Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 2 декабря 2015 г. N 335
Государственная программа
Карачаево-Черкесской Республики "Доступная среда" в Карачаево-Черкесской Республике на 2016 - 2020 годы"
Паспорт
государственной программы Карачаево-Черкесской Республики "Доступная среда" в Карачаево-Черкесской Республике на 2016 - 2020 годы" (далее - Программа)
Наименование Программы |
"Доступная среда" в Карачаево-Черкесской Республике на 2016 - 2020 годы" |
Основания разработки Программы |
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р); распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.09.2010 N 1485-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года"; постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.02.2013 N 61 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Карачаево-Черкесской Республики" |
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики |
Соисполнители Программы |
Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерство культуры Карачаево-Черкесской Республики, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики, Министерство физической культуры и спорта Карачаево-Черкесской Республики, Управление государственной службы занятости Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления (по согласованию), Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие "Дирекция капитального строительства", государственные учреждения, участвующие в реализации Программы |
Цель Программы |
Обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Карачаево-Черкесской Республике |
Задачи Программы |
Совершенствование нормативной правовой и организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Карачаево-Черкесской Республике; повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Карачаево-Черкесской Республике; повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Карачаево-Черкесской Республике; информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Карачаево-Черкесской Республике; преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Карачаево-Черкесской Республике |
Целевые индикаторы и показатели результатов и эффективности Программы |
Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Карачаево-Черкесской Республике; доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Карачаево-Черкесской Республики по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов; доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Карачаево-Черкесской Республике; доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов, в том числе: доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты Карачаево-Черкесской Республики; доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости Карачаево-Черкесской Республики; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры Карачаево-Черкесской Республики; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов Карачаево-Черкесской Республики; доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава; доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста в Карачаево-Черкесской Республике; доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, от общей численности детей-инвалидов школьного возраста в Карачаево-Черкесской Республике; доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста в Карачаево-Черкесской Республике; доля образовательных организаций дополнительного образования, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций дополнительного образования Карачаево-Черкесской Республики; доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций Карачаево-Черкесской Республики; доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций Карачаево-Черкесской Республики; доля организаций профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве организаций профессионального образования; доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Карачаево-Черкесской Республике; доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые/дети) в организациях социального обслуживания Карачаево-Черкесской Республики; доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения в Карачаево-Черкесской Республике |
Сроки и этапы реализации Программы |
2016 - 2020 годы |
Финансовое обеспечение Программы |
Прогнозируемый общий объем финансирования реализации Программы составляет 492 780,0 тыс. рублей, из них: 2016 год - 128 980,0 тыс. рублей 2017 год - 101 450,0 тыс. рублей 2018 год - 92 450,0 тыс. рублей 2019 год - 87 450,0 тыс. рублей 2020 год - 82 450,0 тыс. рублей объем средств федерального бюджета (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию) - 256 200,0 тыс. рублей, из них: 2016 год - 61 950,0 тыс. рублей 2017 год - 54 600,0 тыс. рублей 2018 год - 50 050,0 тыс. рублей 2019 год - 46 550,0 тыс. рублей 2020 год - 43 050,0 тыс. рублей объем средств федерального бюджета (Министерство образования и науки Российской Федерации по согласованию) - 46 900,0 тыс. рублей, из них: 2016 год - 19 600,0 тыс. рублей 2017 год - 6 300,0 тыс. рублей 2018 год - 7 000,0 тыс. рублей 2019 год - 7 000,0 тыс. рублей 2020 год - 7 000,0 тыс. рублей объем средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 168 071,0 тыс. рублей, из них: 2016 год - 45 741,0 тыс. рублей 2017 год - 35 570,0 тыс. рублей 2018 год - 30 420,0 тыс. рублей 2019 год - 28 920,0 тыс. рублей 2020 год - 27 420,0 тыс. рублей объем средств бюджетов муниципальных образований (по согласованию) - 21 609,0 тыс. рублей, из них: 2016 год - 1 689,0 тыс. рублей 2017 год - 4 980,0 тыс. рублей 2018 год - 4 980,0 тыс. рублей 2019 год - 4 980,0 тыс. рублей 2020 год - 4 980,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
Формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в Карачаево-Черкесской Республике; обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Карачаево-Черкесской Республике; сбор и систематизация информации, проведение паспортизации объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Карачаево-Черкесской Республике с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН; обеспечение доступности подвижного состава основных видов пассажирского, в том числе наземного электрического, транспорта для инвалидов и других МГН в Карачаево-Черкесской Республике; повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в Карачаево-Черкесской Республике; повышение доступности и качества реабилитационных услуг; преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе |
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Государственная социальная политика в отношении инвалидов в Российской Федерации направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и строится в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, установленными Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, а также Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В сентябре 2008 года Россия присоединилась к Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года.
