |
транспорт и связь |
125 |
306 |
461 |
353 |
1245 |
8,45 |
финансовая деятельность |
42 |
99 |
170 |
25 |
336 |
2,28 |
операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг |
560 |
1410 |
402 |
586 |
2958 |
20,07 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
|
|
|
|
|
|
образование |
7 |
13 |
|
14 |
34 |
0,23 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
166 |
99 |
|
43 |
308 |
2,09 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
110 |
105 |
|
132 |
347 |
2,35 |
Среднесписочная численность работников организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства |
|
|
|
|
36515 |
|
Всего численность работников с предприятиями малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей |
|
|
|
|
51253 |
|
Доля занятых на малых предприятиях, в % от общей численности занятых |
5,68 |
10,1 |
5,24 |
7,75 |
28,76 |
|
Среднемесячная заработная плата одного работника, руб. |
7678,5 |
11474,6 |
11456,5 |
|
|
|
Оборот организаций малого и среднего бизнеса, всего, млн. рублей |
4997 |
9200 |
8225,9 |
|
22422,9 |
|
Объем инвестиций в основной капитал, всего, тыс. рублей |
24161 |
1156032 |
810458 |
|
1990651 |
|
По состоянию на 01.01.2014 года от общего числа предприятий малого и среднего бизнеса (1734 единиц) 84,9% приходится на микропредприятия (1473 единиц), 13% составляют малые предприятия (225 единиц) и 2,1% - средние предприятия.
Статистические данные говорят о том, что произошло уменьшение количества индивидуальных предпринимателей: за 2012 год их количество сократилось на 4,3% (213 человек), за 2013 год - уже на 17,2% (825 человек).
Основной причиной явилось увеличение в два раза страховых взносов для индивидуальных предпринимателей с 2013 года. В 2010 году сумма страхового взноса составляла 4,5 тысячи рублей, в 2011 году произошло увеличение до 9 тысяч рублей, а с 2013 года - два раза. Ввиду несоответствия объемов доходов и вынужденных платежей начался процесс активной ликвидации многих индивидуальных предпринимателей.
С 1 января 2014 года размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых граждан, величина дохода которых не превышает 300 тыс. рублей, возвращен на прежние позиции.
Также, для упрощения деятельности индивидуальных предпринимателей, при умеренной налоговой нагрузке, с 2013 года на территории республики введен патент по 48 видам деятельности.
Отраслевая структура субъектов малого и среднего предпринимательства носит ярко выраженный коммерческий характер.
Наиболее привлекательной для малого и среднего бизнеса является сфера торговли, общественного питания и бытового обслуживания. К вышеуказанной отрасли относится 49% от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства, в ней занято 29,1% общего числа работающих на малых и средних предприятиях (включая индивидуальных предпринимателей). Операции с недвижимостью производят 15,3% субъектов малого и среднего предпринимательства (занято 20,1% работающих). В строительной отрасли сосредоточено 5,7% и занято 13,2% работающих на малых и средних предприятиях (включая индивидуальных предпринимателей). В промышленности осуществляют деятельность 9,4% от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства, на них занято 15,4% работающих на малых и средних предприятиях (включая индивидуальных предпринимателей). К отрасли транспорт и связь относятся 7,9% (занято 8,5% работающих). Прочие виды деятельности осуществляют 12,7% малых и средних предприятий (включая индивидуальных предпринимателей), на них занято 13,7% от общего числа работающих на малых и средних предприятиях (включая индивидуальных предпринимателей).
Ежегодно наблюдавшийся рост объемов продукции малых и средних предприятий, за 2013 год составил 22,4 млрд. рублей, это на 4,4% ниже показателей 2012 года. В то же время, общий объем инвестиций в основной капитал малого и среднего предпринимательства в 2013 году возрос в 3,4 раза и составил 1990,7 млн. рублей. Это конечно благодаря тем крупным инвестиционным проектам, которые сегодня поэтапно реализуются городскими предпринимателями.
Доля малых и средних предприятий в объеме отгруженных товаров, работ и услуг собственного производства организаций города Черкесска составила за 2012 год 38%. Оборот малых и средних предприятий по итогам 2013 года составил 22422,9 млн. рублей.
