Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Существующее положение
2.1. Опорный план (по состоянию на 2009 год)
План существующего города по состоянию на 2009 год (опорный план) являет собой результат развития г. Черкесска за период его существования первоначально в виде станицы Баталпашинской и, далее (в статусе города).
В такой же последовательности происходило планировочное формирование его структурно-планировочного каркаса, представленного основными проспектами, городскими магистралями, вылетными направлениями Федеральных и Региональных дорог.
Исторически сложившаяся структура транспортной сети в современных условиях вошла в противоречие с функцией внутригородских корреспонденции. Отсутствие полной системы обходных дорог приводит к необходимости пропуска транзитных потоков по городским улицам.
Это отрицательно влияет на жизнь города, ухудшает условия пешеходной связи, ограничивает возможность пропуска внутригородских транспортных потоков в направлении "Север-Юг". Вместе с тем, наряду с функцией транспортных связей, за период существования города, в средовом композиционном отношении установился ряд положительных предпосылок для их перспективного развития.
К числу их относится формирование системы зонирования, композиционного построения общегородского центра, создание ландшафтно-рекреационного комплекса.
Система зонирования
Система зонирования территории города, включающая ее модификации функционального, строительного и регламентно-режимного зонирования, складывалась, в основном, под влиянием проектных разработок более ранних этапов развития города и утвержденных генеральных планов 1970 и 1987 годов.
Функциональное зонирование, представленное тремя основными зонами: производственной, селитебной (жилой и общественной застройкой) и рекреационной, в условиях г. Черкесска проявилось достаточно четко.
Производственная зона
Производственная зона планировочно обособлена от селитебной и рекреационной зон.
С позиций формирования общей модели взаимосвязи и взаиморасположения функциональных зон исторически сложившийся тип зонирования Черкесска можно отнести к типу соединения линейно полосовых зональных структур с моделью "разбежного" развития производственной и селитебной зон в системе города.
Если крайне Северное размещение ядра производственной зоны полностью блокирует возможность дальнейшего территориального развития селитебной зоны в северном направлении (а Западное и Восточное направления закрыты по условию природных ограничений), то на правом берегу открытым для селитебной зоны остается только южное направление. При этом в целом модель территориального развития зон характеризуется, как разбежная (разбегающаяся в разные стороны по единому осевому направлению), в итоге образуется линейно-полосовая структура городского плана, что и представлено в опорном плане.
В формировании производственной зоны Черкесска участвуют (по состоянию на 2009 год) отрасли машиностроительной промышленности, химической, строительной индустрии, легкой, пищевой; а также транспортной, инженерно-технической и коммунальной инфраструктуры.
Селитебная зона
В состав понятия "Селитебная зона" входят ее составные элементы (подзоны): жилая (кварталы и микрорайоны жилой застройки), сеть жилых улиц, общественная застройка жилых микрорайонов (микрорайонные центры, школы, детские дошкольные учреждения, блоки внешкольной деятельности), придомовое озеленение. По состоянию на 2009 год граница селитебной зоны г. Черкесска охватывает территорию 1317,3 га, что обеспечивает при сохранении малоэтажной усадебной застройки плотность заселения территории 81 чел./га. Это свидетельствует о чрезмерной уплотненности размещения жилого и общественного фонда. Высокая плотность заселения территории обусловлена проявлением территориального дефицита, недостаточным уровнем развития внутригородской системы зеленых насаждений, нарушением норм санитарной защиты, инсоляции и аэрации осваиваемых территорий жилой зоны.
Отмеченные факторы, обусловившие излишнюю переуплотненность в использовании территории, являются исторически сложившимся. Их преодоление сопряжено с будущими инвестиционными издержками, с необходимостью территориального развития селитебной зоны (расширением городской черты), более активным применением реконструктивных мероприятий.
Непрерывно проявляющийся территориальной дефицит в развитии селитебной зоны приобрел особо острые формы после утверждения генерального плана 1970 года, в котором не был поставлен вопрос о необходимости существенного расширения городской территории, вследствие имевшей место в те годы градостроительной политики, направленной на массовую замену в городах исторически сложившейся усадебной малоэтажной застройки на 5-9 этажную по типовым проектам. Как известно, массовый снос малоэтажного жилого фонда и замена его многоэтажным за истекший период не был произведен, а норма жилищной обеспеченности и численность населения города увеличились, что вызвало необходимость переуплотнения кварталов существующей застройки. Корректура генерального плана, предпринятая в 1987 году (сохранявшая ранее установленную численность населения в 150 тыс. жителей и установившая факт нехватки территории), не довела решение этого вопроса до корректуры проекта городской черты.