Во исполнение пункта 4.3 Протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов от 25.10.2015 N 1 Минтрудом России рекомендовано субъектам Российской Федерации проводить ежегодный региональный мониторинг выполнения Конвенции и готовить региональный доклад с использованием информационно-аналитических ресурсов.
В соответствии с положениями Конвенции создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни современного общества.
С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья доступная среда может определяться как физическое окружение, транспорт, информация и связь, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у инвалидов или иных МГН - лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных женщин, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста.
Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.
Программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р), постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы", распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2010 N 1485-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года", постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.02.2013 N 61 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Карачаево-Черкесской Республики".
См. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24 мая 2016 г. N 123 "Об организации в Карачаево-Черкесской Республике системы ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям"
В Карачаево-Черкесской Республике проживает 51471 инвалидов, в том числе 3106 детей-инвалидов (11 процентов от общей численности населения), из них около 80 процентов составляют инвалиды I-II групп.
По данным Главного бюро медико-социальной экспертизы по Карачаево-Черкесской Республике ежегодно инвалидами первично признается около 3 тысяч граждан, более 50 процентов из которых в трудоспособном возрасте.
Наблюдается увеличение количества граждан, в том числе пенсионеров по возрасту, обращающихся в учреждения медико-социальной экспертизы для определения инвалидности, нуждаемости в технических и иных средствах реабилитации и ухода.
Создание для инвалидов и других МГН доступной среды жизнедеятельности и условий для реабилитации является важнейшей частью процесса интеграции людей с ограниченными возможностями в общество. Необходимо совершенствовать социальную инфраструктуру в направлении наиболее полного удовлетворения потребностей пожилых людей, людей с инвалидностью качественными услугами, внедрять новые виды и формы социального обслуживания.
Меры, направленные на формирование доступной для инвалидов и других МГН среды жизнедеятельности, предпринимались в республике ранее. Так, в рамках реализации мероприятий республиканской целевой программы "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы в Карачаево-Черкесской Республике", утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 05.04.2011 N 83, а также подпрограммы "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы в Карачаево-Черкесской Республике" государственной программы "Социальная защита населения в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 N 359, адаптирован ряд социально значимых объектов, приобретено адаптационное оборудование, автотранспорт для перевозки инвалидов и других МГН, проведены республиканские мероприятия, соревнования, конкурсы, направленные на привлечение внимания общественности к проблемам инвалидов, звуковыми маяками оборудованы светофоры для обеспечения безопасности передвижения инвалидов по зрению, оборудованы парковочные места для автотранспорта инвалидов.
В республике организуется субтитрирование телепередач, что позволяет инвалидам по слуху получать информацию и таким образом принимать активное участие в социальных и других общественных процессах.
Органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики совместно с органами местного самоуправления, общественными организациями инвалидов с 2012 года осуществляется работа по паспортизации приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, которая является основой создания доступной среды для инвалидов и других МГН.
В муниципальных образованиях республики созданы рабочие группы с участием представителей органов местного самоуправления, общественных организаций инвалидов, представителей архитектуры и градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства для непосредственного проведения обследования социально значимых объектов и составления паспортов доступности объектов с привлечением волонтеров, членов общественных организаций инвалидов. В настоящее время в 12 муниципальных образованиях Карачаево-Черкесской Республики сформированы реестры социально значимых объектов и составлено 788 паспортов доступности.