В 2013 году в городе субъекты малого и среднего предпринимательства обеспечивали занятость 14738 жителей (на 2,9% меньше (440 чел.), чем в 2012 году. Доля работающих в сфере малого и среднего бизнеса (включая индивидуальных предпринимателей) к общей численности, работающих в экономике города, составляет 28,8% (в 2011, 2012 годах - этот показатель составлял соответственно 30,5% и 30,8%), в то время как в развитых экономиках он доходит до 50 - 70%.
Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях составила в 2013 году 10,1 тыс. рублей - это 45,5% от среднемесячной зарплаты в крупных и средних организациях (22,2 тыс. рублей).
В городе развивается инфраструктура поддержки предпринимательства. В целях содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства в республике созданы Карачаево-Черкесское республиканское государственное унитарное предприятие "Гарантийный фонд поддержки предпринимательства республики" и автономное учреждение "Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики".
В целях обеспечения госгарантий защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных на территории республики и субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории республики, Законом Карачаево-Черкесской Республики от 25.06.2013 N 27-РЗ учреждена должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в Карачаево-Черкесской Республике.
Для оказания имущественной поддержки малому и среднему предпринимательству в республике принят ряд нормативных правовых актов, устанавливающих преференции предпринимателям при аренде и выкупе арендуемого государственного и муниципального имущества. Так субъектам малого и среднего предпринимательства имущество предоставляется во владение и (или) в пользование на срок не менее 5 лет.
Постановлением мэрии муниципального образования города Черкесска от 11.11.2014 N 1820 создан координационный Совет по содействию развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании города Черкесска.
В состав координационного Совета вошли представители мэрии муниципального образования города Черкесска, отдела МВД России по городу Черкесску, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по городу Черкесску, а также представители предпринимательского сообщества.
В функции координационного Совета входят обсуждение наиболее проблемных вопросов развития субъектов малого и среднего предпринимательства, выработка конкретных предложений по созданию благоприятных правовых, организационных и экономических условий для их развития.
Однако достигнутый уровень развития малого предпринимательства в городе Черкесске еще недостаточен с точки зрения требований рыночной экономики, для обеспечения устойчивости и необратимости указанных позитивных изменений.
Наиболее значимыми проблемами, влияющими на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Черкесска, как и в целом в республике являются:
проблемы налогообложения и увеличения финансовой нагрузки в целом;
отсутствие стабильной нормативно-правовой базы, системы подготовки и переподготовки кадров;
недостаточное финансирование мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
недостаток финансово-кредитных средств из-за усложненности порядка получения кредитов в банковских учреждениях, высокая стоимость банковских кредитов;
низкая доступность площадей (производственных, торговых, офисных), в связи с постоянно возрастающей стоимостью аренды;
административные барьеры и усиливающаяся конкуренция со стороны крупных компаний, слабая защищенность местного товаропроизводителя.
Всем этим обуславливается необходимость на муниципальном уровне поддержки малого и среднего предпринимательства.
Мероприятия муниципальной программы направлены на совершенствование условий для развития предпринимательства с учетом демографических, экономических, финансовых, социальных и административных особенностей муниципального образования и на обеспечение устойчивого социально-экономического развития города Черкесска.
При этом основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:
- заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в приоритетных видах деятельности;
- равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в настоящей программе;
- информированность субъектов малого и среднего предпринимательства о формах муниципальной поддержки.
Анализ факторов, влияющих на развитие предпринимательства, показывает, что существующие проблемы можно решить объединенными усилиями, согласованными действиями самих субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и органов местного самоуправления муниципального образования города Черкесска.
II. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроков и этапов реализации муниципальной программы
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" развитие предпринимательства является приоритетной государственной задачей.
Основные приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы определены в следующих стратегических документах:
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 25.07.2008 N 58-РЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике";
Устав муниципального образования города Черкесска;
Постановление мэрии муниципального образования города Черкесска от 24.09.2013 N 2148 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ и методических указаний по разработке и реализации муниципальных программ города Черкесска".
В соответствии с указанными документами, учитывая существующую структуру экономики города Черкесска, муниципальной программой определены приоритетные направления развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, которые способствуют решению первоочередных социальных проблем:
удовлетворение потребности населения в услугах и товарах;
производство продукции для нужд жилищно-коммунального хозяйства, оказание коммунальных и бытовых услуг;
развитие сферы общественного питания (столовые, кафе, рестораны);
развитие спортивно-оздоровительной деятельности;
развитие услуг связи и транспортных услуг;
строительство;
производство и переработка продукции;
внедрение эффективных технологий (инновационная деятельность);
содействие формированию благоприятной социально-психологической среды малого предпринимательства, в том числе освещение в СМИ достижений и проблем малого предпринимательства.