Частичное расширение городской территории в последующие годы предпринималось в отрыве от разработки нового генерального плана, что не повлияло на устранение общего территориального дефицита.
Состояние переуплотненности селитебной зоны обусловлено также стремлением к застройке малейших сохранившихся участков в составе жилых кварталов и микрорайонов.
В период после утверждения генерального плана 1987 г. уплотнительная застройка коснулась даже ряда участков улиц, в результате чего необходимые магистральные направления были блокированы и выключены из действующей магистральной сети.
Рекреационная зона
Черкесск - город Южный. Для обеспечения нормальных экологических условий проживания в нем необходимо всестороннее развитие системы зеленых насаждений. Значительная часть системы зеленых насаждений территориально должна размещаться в пределах селитебной зоны. Однако часть территорий, предназначенных для придомового озеленения, вместо культивации и сохранения древостоя, используется под стоянки автомашин. Сеть садов микрорайонов и жилых районов отсутствует.
Норма внутригородских зеленых насаждений общего пользования характеризуется минимальными показателями (не более 3-х кв.м на чел.), что в свою очередь увеличивает плотность застройки селитебных территорий. Но такого рода дефицит погашается созданием периферийного парка в пойме реки Кубань.
Система озеленения городской территории и ближайшей периферии г. Черкесска исторически складывалась на протяжении многих лет, как компенсируемая система, в составе которой дефицит внутригородского озеленения (отсутствие внутримикрорайонных садов, садов жилых районов, крупных общегородских парковых массивов внутри селитебной зоны) компенсируется созданием особо благоустраиваемого крупного паркового массива на крайней периферии селитебной зоны, образующегося на стыке городской застроенной территории с внешней, пригородной, используя благоприятную для культивации растительности почву речной долины.
Отличительная характеристика города Черкесска связана именно с этой особенностью создания крупного пойменного парка.
Проект его формирования под названием "Зеленый остров" в пойме реки Кубань был разработан в 1972 году Московским институтом Гиппрокоммунстрой на основе решения генерального плана, разработанного Ленинградским институтом Ленгипрогор в 1970 году.
Парковый массив за 30-ти летний период его существования в настоящее время приближается к стадии зрелости его древостоя. Однако ряд ранее благоустроенных участков, как следствие, давно не вкладываемых инвестиций на поддержание их состояния, деградирует, нуждается в ремонте и дальнейшем совершенствовании.
Западной границей парка является берег реки Кубань, с востока, юга и Севера парк ограничен водной протокой Кубани. Его территория площадью 85 га зонирована с выделением гидропарковой зоны, спортивной, зрелищно-развлекательной и зоны тихого отдыха. В центральной части спортивной зоны размещены стадион, мотодром и блоки спортивных площадок. Главный вход в парк расположен на бровке надпойменной террасы в виде формирующейся площади "Дружба народов" на замыкании створа ул. Комсомольской, в сочетании с ул. Первомайской фланкирующей центральный сквер Правительственного центра республики.
К некоторому сожалению приходится заметить, что широкий размах благоустройства парковой территории, ранее предпринятое вложение крупных капитальных затрат далеко не в полной мере оправдывается массовой посещаемостью парка.
Имеющее место некоторое отчуждение нижнего пойменного парка от селитебной зоны города связано с отсутствием условий широкого, повсеместного доступа посетителей в парковую зону. При этом нужно особо подчеркнуть, что парк изначально, как следствие отсутствия в селитебной зоне сети местных садов микрорайонов и жилых районов должен выполнять функцию первичной, повседневной рекреации, а потому связи селитебной зоны с парковой средой не должны ограничиваться единственным, даже хорошо благоустроенным входом. Система входов в парк для данного типа построения рекреационной зоны должна учитывать необходимость функциональной связи с парком каждого жилого района.