Паспортизация социально значимых объектов на предмет доступности осуществляется с привлечением представителей общественных организаций инвалидов с целью обеспечения адаптации среды жизнедеятельности инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха.
Данные по результатам проведения паспортизации объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов служат основой для разработки обоснованных решений по адаптации объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов и других МГН.
Несмотря на проводимую работу по решению проблем инвалидов и других МГН, в настоящее время в Карачаево-Черкесской Республике окончательно не сформирована система безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН. Большинство объектов социальной инфраструктуры по-прежнему остаются либо полностью, либо частично недоступными для инвалидов и МГН.
В настоящее время нерешенность проблемы доступа инвалидов к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий, среди которых:
дискомфорт и ограничения жизнедеятельности инвалидов и иных МГН;
негативное отношение к инвалидам в массовом сознании общества, что предопределяет необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний.
В республике отсутствует системный подход, последовательность и преемственность в проведении комплексной реабилитации инвалидов, слабо взаимодействуют учреждения различной ведомственной принадлежности, не разработана система контроля и оценки эффективности реабилитационных мероприятий.
Актуальным является расширение спектра оказываемых реабилитационных услуг, приобретение современного инновационного реабилитационного оборудования, внедрение новых направлений работы в деятельность реабилитационных учреждений для инвалидов, в том числе для детей инвалидов, в целях охвата реабилитационными услугами инвалидов (детей инвалидов) с тяжелыми сочетанными патологиями. Специалисты, занятые в сфере оказания реабилитационных услуг, нуждаются в повышении квалификации в целях соответствия профессиональным стандартам для специалистов учреждений социального обслуживания, вступившим в силу с 01.01.2015, а также соответствия современным инновационным подходам к реабилитации инвалидов и их социальному сопровождению.
О государственных стандартах социального обслуживания в Карачаево-Черкесской Республике см. справку
Практически не осуществляется медицинская, социальная и профессиональная реабилитация инвалидов на базе специализированных учреждений. Решение о создании республиканского центра реабилитации инвалидов принято постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 06.11.2002 N 177 "О реорганизации Эльбурганской противотуберкулезной больницы". Зарегистрированы все учредительные документы названного учреждения, разработана проектно-сметная документация на проведение строительных и ремонтных работ. Проблема остается нерешенной в связи с отсутствием финансирования.
Такая же ситуация с вводом в действие республиканского государственного учреждения для детей-инвалидов "Республиканский стационарный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" в пос. Эркен-Шахар Ногайского района, решение о создании которого принято постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 09.09.2002 N 125 "О создании республиканского государственного учреждения "Республиканское государственное учреждение для детей-инвалидов "Республиканский стационарный реабилитационный Центр для детей с ограниченными возможностями". Центр рассчитан на обслуживание детей-инвалидов с диагнозом ДЦП, заболеваний ЦНС, опорно-двигательного аппарата, болезнь Дауна. Ежегодно планируется проведение реабилитации около 1000 детей-инвалидов.
В связи с незавершением строительства стационарных отделений вышеуказанных центров и принимая во внимание необходимость предоставления реабилитационных услуг людям с ограниченными возможностями, в 2012 году в г. Черкесске открыты 4 отделения дневного пребывания для детей-инвалидов при республиканском стационарном реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями.
В задачи полустационарных отделений входят реализация индивидуальных программ реабилитации, предоставление детям-инвалидам посильного занятия, развитие у них самостоятельности, способностей к трудовым, социальным и бытовым навыкам. Ежегодно в отделениях оказывается помощь около 500 детям-инвалидам с учетом их индивидуальной реабилитации.