Целями муниципальной программы являются:
содействие развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования города Черкесска;
оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства муниципального образования города Черкесска в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг);
обеспечение занятости и развитие самозанятости населения муниципального образования города Черкесска;
увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме производимой продукции предприятиями муниципального образования города Черкесска;
достижение баланса интересов бизнеса и уровня налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования города Черкесска.
Для достижения целей муниципальной программы поставлены задачи, позволяющие в условиях ограниченного ресурсного обеспечения разрешить ключевые проблемы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:
- создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании города Черкесска;
- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании города Черкесска;
- имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования города Черкесска;
- информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования города Черкесска;
- консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
- пропаганда (популяризация) предпринимательской деятельности.
Основные задачи вытекают из целей развития предпринимательства и должны способствовать:
- формированию благоприятной среды для развития предпринимательства;
- решению проблем занятости трудоспособного населения;
- насыщению рынка потребительских товаров и услуг за счет развития соответствующих производств;
- достижению высокой конкурентоспособности местной продукции, прежде всего на региональном рынке;
- созданию благоприятной (стабильной) социально-политической обстановки в муниципальном образовании города Черкесска;
- повышению предпринимательской культуры населения;
- эффективному использованию природных ресурсов;
- улучшению системы доступа малых и средних предпринимателей к необходимым ресурсам;
- развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
- диверсификации сфер деятельности (производство, строительство, здравоохранение) устранению сложившихся диспропорций.
Состав задач муниципальной программы приведен в ее паспорте. Паспорт муниципальной программы содержит также описание ожидаемых результатов реализации муниципальной программы и количественные характеристики некоторых ожидаемых результатов в виде целевых индикаторов (показателей) муниципальной программы.
Реализация мероприятий муниципальной программы в комплексе с сопутствующими мерами на республиканском уровне позволит к концу 2019 года обеспечить благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства, что приведет к увеличению:
- количества субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 10 тыс. человек населения с 454,2 ед. до 489,3 ед. (ежегодный прирост не менее 1,5%);
- доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций с 22,3 до 24%. (ежегодное увеличение не менее чем на 1,5%);
- количества сохраненных и вновь созданных рабочих мест (включая индивидуальных предпринимателей) в секторе малого и среднего предпринимательства с 14,7 тыс. ед. до 15,9 тыс. ед. (ежегодное увеличение не менее чем на 1,5%);
- объема товаров и услуг, производимых и реализуемых предприятиями малого и среднего предпринимательства с 22,4 млн. руб. до 26 млн. руб. (ежегодное увеличение не менее чем на 3%);
- объема инвестиций в основной капитал предприятий малого и среднего предпринимательства с 1990,7 млн. руб. до 2307,7 млн. руб. (ежегодное увеличение не менее чем на 3%);
- количества субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших муниципальную поддержку с 8 до 23 единицы (не менее 3 - ежегодно).
Программа реализуется в течение 2015-2019 годов.
В силу постоянного характера решаемых в рамках программы задач, выделение отдельных этапов ее реализации не предусматривается.
III. Сведения о показателях и индикаторах муниципальной программы
Для оценки эффективности реализации программы будут использованы показатели (индикаторы), характеризующие достижение целей программы, результаты решения задач и выполнения основных мероприятий программы:
количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 10 тыс. человек населения, (ед.) (ежегодное увеличение не менее чем на 1,5%);
доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций (%) (ежегодное увеличение не менее чем на 1,5%);
количество сохраненных и вновь созданных рабочих мест (включая индивидуальных предпринимателей) в секторе малого и среднего предпринимательства (ед.) (ежегодное увеличение не менее чем на 1,5%);
объем товаров и услуг, производимых и реализуемых предприятиями малого и среднего предпринимательства (млн. руб.) (ежегодное увеличение не менее чем на 3%);
объем инвестиций в основной капитал предприятий малого и среднего предпринимательства (млн. руб.) (ежегодное увеличение не менее чем на 3%);
количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших муниципальную поддержку (ед.) (ежегодное увеличение не менее чем на 3 ед.);
Количественные значения целевых индикаторов (показателей) муниципальной программы на весь срок ее реализации приведены в таблице согласно приложению N 1 к настоящей муниципальной программе.