Для реализации данной установки потребуется на перспективу, как минимум, создание, по бровке надпойменной террасы набережной, снабженной сетью лестничных спусков, серпантин, а также видовых площадок - для реализации функциональной и визуальной связи селитебной зоны с парком. Характеризуя систему озеленения селитебной зоны, представленную в основном зелеными насаждениями общегородского пользования, следует отметить высокий уровень благоустройства, сравнительно небольших, но эстетически привлекательных скверов, зеленых партеров, эспланад. Доминирующее значение имеет сквер в центральной части города у Правительственного комплекса, получающий композиционную связь с фланговым озеленением у здания театра. В настоящее время продолжается формирование озеленяемых курдонеров с памятниками по восточной стороне пр. Ленина, получил благоустройство сквер в районе пересечения ул. Доватора с пр. Ленина.
Рекреационная зона в ее целостном отображении представлена связанными с системой озеленения учреждениями, сооружениями, комплексами и местами отдыха населения. Большая часть объектов рекреационной среды размещена на самой территории "Зеленого Острова" - гидропарк, мотодром, стадион, строящийся рекреационный комплекс ОАО "Меркурий". На территории, прилегающей к парку, размещены - лечебный и реабилитационно-оздоровительный комплексы, туристическая база.
Планировочная структура
Исторически сложившаяся планировочная структура города может рассматриваться, как в аспекте обобщения ее признаков (макроструктура), так и в отношении структуризации отдельных функциональных зон (микроструктура).
В аспекте макроструктуры за время развития города установились такие ее отличительные свойства, как компактность городского плана, развитие города на одном правом берегу р. Кубань. При этом, наряду с проявлениями тенденции формирования города на одном берегу реки, с годами стала проявляться также тенденция к освоению левого берега в связи с постройкой современного мостового перехода по трассе оси ул. Ставропольской.
Город развивается в природных условиях южной степной зоны, для которой характерны линейно-полосовые формы расселения, более тесная связь селитебной зоны поселений, городов с акваториями и долинами рек.
В период бурного промышленного развития города в северной части его формируется промышленный район, который в планировочном отношении блокирует развитие селитебной зоны на Север, оставляя для перспективного развития южное направление, что в конечном итоге формирует типичную модель разбежного развития селитебной и производственных зон с их функциональными недостатками.
Также исторически, стихийно возникли Восточная и Юго-Западная производственно-инфраструктурные группы промышленных предприятий, своим размещением создающие поперечные поля трудового тяготения.
В аспекте микроструктуры приобретают актуальность характеристика магистральной сети города, членение крупных планировочных районов на жилые районы, структуризация производственной и рекреационной зоны, зоны общегородского центра.
По состоянию на 2009 год в составе уличной сети города выделяются типы ее компонентов: пересекающие селитебную и производственную зону внешние дороги Федерального значения: "Ставрополь - Черкесск - Нальчик", проходящие по городским улицам: пр. Ленина, ул. Демиденко, ул. Кочубея, ул. Пятигорская, ул. Октябрьская, ул. Шоссейная, ул. Доватора, ул. Ставропольская; дорога Регионального значения "Черкесск - Архыз" с подключением к Федеральным дорогам посредством использования улиц Ставропольской, Лермонтова, Доватора; сеть магистральных улиц общегородского значения, связанных с вылетными направлениями внешних дорог, центром города и Северным промышленным районом (составляющие транспортно-магистральный каркас системы города), сеть подводящих местных (районных) магистралей, сеть жилых улиц и местных проездов, типы пешеходных направлений.
Хотя типология элементов уличной сети соответствует современной, нормативной, однако их совокупность далеко не в полной мере имеет возможность образовать нормативно-обоснованную систему магистралей и транспорта. К числу системных недостатков можно отнести следующее:
- Отсутствие полной сети обходных дорог, пропуск внешнего автомобильного транспорта по городским улицам;
- Несоответствие межмагистрального шага нормативным критериям;
- Имеющие место противоречия между направлениями трудового тяготения, векторами направленности социально сервисных потоков и направлениями магистральных трасс движения в опорном плане, что отражается на перепробегах транспорта;
- Отсутствие условий, обеспечивающих непрерывность движения с сохранением расчетной скорости по всей магистрали (ул. Октябрьская, ул. К. Маркса, ул. Ворошилова и др.);
- С каждым годом обостряется (превращается в форс-мажорную ситуацию) проблема паркинга легкового транспорта. Намеченные в предыдущем проекте генерального плана основные пешеходные направления превращаются в полосы автостоянок;
- Отсутствие защищенных от транспортного использования пешеходных улиц.