Актуальным является расширение спектра оказываемых реабилитационных услуг, приобретение современного инновационного реабилитационного оборудования, внедрение новых направлений работы в деятельность реабилитационных учреждений для инвалидов, в том числе для детей инвалидов, в целях охвата реабилитационными услугами инвалидов (детей инвалидов) с тяжелыми сочетанными патологиями. Вместе с тем, специалисты, занятые в сфере оказания реабилитационных услуг, нуждаются в повышении квалификации в целях соответствия профессиональным стандартам для специалистов учреждений социального обслуживания, вступившим в силу с 1 января 2015 года, а также соответствия современным инновационным подходам к реабилитации инвалидов и их социальному сопровождению.
В связи с неприспособленностью зданий и сооружений, пешеходных путей и остановочных платформ, общественного транспорта для пользования данной категорией жителей Карачаево-Черкесской Республики становится затрудненным или невозможным получение ими многих медицинских, социальных, образовательных, бытовых, рекреационных услуг, полноправное участие в жизни общества.
Большинство республиканских учреждений здравоохранения требуют дооборудования зданий пандусами и другими специальными устройствами и приспособлениями.
Инфраструктура действующих образовательных организаций не позволяет детям-инвалидам, передвигающимся в креслах-колясках, учиться вместе со своими сверстниками в условиях общеобразовательных школ и учебных организаций профессионального образования. Из 177 общеобразовательных школ республики адаптированы 35.
Для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата сегодня доступны всего 2-3 процента объектов культуры.
Не происходит массового включения инвалидов в процесс занятия физической культурой и спортом. Адаптивной физической культурой и спортом в Карачаево-Черкесской Республике занимаются 1,6 процента инвалидов.
В связи с недостаточностью средств республиканского бюджета для формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, необходимо привлечение источников финансирования Программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики, а также средств, привлекаемых из внебюджетных источников.
Указанные проблемы интеграции и социализации инвалидов и МГН, значительный уровень межведомственного взаимодействия требуют программного метода решения.
Программно-целевой метод позволит сконцентрировать организационные, финансовые ресурсы, комплексно подойти к решению проблем инвалидов и МГН в Карачаево-Черкесской Республике и в значительной степени улучшить качество их жизни.
Перечень приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, включенных в Программу, представлен в приложении 3 к Программе.
Приоритетные объекты, включенные в Программу, должны иметь паспорт объекта в соответствии с Приказом Минтруда России от 25.12.2012 N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, с возможностью учета региональной специфики".
3. Приоритеты государственной социальной политики в Карачаево-Черкесской Республике, цели, задачи, целевые показатели Программы
С учетом задач, поставленных в Посланиях Президента Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а также важнейших решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, целью Программы является повышение качества жизни инвалидов и других МГН, проживающих на территории Карачаево-Черкесской Республики.
В рамках Программы определено следующее стратегическое направление:
создание "доступной среды" для людей с ограниченными возможностями, в том числе обеспечение равных возможностей, интеграция в общество и реабилитация инвалидов.
Указанное стратегическое направление включает комплекс практических мероприятий, направленных на повышение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, доступности и качества реабилитационных и иных услуг для инвалидов, преодоление социальной разобщенности, "отношенческих" барьеров в обществе и ориентировано на достижение цели Программы.
Цель Программы - обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности (здравоохранение, культура, транспорт, информация и связь, образование, социальная защита, спорт и физическая культура, жилой фонд) инвалидов и других МГН в Карачаево-Черкесской Республике, повышение доступности реабилитационных услуг.
Для достижения этих целей в рамках Программы должны быть решены следующие задачи:
совершенствование нормативной правовой и организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Карачаево-Черкесской Республике;
повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Карачаево-Черкесской Республике;
повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Карачаево-Черкесской Республике;
информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Карачаево-Черкесской Республике;
преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Карачаево-Черкесской Республике.
