Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
1. Паспорт подпрограммы 1 "Одаренные дети"
Наименование подпрограммы 1 |
Подпрограмма 1 "Одаренные дети" (далее - подпрограмма 1) |
Муниципальный заказчик подпрограммы 1 |
Администрация Зеленчукского муниципального района |
Разработчик подпрограммы 1 |
Управление образования администрации Зеленчукского муниципального района |
Ответственный исполнитель подпрограммы 1 |
Управление образования администрации Зеленчукского муниципального района |
Цель подпрограммы 1 |
Создание оптимальных условий для выявления, образования и развития одаренных детей, их социальной поддержки, обеспечение преемственности в выявлении и развитии одаренности детей от дошкольного до среднего общего образования |
Задачи подпрограммы 1 |
1. Создание условий для развития способностей всех детей независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи. 2. Организация информационно-методического обеспечения процесса управления развития одаренных детей. 3. Обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблемы по поиску, выявлению и обучению одаренных детей. 4. Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми. 5. Создание условий для развития и самореализации одаренных детей. 6. Осуществление контроля за процессом развития одаренных детей. 7. Обеспечение преемственно-перспективных связей в работе с одаренными детьми |
Сроки реализации подпрограммы 1 |
2017 - 2020 годы, этапы реализации подпрограммы 1 не выделяются |
Объемы и источники финансирования подпрограммы 1 по годам реализации |
Общий объем ресурсного обеспечения подпрограммы 1 на 2017 - 2020 годы по всем источникам финансирования - 400,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2017 год - 100,0 тыс. рублей; 2018 год - 100,0 тыс. рублей; 2019 год - 100,0 тыс. рублей; 2020 год - 100,0 тыс. рублей. Объемы финансирования мероприятий подпрограммы 1 ежегодно подлежат уточнению при формировании бюджета на очередной финансовый год |
Целевые показатели реализации подпрограммы 1 |
Реализация мероприятий подпрограммы 1 позволит: сформировать единую муниципальную систему выявления, развития и поддержки одаренных детей для увеличения количества занимающих призовые места во всех этапах школьных, муниципальных, республиканских, Всероссийских, Международных соревнований, олимпиад, конкурсных мероприятий по различным направлениям деятельности; пополнять и обновлять муниципальный банк данных одаренных детей; оказывать адресную поддержку и обеспечивать ежегодное материальное поощрение одаренным детям по результатам достижений в различных областях деятельности; обеспечить ежегодное участие одаренных детей в школьных, муниципальных, республиканских, Всероссийских, Международных конкурсах, фестивалях и олимпиадах; обеспечить ежегодное повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми; создать нормативно-правовой банк, регламентирующий работу с одаренными детьми в образовательных учреждениях; создать возможность для проявления одаренности, обеспечения условий для профессиональной ориентации, творчества и образования школьников, их сопровождения; увеличение количества и доли инновационных проектов с участием одаренных детей; достигнуть взаимодействия систем образования (дошкольного, начального, основного, среднего, дополнительного) в работе с одаренными детьми; создание новых элементов диагностической, образовательной и воспитательной среды в районе, укрепление материально-технической базы; создать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов и других специалистов для работы с одаренными детьми, привлечь педагогических работников к проведению исследований и решению психолого-педагогических проблем, внедрить методические разработки и информационные технологии, распространять инновационный опыт и модели работы с одаренными детьми |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
В современных условиях требует решения проблема обеспечения личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей в новых социально-экономических условиях. В этой связи на муниципальном уровне должно оказываться содействие выявлению и развитию природных задатков детей на всех ступенях их воспитания и образования, а также адресная поддержка каждого талантливого ребенка.
Выявление и развитие способностей детей в районе является приоритетным направлением.
Актуальность направления работы с одаренными детьми обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р), Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 03.04.2012.
Необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка является взаимодействие всех участников образовательного процесса.
В районе на протяжении ряда лет накоплен определенный опыт организации мероприятий, направленных на выявление талантливых детей, социальную поддержку школьников, имеющих особые достижения в различных видах деятельности.
Проводимые для детей мероприятия: предметные олимпиады, творческие конкурсы, научные конференции и другие проекты позволили охватить более половины обучающихся образовательных учреждений района, среди которых обозначились высокомотивированные школьники, способные к результативному участию в конкурсных мероприятиях на муниципальном, региональном, Всероссийском и Международном уровнях.
Для обеспечения сопровождения таких детей в достижении ими высоких результатов требуется внедрение новых форм работы, таких как создание базовых межшкольных площадок, районного центра одаренных детей, участие школьников района во Всероссийских тренингах, научно-практических конференциях на всех этапах, начиная со школьного до Всероссийского.
Важную роль в муниципальной системе выявления и поддержки талантливых детей играет олимпиадное движение и, в первую очередь, Всероссийская олимпиада школьников по различным учебным предметам.