Центр города
Зона общегородского центра, исторически складывалась, прежде всего, как Административный центр с выделением городской и общереспубликанской функций, что отразилось в формировании двух площадей: Правительственной (в районе пересечения пр. Ленина с улицами Первомайской и Комсомольской) и Городской (на пересечении пр. Ленина ул. Умара Алиева).
В соответствии с определением общегородского центра, имевшем место в течение почти всего XX столетия, как "система главных улиц и площадей", Главной площади городского центра сопутствуют периферийные площади. К числу их относятся площади на подходах к главному архитектурному ансамблю центра: пл. Городская на улице Умара Алиева, площадь Дружбы народов, площадь у Собора Св. Николая, Привокзальная площадь на замыкании структурно-планировочной связи "Центр-вокзал".
Значение главных улиц городского центра имеют центральный участок ул. Красноармейская между улицами Средней и Кавказской и участки ул. Первомайской и Комсомольской от пр. Ленина до ул. Кирова.
Если в системе площадей в последнее время получил свое проявление режим их превращения в пешеходные (Правительственная, Городская), то система главных улиц совмещает в себе функции, как напряженных общегородских транспортных магистралей, так и массового социального сервиса, что сопровождается возникновением проблемных ситуаций, связанных с ухудшением условий безопасности движения транспорта и пешехода.
В последние годы значительно ухудшилось состояние приземного воздушного слоя от воздушных выбросов транспортом, в том числе в местах массового скопления пешеходов на главных улицах. Это выдвигает в число наиболее актуальных проблему дифференцирования движения с отделением путей передвижения транспорта от путей и мест сосредоточения пешеходов в зоне общегородского центра.
Современное определение центра города, не только как понятие системы Главных улиц площадей, но, прежде всего, как зоны размещения объектов завершающей ступени системы социального сервиса (включая под систему межселенного обслуживания), в условиях города частично нашло свое отражение через сосредоточение исторических объектов (здание филармонии, Дом связи, Исторический музей и другие) и размещение новых общественных зданий (театр, здание национальной библиотеки, торговый центр, гостиницы, центр развлечений).
Большинство же прочих учреждений общегородского пользования рассредоточено по всей территории селитебной зоны города.
2.2. Планировочные и эколого-средовые ограничения. Комплексная оценка территории
Схема комплексной оценки территории отображает три этапа градостроительного анализа.
1 этап - разработка схемы планировочных и эколого-средовых ограничений по условиям размещения нового жилищного строительства. При этом ограничения и запрещения носят нормативный характер. Они опираются на действующие нормативные акты и правовое законодательство (градостроительный и земельный кодексы), нормы СНиП, СанПиНа и ранее произведенные изыскания на территории города.
2 этап - выявляет факторы предпочтений, дополнительно повышающих градостроительную ценность пригодных территорий.
3 этап - сопоставляет действие факторов "ограничения" и "предпочтения" с выходом на комплексную схему оценки.
Наибольшее количество планировочных и эколого-средовых ограничений в решении задач размещения основных функциональных зон города связывается, прежде всего, с селитебной зоной, где в качестве критерия оценки выступает синтез природных, антропогенных, экологических, социальных и функциональных характеристик.
На территории г. Черкесска приобретают оценочную значимость следующие ограничительные факторы:
- гидрологические;
- гидрогеологические;
- экологические;
- инженерно-геологические;
- функциональные;
- орографические;
- сейсмические.
Гидрологические ограничения представлены зонами водоохраны с выделением нормативной прибрежной полосы, а также зонами потенциально возможного затопления от рек Кубань, Абазинка и Овечка.
Границы зоны водоохраны соответствуют нормируемым параметрам Водного кодекса Российской Федерации, согласно которому ведение строительных, дноуглубительных и иных работ на водных объектах и в их водоохранных зонах осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.
Главным поверхностным водотоком города является река Кубань, берущая начало в пределах Главного Кавказского хребта.