В комплекс целевых показателей (индикаторов) Программы включены:
доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Карачаево-Черкесской Республике;
доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Карачаево-Черкесской Республики по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов;
доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Карачаево-Черкесской Республике;
доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов, в том числе:
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты Карачаево-Черкесской Республики;
доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости Карачаево-Черкесской Республики;
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики;
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры Карачаево-Черкесской Республики;
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов Карачаево-Черкесской Республики;
доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава;
доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста в Карачаево-Черкесской Республике;
доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, от общей численности детей-инвалидов школьного возраста в Карачаево-Черкесской Республике;
доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста в Карачаево-Черкесской Республике;
доля образовательных организаций дополнительного образования, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций дополнительного образования Карачаево-Черкесской Республики;
доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций Карачаево-Черкесской Республики;
доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций Карачаево-Черкесской Республики;
доля организаций профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве организаций профессионального образования;
доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Карачаево-Черкесской Республике;
доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые/дети) в организациях социального обслуживания Карачаево-Черкесской Республики;
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения в Карачаево-Черкесской Республике.
Целевой показатель "доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры" невозможно определить в связи с тем, что все объекты транспортной инфраструктуры, расположенные на территории Карачаево-Черкесской Республики, находятся в частной собственности.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2016 - 2020 годы.
5. Перечень мероприятий Программы
Для решения задач Программы планируется реализовать комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий по формированию доступной среды для инвалидов и других МГН.
Практические меры по формированию доступной среды для инвалидов и других МГН в приоритетных сферах социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры будут включать в себя следующие мероприятия:
разработка и внедрение программного продукта для создания информационного банка данных и карты доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры;
проведение паспортизации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН с привлечением представителей общественных организаций инвалидов;
внесение изменений в административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг в части требований к обеспечению условий их доступности для инвалидов и других МГН;
адаптация зданий организаций социального обслуживания, здравоохранения, культуры, занятости, образования, физической культуры и спорта, а также прилегающей территории для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН с учетом их особых потребностей и получения ими услуг, в том числе:
создание и оборудование специально отведенных парковочных мест и мест повышенного удобства с дополнительным местом впереди или сбоку для собаки-поводыря или устройства для передвижения в местах ожидания и местах приема граждан;
оборудование зданий пандусами и другими специальными устройствами и приспособлениями, информационными табличками, кнопкой вызова "помощника", установка оборудования для увеличения слышимости для людей с нарушениями слуха;
размещение в доступных для инвалидов и других МГН в адаптированной для инвалидов форме с учетом их особых потребностей справочной информации о предоставляемых услугах;
предоставление государственных услуг в электронном виде;
обеспечение наличия сурдопереводчиков соответствующей квалификации;
обеспечение доступности для инвалидов приоритетных спортивных объектов, объектов, востребованных для занятий адаптивной физической культурой и спортом инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха;
повышение доступности подвижного состава пассажирского транспорта для инвалидов и других МГН с учетом их особых потребностей, в том числе:
модернизация подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта, транспортных средств общего пользования специальным оборудованием;
оборудование подвижного пассажирского состава светодиодным табло и специальным звуковым сигналом для слабослышащих инвалидов;
приобретение транспортных средств со специальным оборудованием и конструктивными особенностями, обеспечивающими их доступность для инвалидов и других МГН;
оборудование пешеходных и транспортных коммуникаций, переходов, остановок общественного пассажирского транспорта пандусами, тактильными и контрастными поверхностями, понижение бортового камня для удобства съезда/выезда на пешеходных переходах, установка звуковых светофоров;
обеспечение доступности общеобразовательных организаций, приоритетных организаций профессионального образования для беспрепятственного доступа инвалидов с учетом их особых потребностей.
Работа по реабилитации проводится в полустационарных условиях в приспособленных помещениях. Для этого планируется оснастить их необходимым реабилитационным и адаптивным оборудованием, автотранспортом, приспособленным для перевозки МГН.
Информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов включает в себя проведение семинаров по вопросам создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в целях повышения квалификации и аттестации специалистов, занятых в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов, выпуск справочных пособий и рекомендаций.
На преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН направлены мероприятия по организации субтитрирования телевизионных программ региональных общедоступных каналов, транслированию социальной рекламы, тематических радио- и телепередач, по организации работы, направленной на формирование толерантного отношения к инвалидам, уважение их особенностей, по проведению республиканских фестивалей, творческих конкурсов и иных мероприятий в сфере культуры с участием инвалидов, в том числе детей-инвалидов, спортивных мероприятий, организации общественно-просветительских кампаний по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других МГН на уровне республики.