В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2015-2016 учебном году приняли участие 541 обучающийся 7-11 классов образовательных учреждений района. Первые места заняли 14 обучающихся, призовые места - 75 школьников образовательных учреждений района. Их подготовили 73 высококвалифицированных педагога.
На республиканский этап Всероссийской олимпиады школьников приказом управления образования администрации района было направлено 22 обучающихся (9-11 классов), 4 из которых стали победителями и призерами.
Ежегодно район принимает участие в Общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры "Русь святая, храни веру православную". В муниципальном этапе приняли участие обучающиеся 5-11 классов 5 образовательных учреждений, всего 13 участников. В 2015-2016 учебном году на региональном этапе олимпиады заняли призовые места обучающиеся МКОУ "СОШ N 1 ст. Зеленчукской": Потапенко Данил - 9 класс - победитель (1 место), Субтельный Иван - 8 класс - призер (2 место).
В соответствии с Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 22.01.2014 N 10 для усиления государственной поддержки учащихся старших классов образовательных учреждений, сохранения и развития интеллектуального потенциала талантливой молодежи Карачаево-Черкесской Республики Биджиев Артур, учащийся 11 класса МКОУ "СОШ N 3 ст. Зеленчукской им В.В. Бреславцева", выдвинут на награждение грантом Главы Карачаево-Черкесской Республики за высокие результаты в учебе.
Второй год учащиеся района принимают активное участие в региональном этапе телевизионной гуманитарной олимпиады школьников "Умники и умницы Карачаево-Черкесии".
В целях пропаганды чтения среди детей, расширения читательского кругозора учащихся, возрождения традиций семейного чтения обучающиеся района принимают активное участие в школьном, муниципальном, региональном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика". В 2015-2016 учебном году победителем регионального этапа конкурса повторно стал обучающийся МКОУ "ООШ N 2 ст. Кардоникской" Призов Александр. Он представил Карачаево-Черкесскую Республику на Всероссийском этапе конкурса, который был проведен в МДЦ "Артек" города Ялты (Крым).
Важной формой работы с одаренными детьми остаются и соревнования: первенство по легкой атлетике, боксу, художественной гимнастике, Кёкусинкай каратэ.
Благодаря развитию дистанционных форм обучения и расширению каналов доступа в сети "Интернет" ежегодно увеличивается количество участников дистанционных олимпиад, конкурсов: "Русский медвежонок", "Интеллектуальный марафон", онлайн-олимпиады для школьников по математике "Фоксфорд", дистанционный блиц-турнир "Горжусь тобой, Земля моя!".
Однако при всех результатах, достигнутых за прошедший период, существует ряд проблем, требующих решения, для выхода на более высокий уровень работы по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей.
Организация работы с одаренными детьми требует вложения финансовых средств, предназначенных для ее технического обеспечения, в том числе для приобретения лабораторного оборудования, компьютеров, литературы, а также организации учебных сборов, проведения олимпиад и научных конференций, командирования учащихся для участия в республиканских, Всероссийских и Международных конкурсах и проектах.
К числу недостатков действующей системы выявления и поддержки одаренных детей в настоящий момент можно отнести:
низкая обеспеченность образовательных учреждений современными оборудованными кабинетами и актовыми залами или полное их отсутствие;
недостаточное психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в связи с сокращением ставок педагогов-психологов во многих общеобразовательных учреждениях;
недостаточное взаимодействие между учреждениями общего и дополнительного образования, а также с родителями (законными представителями) в вопросах поддержки и сопровождения одаренности детей;
недостаточная скорость Интернет-соединения в отдельных образовательных учреждениях ограничивает участие обучающихся в получении образования с использованием дистанционных технологий, в дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Актуальность настоящей подпрограммы заключается в необходимости обеспечить благоприятные условия для выявления и развития одаренных детей района, что невозможно в рамках текущего бюджетного финансирования.
Цели и задачи подпрограммы 1
Основной целью подпрограммы 1 является создание оптимальных условий для выявления, образования и развития одаренных детей, их социальной поддержки, обеспечение преемственности в выявлении и развитии одаренности детей от дошкольного до среднего общего образования.
Подпрограмма 1 предусматривает решение следующих задач:
1. Создание условий для развития способностей всех детей независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.
2. Организация информационно-методического обеспечения процесса управления развития одаренных детей.
3. Обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблемы по поиску, выявлению и обучению одаренных детей.
4. Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.
5. Создание условий для развития и самореализации одаренных детей.
6. Осуществление контроля за процессом развития одаренных детей.
7. Обеспечение преемственно-перспективных связей в работе с одаренными детьми.
4. Сроки реализации подпрограммы 1
Сроки реализации подпрограммы 1 - 2017 - 2020 годы. Этапы реализации подпрограммы 1 не выделяются.