IV. Обобщенная характеристика основных мероприятий муниципальной программы и ведомственных целевых программ муниципальной программы
Достижение целей и решение задач муниципальной программы осуществляются на основе проведения основных мероприятий, приведенных в таблице согласно приложению N 2 к настоящей муниципальной программе. Каждое мероприятие решает задачи определенного направления поддержки предпринимательства, наиболее существенно влияющие на развитие благоприятной среды для предпринимательской деятельности.
В соответствии с целевой направленностью муниципальной программы выделены следующие основные мероприятия:
1. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
предоставление в аренду на возмездной основе или на льготных условиях нежилых помещений, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, субъектам малого и среднего предпринимательства;
реализация субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого ими муниципального имущества в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2. Информационная поддержка малого и среднего предпринимательства:
ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки;
проведение мониторинга состояния малого и среднего предпринимательства;
обеспечение присутствия в сети Интернет регулярно обновляемой информации о малом и среднем бизнесе города, деятельности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
опубликование материалов в СМИ и размещение на официальном сайте мэрии муниципального образования для субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Консультационная поддержка малого и среднего предпринимательства:
- консультирование по вопросам осуществления предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- содействие молодежи в решении вопросов при организации собственного дела;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в реализации инвестиционных проектов;
- разработка и издание справочных материалов по вопросам осуществления предпринимательской деятельности.
4. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности, являясь составляющими создания положительного имиджа предпринимательства, в рамках реализации муниципальной программы осуществляются путем проведения следующих мероприятий:
- обеспечение участия представителей малого и среднего бизнеса в ежегодном Дне российского предпринимательства, направленного на формирование положительного имиджа предпринимательской деятельности в Карачаево-Черкесской Республики;
- поддержка выставочно-ярмарочных мероприятий товаров и услуг, производимых на территории Карачаево-Черкесии;
- организация и проведение семинаров, тренингов и круглых столов по вопросам осуществления предпринимательской деятельности;
- отбор и представление лучших предпринимателей города для представления к награждению Правительства Карачаево-Черкесской Республики, Президиума Народного собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Руководителя мэрии (мэра) муниципального образования города Черкесска
5. Правовое обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства:
практическая помощь субъектам малого и среднего предпринимательства в получении консультаций по вопросам применения норм законодательства Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики;
разработка нормативно-правовых актов муниципального образования города Черкесска по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющего предпринимательскую деятельность на территории города Черкесска.
Основные мероприятия программы будут реализовываться на протяжении всего периода ее выполнения с 2015 по 2019 год.
Ведомственные целевые программы в рамках муниципальной программы не предусмотрены.
V. Обобщенная характеристика мер государственного и (или) муниципального регулирования
В рамках реализации муниципальной программы меры государственного и (или) муниципального регулирования не применяются.
VI. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации муниципальной программы
Учитывая, что в рамках реализации муниципальной программы муниципальными бюджетными учреждениями муниципальные услуги (работы) не оказываются, муниципальные задания не доводятся.
VII. Обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых с участием привлекаемых средств федерального и регионального бюджетов при реализации муниципальной программы
В рамках реализации муниципальной программы средства федерального и регионального бюджетов не запланированы.
VIII. Информация об участии в реализации муниципальной программы муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с муниципальным участием, общественных, научных и иных организации, а также внебюджетных
Участия в реализации муниципальной программы муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с муниципальным участием, общественных, научных и иных организации, а также внебюджетных фондов не запланировано.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов местного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федерального и регионального бюджетов и юридических лиц на реализацию целей муниципальной программы приведены в таблице согласно приложению N 4 к настоящей муниципальной программе.
IX. Обоснование выделения подпрограмм
В рамках реализации муниципальной программы подпрограммы не предусмотрены.
X. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
Общий объем финансирования муниципальной программы из средств бюджета города Черкесска составит 500,0 тыс. рублей:
2015 год - 100,0 тыс. руб.,
2016 год - 100,0 тыс. руб.,
2017 год - 100,0 тыс. руб.,
2018 год - 100,0 тыс. руб.,
2019 год - 100,0 тыс. руб.
Ресурсное обеспечение муниципальной программы по годам ее реализации приведены в таблице согласно приложению N 3 к настоящей муниципальной программе.
XI. Оценка степени влияния выделения дополнительных объемов ресурсов на показатели (индикаторы) муниципальной программы (подпрограммы), состав и основные характеристики ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограмм муниципальной программы
Выделение дополнительных средств, программой не предусмотрено.