Перечень мероприятий Программы с указанием сроков реализации, источников финансирования и ответственных исполнителей приведен в форме 2 приложения 1 к Программе.
6. Сведения о ведомственных целевых программах, включенных в состав Программы
В рамках Программы реализация ведомственных целевых программ не предусмотрена.
7. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками реализации Программы
Для оценки достижения поставленной цели в настоящей Программе учтены макроэкономические, операционные, социальные и информационные риски.
Макроэкономические риски связаны с возможным снижением темпов роста национальной экономики, высокой инфляцией и бюджетным дефицитом.
Они обусловлены также:
невыполнением предусмотренных Программой мероприятий;
несоответствием объемов выделяемых бюджетных средств для реализации Программы;
неактуальностью планирования и запаздывание согласования мероприятий относительно развития технологий;
недостаточной гибкостью программных мероприятий к внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти.
Операционные риски связаны с недостатками в процедурах управления, контроля за реализацией Программы, в том числе с недостатками нормативного правового обеспечения. Несвоевременное внесение назревших изменений в нормативную правовую базу становится источником серьезных трудностей.
Социальные риски, в первую очередь, обусловлены дефицитом высококвалифицированных кадров для осуществления научных исследований, и государственных полномочий на региональном уровне.
Важнейшими условиями успешной реализации Программы является минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг ее выполнения, и принятие необходимых оперативных мер.
Также стоит обратить внимание на следующие риски:
Финансовый риск реализации Программы связан с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономике, которые могут привести как к снижению объемов финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики.
Реализация данного риска может привести к срыву исполнения мероприятий Программы.
Существенная дифференциация финансовых возможностей муниципальных районов и городских округов приводит к различной степени эффективности и результативности исполнения их собственных полномочий в сфере осуществления мероприятий направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН. Подавляющее большинство муниципальных районов испытывают проблемы дефицита средств, необходимых для приведения указанных объектов и услуг в соответствие действующему законодательству Российской Федерации.
Ограниченность возможностей муниципальных бюджетов может снижать эффективность исполнения ими собственных полномочий, что может приводить к росту различий в сфере осуществления мероприятий направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
В рамках Программы минимизация указанного риска возможна на основе:
стимулирования межрайонного сотрудничества и совершенствования нормативно-правового регулирования в указанной сфере;
дифференциации условий софинансирования муниципальных программ с учетом уровня их бюджетной обеспеченности, числа проживающих инвалидов на территории муниципального района (городского округа);
научно-методической поддержки органов муниципальной власти.
Риск отсутствия ожидаемых конечных результатов Программы является типичным при выполнении долгосрочных и комплексных программ, и на его минимизацию направлены меры по планированию работ, в частности формирование плана реализации Программы, содержащего перечень мероприятий с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований, а также информации о расходах из других источников, осуществление ежеквартального мониторинга реализации мероприятий Программы.
Информационные риски определяются отсутствием или частичной недостаточностью исходной отчетной и прогнозной информации, используемой в процессе разработки и реализации Программы.
С целью управления информационными рисками в ходе реализации Программы будет проводиться работа, направленная на:
использование статистических показателей, обеспечивающих объективность оценки хода и результатов реализации Программы, а также совершенствование форм федерального статистического наблюдения в сфере реализации Программы, в целях повышения их полноты и информационной полезности;
мониторинг и оценку исполнения целевых показателей (индикаторов) Программы, выявление факторов риска, оценку их значимости (анализ вероятности того, что произойдут события, способные отрицательно повлиять на конечные результаты реализации Программы).
8. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование расходов на реализацию Программы предусмотрено за счет средств федерального бюджета, средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики, а также средств местных бюджетов.