5. Система мероприятий подпрограммы 1
Подпрограмма 1 предусматривает выполнение мероприятий, способствующих созданию устойчивой системы работы в районе для выявления, развития, поддержки одаренных детей, достижения намеченных целей и включает:
1. Выявление одаренных детей среди обучающихся образовательных учреждений района и диагностика развития детей в условиях обучения по углубленным общеобразовательным программам и программам дополнительного образования.
2. Отработка механизмов учета индивидуальных достижений обучающихся.
3. Индивидуальная психологическая помощь одаренным детям, подготовка методических рекомендаций для родителей и педагогов, работающих с одаренными детьми.
4. Проведение организационных мероприятий в рамках работы с одаренными детьми.
5. Подготовка одаренных детей к олимпиадному и конкурсному движению.
6. Организация и проведение муниципальных конференций, семинаров, круглых столов, посвященных вопросам обучения и развития интеллектуально одаренных детей.
7. Организация и проведение муниципальных семинаров, мастер-классов для педагогов района.
8. Разработка механизма стимулирования педагогических работников по результатам участия обучающихся в олимпиадах.
6. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы 1
Общий объем ресурсного обеспечения подпрограммы 1 на 2017 - 2020 годы по всем источникам финансирования - 400,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2017 год - 100,0 тыс. рублей;
2018 год - 100,0 тыс. рублей;
2019 год - 100,0 тыс. рублей;
2020 год - 100,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий подпрограммы 1 ежегодно подлежат уточнению при формировании бюджета на очередной финансовый год.
7. Механизм реализации подпрограммы 1, контроль за ходом ее реализации
Механизм реализации подпрограммы 1 основан на скоординированных действиях исполнителей программных мероприятий по достижению намеченных целей.
Заказчик подпрограммы 1 ежегодно уточняет затраты на выполнение программных мероприятий и осуществляет подготовку предложений по финансированию в проект муниципального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Финансирование подпрограммы 1 осуществляется в соответствии с бюджетом на плановый период.
Исполнителем подпрограммы 1 выступает управление образования администрации Зеленчукского муниципального района.
Исполнитель подпрограммы 1 обеспечивает исполнение программных мероприятий с соблюдением установленных сроков и объемов бюджетного финансирования, организует работу по привлечению средств из внебюджетных источников, представляет в установленном порядке необходимую отчетную информацию, разрабатывает предложения по продлению сроков реализации мероприятий и несет ответственность за несвоевременное выполнение мероприятий соответствующих разделов подпрограммы 1.
Результативность подпрограммы 1 будет оцениваться на основе целевых показателей, обозначенных для оценки эффективности реализуемых мероприятий подпрограммы 1.
Организация управления реализацией подпрограммы 1 и контроль за ходом ее выполнения осуществляется следующим образом.
Заказчик подпрограммы 1:
осуществляет текущее управление реализацией подпрограммы 1;
в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за реализацию подпрограммы 1 и обеспечивает целевое использование средств, выделяемых на ее реализацию;
с учетом выделяемых ежегодно на реализацию подпрограммы 1 средств распределяет их по программным мероприятиям;
ежегодно в установленном порядке вносит предложения по уточнению мероприятий подпрограммы 1, перечню целевых показателей и индикаторов реализации подпрограммы 1 на соответствующий год.
8. Целевые показатели (индикаторы) и показатели социально-экономической эффективности реализации подпрограммы 1
Перечень целевых показателей и индикаторов |
Изменение значений по годам реализации |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Доля выявленных одаренных детей от общего количества школьников |
10% |
15% |
20% |
25% |
Количество победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников (человек) |
90 |
100 |
110 |
115 |
Количество победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников (человек) |
7 |
10 |
12 |
15 |
Количество победителей и призеров конкурсов регионального, Всероссийского и Международного уровня (человек) |
50 |
60 |
70 |
80 |
Количество одаренных детей, получивших премии за высокие результаты в учебе, творчестве, общественно-значимой деятельности (человек) |
90 |
100 |
110 |
115 |
Количество преподавателей, педагогических работников, получивших поощрение (денежное вознаграждение) за работу с одаренными детьми (человек) |
90 |
100 |
110 |
115 |
Количество педагогов, владеющих инновационными образовательными технологиями |
61% |
70% |
72% |
82% |
9. Оценка эффективности реализации подпрограммы 1
В результате реализации подпрограммы 1 будет создана система выявления, обучения, развития, воспитания и социализации одаренных детей района, поддержки их наставников в целях развития и преумножения интеллектуального и творческого потенциала района.
Оценка эффективности реализации подпрограммы 1 производится путем сравнения фактически достигнутого показателя за соответствующий год с его прогнозным значением, утвержденным Программой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.