Дата вступления в законную силу - 29 мая 2019 г.
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В.
при секретаре Еремеевой С.С.
с участием прокурора Сысоевой С.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рыжих Светланы Борисовны о признании недействующим пункта 15 таблицы 1 "Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
установил
Правительство Пермского края Постановлением от 25 ноября 2017 г. N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее также - Постановление N 944-п) утвердило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" (далее также - Закон Пермского края).
Указанное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.11.2017 и в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 48, 04.12.2017, вступило в силу с 01 января 2018 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018, утверждённый Постановлением N 944-п содержит таблицу 1 - Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее также - Перечень).
Под пунктом N 15 в Перечень включено здание с кадастровым номером **, расположенное по адресу: ****.
Рыжих С.Б. являясь собственником указанного нежилого здания, обратилось в суд с административным иском о признании недействующими пункта 15 Перечня, полагая, что данное здание не отвечает требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, оспариваемый пункт Перечня противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Пермского края и нарушает права административного истца, так как незаконно возлагают обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены своевременно и в надлежащей форме.
Представители административного истца К, М1. административный иск поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему, изложенных в письменной форме.
Полагали, что здание не отвечает критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 2 Закона Пермского края, поскольку ведение в нем деятельности, связанной с оказанием услуг общественного питания невозможно, к использованию в качестве столовой оно непригодно.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края М2. против удовлетворения административного иска возражала, сославшись на доводы, приведенные в письменных объяснениях.
Выслушав объяснения участников судебного процесса, изучив доводы административного иска и возражения, относительно него, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Пермского края Сысоевой С.М, полагавшей требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.
Статьей 402 поименованного кодекса установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 приведенной статьи, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Абзацем третьим пункта 1 названной статьи на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Закон Пермского края от 10.11.2017 N 140-ПК "Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2018 года.
Виды недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества перечислены в пункте 1 данной статьи.
К таким видам недвижимого имущества относятся:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1);
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2);
объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства (подпункт 3);
жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (подпункт 4).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 данного Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 данного Кодекса, включенных в определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках пункта 7 статьи 378.2 этого Кодекса перечень.
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Пермского края определены статьей 2 Закона Пермского края.
Так, налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении таких видов недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещения в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края (пункт 1 части 2).
В соответствии с частью 2 указанной статьи Закона Пермского края Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1, 2 части 1 данной статьи, определяется Правительством Пермского края.
Такой Перечень утвержден Постановлением N 944-п.
Налогообложение объектов недвижимого имущества в рамках статьи 378.2 указанного Кодекса должно основываться на принципах достоверности и объективности информации об объектах недвижимого имущества и преобладания экономической сущности над формой.
Данное регулирование является нормативной основой как для исполнения субъектами Российской Федерации полномочия по формированию указанного перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд исходит из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Пермского края, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, по этим основаниям не оспаривается.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости с кадастровым номером ** представляет собой двухэтажное кирпично-панельное здание, общей площадью 1761,5кв.м, назначение "нежилое", наименование "столовая", поставлено на государственный кадастровый учет 29.05.2012, года завершения строительства 1985, расположено на земельном участке, площадью 35900 кв.м, с кадастровым номером **, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования земельного участка "под промплощадку".
Исходя из анализа содержания письменных возражений Правительства Пермского края, основанием включения указанного здания в Перечень на 2018 год послужило его соответствие критерию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 1 части 1 статьи 2 Закона Пермского края, то есть виду предназначения здания, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости - "столовая" и было включено в Перечень в качестве торгового цента (комплекса).
Мероприятия по определению фактического использования здания для целей налогообложения не осуществились (постановление Правительства Пермского края от 16.10.2015 N 848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения" утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения).
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Кодекса, а условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 данного Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, для того чтобы признать спорный объект предназначенным для размещения объектов общественного питания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для данной цели.
Приведенные налоговые нормы устанавливают необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость.
Оказание услуг общественного питания в Российской Федерации регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1036 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания" и "ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 года N 1676-ст.
В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ 30389-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров, как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
В названном стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.
Столовая это предприятие (объект) общественного питания, осуществляющее приготовление и реализацию с потреблением на месте разнообразных блюд и кулинарных изделий в соответствии с меню, различающимся по дням недели.
Проанализировав нормы федерального и регионального законодательства, оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу, что спорное здание правомерно включено в Перечень на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом путем исследования представленных письменных доказательств установлено, что спорное здание является нежилым, предназначено для использования в целях размещения объекта общественного питания.
Согласно техническому паспорту от 20.08.2002г. и экспликации к поэтажному плану имеет общую площадь свыше 1761,5 кв. м, включает помещения: кладовых продуктов, холодильных камер, столовых цехов, кухни, банкетного зала, столовой, общая площадь которых составляет более 20 процентов общей площади этого здания (порядка 50 %).
Каких-либо изменений в техническую документацию об объекте недвижимости, в юридически значимый период, не вносилось.
Ограничение доступа на территорию, в пределах которой расположено спорное здание неопределенному кругу лиц, материалами дела не подтверждено.
Таким образом, данное здание подлежало включению в Перечень на 2018 год, поскольку наименование расположенных в нем помещений общей площадью более 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в документах технического учета (инвентаризации), предусматривают размещение объектов общественного питания.
Поскольку спорное помещение, являющееся объектом налогообложения, согласно технической документации предусматривает размещение объекта общественного питания, суд полагает, что это обстоятельство является достаточным для включения его в Перечень, независимо от фактического использования и вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, где находится спорное помещение.
Таким образом, поскольку объект недвижимости с кадастровым номером ** зарегистрирован в качестве нежилого здания с назначением, которое предполагает оказание услуг общественного питания как самостоятельного вида услуг, включение данного объекта в оспариваемый пункт Перечня на 2018 год является правомерным.
Оценивая доводы административного истца о том, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером ** в настоящее время по его назначению не используются, в связи с фактическим износом, ненадлежащим техническим и санитарно-гигиеническим состоянием, в связи с чем, не отвечает критериям, установленным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суд находит эти доводы несостоятельными, поскольку доказательств того, что на момент утверждения оспариваемого Перечня, названный объект недвижимого имущества не использовался административным истцом, не представлено.
Кроме того, для включения объекта недвижимости в оспариваемый перечень достаточно, чтобы объект отвечал хотя бы одному из условий, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В данном случае, доводы административного истца о том, что эксплуатируя здание "столовой", административный истец не оказывает услуги общественного питания населению, а использует данное здание как складское помещение, не имеют правового значения, так как не свидетельствует о незаконности включения этого объекта в Перечень.
Такая позиция ошибочна, основана на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
Статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предусмотрела, что для включения объекта налогообложения в соответствующий перечень достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из перечисленных в ней условий, то есть, не требуя соответствия такого объекта совокупности всех критериев одновременно, следовательно, неиспользование такого объекта не имеет правового значения, независимо от причин этого.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Рыжих Светланы Борисовны о признании недействующим пункта 15 таблицы 1 "Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Пермский краевой суд.
Судья /подпись/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.