К финансированию Программы планируется привлечение средств федерального бюджета:
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (по согласованию):
2016 год - 91 950,0 тыс. рублей
2017 год - 55 600,0 тыс. рублей
2018 год - 50 050,0 тыс. рублей
2019 год - 46 550,0 тыс. рублей
2020 год - 43 050,0 тыс. рублей
Министерство образования и науки Российской Федерации (по согласованию):
2016 год - 19 600,0 тыс. рублей
2017 год - 6 300,0 тыс. рублей
2018 год - 7 000,0 тыс. рублей
2019 год - 7 000,0 тыс. рублей
2020 год - 7 000,0 тыс. рублей
Средства федерального бюджета будут привлечены на основании заключенного соглашения между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Карачаево-Черкесской Республики о предоставлении на очередной финансовый год субсидии из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в программу Карачаево-Черкесской Республики, разработанную на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН. Размер средств федерального бюджета ежегодно уточняется.
Средства федерального бюджета предоставляются в виде субсидий бюджету Карачаево-Черкесской Республики при условии использования Карачаево-Черкесской Республики на цели реализации Программы собственных и привлеченных средств в размере не менее 30% общего объема финансирования.
К финансированию Программы планируется привлечение средств республиканского бюджета:
2016 год - 45 741,0 тыс. рублей
2017 год - 35 570,0 тыс. рублей
2018 год - 30 420,0 тыс. рублей
2019 год - 28 920,0 тыс. рублей
2020 год - 27 420,0 тыс. рублей
К финансированию мероприятий Программы планируется привлечение средств муниципальных бюджетов (по согласованию):
2016 год - 1 689,0 тыс. рублей
2017 год - 4 980,0 тыс. рублей
2018 год - 4 980,0 тыс. рублей
2019 год - 4 980,0 тыс. рублей
2020 год - 4 980,0 тыс. рублей
Средства республиканского бюджета, предусмотренные на софинансирование расходов по реализации мероприятий Программы с участием муниципальных образований, выделяются после заключения муниципальным образованием соглашения с ответственным исполнителем (соисполнителем) Программы, в котором предусмотрено использование на цели реализации соответствующих мероприятий Программы собственных и привлеченных средств в размере не менее 30% общего объема финансирования, при соблюдении следующих условий:
наличие утвержденной в установленном порядке муниципальной программы, предусматривающей реализацию аналогичного мероприятия;
наличие в бюджете муниципального образования Карачаево-Черкесской Республики бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования Карачаево-Черкесской Республики по реализации аналогичного мероприятия на текущий финансовый год.
Размер средств муниципальных бюджетов ежегодно уточняется.
Информация по ресурсному обеспечению Программы приведена в приложении 7 к Программе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Информация по ресурсному обеспечению Программы приведена в форме 7 приложения 1 к Программе"
9. Управление и контроль реализации Программы
Ответственным исполнителем Программы является Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики (далее - ответственный исполнитель).
Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики:
обеспечивает разработку Программы, ее согласование и внесение в установленном порядке на утверждение в Правительство Карачаево-Черкесской Республики;
организует реализацию Программы, вносит изменения в Программу и несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей Программы, а также конечных результатов ее реализации;
предоставляет по запросу Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации Программы;
запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для подготовки ответов на запросы Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики;
запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности Программы;
рекомендует соисполнителям осуществлять разработку отдельных мероприятий Программы;
подготавливает годовой отчет и представляет в Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики;
осуществляет руководство и текущее управление реализацией Программы;
координирует деятельность всех исполнителей Программы, органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления, общественных организаций инвалидов;
разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для ее реализации;
организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы;
взаимодействует со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации Программы.
Соисполнители Программы:
участвуют в разработке и осуществляют реализацию мероприятий Программы, в отношении которых они являются соисполнителями;
представляют в установленный срок в Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики необходимую информацию для подготовки ответов на запросы Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики, а также отчет о ходе реализации мероприятий Программы;
представляют в Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности Программы;
представляют в Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики копии актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам в рамках реализации мероприятий Программы.