XII. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы
При реализации программы возможно возникновение рисков, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.
Основные риски, которые могут возникнуть в период реализации муниципальной программы, и комплекс мер по предотвращению негативных последствий приведены в таблице согласно приложению N 5 к настоящей муниципальной программе.
Таблица N 5
Основные риски муниципальной программы и комплекс мер по предотвращению негативных последствий
Основные риски |
Комплекс мер по предотвращению негативных последствий |
1 |
2 |
Риски, связанные с изменениями внешней среды | |
Изменения законодательства Российской Федерации в части государственной и муниципальной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и предметов ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления |
проведение мониторинга планируемых изменений в действующем законодательстве Российской Федерации и своевременное внесение изменений в правовые акты муниципального образования города Черкесска |
Кризисные явления в экономике Карачаево-Черкесской Республики |
разработка предложений в Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики по усилению мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства |
Снижение актуальности мероприятий муниципальной программы |
ежегодный анализ эффективности проводимых мероприятий муниципальной программы, изменение мероприятий муниципальной программы |
Риски, связанные с человеческим фактором | |
Недоверие субъектов малого и среднего предпринимательства в части доступности мероприятий муниципальной программы |
постоянное информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о проводимых мероприятиях с использованием разнообразных каналов коммуникаций |
Низкая активность субъектов малого и среднего предпринимательства |
внесение изменений в муниципальную программу с привлечением представителей малого и среднего предпринимательства |
Риски, связанные с недостоверностью информации (статистические, налоговые данные) | |
Неправильная оценка перспектив развития субъектов малого и среднего предпринимательства и эффективности реализации мероприятий муниципальной программы из-за недостоверной информации |
проведение исследований предпринимательской среды |
Недостаточность получаемой информации, предоставленной Карачаево-Черкесскстатом для анализа состояния развития субъектов предпринимательской деятельности |
оценка развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях неопределенности информации, проведение социологических опросов (анкетирование и интервьюирование); сбор и анализ информации для создания единой |
Принятие мер по управлению рисками осуществляется в ходе реализации муниципальной программы и оценки ее эффективности.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
IX. Методика оценки эффективности муниципальной программы
Оценка эффективности реализации муниципальной программы представляет собой механизм контроля за выполнением мероприятий муниципальной программы в зависимости от степени достижения цели и задач, определенных муниципальной программой, в целях оптимальной концентрации средств на поддержку малого и среднего предпринимательства города Черкесска.
Оценка эффективности реализации муниципальной программы проводится ответственным исполнителем муниципальной программы по итогам ее исполнения за отчетный финансовый год, а также по итогам завершения реализации муниципальной программы.
Обязательным условием оценки эффективности реализации муниципальной программы является выполнение запланированных промежуточных результатов реализации муниципальной программы (целевых индикаторов, показателей муниципальной программы).
Сбор информации для измерения показателей достижения результатов будет осуществляться на основе статистической информации, представленной органами статистики, а также информации, представленной налоговой службой и отчетной информации исполнителей мероприятий муниципальной программы. Оценка эффективности реализации муниципальной программы будет осуществляться путем ежегодного сопоставления:
1) фактических (в сопоставимых условиях) и планируемых значений целевых индикаторов муниципальной программы (целевой параметр - 100%):
количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 10 тыс. человек населения (ед.) Рассчитывается как отношение количество субъектов малого и среднего предпринимательства к среднесписочной численности населения города Черкесске в тыс. чел.;
доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций (%). Рассчитывается как отношение среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий к среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в городе Черкесске, выраженное в процентах;
количество сохраненных и вновь созданных рабочих мест (включая индивидуальных предпринимателей) в секторе малого и среднего предпринимательства (ед.);
объем товаров и услуг, производимых и реализуемых предприятиями малого и среднего предпринимательства (млн. руб.);
объем инвестиций в основной капитал предприятий малого и среднего предпринимательства (млн. руб.);
количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку.
2) числа выполненных и планируемых мероприятий плана реализации муниципальной программы (целевой параметр - 100%).
Результаты оценки эффективности используются для корректировки программы.
Управление и контроль реализации муниципальной программы осуществляется в соответствии с разделом V приложения 1 к постановлению мэрии муниципального образования города Черкесска от 24.09.2013 N 2148 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ и методических указаний по разработке и реализации муниципальных программ города Черкесска".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.