Река Кубань представляет собой типично горную реку. По данным гидрометрического поста, расположенного южнее станицы Красногорской, в режиме стока реки четко выделяются весенний и летний паводки. В июне 2002 года ливневые дожди, охватившие весь Северный Кавказ, обусловили на многих реках катастрофические паводки. В г. Черкесске в 2002 году - в бассейне р. Кубань произошло развитие паводка 1% обеспеченности. Паводком была размыта берегоукрепительная дамба, снесены и разрушены частные домовладения и садовые участки. Зона затопления в границах города Черкесска составила 5 кв.км. Пострадали объекты коммунальных служб города.
На Схеме планировочных и эколого-средовых ограничений отмечены граница возможного затопления от рек Кубань и Абазинка; эти территории относятся к ограниченно пригодным для нового жилого строительства.
Гидрогеологические ограничения. На территории города выделяются гидрогеологические бассейны с различными уровнями грунтовых вод, что предопределяет появление сообщающихся подземных течений. В соответствии с Картой изогипс и глубин залегания максимального уровня подземных вод, составленной Кавминводским отделом "Ставропольтисиз", на территории города Черкесска выделяются две глубины залегания - 0-2 м и 2-5 м от поверхности. Это вызывает удорожание строительства, что является ограничительным фактором при оценке территории.
Экологические ограничения связаны с защитой окружающей среды от выбросов ингредиентов и суммаций санитарной вредности. Границы зон их распространения в соответствии с действующими нормами СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Прохождение по территории города магистральных путей железной дороги сопряжено с необходимостью учета зоны распространения дискомфортного шумового воздействия с уровнем шума более 50 ДБ.
Электромагнитные воздействия имеют место у городских электроподстанций - Северной на ул. Гутякулова, Южной на Парковой ул. и у электроподстанции на северо-востоке города.
Инженерно-геологические ограничения связаны с опасностью грунтовых провалов (площадных и точечных), процессами оврагообразования, оползневыми процессами, нарушениями структуры грунта.
Сочетание природных факторов (рельеф, геологические и гидрогеологические условия) обуславливает сильную активность на территории г. Черкесска оползневых явлений, осложненных в ряде мест овражно-эрозионными процессами. По результатам инженерно-геологического исследования активных оползневых процессов, проведенного в 1998 г. предприятием "Гидроэкология" на склонах вдоль восточной окраины г. Черкесска, 40-45% данной территории занимают "долгоживущие" активные и временно стабилизировавшиеся оползневые тела. Остальная территория склона является потенциально опасной на развитие оползней.
Наибольшая активность оползневых явлений отмечается в северовосточной части участка в бортах балки р. Овечка. Выше этого участка по подъему автодороги также наблюдаются постоянные медленные смещения, вызывающие деформацию полотна дороги и сдвиг подпорной стенки на сваях. В левом борту балки р. Овечка активно развивается оползень-сплыв.
Дальнейшее развитие оползней угрожает разрушением близлежащим жилым домам и садовым участкам.
Таким образом, восточные склоны на территории города характеризуются сложными инженерно-геологическими условиями. В результате проведенного исследования, специалистами "Гидроэкологии" были сделаны выводы, свидетельствующие о том, что на склонах восточной части города практически нет участков, безопасных от возможного проявления оползней. Поэтому данная территория относится к непригодной для нового капитального строительства.
Функциональные факторы, определяющие степень ценности территорий селитебной зоны, представлены мерой удаленности рассматриваемого участка от центров социального обслуживания и трудового тяготения. Критерием оптимальной удаленности от центров тяготения является радиус удобной пешеходной доступности - 0,6 км для трудовых и 1,0 км для социально-сервисных корреспонденции.
Орографические ограничения представлены оврагами и участками территории с крутыми склонами рельефа от 10% до 20% и более 20%, на которых невозможно строительство жилых зданий. Это крутые склоны в восточной части города, отмеченные на Схеме планировочных и эколого-средовых ограничений.
Сейсмические ограничения связаны с сейсмической обстановкой на территории города. По картам сейсмического микрорайонирования, г. Черкесск попадает в зону возможного землетрясения с интенсивностью 7 баллов по шкале Рихтера. Близкое расположение к Большому Кавказскому Хребту усугубляет этот процесс в сторону увеличения до 8 баллов. Таким образом, на территории города выделены две зоны с сейсмичностью в 7 и 8 баллов. Эти территории являются ограниченно пригодными для нового жилого строительства, при проектировании зданий, строений и сооружений на них необходимо соблюдать требования СНиП II-7-81* "Строительство в сейсмических районах".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.