организуют исполнение программных мероприятий и осуществление контроля за их реализацией в отношении отраслевых объектов, находящихся в их ведении;
осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;
ежеквартально обобщают и анализируют результаты реализации Программы и до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют информацию о ходе ее реализации ответственному исполнителю Программы;
один раз в полугодие сообщают в Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики о заключенных государственных контрактах (договорах) в ходе реализации Программы;
ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств на очередной финансовый год представляют ответственному исполнителю Программы предложения о целевых индикаторах, затратах на реализацию программных мероприятий, механизме реализации Программы и составе ее исполнителей.
Соисполнители несут ответственность за достижение результатов по соответствующим показателям и эффективное использование финансовых средств, выделяемых на выполнение Программы.
Органами государственного финансового контроля могут быть проведены контрольные мероприятия за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на реализацию Программы.
Отчеты по расходованию средств из федерального бюджета предоставляются в порядке, определенном в Правилах предоставления субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Главными администраторами доходов бюджета на федеральном уровне являются Министерство финансов Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
По расходованию средств республиканского бюджета отчеты предоставляются в Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики.
Ответственный исполнитель ежегодно до 20 января очередного финансового года представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отчет о достижении значения показателя результативности по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Ответственный исполнитель ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отчеты об осуществлении расходов бюджета Карачаево-Черкесской Республики (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются субсидии, о реализации мероприятий, включенных в Программы по формам, утверждаемым Министерством.
Вопросы реализации мероприятий Программы рассматриваются на заседаниях межведомственной комиссии по координации деятельности в сфере доступной среды, в которую включаются представители исполнительных органов государственной власти, муниципальных образований, участвующих в реализации Программы, и общественных организаций инвалидов.
10. Оценка эффективности реализации Программы
Программа направлена на развитие мер социальной поддержки инвалидов и других МГН, на создание им равных возможностей для участия в жизни общества и повышение качества жизни на основе создания доступной среды жизнедеятельности.
Эффективность Программы обеспечивается за счет реализации мер по повышению доступности и качества услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, в том числе реабилитационных, что будет способствовать повышению уровня здоровья, качества и продолжительности жизни этой категории граждан.
Социальная эффективность Программы выражается в снижении социальной напряженности в обществе за счет:
увеличения уровня информированности граждан с ограниченными возможностями здоровья о доступных социально значимых объектах и услугах, о формате их предоставления;
преодоления социальной изоляции и включенности инвалидов и других МГН в жизнь общества, в том числе в совместные с другими гражданами мероприятия (в том числе досуговые, культурные, спортивные);
информационных кампаний и акций СМИ в освещении проблем инвалидов для граждан, не являющихся инвалидами;
повышения уровня и качества услуг, в том числе реабилитационных с увеличением позитивных результатов реабилитации.
Экономическая эффективность Программы обеспечивается путем рационального использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в результате перераспределения расходов.
11. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация мероприятий Программы нормативного правового, методического характера, создание системы мониторинга и контроля за исполнением законодательства в части доступности для инвалидов и других МГН вновь строящихся объектов социальной инфраструктуры позволит:
обеспечить поступательное развитие в Карачаево-Черкесской Республике безбарьерной среды для инвалидов и МГН;
оптимизировать расходы средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики, бюджетов муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики, направляемых на приспособление действующих объектов для пользования инвалидами и МГН.
Реализация практических мер Программы будет способствовать:
формированию условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в Карачаево-Черкесской Республике;
обеспечению межведомственного взаимодействия и координации работ исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Карачаево-Черкесской Республике;
сбору и систематизации информации, проведению паспортизации объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Карачаево-Черкесской Республике с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, созданию карты доступности вышеуказанных объектов;
формированию условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, реконструкция объектов социальной, транспортной инфраструктуры с учетом доступности к ним инвалидов;
обеспечению доступности подвижного состава основных видов пассажирского, в том числе наземного электрического, транспорта для инвалидов и других МГН в Карачаево-Черкесской Республике, увеличению количества транспортных средств, оборудованных для перевозки МГН;
повышению доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в Карачаево-Черкесской Республике;
стимуляции социальной и трудовой активности инвалидов;
преодолению социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе.
<< Назад |
Приложение 1. >> Формы |
|
Содержание Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 2 декабря 2015 г. N 335 "Об утверждении государственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.